Кадмея - Фивы

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Кадмея - Фивы

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 25 июл 2008, 12:35

Для начала, хотел бы уточнить у специалистов по античной литературе, один вопрос. В итернет-словарях, по греческой мифологии, я встретил две версии того, откуда появилось у Гармонии ожерелье.
В своих странствиях Кадм однажды убил змея и вошел в пещеру, где раньше жил змей, и увидел там девушку неописуемой красоты, узницу змея. Когда Кадм и Гармония выходили из пещеры, Кадм увидел у пасти убитого змея что-то золотое, ярко сверкающее, но не стал подходить ближе. Вскоре они увидели спускающуюся с неба лестницу, по которой шли Зевс с Герой, Посейдон с Амфитритой и Арес с Афродитой. Вмиг появились столы с явствами, и Зевс объявил, что в награду за подвиг он дает Кадму в жены Гармонию. Они зажили счастливо, но однажды Кадм вспомнил про золото змея. Гармония тотчас пожелала иметь его и послала мужа за ним. У пещеры сидела Афина под видом нимфы и предупредила, чтобы Кадм не брал золото, но тот испугался гнева жены и нашел под костями змея золотое ожерелье невиданной красоты. (Вариант: ожерелье работы Гефеста было подарено Гармонии в день свадьбы).

http://www.mify.org/index.php?t=203

Вариант с подарком, я встречал у Аполлодора и многих других, а вот варианта со змеем не находил. Подскажите, у кого это взято?
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Analogopotom » 25 июл 2008, 22:15

Источники по Кадму.
Только их надо проверить, потому что в отдельных статьях – с цифрами путаница.
Еврипид «Финикиянки» 638 – 675
Овидий «Метаморфозы» III, 6 – 130
Аполлодор «Библиотека» III 4,1; 5,4.
Пиндар «Пифийские оды», III 88 -94
Гесиод «Теогония», 975 - 978

Аполлоний Родосский «Аргонавника», IV 516 след. - ?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение pan » 26 июл 2008, 02:19

Указанные авторы, а также другие, хотя и не совпадают в мнении о том, кто же подарил Гармонии ожерелье (Гефест - Аполлодор кн. III. IV (2), Стаций. Фиваида. Кн. 2. 272-273) Европа - Ферекид (по Аполлодору (там же); Афродита - Диодор Сицилийский IV. LXV. (5), LXVI. (3); Афина - Диодор Сицилийский. V. XLXIX (1), но все говорят об одном - ожерелье было подарено на свадьбе, а не спустя несколько лет.
Историю с золотом дракона, которая заинтересовала Дмитрия Лопаткина, изложена, скорее всего по Ф.Ф. Зелинскому, переложившему греческие мифы для детей и юношества в начале XX в.
Например, вот ссылка http://www.ulenspiegel.od.ua/?ID=3257
Известно, что Зелинский достаточно вольно обращался с текстами - нередко добавлял от себя или переделывал тексты по своему усмотрению.
Что могло вызвать такое развитие сюжета - довольно интересный вопрос, так как профессор Ф.Ф. Зелинский был очень эрудированным и увлекающимся человеком.
Последний раз редактировалось pan 26 июл 2008, 02:26, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 26 июл 2008, 02:20

Но мне кажется, разгадка все же находится в круге традиционных представлений о сокровищах и драконах. Так, в греческих мифах драконы нередко связаны с золотом - Геракл убивает дракона, сторожившего золотые яблоки бессмертия, Ясон убивает дракона, сторожившего золотое руно, а у дракона убитого Кадмом все же был золотой гребень : "Струи стекали воды; в пещере же, скрытый глубоко,
Марсов змей обитал, золотым примечательный гребнем."
(Овидий. Метаморфозы. Кн. 3 - 31-31)
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 26 июл 2008, 02:27

Однако тема, конечно, гораздо шире и глубже - уже у древних можно найти намеки на символическое восприятие этого эпизода, связанного с мистериями.
(Еврипид. Финикиянки. 933-941; Диодор Сицилийский.историческая библиотека. V. 49 (4-6))
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Гиви Чрелашвили » 26 июл 2008, 03:02

