Гладиаторы: история "кровавого" спорта.

Модераторы: Tibaren, Aristoteles

Сообщение Lusor » 05 июн 2006, 21:56

Может быть, я и не прав... но у меня сложилось впечатление, что профессионала-гладиатора убивали довольно редко. Другое дело - веведенного на арену преступника или христианина. А ланистам было бы совсем невыгодно вкладывать очень большие деньги в обучение и содержание бойцов-профессионалов только для того, чтобы за одну битву все они были перебиты.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Yamamoto » 05 июн 2006, 22:18

Вот интересно кстати, какой кайф убить было христианина (которые все потом становились мучениками), которые не сопротивлялись, а с радостью падали под мечами или лапами животных?
Я к тому, что если народ собирался для развлечения, то бои посмотреть это понятно, а простую казнь... Если только для затравки...
Аватара пользователя
Yamamoto
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 05 июн 2006, 11:41
Откуда: Moscow

Сообщение Analogopotom » 05 июн 2006, 22:27

Yamamoto писал(а):Вот интересно кстати, какой кайф убить было христианина (которые все потом становились мучениками), которые не сопротивлялись, а с радостью падали под мечами или лапами животных?
Я к тому, что если народ собирался для развлечения, то бои посмотреть это понятно, а простую казнь... Если только для затравки...


"Христиан ко львам!" - слова, приписываемые Нерону.
Христиан кидали на растерзание хищникам. В боях они, по-моему, не участвовали.
Смотреть на казнь - в древности и в Срединие века - ходили, как сейчас мы в кино.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 05 июн 2006, 22:28

О захоронениях

Джон Шейд, Роже Анун.
«Цивилизация Древнего Рима».

Культ мертвых.

Из всех религиозных обрядов больше всего свидетельств оставили похороны. Традиции захоронений повсюду практически одинаковы. Умерших хоронили у ворот города, селения или виллы или на обычных кладбищах вдоль дорог. Обряд, исполненный членами семьи, вводил человека к душам умерших, Манам. Считалось, что это коллективное божество ведет на краю мира живых тусклое и незавидное существование. Умершие продолжали жить, пока их семьи или верующий осуществляли для них обряд. Почитание мертвых заключалось в ежегодной жертве, которую глава семьи приносил предкам.

В воображении римлян умершие оставались частью города. Во время похорон они получали новое зарегистрированное жилищ, копию жилища живых (некрополь). Способом захоронения мгла быть кремация или погребение. Но выбор не являлся обязательным и не был связан с определенными верованиями, сами же обряды не менялись. Умершего оплакивали и переносили в некрополь. Там, после жертвоприношения, которое он впервые «потреблял», как боги, в виде дыма, тело кремировали или хоронили. В процессе самого погребения приносилась вторая жертва, часть которой, предназначенная усопшему, клалась в могилу. Ежегодные жертвоприношения напоминали затем о статусе усопшего.

Способ погребения, как часть домашнего культа, различалась от семьи к семье. Некрополи свидетельствовали об особенностях отдельных верований, региональных различиях и социальном расслоении. Рядом с огромными монументальными сооружениями, склепами обеспеченных семей и даже скромными алтарями и стелами находятся куда более многочисленные коллективные захоронения – рабов, отпущенников и клиентов аристократических семей. Это колумбарии – залы с множеством маленьких ниш, куда помещались урны с прахом – или же, начиная со 2 века Империи, катакомбы, не обязательно христианские, прорытые в подвалах крупных владений. Другие бедные, не нищие римляне похоронены на огражденных участках погребальных корпораций», за которые они всю жизнь платили взносы, чтобы получить право на приличную церемонию, могилу и ежегодный поминальный обряд. Вокруг более или менее богатых памятников располагались недолговечные могилы из утилизированных материалов, амфор и гончарных изделий. Эти могилы, многие из которых не сохранились, возникали на аллеях кладбищ, на оставшихся местах, слишком маленьких для настоящего памятника.
Общий дух римской цивилизации – неравенство – присутствует с самых ранних эпох. Прекрасные могилы древнего Лация 7-8 вв. до н.э. соседствуют с очень бедными; позднее, в связи с законами, ограничивающими роскошь обрядов, установилась некоторая простота даже для захоронений обеспеченных граждан. Во 2 в. н.э. распространенным способом похорон стала не кремация, а погребение; людей состоятельных хоронили в саркофагах, иногда богато украшенных; простые люди довольствовались деревянными гробами или просто саваном.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Yamamoto » 05 июн 2006, 22:56

