Гарамантида

Модераторы: Tibaren, Aristoteles

Сообщение tmt » 19 сен 2006, 20:56

Да теперь вижу - и вправду примитивные верблюды ...одногорбые и символы (или буквы) над ними похоже того же периода - ниже бык и слон выглядят более респектабельно..
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Analogopotom » 19 сен 2006, 23:17

Dedal писал(а):
tmt писал(а):А знаки на стенах и вправду очень интересные - полную ясность наверно всё таки внесёт радионуклидный метод..


А если попробовать привязать к рисункам обычаи? :wink:

Может где-нибудь и сойдётся 8)


Уважаемый Дедал, с какого рисунка начнем?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Dedal » 20 сен 2006, 19:52

Analogopotom писал(а):
Dedal писал(а):
tmt писал(а):А знаки на стенах и вправду очень интересные - полную ясность наверно всё таки внесёт радионуклидный метод..


А если попробовать привязать к рисункам обычаи? :wink:

Может где-нибудь и сойдётся 8)


Уважаемый Дедал, с какого рисунка начнем?



Мы пойдём другим путём :)
От сюжета к изображению.

К завтрему одолею африканские мифы.
Между прочим, неужели в интернете ничего такого нет? :o
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1664
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 21 сен 2006, 18:51

Отрывки из книги В.Б.Иорданский "Звери, люди, боги", как пища для аналогий :wink: :

Мирообразующие мифы, причём они идут как бы по степени усложнения общества:

По поверьям кенго, в начале были лишь темнота и вода, укрывавшая всю землю. В этом мрачном хаосе и царил Бум-ба Чембе (Нзамби). Он обладал чертами человека, но был невероятно высок и бел. Однажды у него возникли острые боли в желудке, и он изрыгнул Солнце, Луну и звезды. Бла­годаря солнечному теплу вода начала испаряться и появи­лись, там и здесь, песчаные отмели. Но еще не существовало ни животных, ни растений. И снова у Бумбы Чембе заболел живот. На этот раз он отрыгнул леопарда, орла, крокодила, рыбку йо бумбу, молнию и белую цаплю. Мир был создан.

Согласно мифу, записанному в Руанде и объясняющему происхождение трех каст местного общества скотоводов-тутси, земледельцев-хуту и отверженных тва, бог Имана, создав трех братьев - Гатутси, Гахуту и Гатву, подверг их испытаниям. Сначала он поручил им сберечь горшок с моло­ком. Гатва выпил молоко. Гахуту заснул и во сне опрокинул горшок, и только Гатутси сберег молоко для бога. Затем Имана показал братьям новорожденного и сказал: «Убейте младенца, и я осыплю вас богатствами». Гатутси и Гахуту решительно отказались, а Гатва разрубил ребенка надвое. Разгневанный Имана проклял Гатву за содеянное зло, объя­вив: «Ты будешь питаться объедками».

Так, население севера провинции Ятенга в Верхней Вольте издавна подразделялось на две группы фулсе и ньоньоссе. Из первой группы выходили вожди, из второй -служители культа земли, все те, кто занимался обрядами, касающимися земли-кормилицы. Как оказывается согласно местным космогоническим мифам, фулсе «спустились» с неба, тогда как ньоньоссе вышли из глубин земли [135, с. 16 — 17]. Это «происхождение» и предопределило своеобразное распределение обязанностей между двумя группами народа.
___________________________________________________
О белой краске:

Не случайно в упоминавшемся мифе конго о Бумбе Чембе он белый. Мелом окрашивали тела жрецы при совершении обрядов, в которых они олицетворяли обитателей потустороннего мира. У духов умерших, по поверьям, бытующим у многих народов, кожа была белой.
___________________________________________________
Змея:

Иные мифические существа рисовались человеческому воображению страшными чудовищами. Советская исследовательница Е. С. Котляр пишет, что бенинские фоны говорили о змее-радуге Айдо-Хведо: «Ты была создана прежде, чем были созданы земля и небо», «Ты находишься в земле и на небе». Согласно их мифологии Айдо-Хведо носила творца в своей пасти, когда тот создавал Вселенную. Но и сама она приняла непосредственное участие в акте творе­ния, образовав горы, деревья, больших животных. Чтобы огромная масса сотворенного мира не низвергнулась в море, Айдо-Хведо скрутилась кольцом, закусив кончик собственного хвоста, и легла под сушу, как круглый валик для переноски груза кладется на голову под этот груз. Змея не любила жару, и верховное божество поместило ее в море.
____________________________________________________
Неожиданно наткнулся на иллюстрацию к давнему спору, о практике преднамеренных разрушений жилища:

В скульптуре африканских народов известны крайне причудливые фигуры мифических творений. В самом их невероятии прослеживается, впрочем, определенная логика. Как оберег, призванный защищать от той или иной напасти, образовывался путем подбора обладающих нужными свойствами магических элементов трав, кореньев, минералов, кусочков кожи и других предметов, так и образ мифического существа зачастую складывался путем сочетания нужных признаков различных рыб, птиц, пресмыкающихся и других животных, которыми изобилует африканская природа.
Огромную группу мифических существ составляли души умерших. Часть из них населяла деревни мертвых, напоминавшие селения, в которых они находились при жизни. Более того, в прошлом у народов Берега Слоновой Кости эбрие, мбато, атие абуре — раз в 70 лет совершалась церемония, в ходе которой разрушались все дома квартала, в котором приближалось к исчезновению старейшее поколение. Молодежь строила на прежнем месте новые дома. «Деревня, квартал рождаются, живут и умирают, как люди. А умирая, они переносятся в потусторонний мир, где люди ушедших поколений смогут в них жить» [135, с. 123]. Так объясняли эту необычную церемонию ее участники, подчеркивая, что царство мертвых мало чем отличается от мира живых.
____________________________________________________
О луне, интересные жесты, напоминают некоторые фрески:

В новолуние вся Руанда приходила в волнение, и на день останавливались земледельческие работы. Восклицая: «У тебя есть руки и у меня тоже. В прошлом месяце я тебя уже видел таким же, как сегодня», люди простирали к луне вытянутые полумесяцем руки. Для того чтобы приветствовать появление молодого месяца, следовало одновременно поднять правую руку и правую ногу. Все музыкальные инструменты пускались в дело, чтобы «очаровать» луну и сделать ее влияние благотворным. Придворные прорицатели внимательно изучали обновленное светило, чтобы открыть знаки, определяющие судьбы верховного вождя - мвами. Но сам вождь в первую ночь новолуния не смел смотреть на молодое светило, а мог наблюдать лишь за его отражением в сосуде с молоком. Считалось, что красная луна будет оказывать неблаготворное влияние на положение народа [45, с. 37].
Вожди искали покровительства луны, устанавливая изображение полумесяца на крышах хижин, где они жили. У целого ряда племенных групп Заира, в частности лунда, верховный вождь носил головной убор в форме полумесяца. От состояния луны зависела, по-видимому, его магическая сила, его способность благотворно влиять на судьбы подданных, и, прибегая к знаку полумесяца, вождь утверждал неразрывность связи с ночным светилом.
______________________________________________________
Планировка города и деревни:

описание сказочного города Уагаду, который четырежды исчезал, становясь невидимым для людей, и четырежды менял свое название.
«Четырежды, - - рассказывается в предании, - - Уагаду менял облик. Раз он смотрел на север, раз на запад, раз на восток и раз на юг. И во всех случаях, когда Уагаду был виден людям, он имел четверо ворот: одни, обращенные на север, одни -- на запад, одни --на восток и одни -- на юг. Это те стороны, откуда Уагаду черпает силу и куда его сила оттекает...» [35, с. 11].
Рассказ о Уагаду -- легенда. Но вот что писал нигерийский ученый Дж. О. Кайоде о резиденциях верховных вождей у йорубов: «Обычно имеется четверо ворот, ведущих в дворцовый "комплекс государя -- афина --с восточной, западной, северной и южной сторон стены. Только главные ворота выделяются размерами, и именно они используются народом. Остальные трое ворот значительно меньше и должны быть замкнуты. Они могут быть использованы жрецами обы - - верховного вождя при умилостивлении божеств. Четыре стороны символизируют священные углы, через которые мир и благополучие вступают во дворец и через которые благословение распространяется на город» [70, с. 126].
Нигерийский ученый сообщает также, что различные части тела усопшего вождя хоронились в четырех местах — на востоке, западе, севере и юге от города. Йорубы верили, что при таком способе захоронения город будет и впредь ощущать поддержку обы [70, с. 129].