Я согласен с Паном.
Возможно, есть какой-то редкий источник, где изложена эта версия,
хотя мне слабо в это верится.
Но во всех мне известных версиях хронология другая.
Гармония не была узницей змея (дракона).
Ее отдали в жены Кадму боги в награду за подвиг, именно за то, что он убил дракона, то есть, в момент убийства дракона Гармонии рядом не было, она появилась позже.
Более того, странно было бы, чтобы дракон держал в узницах Гармонию.
Ведь она была его собственной сестрой.
Напомню, что дракон был сыном Ареса, а Гармония - дочерью Ареса.
Матери у них только разные.
Именно из-за того, что дракон был сыном Ареса, Кадм должен был прослужить Аресу 8 лет за убийство его сына. И только потом ему отдали в жены Гармонию, поскольку Арес был уже умиротворен.
То есть, невразумительность такой версии - налицо.
Безусловно, есть очень далекие друг от друга версии, часто с противоречиями. Но тут противоречит буквально всё.
Можно, конечно, предположить, что дракон не был сыном Ареса (иначе какого хрена дракону брать в узницы собственную сестру ?). Но ни по какой версии Гармония не могла быть чьей-либо еще дочерью, кроме Ареса и Афродиты. Вряд ли бы бог Арес и богиня Афродита позволили бы кому-либо держать в узницах свою дочь.
И с ожерельем Пан прав. Ожерелье было подарено на свадьбу (по разным версиям разными богинями или сестрой Европой). Оно действительно в дальнейшем стало проклятием рода Кадма, вот только к дракону не имело никакого отношения.
Скорей всего, эта версия - вольность более поздних авторов, причем не очень умная.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 26 июл 2008, 10:29

Просто, этот вариант, напомнил мне другую историю.
Мифы о Сигурде восходят к сюжету о сокровище карлика Андвари, отнятом странствующими асами - Локи, Одином и Хёмдаллем. Сокровище, над которым тяготело заклятие, было выплачено асами в качестве выкупа Хейдмару за его сына Отра, убитого Локи.
По прошествии некоторого времени сыновья Хейдмара, Фафнир и Регин (последний был карликом и искусным кузнецом), стали требовать у отца золото, полученное за погибшего брата. Хейдмар им отказал, и тогда Фафнир убил отца и забрал всё золото, превратившись в дракона, из-рыгающего яд. Днём и ночью Фафнир-дракон сторожил сокровище. Но Регин подговорил юного воина Сигурда убить брата. Избавившись от Фафнира, Регин замыслил недоброе и против Сигурда. Однако герой, научившийся понимать птичью речь, узнал о его коварстве и отрубил Регину голову. Нагрузив своего коня Грани сокровищами, он отправился к бургундскому королю Гьюки и женился на его дочери Гудрун.
Счастье Сигурда было недолгим: по наущению королевы Брюнхильд братья Гудрун, Гуннар и Хёгни, убили героя. Но на этом цепь смертей владельцев золотого клада не прервалась - Гуннара и Хёгни предал мучительной смерти злой и коварный властитель Атли, стремившийся завладеть сокровищем. А вскоре проклятие клада настигло и его: Атли умер от руки Гудрун, мстившей за братьев. В конце концов клад нашёл своё последнее пристанище в водах Рейна.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 26 июл 2008, 10:39

Но это, конечно не главное. Меня интересует вопрос: мифологический сюжет о проклятом золоте, чисто индоевропейское изобретение, или он присутствует и у семитов?
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Dedal » 26 июл 2008, 14:58

Дмитрий Лопаткин писал(а):Но это, конечно не главное. Меня интересует вопрос: мифологический сюжет о проклятом золоте, чисто индоевропейское изобретение, или он присутствует и у семитов?


А было ли золото столь же актуально для древних, как для средневековых европейцев?
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 26 июл 2008, 15:11

Материальная ценность здесь даже не основное, более важен цвет золота. Хорошо об этом сказано у Проппа, в книге о волшебной сказке. Цвет золота говорит о его волшебности.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Dedal » 26 июл 2008, 18:55

Дмитрий Лопаткин писал(а):Материальная ценность здесь даже не основное, более важен цвет золота. Хорошо об этом сказано у Проппа, в книге о волшебной сказке. Цвет золота говорит о его волшебности.