Кстати, ещё интересный момент...
Тит Ливий пишет, что Децим Юний Брут впервые устраивает гладиаторские игры в память о своем умершем отце. Т.е. изначально гладиаторские бои были всё же связаны с отправлением культа умершим... Может похоронный обряд для гладиаторов тоже имел место быть... Хотя это так, мысли вслух...
Аватара пользователя
Yamamoto
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 05 июн 2006, 11:41
Откуда: Moscow

Сообщение Dedal » 06 июн 2006, 18:38

Lusor писал(а):Может быть, я и не прав... но у меня сложилось впечатление, что профессионала-гладиатора убивали довольно редко. Другое дело - веведенного на арену преступника или христианина. А ланистам было бы совсем невыгодно вкладывать очень большие деньги в обучение и содержание бойцов-профессионалов только для того, чтобы за одну битву все они были перебиты.


Железная логика!
Об этом же говорилось в фильме ВВС (если не ошибаюсь) про гладиаторов.
-------------------------------------------------

У римлян захоронение мёртвых в шахтовых, камерных гробницах, саркофагах и т.п. сооружениях широко практиковалось с 1в до н.э. до 2 в.н.э.

-------------------------------------------------

Интересно вот что, из обсуждения вытекает что гладиаторские бои не несли никакой идейной нагрузки.

А вот это вызывает сильные сомнения :?
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Lusor » 06 июн 2006, 18:55

Железная логика!
Об этом же говорилось в фильме ВВС (если не ошибаюсь) про гладиаторов.


И что же говорилось? И что лично Вы думаете по этому поводу?
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Analogopotom » 06 июн 2006, 22:10

Пока нет Дедала, расскажу Вам о фильме.

В основу фильма « Колизей: арена смерти» положен случай, известный по гимну Марциалла в честь императора Тита.

«Так как затягивал Приск, да и Вар затягивал битву
и не давал никому долго успеха в ней Марс,
Требовать начал народ громогласно, чтоб их отпустили,
Цезарь, однако ж, свой твердо закон соблюдал:
Ради награды борьбу продолжать до поднятия пальца;
Всюду закон у него — в частых пирах и дарах.
Все же нашелся исход наконец борьбе этой равной:
Вровень сражались они, вровень упали они.
Цезарь обоим послал деревянные шпаги и пальмы:
Это награда была ловкому мужеству их.
Только под властью твоей совершилось, Цезарь, такое:
В схватке один на один тот и другой победил».

Тит остановил поединок двух гладиаторов, бившихся насмерть, обоих объявил победителями, наградив при этом «рудисом» - деревянным мечом, знаком гладиаторской свободы.

В фильме рассказывается история гладиатора Вара (Веруса).
Вар, уроженец Мезии, был пленен римлянами, обращен в рабство и отправлен в каменоломни. Действие начинается с того, что в каменоломни приезжает владелец школы гладиаторов, с целью набора бойцов. На Вара он не обращает внимания и тогда Вар затевает драку с другим рабом. Этим рабом был Приск (они потом познакомили и подружились). Факт их дружбы впоследствии добавляет остроту сюжету.
Как уверяют авторы фильма, все события основаны на реальных исторических свидетельствах жизни гладиаторов. Их тренировки и бои с дикими зверями сняты предельно реалистично. Добавлены эпизоды из личной жизни, в частности, пир, куда были приглашены гладиаторы, дабы развлечь гостей небольшим поединком. В Приска влюбляется богатая матрона и, таким образом, тот находит дополнительный источник дохода.
Так же показаны похороны одного из гладиаторов (его похоронили завернутым в саван). После чего товарищи погибшего берут на себя обязательства помогать его супруге. (Некоторые гладиаторы были женаты.)
Через какое-то время Приска продают в другую гладиаторскую школу ( в Риме их было четыре), и судьба снова сводит его с Варом уже на арене амфитеатра Флавиев.
80 г. AD. В Риме закончено строительство новой арены, в честь открытия которой состоялись Игры гладиаторов, продолжавшиеся 100 дней.
Получив свободу, - говорит голос за кадром, - Вар мечтает вернуться домой к семье, о которой сильно тосковал все эти годы…
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Dedal » 08 июн 2006, 18:20

У Analogopotom получилось лучше, чем это сделал бы я 8)

Я только добавлю, что смертные случаи в гладиаторских боях (по версии фильма) были редкостью уже на первой стадии - провинциальных аренах. Бой прекращался сразу после первой раны.

Бои же на смерть стоили дорого, устроитель должен был возместить гибель гладиатора.
Короче говоря, это была индустрия, а комерция не может существовать не принося доход.

