Гиви Чрелашвили » 10 июн 2008, 06:08
Тибарен, что вам сказать ?
Я зарекся не вступать с Аткинсом в спор.
Лично вам говорю: неверно.
Я лучше кельтской мифологии знаю только греческую.
Кельтская у меня на втором месте.
Египетский и ближневосточный след действительно есть.
Только к ирландской мифологии он отношения не имеет.
Это поздние выдумки христианских ирландских хронистов.
Пытаясь хоть как-то согласовать учение христианской церкви с еще живыми пережитками языческой мифологии, они превращали древних языческих богов в древних царей.
У меня несколько прекрасных энциклопедий и книг по кельтской мифологии. В частности, прекрасное издание кельтских мифов (валлийские сказания и ирландские сказания).
Их составили одни из самих лучших знатоков своего дела.
Валлийские - леди Шарлотта Гест, известная под псевдонимом "Мабиногион", а ирландские - Изабелла Августа Грегори.
Итак, вот эта душещипательная история.
Скажу только, что к одному из старейших героев мифов Ирландии (его звали не Амергин, кстати, а по-гэльски Амхэйргин (в английском варианте - Амайрген) ) эта история никакого отношения не имеет.
Амхэйргин действительно прибыл в Ирландию, как говорят, из-за моря, будучи участником знаменитого похода сынов Мила Эспэйна. Он сам был сыном Мила и бардом. Он не имел никакого отношения ни к дочери фараона, ни к Египту.
Откуда он взялся, я скажу позже, если времени хватит.
А вот выдумка поздних христианских ирландских хронистов.
Первым ирландцем был по их придуманной истории... скиф по имени Фениус Фарса.
Будучи свергнут со своего трона, он отправился в Египет, где его сын Ниул женился на дочери правившего тогда фараона. Дочь фараона звали Скота, и у нее родился сын по имени Гойдел, прапраправнук которого носил имя Эбер Скот (понимаете теперь, куда всё клонится ?) Далее, как утверждает автор, всё это генеалогическое древо, по-видимому, было выдумано специально для того, чтобы объяснить происхождение имен трех главных персонажей ирландской мифологии, к которым восходят самоназвания гэлов: Финна, Скота и Гойдела.
Затем Фениус со своим семейством и кланом был изгнан из Египта за то, что отказался участвовать в избиение младенцев Израилевых, и долгих сорок два года скитался по Африке. Дорога странствий его привела к "алтарям филистимлян, к озеру Осириса". Затем, пройдя между Русикадой и холмистыми землями Сирии, клан Фениуса отправился в странствия по Мавритании, пока не вышел к Геркулесовым столпам. Оттуда будущие ирландцы переправились в Испанию, где прожили много лет, постоянно плодясь и размножаясь. Тот же самый марштрут приводит
историк XII века Гальфрид Монмутский в своей книги "Historia Britonum".
Вот только этим путем прибыл Брут и троянцы в Британию, но они не имели никакого отношения ни к скифам, ни к египтянам. Но а далее просто впрямую плагиат у Гальфрида Монмутского. Термин "Испания" - это то же, что кельтский Элизиум (часть царства Гадеса). В этой стране Брегон, отец двух сыновей, Била и Итха, возвиг дозорную башню, с которой как-то раз зимним утром Итх увидел далеко за морем землю, которую он прежде не замечал.
"Именно зимним вечером, когда воздух особенно чист, человеческий глаз способен заглянуть дальше", - так говорится в старинном трактате "Книга Завоеваний" и входящей в состав Лейнстерской книги, и в других не менее древних манускриптах, прямо утверждавших, что Итх увидел Ирландию из Испании. Далее, всё уже по мифам Ирландии, начиная с Испании. Но до Испании - всё выдумки.
У Гальфрида этим путем прошли Брут и троянцы, которые, как я уже сказал, никакого отношения ни к скифам, ни к египтянам, ни к дочери фараона не имели.
Ну, а сейчас мы выйдем на Амхэйргина.
Итак, Итх вместе с трижды тридцатью воинами переплыл море и высадился незамеченным в устье реки Скене, именуемой в наше время Кенмар. Страна показалась ему необитаемой, и Итх отправился на разведку на север. Так они достигли Эйлеаха (это недалеко от нынешнего Лондондерри).
Здесь Итх встретил трех правящих царей племени богини Дану.
Их звали Мак Куилла, Мак Кехта и Мак Грейна. Они были сыновья Огмы и внуки Дагды. Это были боги, именуемые Туатха Де Данаан.
Слушайте дальше, Тибарен, это уже реальная мифология.
Итак, эти три бога никак не могли решить, кто из них будет править
землями. Они испросили чужеземца Итха быть третейским судьей.
Но Итх ничего такого мудрого им не сказал, а сказал лишь, чтобы они поступили по совести. Однако потом он стал восхвалять Ирландию за мягкий климат, изобилие плодов, меда, рыбы и т.д.
Это показалось царям клана Туатха Де Данаан подозрительным. Они восприняли это как намерение чужеземца самому воцариться в этой стране и отобрать ее у них. Они предательски убили Итха в месте, позже получившей название "Равнина Итха".
Возмущению Мила, племенника Итха, не было границ. Он поклялся отомстить. В отряд Мила входил его сын и друид Амхэйргин Прекрасное колено. Он точно определил место высадки Итха.
Именно Амхэйргин и сошел первым на берег Ирландии из той экспедиции Мила.
Ну, далее я уже не могу рассказывать мифы, им конца не будет.
Но, думаю, Тибарен, я пролил свет на эту историю.
Звон о египетском следе действительно есть.
Вот только он - это выдумки поздних хронистов, уже гораздо позже Гальфрида Монмутского (после XII века). Однако Гальфрид не писал ни о каком египетском следе.
Более того, задолго за Гальфрида эту историю рассказал великолепный древневаллийский поэт Талиесин в поэме "Битва деревьев". Гальфрид Монмутский по сути опирался на Талиесина (Талиесин - это VI век н.э.).
И опять-таки, никаких скифов и дочери фараона, а есть Брут и троянцы.
Вот какова истинная история.
А то вышеприведенная утверждение выглядело, как этакая дикая смесь двух совершенно разных направлений.