Аяй-яй, не подумал :?
Конечно же 8)
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dona » 26 июл 2008, 23:41

Вот как выглядело ожерелье Гармонии, доставшееся уже другой героине мифов - Эрифиле:

Изображение
http://myfhology.narod.ru/heroes/ei/eirifila.gif

Эрифила, в греческой мифологии дочь аргосского царя Талая, сестра Адраста и жена прорицателя-царя Амфиарая. Когда Амфиарай отказался участвовать в походе семерых против Фив, предвидя гибельный исход войны, Полиник, сын Эдипа, зная (по прорицанию), что помощь Амфиарая необходима, подкупил Эрифилу ожерельем, принадлежавшим некогда Гармонии, и Эрифила уговорила мужа отправиться в поход. Амфиарай же просил сына Алкмеона отомстить за него матери, если он не вернётся. По одному из более поздних вариантов мифа, Эрифила также заставила Алкмеона участвовать в походе эпигонов против Фив, подкупленная сыном Полиника, подарившим ей пеплос Гармонии. Вернувшись из похода, Алкмеон убил мать, а сам после тяжких преследований эриниями и скитаний нашёл очищение от пролитой крови матери у бога реки Ахелоя(Hyg. Fab. 73; Apollod. Ill 7, 2-5). Сыновья Алкмеона после его гибели посвятили, по совету Ахелоя, ожерелье и пеплос в Дельфы.
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Сообщение pan » 27 июл 2008, 01:59

Дмитрий Лопаткин писал(а):Но это, конечно не главное. Меня интересует вопрос: мифологический сюжет о проклятом золоте, чисто индоевропейское изобретение, или он присутствует и у семитов?


Несомненно, есть, но трансформированный. Это эпизод с золотым тельцом, сделанным в отсутствие Моисея его братом Аароном. Из-за этого золотого тельца, сделанного из женских украшений, чуть не погиб весь еврейский народ, но по просьбе Моисея был пощажен. Однако, Моисей все же наказал многих
" И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.
/…/
И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
/…/
И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон. "
(Исх. 32:20, 27, 35)
С другой стороны, косвенно о существовании "проклятого" золота, как антитезы "благословенного", могут свидетельствовать слова Господа, обращенные Ангелу Лаодикийской церкви: "Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться…" (Отк. 3:18.)
Разумеется, нельзя воспринимать эти слова буквально. Речь идет о просветлении, достигаемом через страдание. И здесь мы вновь подходим к теме мистерий. Причем евреи, тесно общавшиеся с ханаанеями, и поклонявшиеся первоначально тем же богам, и периодически возвращавшиеся к ним уже после принятия монотеизма, хорошо знали богов, проходящих через страдание и смерть и приносивших богатство (плодородие). Они, кстати, тоже боролись с драконом-змеем Мотом - богом смерти (вариант - Ямой, Латаном , в котором можно узнать ветхозаветного Левиафана). В греческих мифах эта тема как раз возникает на свадьбе ханаанеянина Кадма с Гармонией, когда Деметра на трижды вспаханном поле соединяется с Иасионом и рожает затем Плутоса - бога богатства. Деметра сделала это чтобы даровать плодородие супружеской паре и изобилие их дому. Иасион же, обречен на вечное умирание и воскрешение, подобно целому ряду подобных божеств.
Последний раз редактировалось pan 28 июл 2008, 00:35, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение pan » 27 июл 2008, 02:20

Дмитрий Лопаткин писал(а):Материальная ценность здесь даже не основное, более важен цвет золота. Хорошо об этом сказано у Проппа, в книге о волшебной сказке. Цвет золота говорит о его волшебности.


Правильно. И на это обстоятельство указывают древнегреческие авторы, (ссылки на которых я приводил выше), когда сравнивают цвет зерна, колоса с золотом. И связь с тридесятым царством, о котором говорит Пропп, здесь прямая. Ведь тридесятое царство - царство, иными словами, труднодоступное, очень отдаленное. Такое царство находится где-то на краю Земли. Но края Земли, по мнению древних греков, омывают воды реки Океана, по которым, по уверению Цирцеи, проще всего добраться до "того света" - т.е царства Аида, наверное, самого труднодоступного царства. Но именно Аид - самый богатый царь, т.к. владеет всеми богатствами недр. Кроме того, он обладает, возможно, самым главным богатством - Персефоной - золотым колосом.
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Сообщение Analogopotom » 27 июл 2008, 19:42

"Золотые" кудри считались признаком божественного происхождения.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27