В магическую силу четырех сторон света верили не только йорубы и народы Западного Судана. У тсвана Южной Африки деревни сооружались таким образом, чтобы вход в них был сориентирован по оси восток — запад. Глава семьи, строившей деревню, помещал свою хижину на восточном конце этой оси, а его потомки, нечетные по порядку рождения, строили свои жилища слева от его хижины, с северной стороны, а четные по порядку рождения располагали свои дома справа с южной. При этом они сознательно сооружали свои жилища так, чтобы те вписывались в круг.
«Кгола (селение) строится в форме полумесяца, объясняли тсвана это обыкновение, - подобно луне, когда она начинает расти. Так и семья должна увеличиваться, так должно расти количество сыновей у мужчины, пока деревня не образует цельный круг словно полная луна. Когда деревня образует такой круг, наступает время создавать новую деревню» [111, с. 82].
Отселение части жителей после того, как кгола замыкала круг, диктовалось, по-видимому, и социально-экономическими причинами. Начинало недоставать земли для всех общинников, все острее ощущалась перенаселенность, приобретали напряженность внутриобщинные конфликты. Поэтому сооружение деревень кольцом определялось хорошо осознаваемой в народе потребностью предупреждать вспышки противоречий в общинах, сохранять там мир и сплоченность. Но вместе с тем в этой лунообразной планировке селений сказывалось и влияние двух скрещивающихся идей - о скрытой действенности четырех сторон света и о магической силе луны. И своей формой, и своей ориентацией по осям восток запад, север юг каждая деревня тсвана стремилась гармонично «вписаться» в общепринятую модель мироздания.
Характерно, что восток и запад, север и юг наделены противоположными свойствами, и с каждым из этих пространственных элементов ассоциировались контрастные стороны человеческого существования.
Восток нес жизнь, свет, мужское начало, благополучие; запад, напротив, означал смерть, мрак, женское начало, несчастье. Человеческое общество находилось, следовательно, в точке пересечения силовых потоков, оказывающих на него противоположное воздействие. К этому нужно добавить еще одну «силовую линию» -- между верхним, нижним и глубоким, представление о которой также оставило мощный след в архаичной картине мироздания.
________________________________________________________
О татуировке:

Среди шона Замбии было известно такое магическое средство, как мангоромера, применявшееся охотниками и воинами. Оно изготовлялось из клочков шкур льва, леопарда, слона, носорога, а также крокодила, змеи шато и рыбы нетемедзи. После их сожжения пепел втирался в надрезы, которые делались над локтями, на предплечьях и запястьях. Остатки пепла завертывались в ткань и привязывались к правой руке. Считалось, что пепел вселяет в человека храбрость, придает его телу нужную в схватках ловкость. Снадобья, приготовленные колдуном, вбирали в себя и передавали человеку качества, присущие и льву, и леопарду, и слону, и носорогу, и крокодилу, и змее, и рыбе. Они были мостком, незримо соединившим эти существа с человеком [58, с. 65].
________________________________________________________
Одна весьма неординарная богиня, интересно вызовет какие-нибудь ассоциации :) :

Примером общенародного ритуала могут служить обряды небольшой южноафриканской этнической группы -- ловеду Трансвааля по вызыванию дождя. В его центре стояла «царица» дождя правительница племени, обладающая, по народным представлениям, удивительной способностью ниспосылать дождь на землю соплеменников и лишать его своих недругов. Ловеду видели в ней чуть ли не хозяйку времен года. Когда она умирала, связь между временами года нарушалась и засуха становилась неизбежной. Сами ее настроения влияли на дождь; если она была недовольна, гневна или огорчена, то работать успешно уже не могла.