Честно говоря, я бы не удивился если бы существовали "постановочные" бои, наподобие рестлинга - как раз занятие для профессиональных гладиаторов. Самоцелью то было зрелище, а не убийство как таковое, да и какой смысл становиться профессиональным гладиатором, если сразу же убивали.

Или какой-либо механизм наподобие средневековых рыцарских турниров, с выбором жёсткости поединка.
--------------------------------------------

Собственно, версия заимствования у этруссков объясняет многое.

Фактически получается, что гладиаторы были теже олимпионики, т.к. суть боёв - выявить сильнейшего. Эту же цель преследовали состязания и у других народов. В этом не было ничего удивительного.

Отличие гладиаторов состояло в том, что они боролись с оружием в руках - нонсенс с точки зрения греков, даже египтяне устраивали разного рода состязания борцов, но только с палками и в защитных шлемах, чтобы не получить значительных ран.
Кроме того, существовал чисто римский парадокс - почёт доставался не участникам, а устроителям боёв. Так как само зрелище посвящалось устроителем какому-либо государсвенному символу: божеству,событию или празднеству. И с точки зрения римского государства именно это было достойно уважения, а не победа в гладиаторском бою.

Победитель был фаворитом "толпы", нечто вроде неофициального "народного героя", так как его не признавало государство, считая плодом чужой инородной традиции.

Ну и третий уровень символизма, как уже обсуждалось состоял в самих представлениях. В зависимости от ролей их участников. Или значения каковым наделялось то или иное представление (например, по отношению к христианам это была публичная форма казни, иными словами - триумф государства над злоумышлениками).
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Lusor » 08 июн 2006, 23:31

Dedal писал(а):Кроме того, существовал чисто римский парадокс - почёт доставался не участникам, а устроителям боёв. Так как само зрелище посвящалось устроителем какому-либо государсвенному символу: божеству,событию или празднеству. И с точки зрения римского государства именно это было достойно уважения, а не победа в гладиаторском бою.


Есть еще одно соображение на этот счет: на греческих конных ристаниях почести очень часто получал не возничий, а владелец лошади. Возможно, эти вещи как-то взаимосвязаны.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Dedal » 09 июн 2006, 18:43

Lusor писал(а):
Dedal писал(а):Кроме того, существовал чисто римский парадокс - почёт доставался не участникам, а устроителям боёв. Так как само зрелище посвящалось устроителем какому-либо государсвенному символу: божеству,событию или празднеству. И с точки зрения римского государства именно это было достойно уважения, а не победа в гладиаторском бою.


Есть еще одно соображение на этот счет: на греческих конных ристаниях почести очень часто получал не возничий, а владелец лошади. Возможно, эти вещи как-то взаимосвязаны.


Очень укладывается в схему, в начале-то были только кулачные бои. 8)
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1672
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение CTPAHHuK » 09 июн 2006, 22:16

Жаль, но мой вопрос затерялся среди бурных дискуссий :(
Хотел узнать название нескольких самых популярных боевых арен древнего мира...
Может можете подсказать 10 самых известных и массовых Полей боевых сражений древности?
In constanti labore spes
CTPAHHuK
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 31 май 2006, 23:32
Откуда: Saint-Petersburg, Russia

Сообщение Analogopotom » 20 июн 2006, 00:56

Под именем собственым в источниках фигуриует только амфитеатр Флавиев. Так же в "Жизни двенадцати цезарей" Светония можно найти данные по числу участников сражений.
В связи с гладиаторскими боями часто упоминаются Помпеи.

В "Иудейской войне" Иосифа Флавия есть сведения о том, как после взятия Иерусалима, Тит во время пребывания в Кессарии "предал смерти множество евреев из тех, что подлежали наказанию. Число погибших в битвах со зверями, сожженых и павших в сражениях друг с другом превышало 2 500 человек". После чего в Берите Тит устроил еще более "великолепное зрелище".

Даже не представляю, существует ли список названий арен.
В Римской империи, как правило, к каждому зданию прикреплялась мемориальная плита с указанием имени инициатора строительства или "спонсора". На других памятных "досках" указывалось когда и на чьи средства здание реконструировалось.
Если такие плиты или камни найдены при раскопках, то название арены можно узнать. Но на современных планах подобные сооружения, кроме Колизея, значатся как "цирк" или "амфитеатр".
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 20 июн 2006, 01:00

Гельмут Хёфлинг
Снаряжение—на любой вкус

«Впрочем, странного нет в вельможном актере, когда сам
Цезарь кифару взял. Остались дальше лишь игры —
Новый для Рима позор. Не в оружьи хотя б мирмиллона,
Не со щитом выступает Гракх, не с клинком изогнутым;
Он не хочет доспехов таких, отвергает с презреньем,
Шлемом не скроет лица; зато он машет трезубцем;
Вот, рукой раскачав, висящую сетку он кинул;
Если врага не поймал, он с лицом открытым для взоров
Вдоль по арене бежит, и его не узнать невозможно:
Туника до подбородка, расшитая золотом, с крупной
Бляхой наплечной, с которой висит и болтается лента.
Даже секутор, кому приказано с Гракхом сражаться,
Худший позор при этом несет, чем рана любая».

