Гарамантида

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение Dedal » 01 апр 2006, 12:48

Analogopotom
"САМОНАЗВАНИЕ ГАРАМАНТОВ – «ИМАЗИГЕН»"

"Милитарев А.Ю. : Термин "имазиген" существует не менее трех с лишним тысячелетий и надежно идентифицируется с Μάξιες, Μάξιχες, Mazices античных источников и сопоставляется с египетским обозначением mšwš (второе s может передавать h, т.е. mšwš < *mšwh ) «ливиец» (одно из ливийских племен) в текстах XIX и XX династий."

"На 5-м году правления Рамсеса ливийские племена mšwš напали на Египет и потерпели поражение, потеряв убитыми 12500 человек."

Нефёдкин "Колесницы..":"ливийская компания на 11 году правления Рамзеса III (ок. 1187 г. до н.э.). Рельеф первого двора левой входной стены Мединет-Абу. Сражение с ливийцами-машауаш (максиями)", - картинка маловата конечно, но видно что по виду ти-и-ипичные ливийцы. Правда нельзя не отметить, что у египтян иногда все на одно лицо, как, например, на фаянсовых плитках из царской резиденции - ливиец, сириец, филистимлянин - все с одинаковым профилем и бородкой, если бы не одежда - ни в жизнь не отличить.

Но цепляет другое - у них в руках длинные мечи, возникает невольная ассоциация с продукцией микенского экспорта, факт насколько я знаю нигде не фигурирующий.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Analogopotom » 02 апр 2006, 21:21

Существует предание, что филистимляне имели своеобразную монополию на изготовление железного оружия и не допускали того, что бы им пользовались покоренные племена.
Филистимляне были морским народом. Наличие флота, позволяло им не только воевать с египтянами на море, о чем свидетельствуют фрески в храме Мидинет-Абу, но вести торговлю.
Нет свидетельств, но вполне возможно, что они контактировали с ливийцами.
Правда, их традиционным оружием были капеши. :roll:
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Dedal » 03 апр 2006, 17:28

Analogopotom писал(а):Существует предание, что филистимляне имели своеобразную монополию на изготовление железного оружия и не допускали того, что бы им пользовались покоренные племена.


Есть такое, монополией филистимляне стали обладать когда после скитаний основали пятиградие. Доля железного оружия по отношению к бронзовому была невелика, но у окружающих племён и этого не было.
Филистимляне усвоили хеттский опыт обработки железа.

Analogopotom писал(а):
Правда, их традиционным оружием были копеши.


Ой, не уверен, по-моему тоже длинные мечи.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Кассивелан » 03 апр 2006, 17:29

Хепеш вроде пришел из Сирии... :roll:
Если отождествлять филистимлян с балканскими пеласгами - то микенские образцы наступательного вооружения вполне были им знакомы.
VAE VICTIS !
Аватара пользователя
Кассивелан
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 12 авг 2005, 21:49
Откуда: Айриана Ваэджа

Сообщение Dedal » 03 апр 2006, 17:32

Кассивелан писал(а):
Если отождествлять филистимлян с балканскими пеласгами.


Это есть бо-о-льшой вопрос.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Analogopotom » 04 апр 2006, 01:40

На египетских каменных барельефах шерданы (сарды) изображены с длинными мечами.
Пленные шерданы служили в охране фараона. В этот период они изображались, как воины в рогатых :twisted: полусферических шлемах, украшенных солнечным диском. Когда шерданы сражались на стороне «народов моря» диск с их шлемов исчез.

В Мединет-Абу есть фреска морского сражения (у меня она плохого качества); на ней изображены пелесет. У них только копья и короткие мечи? Или у одного в руке длинный меч?

Пелесет могли бывать во внутренней части Ливии, или, по крайней мере, ливийцы их знали.
В гроте, недалеко от пальмовой рощи Нафег (уэд Джерат), в середине 60-х Анри Лот обнаружил изображение колесницы, снабженной двумя дышлами и запряженной быками, которых ведет погонщик. Такие боевые повозки использовали воины племени пелесет. Позднее, были найдены еще несколько, подобных рисунков. Новая деталь показала, что в Сахаре существовали не только боевые колесницы.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Lusor » 04 апр 2006, 01:45

Пленные шерданы служили в охране фараона.


