Дмитрий Лопаткин писал(а):Но это, конечно не главное. Меня интересует вопрос: мифологический сюжет о проклятом золоте, чисто индоевропейское изобретение, или он присутствует и у семитов?
Несомненно, есть, но трансформированный. Это эпизод с золотым тельцом, сделанным в отсутствие Моисея его братом Аароном. Из-за этого золотого тельца, сделанного из женских украшений, чуть не погиб весь еврейский народ, но по просьбе Моисея был пощажен. Однако, Моисей все же наказал многих
" И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.
/…/
И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
/…/
И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон. "
(Исх. 32:20, 27, 35)
С другой стороны, косвенно о существовании "проклятого" золота, как антитезы "благословенного", могут свидетельствовать слова Господа, обращенные Ангелу Лаодикийской церкви: "Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться…" (Отк. 3:18.)
Разумеется, нельзя воспринимать эти слова буквально. Речь идет о просветлении, достигаемом через страдание. И здесь мы вновь подходим к теме мистерий. Причем евреи, тесно общавшиеся с ханаанеями, и поклонявшиеся первоначально тем же богам, и периодически возвращавшиеся к ним уже после принятия монотеизма, хорошо знали богов, проходящих через страдание и смерть и приносивших богатство (плодородие). Они, кстати, тоже боролись с драконом-змеем Мотом - богом смерти (вариант - Ямой, Латаном , в котором можно узнать ветхозаветного Левиафана). В греческих мифах эта тема как раз возникает на свадьбе ханаанеянина Кадма с Гармонией, когда Деметра на трижды вспаханном поле соединяется с Иасионом и рожает затем Плутоса - бога богатства. Деметра сделала это чтобы даровать плодородие супружеской паре и изобилие их дому. Иасион же, обречен на вечное умирание и воскрешение, подобно целому ряду подобных божеств.