Феодосия

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Феодосия

Сообщение Aristoteles » 05 сен 2008, 10:19

В статье "Религиозные представления кочевников южных степей" Т.Турскова, следующие строки:
Еще Геродот писал о почитании скифами Северного Причерноморья семи богов, каждый из которых олицетворял собой некое природное или социальное явление. Можно предполагать, что количество богов савромато-сарматского пантеона было таким же. На это, по мнению специалистов, может указывать название города Феодосии, котороге в переводе с аланского и таврского языка звучало как «Город семи богов».


Но все крымские путеводители и экскурсоводы дают перевовод как "Богом данная", так во всяком случае думала Екатерина возвращая городу название.

Канечно, все версии имеют право на жизнь, пока их не опровергнут.
Вопрос: имеют ли отношение алано- тавры отношение к слову Феодосия или это однозначно греческое название?
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Re: Феодосия

Сообщение Юлли » 05 сен 2008, 10:37

Aristoteles писал(а):В статье "Религиозные представления кочевников южных степей" Т.Турскова, следующие строки:
Еще Геродот писал о почитании скифами Северного Причерноморья семи богов, каждый из которых олицетворял собой некое природное или социальное явление. Можно предполагать, что количество богов савромато-сарматского пантеона было таким же. На это, по мнению специалистов, может указывать название города Феодосии, котороге в переводе с аланского и таврского языка звучало как «Город семи богов».


Но все крымские путеводители и экскурсоводы дают перевовод как "Богом данная", так во всяком случае думала Екатерина возвращая городу название.

Канечно, все версии имеют право на жизнь, пока их не опровергнут.
Вопрос: имеют ли отношение алано- тавры отношение к слову Феодосия или это однозначно греческое название?


... имеют к названию, но не к слову Феодосия.. Турскову выговор с занесением за неточное цитирование и невнимателное использование источников... 8)))

В.И. Абаев писал(а):
Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (V в. н. э.) сообщает, что город Феодосия в Крыму «называется на аланском или таврском языке Ардавда (΄Αρδάβδα), что значит Семибожий (επτάθεος) Вопреки высказывавшимся сомнениям, нет никаких оснований усматривать какую-либо неточность в свидетельстве анонима как в передаче аланского названия Феодосии, так и в толковании этого названия как «(город) семи богов».

Название Ардавда действительно означает «семь (осет. авд, др. -ир. hafta) богов» (осет. ард, др.-перс, arta 'божество', авест. aša-, aša-vahišfā 'божество'). Порядок частей (числительное после определяемого) соответствует обычной в скифском языке инверсии в сложных словах.2)

Наименование города «Семибожным» говорит о том, что культ семи богов занимал центральное место в религии алан.


http://annals.xlegio.ru/skif/7gods.htm
Абаев В.И. Культ «семи богов» у скифов
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Fikus » 05 сен 2008, 12:25

Сомнительно вообще и вообще сомнительно. :D

Фикус
Не обижайте Фикусы!
Fikus
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 15:46

Re: Феодосия

Сообщение Дайчин-баатар » 05 сен 2008, 12:43

В.И. Абаев писал(а):
Название Ардавда действительно означает «семь (осет. авд, др. -ир. hafta) богов» (осет. ард, др.-перс, arta 'божество', авест. aša-, aša-vahišfā 'божество').


Мягко (очень мягко) говоря - притяжка за уши и остальные части тела.

Арта/Аша - это "Истина", одна из Амеша Спента (7 ипостасей) Ахурамазды (Спента Майнью, Аша Вахишта, Хшатра Вайрья, Спента Армаити, Воху Мана, Хаурватат, Амэрэтат).

Боги у индоиранских племен делились на категории и были разными - почитаемыми на территории Ирана ахурами и почитаемыми за его пределами дэвами. Собирательное название объектов почитания - язата или, в более поздней форме - йездан.

Так что перевод "Арта Хафта" - это инверсированное "Семь Истин" ;)

Но Истина, согласно иранским религиозным представлениям, одна - Аша.

Ашем Воху вахиштем асти


Первая строка зороастрийской молитвы "Ашем Воху":

Благая истина - наилучшая


Есть один путь - Аша. Все остальное - беспутье


Зардушт.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Re: Феодосия

Сообщение Дайчин-баатар » 05 сен 2008, 12:48

Aristoteles писал(а):
Вопрос: имеют ли отношение алано-тавры отношение к слову Феодосия или это однозначно греческое название?