А еще эти головорезы очень неплохо проявили себя в знаменитой битве с хеттами при Кадеше...
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Кассивелан » 04 апр 2006, 02:04

А может быть - наоборот, диск на шлемах шардана появился? В охране-то фараона?
Аналогов таким шлемам не найдено ни в Италии, ни на островах, а вот шлемов рогатых - сколько угодно. :twisted:
VAE VICTIS !
Аватара пользователя
Кассивелан
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 12 авг 2005, 21:49
Откуда: Айриана Ваэджа

Сообщение Analogopotom » 04 апр 2006, 11:22

Народы моря, известны из текстов Рамсеса III как Tjkr, Skls, Trs, Wss, Srdn.
Sardan (шерданы) - наемники фараонов XIX династии Сети и Рамсеса II, т. е с начала XIII в. до н.э.
Когда Рамсес III в начале своего царствования развернул военную компанию против ливийцев, и Pereset выступали как союзники египтян (плита 4 из храма Мидинет-Абу).
Плита 5. Против Pereset, ставших врагами Египта, Sardan сражаются на стороне египетской армии.
Плита 6. Sardan участвуют в параде вместе с армией фараона или куда-то маршируют в боевом порядке под звуки египетской трубы. Воспроизведены их внешний вид и вооружение – щиты, копья, мечи (мечи длинные). На рогатых шлемах солнечный диск.

Кассивелан, именно это и имелось в виду. Первое изображение рогатого шлема относится к периоду службы шерданов у фараона. А не наоборот.

Плита 7. Битва у дельты Нила. Sardan в рогатых шлемах, но уже без «дисков». Египетяне громят Pereset и другие народы моря, и обращают их в бегство.
Плита 8. Процессия связанных пленников. Одна группа названа Tjeker (Tjkr), другая - Denien, и третья самая многочисленная – Pereset.

Если хронологически, события расположены правильно, то шерданы носили солнечный диск на шлемах еще до разгрома фараоном-воителем «народов моря».
Плиты из храма Мидинет-Абу, возможно, единственное свидетельство существования подобных шлемов.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Dedal » 04 апр 2006, 18:47

Analogopotom
"На египетских каменных барельефах шерданы (сарды) изображены с длинными мечами.
Пленные шерданы служили в охране фараона. В этот период они изображались, как воины в рогатых полусферических шлемах, украшенных солнечным диском. Когда шерданы сражались на стороне «народов моря» диск с их шлемов исчез."

Наиболее вероятным представляется, что диск на шлемах обозначал шерденов находящихся на службе у фараона, выступая как своеобразный гербовой знак.
В этот период отряды шерденов находились на службе у многих правителей.

"В Мединет-Абу есть фреска морского сражения (у меня она плохого качества); на ней изображены пелесет. У них только копья и короткие мечи? Или у одного в руке длинный меч?"

В сцене морского сражения у филистимлян длинные мечи, насчёт копий надо уточнять, там стрелы которые пускает Рамзес размером с копья. Надо будет поднять архивы 8)

"Пелесет могли бывать во внутренней части Ливии, или, по крайней мере, ливийцы их знали.
В гроте, недалеко от пальмовой рощи Нафег (уэд Джерат), в середине 60-х Анри Лот обнаружил изображение колесницы, снабженной двумя дышлами и запряженной быками, которых ведет погонщик. Такие боевые повозки использовали воины племени пелесет. Позднее, были найдены еще несколько, подобных рисунков. Новая деталь показала, что в Сахаре существовали не только боевые колесницы."

Всё-таки далековато для филистимлян, повозка запряженная быками - не очень убедительное свидетельство.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Analogopotom » 05 апр 2006, 13:14

Просто, факт. :) Да и датировать изображение сложно. Древние периоды Сахары исчисляют не веками, а тысячами лет.

