Если здесь разговор о жестокости к чужим народам как об отличительной особенности древнего мира, то в принципе естественными науками уже многое объяснено.
Жестокость древних народов по отношению к врагам объясняется наличием этологического инстинкта изоляции видов.
Сформировался этот инстинкт в результате того, что, например, человек очень-очень долгий период истории рождался, воспитывался и жил в родном племени. Причем буквально родном. Все соплеменники без исключения являлись его родственниками.
Племя занимало какую-то территорию, которая кормило это племя. За границей территории начиналась территория другого племени. Соответственно, размер племени зависел от размера территории и объема ресурсов этой территории. Ну и, естественно, чужое племя, пришедшее на территории племени-хозяина, могло явиться причиной сокращения численности членов племени-хозяина, ресурсов, как правило, было впритык. Вот и выработалось нетерпение к чужакам.
Когда возникло земледелие, стало попроще, но инстинкт выработанный сотнями тысячелетий никуда не делся.
Если взять в пример Рим, то племена хозяев стали в результате формирования полиса патрициями, а все чужаки плебеями - бесправной частью населения. В общем, наличие этого инстикта объясняет принятие моралью общества рабовладельческого уклада жизни.
Но человек - существо сознательное, и поэтому сознание и разум могут тормозить влияние инстинктов. Например, софисты - образованейшая часть населения Греции, уже тогда пришли к выводу, что рабы - те же люди, а не инструменты, и достойны такого же уважения, как и граждане полиса.
Видимо, справедлива зависимость уровня культуры и образования по отношению к правам человека...Чем выше уровень культуры и образования общества, тем менее нетерпимее относятся к чужакам. Например, в нынешнее время нетерпение к чужакам выражается в виде расизма и национализма.