Однозначно греческое. Но может быть греческим переводом местного топонима.

Ср.: Жетысу (букв. семь рек) = Семиречье.

Ср.: Йеттышаар (букв. семь городов) = Семиградие.

Ср.: Алтан Ордо (букв. золтой дворец) = Золотая Орда (здесь не переведен второй компонент названия).
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Юлли

Сообщение Aristoteles » 05 сен 2008, 12:53

Большое спасибо!
Теперь просветлело в голове. А то вроде по-гречески правильно, а с таврским существуют определенные пробелы. :lol:
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Re: Феодосия

Сообщение Дайчин-баатар » 05 сен 2008, 13:02

Aristoteles писал(а):В статье "Религиозные представления кочевников южных степей" Т.Турскова, следующие строки:
Еще Геродот писал о почитании скифами Северного Причерноморья семи богов, каждый из которых олицетворял собой некое природное или социальное явление. Можно предполагать, что количество богов савромато-сарматского пантеона было таким же. На это, по мнению специалистов, может указывать название города Феодосии, котороге в переводе с аланского и таврского языка звучало как «Город семи богов».



Т.е. проводится параллель с пантеоном зороастризма?

Ср. состав Амеша Спента:

Спента Майнью - Благой Дух

Воху Мана - Добрая/Хорошая Мысль

Аша Вахишта - Лучшая Истина

Хшатра Вайрья - Праведная Власть

Спента Армаити - Благая Земля

Хаурватат - Здоровье

Амэрэтат - Бессмертие
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Дайчин-баатар

Сообщение Aristoteles » 05 сен 2008, 13:32

Прямой паралели автор не указывает, а без влияния явно не обошлось
В письменных источниках наиболее отчетливо фиксируется культ бога войны» существовавший как у савроматс-ких, так и у сарматских племен. Сохранилось сообщение одного из античных авторов о том, что савроматы в равной степени с персами и индийцами почитают меч. О почитании меча аланами, далекими потомками и в определенной степени культурными наследниками савроматов, писал римский историк Аммиан Марцеллин. Он оставил следующее яркое свидетельство: «У них не видно ни храмов, ни святилищ, нигде не усмотреть у них даже покрытых соломой хижин, они по варварскому обычаю втыкают в землю обнаженный меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу — покровителю стран, по которым они кочуют».
Смысл поклонения мечу становится еще более ясным, если обратиться к «Истории» Геродота. Этот автор, всячески достойный доверия, писал, что «...в каждой области Скифии из хвороста сооружали курганы-святилища. На каждом таком кургане водружали старинный меч, считавшийся воплощением бога войны...». Этого воинственного богаГеродот назвал именем его греческого аналога — Аресом; он же отмечал, что скифы ежегодно в особые дни и, кроме того, перед походами и по их окончании приносили мечу-Аресу кровавые жертвы.
Отмечено почитание сарматами и божеств» живущих в воде и олицетворявших озеро или реку. Видимо, они являлись аналогом скифского Тагимасада — бога плодоносящей водной стихии и покровителя коней.
Однако центральное место письменные источники отводят поклонению огню, предположительно связанному с поклонением солнцу. Предположение это основано на записях древнегреческих авторов, согласно которым среднеазиатские племена массагетов «...чтут только солнце...», «... богом почитают одно только солнце...». Возможно и иное толкование этого культа. Не исключено, что у сарматов, так же, как у обожествляющих огонь домашнего очага скифов, богиня его была наиболее почитаемой.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина

Re: Дайчин-баатар

Сообщение Дайчин-баатар » 05 сен 2008, 14:20

Aristoteles писал(а):Прямой паралели автор не указывает, а без влияния явно не обошлось


Сложно тут. Насчет влияний-то.