Обладая славой крупнейшего «дождетворца» Южной Африки, «царица» все же никогда не вызывала дождь одна. Ей всегда помогал чародей, которых было немало среди ловеду. Его долгом было выяснить причины засухи, открыть, какие силы мешают проявиться могуществу «царицы». Используя собственные средства, он помогал ей устранить эти помехи. Но чародей всегда повторял, что в конечном счете его способности зависят от «царицы»: если она удерживает его руки, вся его власть бесполезна.
Глубокой тайной были окутаны действия, которые со­вершала «царица», чтобы вызвать дождь. Была секретна и природа предметов и чар, которые она применяла. Дожде­вые чары «царицы» хранились в грубых земляных горшках в запретной части деревни. Кроме того, в одной из хижин укрывались рога, которые вызывали дождь, когда их клали на землю. В рогах содержались магические средства, при сожжении которых поднимающийся к небу дым собирал об­лака. В прошлом в церемонии также использовались призы­вающие дождь барабаны.
Что содержали дождевые горшки? Магические чары верховной жрицы включали множество самых различных предметов. Здесь и кожа умершего вождя, и жир муравьеда, и части антилопы куду. Кроме того, в горшках была морс­кая вода, белые и черные морские раковины, различные корни и кора лиан и деревьев, среди которых особое место занимала лиана хади. В этой прочной лесной лиане содержится много влаги.
Дождевые горшки имелись не только у «царицы», но и у некоторых крупных старейшин. По приказу «царицы» примерно в августе они собирали кору и коренья --их названия передавались от отца к сыну, смешивали их с водой в обрядовых кувшинах и взбалтывали с тем, чтобы дождь был хорош [74, с. 272].
Нужно очень хорошо знать символику ловеду, чтобы понять, почему именно те, а не иные предметы применялись при приготовлении дождевых чар. Бросается, впрочем, в глаза связь некоторых из них с водой, с морем. Таковы сок лианы, морские ракушки, доставленная из океана вода. Вероятно, не было случайностью и то, что верховной жрицей дождя - - его «царицей» - - была у ловеду женщина. Французский исследователь А. Жюно писал, что у народов банту Юго-Восточной Африки вода некогда считалась, по всей видимости, женским началом [66, с. 391]. У логоли и ньоле Восточной Африки первым жрецом дождя, согласно народным преданиям, была женщина, прибывшая с востока. Как только она наливала воду в горшок, ее чары начинали действовать. Испытав мужество некоего Лугираки, жрица научила его, как вызывать дождь [124, с. 139].
Силы, заключенные в магических сосудах, могли «ослабеть», и их следовало подкреплять. Каждый год нужно было «отдавать» им первые плоды нового урожая, и в царской деревне никто не ел, пока этот обряд не был завершен. Не менее важно, чтобы дождевым горшкам были «преподнесены» первые термиты, обычно появлявшиеся после обиль­ных декабрьских дождей. Термитов могли собирать только девочки. А после того как горшки были «попотчеваны» первыми плодами года и термитами, объявлялся праздник; работы в поле прекращались. Нельзя было мотыжить землю и после того, как выпадал первый дождь, земля словно бы не желала, чтобы в это время нарушали ее покой.
Иногда дожди не наступали и после совершения всех необходимых обрядов. В таких случаях люди говорили, что «страна в беспорядке». По всему краю тушились огни, причем для этого использовалось мощное магическое средство муфого. По деревням отправлялись мальчики и девочки с муфого и побегом лианы хади в руках. Сначала эти чары подогревались на костре, а затем пепел костра выметался. Новый огонь разжигался самостоятельно на каждом дворе, заимствовать его у соседей запрещал обычай.
Как ни многообразны обряды, с помощью которых у ловеду вызывался дождь, практически все они имели магический характер. В поисках защиты от засухи «дождетворцы» не совершали жертвоприношений богам, не обращались за содействием к мифическим силам. В их распоряжении находились, как они думали, средства, которые действовали автоматически. Раз приведенные жрецами в движение, они вызывали цепную реакцию, завершавшуюся в конечном счете дождем. Если по каким-либо причинам не срабатывала одна линия взаимосвязей и взаимозависимостей, незамедлительно использовалась дублирующая линия. Дождь был для земледельцев ловеду, как писали супруги Криге, эликсиром жизни, а поэтому и все связанные с ним обряды считались особенно важными [74, с. 271].
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1664
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Analogopotom » 21 сен 2006, 20:28

