Добавлено: 12 сен 2008, 14:21
Относительно жестов - не думаю, что это было как-то связано со змеями или образом змеи. Греки изображали змей, не прибегая к кодированию, оставляя для жестов передачу душевного состояния, движения чувств. Немало артефактов с вполне узнаваемыми реалистически изображенными змеями. Как например здесь, со змеёй, оплетающей прическу менады
или здесь, где змея извивается у менады в руке
Или в руках сатира, встречающего Гефеста, едущего на муле, двойным символом Диониса - виноградной лозой, превращающейся на глазах участников сцены в змея.
Кстати, эта сцена - доказательство понимания греками большой древности сатиров и обрядов, в которых они мыслились непременными участниками, как существовавшими задолго до появления самого Диониса.
Жесты на приведенной Вами иллюстрации характерны для комастов - участников земледельческого фаллического праздника комоса.
Изображая руки в таком жесте, древнегреческие художники старались подчеркнуть некоторую неуклюжесть рук, пахарей, виноградарей и прочих земледельцев, предающихся грубоватым развлечениям, освященным, впрочем, древней традицией. Эти жесты скорее повторяют жесты крестьянина, собирающего виноград, щиплющего спелую налитую кисть, и давящего ягоды, чтобы сделать искрящийся напиток.
Как например здесь, где изображены силены-виноделы
Хлебнув вина, участник комоса ощущал себя причастным богам, вкушающим нектар, и, резонно полагая каждую селянку воплощением многогрудой Артемиды Эфесской, тянул руки к сосуду божественного плодородия.
или здесь, где змея извивается у менады в руке
Или в руках сатира, встречающего Гефеста, едущего на муле, двойным символом Диониса - виноградной лозой, превращающейся на глазах участников сцены в змея.
Кстати, эта сцена - доказательство понимания греками большой древности сатиров и обрядов, в которых они мыслились непременными участниками, как существовавшими задолго до появления самого Диониса.
Жесты на приведенной Вами иллюстрации характерны для комастов - участников земледельческого фаллического праздника комоса.
Изображая руки в таком жесте, древнегреческие художники старались подчеркнуть некоторую неуклюжесть рук, пахарей, виноградарей и прочих земледельцев, предающихся грубоватым развлечениям, освященным, впрочем, древней традицией. Эти жесты скорее повторяют жесты крестьянина, собирающего виноград, щиплющего спелую налитую кисть, и давящего ягоды, чтобы сделать искрящийся напиток.
Как например здесь, где изображены силены-виноделы
Хлебнув вина, участник комоса ощущал себя причастным богам, вкушающим нектар, и, резонно полагая каждую селянку воплощением многогрудой Артемиды Эфесской, тянул руки к сосуду божественного плодородия.