В письменных источниках наиболее отчетливо фиксируется культ бога войны» существовавший как у савроматс-ких, так и у сарматских племен. Сохранилось сообщение одного из античных авторов о том, что савроматы в равной степени с персами и индийцами почитают меч. О почитании меча аланами, далекими потомками и в определенной степени культурными наследниками савроматов, писал римский историк Аммиан Марцеллин. Он оставил следующее яркое свидетельство: «У них не видно ни храмов, ни святилищ, нигде не усмотреть у них даже покрытых соломой хижин, они по варварскому обычаю втыкают в землю обнаженный меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу — покровителю стран, по которым они кочуют».
Смысл поклонения мечу становится еще более ясным, если обратиться к «Истории» Геродота. Этот автор, всячески достойный доверия, писал, что «...в каждой области Скифии из хвороста сооружали курганы-святилища. На каждом таком кургане водружали старинный меч, считавшийся воплощением бога войны...». Этого воинственного богаГеродот назвал именем его греческого аналога — Аресом; он же отмечал, что скифы ежегодно в особые дни и, кроме того, перед походами и по их окончании приносили мечу-Аресу кровавые жертвы.


У зороастрийцев такого обычая и ритуала никогда не было.

Отмечено почитание сарматами и божеств» живущих в воде и олицетворявших озеро или реку. Видимо, они являлись аналогом скифского Тагимасада — бога плодоносящей водной стихии и покровителя коней.


Почитание вод характерно для зороастризма.

Однако центральное место письменные источники отводят поклонению огню, предположительно связанному с поклонением солнцу. Предположение это основано на записях древнегреческих авторов, согласно которым среднеазиатские племена массагетов «...чтут только солнце...», «... богом почитают одно только солнце...». Возможно и иное толкование этого культа. Не исключено, что у сарматов, так же, как у обожествляющих огонь домашнего очага скифов, богиня его была наиболее почитаемой.


Огонь в зороастризме делится на ряд категорий. Огонь Солнца и огонь очага - это разные категории огня.

В общем, сложно все как-то.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Re: Феодосия

Сообщение LeGioner » 05 сен 2008, 17:50

Aristoteles писал(а):Канечно, все версии имеют право на жизнь, пока их не опровергнут.
Вопрос: имеют ли отношение алано- тавры отношение к слову Феодосия или это однозначно греческое название?


Разрешите свои 5 копеек вставить? ИМХО, название Феодосии имеет отношение к княжеству Феодоро. Как версия принимается?
Княжество образовалось из той части бывших византийских владений в Крыму, которая не перешла под влаcть Генуи. Отношения Феодоро с золотоордынскими правителями Крымского Юрта были обычно мирными, в то время как с генуэзцами княжество вело частые войны, особенно после строительства феодоритами торгового порта Авлита, составившего серьёзную конкуренцию Каффе и нанесшего удар по экономике генуэзских колоний в Крыму. В 1475 году после пятимесячной осады Мангупа Феодоро (как и генуэзские владения) были завоёваны Османскими войсками под командованием паши Гедик-Ахмеда. После завоевания из бывших земель княжества был образован Мангупский кадылык (кадылык — самая мелкая административная единица Османской империи), который входил в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0% ... 1%80%D0%BE
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Re: Феодосия

Сообщение Юлли » 05 сен 2008, 19:09

LeGioner писал(а):
Разрешите свои 5 копеек вставить? ИМХО, название Феодосии имеет отношение к княжеству Феодоро. Как версия принимается?



... изумительная версия.. особенно если учитывать, что Феодосия основана в 6 в. до н.э., а Феодоро ведет свою историю с 12 в. н.э. (и назано было в честь святого, если не ошибаюсь) ...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Феодосия

Сообщение Юлли » 05 сен 2008, 19:11

Aristoteles писал(а):имеют ли отношение алано- тавры отношение к слову Феодосия или это однозначно греческое название?



... Феодосия основана выходцами из Милета, что говорит в пользу однозначно греческого 8) названия...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Феодосия

Сообщение LeGioner » 05 сен 2008, 19:32

Юлли писал(а):
LeGioner писал(а):
Разрешите свои 5 копеек вставить? ИМХО, название Феодосии имеет отношение к княжеству Феодоро. Как версия принимается?



... изумительная версия.. особенно если учитывать, что Феодосия основана в 6 в. до н.э., а Феодоро ведет свою историю с 12 в. н.э. (и назано было в честь святого, если не ошибаюсь) ...


А жаль. Красивая версия... :wink: :lol:
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Aristoteles » 06 сен 2008, 12:46

В принципе, тему можно закрывать, так как она уже раскрыта Юлли практически сходу.
Disce, sed a doctis, indoctos ipse doceto
Аватара пользователя
Aristoteles
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 3251
Зарегистрирован: 02 фев 2008, 00:17
Откуда: Северщина


Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 65