Подземный мир - царствие Аида - в древнегреческой мифологии - одно из самых интересных и ярких мест.
Начиная еще с Гомера, оно приковывало к себе взгляды всех античных мифологов и историков. Нет, пожалуй, никого из древних, кто явно или косвенно не коснулся бы этой темы.
Существенный скачок в детальном рассмотрении подземного мира, или царствия Аида сделал Публий Вергилий Марон в своей "Энеиде".
Ему удалось, сгруппировав многие античные источники, нарисовать весьма полную картину царствия Аида.
Но и до Вергилия интересные факты из греческой мифологии были связаны с царствием Аида.
В более позднее время, базируясь на Вергилии, Данте Алигьери в "Божественной комедии" систематизировал картину царствия Аида, создав бесподобное описание на основании девяти кругов ада.
Каждый круг ада - это изгиб легендарной реки Стикс, извивающейся в царствии Аида девять раз и образующей девять кругов.
Давайте подискутируем и постараемся воссоздать здесь обширную картину подземного греческого царства.
В первую очередь надо сказать, что мифологическое царство Аида не похоже по своей сути на другие загробные царства в других мифологиях.
Даже в иудейской мифологии ад (Шеол, состояший из двух частей, огненной и ледяной) и рай были разделены, хоть и находились напротив друг друга.
В греческой мифологии подземное царство Аида содержало и ад, и рай.
Итак, подземное царство Аида (первоначально) состояло из Эреба - мрачных темных глубин греческого ада - и Элизиума (Елисейских полей), являющимся греческим раем.
Вход в Эреб - это знаменитая река Ахеронт, по которой лодочник Харон за плату перевозил души умерших. В дальнейшем, Гермес, имевший эпитет Психопомп (проводник душ), предпровождал души в ту часть Аида, где им и надлежало быть согласно решению богов.
Ахеронт втекал в так называемое Ахерусийское озеро (или Стигийские болота). Другие реки Эреба - это:
- девятикружная река Стикс (священная река), о которой скажем чуть позже;
- река Лета, или река забвения;
- ее антипод, река Эвноя, или река памяти, о которой тоже не мешало бы сказать, ибо сведений о ней почти нет (и Лета, и Эвноя своими истоками имеют Ахерусийское озеро);
- река Кокит (Коцит);
- и, наконец, огненная река Флегетон (Пирифлегетон), над которой поднимались огромные языки пламени и которая будоражила воображения многих поэтов, не исключая и гения русской поэзии, Александра Сергеевича Пушкина.
Кроме того, в Эребе находились так называемые асфоделевые луга.
Асфодель - цветок смерти.
Асфодели - желто-белые цветы, предназначенные своим ароматов утешать души умерших, блуждающих в асфоделевых лугах Эреба.
Наконец, в Эребе находился знаменитый дворец самого Аида (Гадеса), брата Зевса, и его жены Персефоны (дочери Зевса).
В этом же дворце обитали трое судей царствия Аида - Эак, Минос и Радамант.
Элизиум (греческий рай) состоял из Елисейский полей и островов Блаженных. В Элизиум попадали только самые выдающиеся герои и праведники.
Острова Блаженных - это, пожалуй, предмет, требующий отдельной темы. Здесь о них много чего говорили, но, по-моему, к общему знаменателю так и не пришли. Безусловно одно: центральным островом островов Блаженных являлся остров Левка (Белый). По разным сведениям, он находился в устье Дунае, при впадении того в Черное море (согласно Павзанию), или возле Геркулесовых столпов, согласно Гомеру (где я недавно побывал после своей поездки по Южной Андалузии, в течение которой я переплыл Гибралтаров пролив из испанской Тарифы в марокканский Танжер).
Правил Элизиумом поставленный Зевсом его папаша Крон, которого Зевс убрал от Олимпа подальше после того, как сам же его и сверг.
Несколько слов о Тартаре (внимание, ударение на первый слог, на второй слог ударение ставится у названия известного белого соуса) - великой бездне, он же - Тартар - персонифицированный бог великой бездны.
Первоначально Тартар мыслился, как отдельная единица, которая находилась под Эребом на таком же расстоянии, на котором от Эреба был удален Олимп.
Это было гиблое место, куда забрасывались самые великие грешники (Сизиф, Тантал), а также низвергнутые Зевсом титаны.
Однако в дальнейшем значение Тартара было переосмыслено, и его местоположение установилось в самой отдаленной части Эреба, от чего мрачность Тартара не уменьшилась.
Это очень краткое описание царства Аида.
Давайте же отсудим не только сам план царства Аида, но и также его персонажей, легенды, связанные с царством Аида, а также мифологические предпосылки его возникновения и его мифологического развития.
P.S. Итак, как я и обещал, несколько слов о знаменитой реке царствия Аида - реке Стикс.
Стикс - это персонифицированная богиня, то есть божество того, чем оно и являлось, то бишь, самой реки Стикс.
Река Стикс - это священная река, ибо клятва над рекой Стикс в присутствии вестницы богов Ириды являлась священной для всех богов.
Бога, давшего клятву над рекой Стикс и нарушившего ее, ожидали самые печальные последствия.
Во-первых, он год должен был бы находится в бездыханном состоянии.
Во-вторых, после этого десять лет он был обязан находиться на положении простого смертного и не допущен к обществу богов.
При этом, он был уязвил, как простой смертный, и, если в результате несчастного случае или чьего-либо нападения он был бы поражен насмерть, он бы вновь не воскрес и попал бы в царствие Аида, как простой смертный просле своей смерти.
P.P.S. Несколько слов о реке Эвное - реке памяти.
Насколько я знаю, сведений об этой реке в трудах античных авторов, включая Вергилия, до нас не дошло.
Однако она появляется у Данте.
Не исключено, что Эвною Данте почерпнул из источников, до нас не дошедших. Конечно, возможно, что он ее придумал, но есть косвенные факторы за то, что такая река всё-таки была.
Во-первых, склонность человечества к антиподам: если есть река забвения, то должна быть и река памяти.
Во-вторых, само имя "Эвноя" существовало задолго до Данте.
Была такая нимфа, мать Гекубы (правильней, Гекабы, жены троянского царя Приама), нимфа доброй памяти.
Соответственно, это имя потом перекочевало к простым смертным.
Например, царица мавританская, жена Богуда Мавританского, по сведениям античных историков, одна из любовниц Гая Юлия Цезаря, носила это же имя.
P.P.P.S. Много стихов было написано, посвященных тематике царствия Аида. Не избежал этой участи и ваш покорный слуга.
Вот недавно сочиненные строки из еще не готового произведения.
Там, где не видать ни земли, ни неба,
Вечную печаль трудно превозмочь,
Там, средь холодов в царствии Эреба,
Только Флегетон освещает ночь.