Dedal писал(а): Однажды у него возникли острые боли в желудке, и он изрыгнул Солнце, Луну и звезды. Бла­годаря солнечному теплу вода начала испаряться и появи­лись, там и здесь, песчаные отмели. Но еще не существовало ни животных, ни растений. И снова у Бумбы Чембе заболел живот. На этот раз он отрыгнул леопарда, орла, крокодила, рыбку йо бумбу, молнию и белую цаплю. Мир был создан.


Не лопал бы что ни поподя Бум-ба Чембе, не болел у него живот. :D
Из чего только не делали боги мир. Думаю, что самый оригинальный миф Творения у японцев.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 08 окт 2006, 17:25

Dedal писал(а): Мы пойдём другим путём :) От сюжета к изображению.

Появились кое-какие мысли по поводу одной фрески.

Изображение

В статье А.А. Крола "Египет первых фараонов", появившейся в проекте ув. Кота Ученного «МААТ» http://pero-maat.ru/heb-sed1.htm#_2, рассказывается об обряде ХЕБ-СЕД.
Гипотеза, согласно которой хеб-сед представлял собой праздник обновления витальных сил фараона, была также поддержана А. Море. Однако некоторые идеи исследователя, несмотря на их оригинальность и остроумие, слабо подтверждены фактами. Так, например, Море предполагал, что во время хеб-седных ритуалов обновления жрец, замещавший царя, заворачивался в шкуру принесенного в жертву животного и принимал позу ребенка в утробе матери. Когда же жрец скидывал шкуру, это означало, что царь, которого он замещал, возродился для новой жизни. В знак успешного завершения ритуала царь прикреплял на свое одеяние хвост жертвенного животного, что и дало название празднику - праздник хвоста (Moret, 1902, с. 189).
В современных исследованиях по хеб-седу ученые избегают описания столь сомнительных подробностей ритуала. Однако общее восприятие этого праздника существенно не изменилось по сравнению с концепцией, предложенной Питри. Так, например, по мнению В. Хелька, празднование хеб-седа на 30-м году правления свидетельствует о том, что первоначально период исполнения функции вождя был ограничен. По достижении старым правителем определенного возраста его умерщвлял молодой претендент на власть (Helck, 1954a, с. 410). Первоначально обряд хеб-седа, как считал ученый, включал погребение престарелого вождя накануне юбилейных ритуалов. Однако впоследствии, уже в "исторические" времена, по мнению Хелька, и "старый" и "новый" правители во время празднования хеб-седа различались лишь как истратившее свой запас витальных сил и обновившееся воплощения одного и того же правителя. Поэтому погребали не самого царя, а его прежнее воплощение в образе статуи (Helck, Op. cit., с. 411).
В работах последних лет Хельк высказывал гипотезу, согласно которой хеб-седный бег (Ритуальный бег фараона) фараона - центральное событие юбилея - представлял собой ритуализированную форму охоты вождя племени. Об этом, по его мнению, свидетельствует тот факт, что на всех известных изображениях хеб-седного бега фараон одет в короткую юбку, к которой сзади прикреплен хвост, являвшийся частью одежды охотника. К ней же принадлежит и чехол для пениса, одевавшийся фараоном во время бега - он скрывал член от злобного взгляда убиваемого во время охоты животного. Кроме того, как отмечает ученый, на всех изображениях праздника торжественную процессию возглавляет жрец, несущий штандарт с изображением Упу-ата. В священном животном Хельк видит ритуализированный образ охотничьей собаки; активное участие изображения собаки в ритуале ученый объясняет важной ролью, которую играло это животное у охотничьих племен культуры Нагада II.
Смысл ритуальной охоты, по мнению немецкого ученого, заключался в том, чтобы ее удачным проведением продемонстрировать силу и ловкость молодого претендента на верховную власть в племени, его умение добывать мясную пищу, от обилия которой столь сильно зависело благополучие общества охотников.
Однако через одно поколение (30 лет) эта сила исчерпывалась и новый, молодой вождь должен был стать во главе племени в качестве первого охотника. Его предшественник тайно "превращался" в "Великого Белого павиана", живущего в святилище мертвых. Это тайное событие первоначально не ритуализировалось, ритуальное выражение в виде бега царя получила лишь охота.


