Цитата: Дракон - тоже греческое слово, но его образ будет подревнее.
Здесь многое зависит от того, каким периодом датируются эти чаши.
Крылатый бык - наподобие Шеду?
Прообразом почти всех мифических драконов служили Змеи, если не принимать в расчет теорию о том, что прообразом драконов служили динозавры
(Такая тоже существует. Ее, конечно, можно принять, но применительно к китайским драконам, поскольку о кладбище динозавров в Гоби давно известно).
Змей или Змея в мифологии занимает особое место. Змея является двойным фаллическим символом. Символика змеи – универсальна (Вспомнить хотя бы символ медицины. Яд змеи может, как убивать, так и лечить.) Благодаря своей чудесной способности сбрасывать кожу и омолаживаться, Змея в мифах самых разных народов является хранителем тайны возрождения, небесным знаком которой считается Луна – ежемесячно обновляющаяся, растущая и убывающая. Луна - покровительница женщин, отвечающая за циклы женского чрева, а, следовательно, за рождение и смерть, что в совокупности составляет два аспекта одного бытия. Луна отвечает за приливы и животворную росу. Змея - тоже хозяйка воды.
Змей, символизирующий мужское начало, участвует во многих мифах о сотворении мира из Хаоса. В образе Змея скрыт принцип Хаоса. Возможно, поэтому в библейском мифе о грехопадении богу-демиургу противостоит именно Змей. С другой стороны этимология возводит имя "Ева" к арамейскому Хевъя и финикийскому хвт, "змея", или "змееподобная богиня" (Миф. Словарь М. 1991). Впрочем, миф «грехопадения» соединять оба представления.
Упоминания о культах змееподобных ханаанейских и семитских божеств есть в Библии. Яхве, прежде чем приступить к сотворению мира, сражается с морскими чудовищами (Рехавом, Таннином, Левиафаном): "Ты расторг силою твоею море, ты сокрушил головы змиев в воде; ты сокрушил голову левиафана... «(Пс. 73:13-14).
В связи с библейским Змеем и, в частности, с непонятной фразой из проклятья, адресованного ему Богом ("...оно (семя) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15), уместно вспомнить пеласгический миф творения (Р. Грейвс). Эвринома, богиня всего сущего, произвела от Офиона Мировое (вселенское) яйцо. Офион высиживал яйцо, пока оно не раскололось надвое . Из яйца появилось солнце, луна, планеты, земля и живые существа. Офион стал хвалиться, что это он создал жизнь на земле. Эвринома «ударила его пяткой по голове, выбила ему все зубы и изгнала в мрачные подземные пещеры» ("поразила его пятой в голову и сбросила в Тартар» Аполлоний Родосский).
Вывод: оба мифа о творении имеют общий первоисточник.
О чашах. Датировка мне неизвестна. Циркин Ю. указывает только их размеры. Первая диаметром 19 см, высота борта – 3 сантиметра. Стр. 218. «На дне изображены четыре козла, а так же представлена сцена охоты: бородатый охотник стоит на колеснице, запряженной двумя лошадьми, и готовится стрелять из лука. За колесницей бежит собака. Охотник явно собирается застрелить убегающего козла. Три быка то ли являются целью охоты, то ли, наоборот, помогают охотнику. Обычно всю сцену называют царской охотой. Но поскольку чаша найдена в храме Силача Балу, а он выступает в мифе тоже как охотник, можно подумать, что здесь изображен именно этот бог ( и тогда быки, священные животные Балу, помогают ему в охоте на дикого козла). Вторая чаша несколько меньше (ее диаметр – 17 см), ее дно украшают три сцены. Центральная представляет двух козлов, стоящих у т.н. дерева жизни, и это изображение повторяется трижды. На средней, более широкой полосе изображены два льва и два быка. И, наконец, третья самая большая сцена показывает охоту льва, нападение его на других зверей. Здесь есть также изображения грифона, керуба и крылатого быка». Дословно. Такого персонажа, как «Шеду» у Ю. Циркина вообще нет.
Грифон применительно для Финикии и Угарита, я так понимаю, название условное. Угаритская клинопись включает 29 знаков, значение которых сегодня известно. Возможно, подлинное название грифона пока не встречалось на табличках. Или не распознано.
Еще одна цитата из Ю.Ц.: «Керуб – фантастическое существо с телом льва, человеческой головой и крыльями, очень напоминает египетского или греческого сфинкса». Описание гребня из слоновой кости 6 в. до н.э. Действительно, похож. Хотя именно в этом случае, вероятно, произошло обратное заимствование.
Может, египтяне использовали слово «керуб», как один из многих эпитетов сфинкса, такой же как «шесеп-анх»?
Цитата: Илу - это ведь и так не совсем имя собственное, а скорее сакральный эпитет. А Элу - это то же самое "имя" Бога, только у ханаанеев. На арамейском Илу, на иврите - Элу.
Настоящее имя бога было известно только жрецам. Отсюда поверье: тот, кто проникнет в тайну имени бога, обретет власть над миром.
Илу (Ил (угарит. финик), Эл (финик. Иврит) Илум, Илим, Элим (угарит. финик.) Элоах, Элохим (иврит); первоначально «сильный могучий»). В угаритском списке богов Илу предшествует «Илу отцовский». Как верховный бог Илу изображался в виде величественного длиннобородого старца в длинной одежде и высокой тиаре с рогами, принимающим жертву и благословляющим жертвователя, а так же в образе быка. Балу («господин, хозяин, владыка»), и различные Ваалы также почитались в образе быка. Это и есть библейский «золотой телец».
Семитские племена, пришедшие в Палестину с востока, называли «элами» (как и «ваалами») всех богов. Например, Эл-Шаддай или Баал-Цапани, Баал-Зебул (позд. Вельзевул), где вторая часть, как правило, название какой-то горы. «Элохим» - форма множественного числа, но в Библии всегда согласуется с глаголами и прилагательными в ед. числе, и выражает значение высшей степени качества, полноты божественности в лице единственного бога, вобравшего в себя всех до того бывших богов (ср. «Бог богов» ’ěІōhēy hāĕlōhîm – Втор. 10,17).