Такими насмешками римский сатирик Ювенал (ок. 60 — 100 гг. н. э.) осыпает потомка рода Гракхов, даое из которых (1) вошли когда-то в историю как народные трибуны. Но не только само выступление нынешнего Гракха на арене он рассматривает как оскорбление чести сословия; гораздо отвратительнее то, что этот добровольный гладиатор предстает не в качестве тяжеловооруженного мирмиллона, но мечется все время полуголым ретиарием.
На основании одних только этих строк видно, что гладиаторы различались снаряжением, пользовавшимся у публики различной популярностью. Одни болели за тот, другие — за иной род оружия, а порой восхищение перехлестывало через край и превращалось в спор или стычку между приверженцами разных типов гладиаторов.

Изображение

Постоянно ведшиеся Римом войны порождали массы пленных, которых толпами принуждали участвовать в кровавой резне на потеху публике. Со времен Республики иноземных участников человеческой гекатомбы заставляли биться друг с другом не только в их экзотических, часто живописных одеждах, но и с их собственным оружием и по их обычаям. С этими особенностями разноплеменных бойцов связано появление некоторых категорий профессиональных гладиаторов, таких, как самниты, фракийцы или галлы.
САМНИТЫ, прикрывавшиеся большим щитом в человеческий рост, бились короткими, прямыми мечами либо копьями. Кроме того, они были защищены поножью на левом бедре, а справа зачастую — наголенником; фартуком с поясом и повязкой на правой руке. Лицо прикрывал большой шлем с прорезями, бросавшийся в глаза своими широкими полями и огромным гребнем с султаном. Все вместе создавало впечатление великолепного тяжелого вооружения.
Защитой ФРАКИЙЦАМ также служили закрывавший лицо шлем и наручень на правой руке. Оружием нападения у них были серповидный меч либо кривой кинжал, а от ударов противника они защищались маленьким круглым или квадратным щитом. В противоположность самнитам, с которыми они порой скрещивали клинки, у них было две поножи.
Император Калигула принадлежал к приверженцам именно этого типа гладиаторов. Он сам был, как сообщает Светоний, «гладиатор и возница, певец и плясун... Нескольких гладиаторов-фракийцев он поставил начальниками над германскими телохранителями; гладиаторам-мирммилонам он убавил вооружение, а когда один из них, по прозванию Голубь, одержал победу и был лишь слегка ранен, он положил ему в рану яд и с тех пор называл этот яд «голубиным» - по крайней мере так он был записан в списке его отрав».
Как нам известно от Светония, император Тит (79—81 гг.) также был поклонником фракийцев: «От природы он отличался редкостной добротой... К простому народу он всегда был особенно внимателен. Однажды, готовя гладиаторский бой, он объявил, что устроит его не по собственному вкусу, а по вкусу зрителей. Так оно и было; ни в какой просьбе он им не отказывал и сам побуждал их просить, что хочется. Сам себя он объявил поклонником гладиаторов-фракийцев, из-за этого пристрастия нередко перешучивался с народом и словами и знаками, однако никогда не терял величия и чувства меры. Даже купаясь в своих банях, он иногда впускал туда народ, чтобы и тут не упустить случая угодить ему».
Тип снаряжения римских гладиаторов, именовавшийся галльским, был, по-видимому, заимствован в этрусской Кампании, а к этрускам попал от галльских племен Северной Италии. Выше мы уже упоминали о том, что на этрусских погребальных урнах III в. до н. э. были обнаружены рельефы, изображавшие поединки между двумя такими галлами и галлом и фракийцем. Вообще же подобные изображения, выбитые также на надгробиях, являются важнейшим свидетельством существования и многих других типов вооружения.
В эпоху Империи «галлы» были постепенно вытеснены так называемыми МУРМИЛОНАМИ (или мирмиллонами), называвшимися так по значку в виде морской рыбы на шлеме или каске. В их снаряжение входили галльский щит, а также меч и копье; поножей, однако, не было.
В отличие от своего брата Тита, предпочитавшего фракийцев, император Домициан (81—96 гт. н. э.) был столь яростным приверженцем мурмиллонов, что эта почти болезненная любовь выразилась однажды в кровавой мести одному из болельщиков партии фракийцев. Светоний так описывает этот страшный случай:
