Exactor
"Например можно заявить, что американцев обьединяет виски, а россиян - водка, остальные различия вытекают из этих двух основополагающих принципов, а так - одно и то же"
Водка и виски - это не государствообразующие факторы, а государстворазваливающие
К объединяющим факторам относятся:
политика - в данном случае политика римского народа.
религия - в данном случае христианство.
Исходя из них и получаем, в одном случае грубо говоря
Росийскую империю, в другом - Арабские эмираты.
______________________________________________
Exactor
"Moжно примеры вне спартообразных полисов?"
http://centant.pu.ru/centrum/publik/boo ... va/022.htm
Л.Г. Печатнова "История Спарты"
"48 Ретра Эпитадея, разрешившая "завещать свой дом и надел кому угодно", оказалась более радикальной, чем аналогичный афинский закон, где свобода завещания была возможна только при отсутствии законных сыновей (Isaeus III, 68, p. 45)."
"60 Те же процессы, по-видимому, происходили и в дорийских городах Крита. Как и в Спарте, искусственно сдерживаемое экономическое развитие привело к тяжелым для общества социальным последствиям. Судя по сохранившимся документам, поворот в социально-экономическом развитии острова произошел в конце V - начале IV в. Эпиграфический материал, относящийся IV в., свидетельствует о большой продвинутости Крита в сторону развития ростовщичества, роста богатств, земельной задолженности и социальной дифференциации. По словам Л. Н. Казамановой, все эти явления, будучи связанными с земельной спекуляцией, повлекли за собой распад критской общины "равных". Как полагает Л. Н. Казаманова, закон Эпитадея в Спарте и аналогичные законодательные акты, приведшие к концентрации богатств на Крите в IV-III вв., можно считать явлениями одного порядка (Казаманова Л. Н. Некоторые вопросы социально-экономического строя критских полисов (VI-IV вв. до н. э.) // ВДИ. 1957. № 3. С. 80, 83 сл.)."
"62 Это зафиксировано, например, для Левкады (Arist. Pol. II, 4, 4, 1266 b). Вероятно, продажа земли была запрещена также в Коринфе и Фивах (Arist. Pol. II, 3, 7, 1265 b). В Локрах еще в IV в. существовали законы, ограничивающие продажу земли (Arist. Pol. II, 4, 4, 1266 b). В Элиде разрешался кредит под залог земли, но только такой, который бы не грозил полной ее потерей (под заклад отходила только часть земли, а не весь участок целиком (Arist. Pol. VI, 2, 5, 1319 a)."
И т.д. и т.п., там ещё много фактов можно найти.
http://centant.pu.ru/centrum/publik/pal ... l_0131.htm
Л.А.ПАЛЬЦЕВА
"Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии"
"Принцип самодостаточности, изначально присущий этой форме политического объединения, лежал в основе стремления гражданского коллектива обеспечить себя необходимым количеством земли, пригодной для сельскохозяйственного использования или дающей какие-либо иные преимущества (например, выход к морю). Неизбежным следствием этого стремления явились территориальные конфликты и войны, которые часто происходили в архаическую эпоху между соседними государствами (Thuc., I, 15, 2). Недостаточность земельных ресурсов, ставшая особо ощутимой либо по причине роста народонаселения, либо в силу действия законов, запрещавших дробление земельных наделов (т. е. исключавших раздел участка между наследниками, отчего возникал слой людей, не имевших земельной собственности), или в результате действия иных факторов, вынуждала часть населения греческих метрополий выселяться за пределы Греции."
"Следует, однако, подчеркнуть, что во всех случаях, независимо от того, какими интересами руководствовалась группа лиц, инициировавших выведение колонии, изначально предполагалось, что все участники предприятия - будущие колонисты - должны будут получить в новом полисе земельный надел, а вместе с ним и особый статус полноправного гражданина нового полиса. Это было обычной практикой, и редкие исключения из этого правила не могут, по-видимому, опровергнуть утверждение об аграрной основе городов-колоний, как и вообще греческого полиса."
Короче говоря, без запрета продажи земли самоё существование полисов было просто не возможно.
____________________________________________
Exactor
"если в Риме такого не было (кроме отдельных случаев)"
А чем Рим хуже других?
http://centant.pu.ru/centrum/publik/boo ... va/022.htm
Л.Г. Печатнова "История Спарты"
"41 В Риме, начиная с середины II в., наблюдался тот же самый процесс - неуклонное уменьшение числа граждан, способных носить оружие. Т. Моммзен обвиняет в этом прежде всего римский нобилитет: "Когда власть находится в руках замкнутой группы родовой знати, обладающей прочным богатством и авторитетом наследственного государственного опыта, то в минуты опасности она проявляет замечательную последовательность и настойчивость... но в мирное время ее политика бывает недальновидна, корыстна и небрежна. То и другое заложено в самой сущности наследственной и коллегиальной власти... В вопросе Катона, что будет с Римом, когда ему уже не надо будет опасаться ни одной державы, заключался глубокий смысл... Правящая корпорация руководствовалась одной идеей - сохранить и по возможности расширить свои незаконно захваченные привилегии..." (Моммзен Т. История Рима. Т. II. М., 1937. С. 69 сл.). Но римское общество, в отличие от спартанского, сумело приостановить процесс деклассирования своего гражданства в результате вовремя проведенной земельной реформы Тиберия и Гая Гракхов."
_________________________________________
Exactor
"И каким образом это нашло отражение в средневековом крепостничестве"
А Вы попробуйте сравнить организацию скажем кельтского общества и средневековой Европы.