В Тассили можно найти не только «филистимлян». Хотя не исключено, что и они бывали. Ливию вдоль и поперек пересекают караванные маршруты. Кстати, самое больше число изображений колесниц "эгейского стиля" было обнаружено как раз вдоль одного из них.

Первые росписи Сахаре появились около 10 тыс. лет назад, по окончании ледникового периода. В Хоггаре обнаружили неолитические слои, содержащие керамику. И вполне возможно, что в Сахаре существовал центр неолитической культуры столь же древним, как на Ближнем Востоке. Изображение солнечного барана в Южном Оране на три-четыре тысячелетия :shock: старше барана Амона, который появился только при XVIII династии.

Тассили (туарег. «речное плато») - это гигантская, картинная галерея под открытым небом. Плато возвышается над плоскогорьем Ахаггара на 500-600 м, по ширине - 50-60 км, а его протяженность 800 км. А на сегодняшний день изучена только малая ее часть рисунков.

Анри Лот обнаружил недалеко от Гадеса к северо-западу от Тиссукаи росписи.
На них изображены высокие стройные люди. Они одеты в шкуры, прикрывающие левое плечо, стянутые поясом и ниспадающие до колен. У мужчин европеоидный профиль, остроконечные бороды; в прическе – торчащий вперед рог. На руках довольно широкие браслеты. Их вооружение составляют луки с тройным изгибом.
Лот считает, что они похожи на «воинов-гиксосов или даже некоторые шумерские рельефы III тыс. до н.э». Подобные изображения в Сахаре были неизвестны, они напоминают Ближний восток.
Вверху судно, похожее на те, что плавали по Нилу, с вымпелами на корме и на носу. Но неизвестно, как эта барка связана с лучниками, и когда она появилась – раньше или позже.
В правом нижнем углу мужчина, лицо которого прикрыто маской, увенчанной коровьими рогами направляется к бородатым лучникам.
Фреска относиться к последнему этапу «периода полорогих» ( III тыс. до н.э., время т.н. «второго неолитического климатического оптимума»).
Мнение Анри Лота, относительно принадлежности изображенных людей, может быть ошибочным - он этнограф, изучал обычаи и историю туарегов. Но с другой стороны, он – единственный, кто занимался копированием и классификацией фресок Тассили.

Фрески Тассили требуют гораздо бОльшего внимания и комплексного подхода. Мало внутреняя Ливия изучалась, мало.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Dedal » 05 апр 2006, 18:18

Ждём книгу :wink: , может чего прояснится. А пока всё упирается в датировку.
----------------------------------------
Из истории меча.

М.В. Горелик "Оружие Древнего Востока"

"Родиной меча О.Тамбер справедливо называет Анатолию, отмечая клинок из Дорака середины - второй половины III тыс. до н.э. (кованный из метеоритного железа) длиной 70 см. Кроме длины он ничем не отличался от кинжалов. Однако данный экземпляр был единичным опытом, на ближневосточное вооружение не повлиявшим.
Не исключено, что длинные кинжалы-мечи Анатолии послужили прототипом для настоящих длинных мечей, появившихся на Крите в 17 в. до н.э.. Последние были прежде всего колющим оружием, предназначенным для поражения противника из-под распостранённых там ростовых щитов. На крито-микенских изображениях видно, что мечи использовались именно как колющее оружие, против бронзовых доспехов.
Эгейские мечи (с Крита и из Микенской Греции) 17-16 вв. до н.э. можно разделить на два основных типа:
1) с параллельными, плавно сходящимися у острия лезвиями.
2) подтреугольный сильно сужающийся к концу, с длинным остриём ("рапиры").