«Отца семейства, который сказал, что гладиатор-фракиец не уступит противнику, а уступит распорядителю игр» (а им являлся сам Домициан), «он приказал вытащить на арену и бросить собакам, выставив надпись: «Щитоносец (2)—за дерзкий язык»».
Еще одним типом гладиаторов, также, возможно, имевшим глубокие исторические корни, был РЕТИАРИЙ, или боец с сетью. Одетые наподобие рыбаков в напоминавшую рубашку тунику, ретиарии кружили вокруг своих противников, пытаясь мгновенно набросить на них сеть, чтобы вывести из строя и заколоть кинжалом или трезубцем, напоминавшим тот, что употреблялся при ловле тунца. Если же жертва умело увертывалась, то ретиарий быстро подтягивал сеть к себе за специальный шнур и вновь начинал «ловлю». Главным противником ретиария наряду с мирмиллоном был СЕКУТОР, т. е. преследователь, вооружение которого, так же как у тяжеловооруженного самнита, состояло из шлема с прорезью для глаз, меча и щита. Ретиарий, выступавший полуголым, без пышного снаряжения и даже без шлема, занимал низшую ступень среди гладиаторов и часто вынужден был влачить жалкое существование.
Обычно гладиаторские игры представляли собой серию дуэлей, т. е. именно поединков между двумя бойцами, однако порой устраивались и групповые бои, и даже настоящие битвы. Подобный бой между несколькими противниками с неожиданным исходом описывает Светоний в биографии Калигулы:
«Пять гладиаторов-ретиариев в туниках бились против пяти секуторов, поддались без борьбы и уже ждали смерти, как вдруг один из побежденных схватил свой трезубец и перебил всех победителей; Гай в эдикте объявил, что скорбит об этом кровавом побоище и проклинает всех, кто способен был на него смотреть».
Однако приведенный список отнюдь не исчерпывает всех типов гладиаторов. Были среди них и конные бойцы, такие, как АНДАБАТЫ, тело которых прикрывала парфянская кольчужная броня, а лицо—глухой шлем без прорезей для глаз. Вооружены они были длинными копьями, которые направляли друг на друга на полном скаку. ЭССЕДАРИИ же бились в британских колесницах, управлявшихся стоявшим рядом возницей.
Как против диких зверей, так и против других гладиаторов выступали на арене и лучники. Выходили на бой друг с другом и те, кто были вооружены двумя кинжалами каждый. Были и метатели петли, размахивавшие одновременно специальной кривой палкой, которую они держали в правой руке, а также бойцы, вооруженные маленьким щитом и изогнутым прутом в левой руке и кнутом в правой. ВЕЛИТЫ, вооруженные копьем и метательным ремнем, бились друг с другом пешими.
В зависимости от места и времени действия менялись и некоторые особенности вооружения и снаряжения. Были и такие гладиаторы, которые могли выступать с различными видами оружия. Публика требовала смены впечатлений, поэтому методы взаимного уничтожения на арене отличались исключительным многообразием, так что термин «гладиатор» следует понимать в очень расширительном толковании, а не просто как «фехтовальщик».

1. двое из рода Гракхов - братья Тиберий (162-133гг. до н.э.) и Гай (153-121гг. до .э.) Семпронии Гракхи, народные трибуны, боровшиеся за проведение глубоких социально-экономических реформ и интересах римского крестьянства.
2. щитоносец – поклонник гладиаторов-фракийцев.
Последний раз редактировалось Analogopotom 21 июн 2006, 12:32, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 21 июн 2006, 12:21

Детали мозаик, изображающих цирковые игры. Галерея Боргезе.

Изображение

Изображение


Джон Шейд, Роже Анун «Цивилизация Древнего Рима».
«Хлеба и зрелищ»

Религиозные праздники — это не просто возможность принять участие в хорошей народной трапезе. Большинство праздников завершалось играми, которые созерцали и боги, и пирующие.
Гонки колесниц долгое время были основным видом римских игр. В долине между Палатином и Авентином очень рано был построен огромный цирк. Игры гладиаторов, изначально проходившие на Форуме в завершение крупных похорон, к концу Республики дополнили программу игр. При Флавиях в бывших садах Золотого дома Нерона был сооружен огромный амфитеатр. Во времена Империи театр и амфитеатр стояли в центре каждого города. В менее процветающих городах в театрах проходили и бои гладиаторов.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1