Вероятно, египетский ритуал хеб-сед был заимствован ливийцами. Наиболее интенсисвй взаимообмен между двумя культурами – египетской и ливийской – осуществлялся в восточной части дельты Нила.
В этой области возникли культы Аша – бога Ливийской пустыни (позднее произошло слияние с культом Сетха - бога бурь, пустынь и пастухов и Ха, олицетворением Ливийской пустыни) и Нейт, многие функции которой сходны с ливийской Танит.

Ливийцы сохранили обряд, мигрировав из восточной части Ливийской пустыни во Внутреннюю Ливию. Эти миграции происходившие 13 – 12 вв. до н.э., традиционно связывают с нашествием «народов моря».

Возможно, фреска изображает состязание двух вождей.
Думаю, что это все же состязание, т.к. хвостатые персонажи изображены один над другим и движутся в одном направлении. В поединке, скорей всего, они стояли бы напротив друг друга или хотя были повернуты лицом.
Состязание охотничье, на что указывает «хвост» – атрибут охотника. «Смысл ритуальной охоты, по мнению немецкого ученого, заключался в том, чтобы ее удачным проведением продемонстрировать силу и ловкость молодого претендента на верховную власть в племени, его умение добывать мясную пищу, от обилия которой столь сильно зависело благополучие общества охотников».
Непонятно, какой хвост носили фараоны (бычий?), но в Ливии он был заменен собачьим. Так же вместо изображения собаки («штандарта Упу-ата») стала использоваться собачья маска. Чехол (футляр) у ливийцев являлся повседневной деталью одежды. Хотя, не исключено, что существовал «праздничный» вариант.
Двойная спираль означает завершение и начало. Возрождение. В данном случае, замена старого вождя молодым. Омоложение власти.

Изображение жреца или вождя, вылезающего из бычьей шкуры, в Тассили тоже есть, можно посмотреть на сайте "Сахара - неолит". Не могу скопировать оттуда фото.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re:

Сообщение Константин Дюкарев » 15 окт 2012, 12:45

Dedal писал(а):Но с другой стороны ахейцы практиковали обрезание, в отличие от ливийцев.(Гиндин, Цимбурский)

Из мифологической традиции можно ещё упомянуть Менелая нашедшего убежище в Ливии после Троянской войны (Геродот,II, 118 и сл.)

см. http://www.youtube.com/watch?v=KMUgv2CGLO0
Фогарра гарамантов - Ливия

Фогарра (fogarra/foggara/fughara) - традиционная подземная гидротехническая система , совмещающая водопровод и систему орошения. Представляет собой подземный канал, соединяющий место потребления с водоносным слоем.

Гараманты — древний народ Сахары. Впервые упоминаются Геродотом (около 500 г. до н. э.) как «очень великий народ» (судя по археологическим данным, их государство возникло намного ранее, в конце II тыс. до н. э.). Имели европеоидный облик.
Константин Дюкарев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 окт 2012, 18:26

Пред.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 1

cron