В Сирии-Палестине и Египте мечи появляются около середины 13 в. до н.э. в связи с движением "народов моря". Там мы находим видоизменённые варианты первого типа мечей Эгеиды.
Мечи второго типа на египетских рельефах изображены только в руках воинов "народов моря". Рукояти мечей точно соответствуют рукоятям мечей из Микен.
Тем не менее, судя по малому количеству находок и практическому отсутствию изображений, меч местное население Ближнего Востока во II тыс. до н.э. применяло редко.
Видимо рубящим клинковым оружием здесь служили секачи (хопеш, по сути, всё тажа секира, только меньше), а в качестве колющего традиционнно предпочитали копьё, тогда как у пришельцев меч, судя по изображениям, был практически единственным наступательным оружием в силу своей универсальности.
------------------------------------------------------
На рельефе "морского сражения" из Мединет-Абу пелесет вооружены только мечами и щитами.
А на рельефе северной стены со сражением на суше, у пелесет повозки запряжённые быками, обычные колесницы. На колесницах пелесет с копьями и щитами, а на бортах колесниц колчаны для лука и стрел, у пеших мечи и копья.

На рельефе ливийской кампании Рамзеса III: у ливийцев длинные мечи; у египтян - хопеши, у шерденов и филистимлян - мечи.

Налицо результат микенского влияния.
---------------------------------------------
К сожалению, происхождение филистимлян пока довольно туманно.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Analogopotom » 06 апр 2006, 00:02

Возвращаюсь к гарамантам.

Гараманты были скотоводами и земледельцами. Вероятно, пользовались системой гидравлических сооружений - фоггарос, ко времени их появления, существовавших уже не одно тысячелетие.
Гараманты находились на стадии формирования классового общества. У них существовала дифференциация на расовой основе. Как у скотоводов-кочевников их культурно-хозяйственный тип не развился дальше всаднического подтипа (Н. Непомнящий «Загадки сынов Атлантиды).

Раскопки гигантского некрополя, самого большого в Африке, помогли реконструировать некоторые традиции гарамантов.
Женщины носили длинные туники, собранные на талии с боков. На одежду нашивались изделия из слоновой кости, золота, серебра. Обнаженные руки и шея украшалась браслетами из слоновой кости, серебра, меди, подвесками из раковин, цветных камешков, пластинками из панциря черепахи, бусинами из скорлупы страусовых яиц и стекляшками, привезенными с побережья из финикийских факторий. И женщины и мужчины, украшали прически 2-3 белыми или черными страусовыми перьями. Мужчины носили короткие туники из шерсти или шкур коз и антилоп. Детородный орган защищали кожаным футляром.

Археологические раскопки под руководством Биаджио Паче и Серджио Серджи, начатые Итальянским географическим обществом в 1933-1934 годах, в предполагаемом сердце страны гарамантов, вблизи города Джерма, позволили определить антропологические особенности людей, живших в вади Аль-Аджаль с середины II тыс. до н.э. до арабского завоевания.
В настоящее время европеоидное происхождение гарамантов не вызывает сомнений, а эфиопоидные и негроидные вкрапления в могильниках, приписываются чернокожим рабам, членам низших социальных групп.
Курганные захоронения, обнаруженные недалеко от Гата и в Алжирской Центральной Сахаре, представляют собой ямы, ящики, камеры с плоской крышей или куполом. Над ними насыпаны курганы различной формы, некоторые из которых поднимаются ступенями вверх. На восточной стороне могилы - стела, или обелиск в виде рогов, перед которым установлен стол (mensae), с небольшим углублением для ритуальных подношений пищи. Хоронили умерших в согнутом положении. Погребение отмечалось пышной, ритуальной трапезой (в могилах найдено много костей животных). В гробницы ставили сосуды из прозрачного стекла с высеченным или нарисованным орнаментом, из выпуклого или гладкого стекла, или из обожженной глины.

Туареги (чаще всего называют туарегов Ахаггара) считаются наиболее вероятными наследниками гарамантов. А потомками вассального племени называют эфиопоидные племена тубу (теда, тиббу), обитающие на нагорье Тибести, на севере Чада. Если последние сохранили только часть традиций, то туареги являются биологическими потомками, унаследовавшими язык и культуру.

