Ivan Aleksandrovich » 29 июл 2009, 16:11
Работа Н.В. Грачевой хорошо иллюстрирует, как глубоко укоренен в мировом языке (и общечеловеческой культуре), как широко (повсеместно) был распространен "культ Вулкана", "открытый" в т.ч. и Х. Пфистером.
Собственно, все варианты "историй" - это более или менее искаженные вариации одной истории - истории "империи кузнецов". Читайте. Дополнения и комментарии последуют.
"Грачева Наталия Владимировна
К вопросу о происхождении этнонима “иври” (“ибирим”)
...
"К середине XX в. в еврейской историографии сложилось мнение, что евреи (ибирим) произошли от социальной группы полукочевников-полуразбойников “хапиру”, о которых упоминается в египетских текстах.
Помимо того, что народ “иври” возводит свое родословие к Каину, “Каины” в той или иной фонетической форме встречаются в Библии как одни из главных действующих лиц в истории племен Израиля.
Рядом с каинитами постоянно встречается упоминание о племени Кназ того же корня...
Имя Каина в еврейском языке имеет конкретное значение – это кузнец, следовательно потомки Каина – это древние кузнецы.
...
Независимо от языка, на котором говорят или говорили народы, слагающие эпос о кузнецах, название самих кузнецов везде одинаково и фонетически колеблется незначительно. Так на иврите – “Каин”, в славянских языках – “кузнец”, иранский “каве”, ирландский – “gabna”. Имя бога кузнечного дела у древних кельтов – “Goibniu”, по-литовски – “Kalvis” – того же корня, что и Халев, ему же соответствует название финского эпоса о кузнеце “Калевала”.
Примечательно, что славянские языки имеют самое большое гнездо слов с корнями кузн-, ков-, кув-: ковать, кую, коваль, кувалда, наковальня, оковы, и, видимо, коварный.
Еще одно слово, логически близкое кузнечному делу, именно: “конь” (русск.), “кинь” (укр.) и “кунь” (чешск.) является также однокоренным слову “каин”. В латинском языке “лошадь” – “coballo” однозначно связано с тем же корнем, что и русский “коваль”.
Одинаковое название кузнецов в разных языках говорит о пришлости этого слова. Возможно, название кузнецов распространялось вместе с миграцией людей данной профессии.
Конь имеет огромное значение в эпосе кузнецов. Там, где имеется культ коня и слово “конь” является однокоренным слову “кузнец”, можно однозначно утверждать, что на религию данного народа повлиял кузнечный эпос.
Через коня кузнецы соотносятся с привилегированным сословием Всадников, сначала в древнем Риме, а затем во всей Европе.
Слово “король” в английском и немецком языках – “King” – того же корня, что и “каин”. Хазария называлась каганатом и управлялась каганом – оба слова того же корня, что и “каин” (начинаются с כ).
Русское название правителя – “князь”, кажется, напрямую связано с упоминаемым уже кузнечным племенем “кназ”.
Иранское название правителя – “кей”. Династия Кейнитов, согласно зороастрийскому эпосу, основана кузнецом Каве.
Здесь четко прослеживается связь кузнецов с правящей верхушкой общества.
Основатели первых городов
Как минимум у трех народов – еврейского, армянского и славянского – эпосы связывают с кузницами основание первых городов.
Об основании первого города тремя родственниками Каином, Ханохом и Иередом, согласно еврейскому эпосу, уже говорилось выше.
Армянская легенда также повествует об основании первого города Куара тремя родственниками, в данном случае братьями – Куаром, Мелтеем и Хореаном [vi] . Согласно “Повести временных лет”, город Киев также был построен тремя братьями – Кием, Хоривом и Щеком и сестрой их Лыбедью. Н.Я. Марр в указанном сочинении доказывает родство армянской и русской легенды и отмечает родство сестры Лыбедь только с одним из братьев – Хоривом (он же Хореан из армянской легенды). Хореан по-армянски означает Лебедь и имеет свою женскую ипостасию Карапу – божество армян и грузин.
Имя армянского героя – Куар (Кувар) и название первого города, основанного им указывают на связь его имени с кузнецами. Имя русского основателя, также грамматически связывается с корнем “ков” – “куй”. То же можно сказать и о еврейском Каине, хотя и нет города с таким названием.
Кроме того, тройки имен армянской и русской легенд имеют ряд совпадений с именами детей Адама и Евы. Сравним:
Куар
Мелтей
Хореан
Кий
Щек
Хорив
Каин
Шет
Хевель (Авель)
Следовательно, все три легенды относятся к одному и тому же кузнечному эпосу, но привязаны к разным конкретно существующим городам
Тувал-Каин и народ “иври”
Тувал-Каин назван в Библии отцом всех кузнецов. Второй раз встречается имя Тувал в генеалогиях потомков Иафета (сына Ноя), рядом с ним упоминается народ Мешех.