После покорения Северной Африки арабами и исламизации, туареги, единственные из берберов, сохранили многие традиции своих древних предков, а их женщины свой социальный статус, не смотря на принятие ими мусульманства. О консерватизме культуры туарегов говорит тот факт то, что их жизненный уклад не претерпел больших изменений с того времени, когда конце 70-х годов позапрошлого века французский путешественник Генрих Дювейре, а чуть позже Жозеф Шаван, путешествуя по Сахаре, описали обычаи и нравы этого народа. У туарегов, сохранилась классовая дифференциация - подобие крепостного права, восходящая к прабербескому времени. Только люди благородного происхождения, пользуются политическими правами и властью в своем племени.

Примечательно, что именно женщины туарегов являются хранительницами культурной традиции и родного языка, что характерно для "архаичных" обществ. Происхождение ребенка считается по матери. Дети женщины благородного происхождения - всегда, благородные, даже если их отец из вассального племени. У племени кель аджер, существует даже особый титул - "тимонакалин" (царственная женщина). Старший сын старшей дочери вождя, по закону наследия - бени-умия, наследует власть. Женщины туарегов самостоятельно распоряжаются своим приданым, сами воспитывают детей и принимают активное участие в советах мужчин племени. Они не закрывают лиц, в отличие от своих мужчин, которые носят оригинальный платок - lisam, загораживающий нижнюю часть лица.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Dedal » 09 апр 2006, 13:51

Размышления на тему одной фрески:

http://histseeship.narod.ru/garama.jpg

Надо заметить что не смотря на возможную разновремённость создания, сюжеты рисунков могут отвечать одной теме, сообразно предназначению того места где они помещались.
Изображённая сцена скорее всего - сцена агона (состязания) или священного брака.
Рисунки можно разбить следующим образом:

1) красные спирали носящие календарный характер, о том что они собой представляют есть прекрасная книга: В.Е.Ларичев "Звёздные боги" (об открытиях в эпохи неолита в Сибири, но спираль - элемент известный и одинаково читаемый во всех древних культурах.). Наиболее часто - это звёздное небо, или обозначение завершения (начала) календарного цикла. Три спирали соотносятся, например, с тремя сезонами года.

2) человеческие пары, поднятые руки напоминают жест с минойской геммы изображающей священный брак. Если сохранились все, то ведь и олимпийских богов тоже было шесть.

3)бык (судя по рогам) в сопровождении тёлки и бычка(?), напротив стоит другой бык, вызывая первого на поединок.

4) Мужчина с луком в окружении трёх сидящих женщин (жёны?), у крайней слева рядом ребёнок (?), напротив другой мужчина, явно молодой. Вероятно, представлена сцена сватовства (за женщину, первую справа).
Возможно, в этом случае бык из сцены 3 представлен как выкуп.

5)"Лучники", делятся на две группы (на снимке левая группа со светлой кожей, двое без бороды - молодые). У правой группы туники завязаны на плече по ливийскому образцу, на головах у людей перья или рога.
Эту сценку сложно интерпретировать не зная местного фольклора, но на сражение она не похожа (у правой группы луки опущены). Вероятно имелось ввиду состязание, так в минойском искусстве (Санторин) фреска "Боксирующие мальчики" соседствует с фреской "Пара Газелей".
"Колчаны" могут быть специальными сумками или футлярами для кинжалов.

6)"Жрец в маске быка", если бы речь шла о Крите, я бы сказал - Минотавр.
Изображён в характерной позе бегуна, аналогии обряда могут найтись в Египте.
---------------------------------------------------

Единственно пока осталась не охваченной "лодка" за малым количеством деталей на рисунке :(
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Analogopotom » 09 апр 2006, 19:35

Посередине стоит на коленях маленькая черная человеческая фигурка и держит в левой руке топор; профиль лица - негроидный, так же как и у женщины, которая сидит на корточках слева от выского бородатого мужчины в центре.
Фреску датировать трудно. Ее могли нарисовать и в 3 тыс. до н. э (период, когда в Сахаре соседствовали представители разных рас: негроидов, эфиопоидов и европеоидов, светлых и темных), и в 1 тыс. до н.э при гарамантах Геродота.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 30

cron