В таком же сочетании эти оба этнонима–Тувал и Мешех–встречаются у Иезекииля 27:12-14; 38:2, 3; 39.
В те времена горы Тавра называли “серебряными” поскольку они богаты всеми металлами, используемыми в Тарсе. Сейчас в горах Тавра находится город Дивриги (Tebriki I тыс. до н.э.) [vii] , в окрестностях которого до сих пор добывают железную руду.
Геродот, перечисляя подчиненные персам народы Малой Азии, называет рядом Тибаренов и Мосхов.
Таким образом, мы имеем термины: Тувал, Тобал, Tebriki, Тибарены для обозначения кузнецов или местности их проживания с некоторыми фонетическими различиями, т.к. эти названия взяты из разноязычных источников. Все эти слова можно считать однокоренными и опять же восходящими к языку клана древних кузнецов.
Иосиф Флавий утверждал, что Кавказская Иберия (другая Иберия была в Испании) соответствует этносу Тувал [viii] .
Древней столицей Кавказской Иберии был город Мцхета, название которого напоминает этноним Мосхи, связываемое с Древним Закавказьем [ix] , а название современной столицы Грузии – Тбилиси, расположенной рядом с Мцхетой, в таком сочетании представляется схожей с Тувал.
Другую пару Тувал – Каин напоминают этнонимы Северного Кавказа Теберда и Кабарда.
Одним из наиболее близких кавказским языкам древности является шумерский. Хотя большинство исследователей ставят его отдельно ото всех современных языков, существуют разработки М. Церители, показывающие некоторые параллели шумерского и кавказских языков.
Все приведенные выше этнонимы, связанные с кузнечным делом, – Тувал, Тобол, Тибарены, Теберда – в шумерском языке имеют однокоренное слово (t)ibria – медь [x] . Буква (t) записана в скобках, поскольку она не всегда произносилась. При прочтении слова “медь” без (t) – ibria оно кажется однокоренным названию Грузии – Иберия, но не только Грузии. Оно, как нельзя точно совпадает с самоназванием евреев – “иври” (Ибирим). Как уже было показано, евреи ведут свое родословие от клана древних кузнецов, стало быть “иври” – вовсе не “заречные”, как до сих пор принято было считать, поскольку это интерпретация самоназвания евреев с иврита, в то время, как само название относится к языку клана древних кузнецов.
Еще одним доказательством того, что Иври и ibria есть слова одного корня, могут послужить шумерские слова, как кажется генетически связанные и относящиеся к тому же языку клана древних кузнецов. Это слово Sipar – “бронза” и слово Sipa – “пастух”. Как уже отмечалось, пастухами были древние кузнецы, а так же, как известно из Библии, и первые патриархи. Возможно, что и название Испании Spain относится к тому же корню, что и Sipar, Sipa, тем более что существовала Испанская Иберия.
Библейские легенды имеют и другие папаллели с шумерской цивилизацией, в частности с Шумерским Царским Списком и первыми шумерскими городами. Выше было упоказано на связь клана древних кузнецов с основанием городов, в частности на еврейскую троицу: Каин, Ханох, Иеред, с которыми в Библиии связано основание первого города, названного по имени Ханоха или Иереда.
В Шумерском Царском Списке первые восемь царей распределены по пяти городам. Из трех основных копий Шумерского Царского Списка, дошедших до нас, две утверждают, что первым горродом был Эриду, а одна копия, по мнению Т. Якобсена, называет город Куара.
Что касается последней копии, то она перекликается с армянской легендой о Куаре, основателе первого города. Первые же две скорее всего указывают нам на легенду о Каине.
Имя внука Каина, сына Ханоха – Иеред, созвучно названию первого города Эриду, кроме того, уже выше было высказано предположение, что первый город по библейским легендам должен был называться Иеред, т.к. построен в честь внука, а не сына Каина.
«Эриду» принято переводить с шумерского как «добрый город», поскольку это название записывалось двумя знаками: «uru» - город и «du» - добрый. Однако вместе эти знаки «uru-du» - означают «руда», что связывает это название с кланом кузнецов. Наличие в славянских языках слова «uru-du», в том же значении и практически без изменений в звучании «руда» также подтверждает его не шумерское происхождение.
Из Шумерского Царского Списка мы видим, что названия городов первых царей неизменно связаны скузнечным делом. Первый город Эриду или Куар; второй – Бад-Тибира, т.е. город медников; третий город – Sipar (бронза).
Основным выводом данной работы является происхождение этнонима «иври» из языка клана древних кузнецов, который обозначает «медник».""