Страница 1 из 4

LADY BIRD

СообщениеДобавлено: 20 авг 2009, 01:46
ABG
Образ, подробно описанный Марией Гимбутас, впоследствии неоднократно оспоренный Борисом Рыбаковым и мн. др. историками.
Все же, существовала ли Дама-Птица в изобразительном искусстве древней Европы и Ближнего Востока?

Помимо хорошо известной нам Лилит-Ашторет из Вавилонии - барышни с птичьими когтями

Изображение

перебирая свои фото из Афинского музея, наткнулся на вот такую барышню:

Изображение

в связи с чем моя уверенность в том, что Гимбутас не ошибалась, лишь возрасла.

По этой причине я и решил открыть эту тему.
Есть желающие добавить фотографии и обсудить?

СообщениеДобавлено: 20 авг 2009, 10:00
Дайчин-баатар
Гарпии подойдут?

Изображение

Re: LADY BIRD

СообщениеДобавлено: 20 авг 2009, 15:04
Лемурий
ABG писал(а):перебирая свои фото из Афинского музея, наткнулся на вот такую барышню:
Изображение
Из греческого ФИЗИОЛОГА:
Физиолог говорит о сиренах и онокентаврах, что сирены- это несующие гибель морские существа, мелодичными голосами они наслаждают слушающих, так что обращают их в сон вплоть до смерти. Половиной до пупа, они имеют вид человека, нижней же половиной - гуся.

СообщениеДобавлено: 21 авг 2009, 01:48
Scaevola
Эти ножки на гусиные не тянут - типично куриные (не обязательно домашних кур 8) ).

СообщениеДобавлено: 21 авг 2009, 07:28
Лемурий
Так обратите внимание, что "это создание" держит под правой рукой.
Подсказка: сирены играли на арфе.

СообщениеДобавлено: 22 авг 2009, 00:04
ABG
Лемурий писал(а):Так обратите внимание, что "это создание" держит под правой рукой.
Подсказка: сирены играли на арфе.


Похоже, Вы правы. Это сирены.
Один из вариантов развития образа Lady-Bird

О птичках

СообщениеДобавлено: 22 авг 2009, 22:49
ABG
Я напомню, в чем, собственно, вопрос, откуда возникла идея и как развивалась дискуссия.

Светлой памяти Мария Гимбутене в своих ранних работах о Старой Европе (ключевая из которых пожалуй эта: Gimbutas M. The Gods and Goddesses of Old Europe: 7000-3500 DC. London; Berkeley, 1974), пересмотрев артефакты со своих и чужих раскопок неолитических балканских поселений, выдвинула идею о том, что в неолите-энеолите древние европейцы имели письменность (которую она позже назвала Тэртерийской), и поклонялись Богине-матери в облике Птицы.

Вот что она в частности пишет: "Богиня-птица появляется в облике птицы: у нее имеются клюв или заостренный нос, длинная шея, женская грудь (порой неестественно большого размера), крылья или крыловидные выступы и подчеркнуто выделенные женские ягодицы с утиными, лебедиными или яйцевидными очертаниями...
Богиня-птица двойственна по своей природе. С одной стороны, она - дарительница жизни, благоденствия, пропитания. С другой - смерть, имеющая вид совы или другой птицы, хищной или пожирающей падаль...".

Изображение

Изображение

Изображение

Не менее светлой памяти Борис Александрович Рыбаков, естественно, не мог промолчать и сказал, все что по этому поводу думал: "Более поздние птичьи маски иногда вызывают сомнения: не принимают ли исследователи локальный стиль, особую манеру трактовки женского лица за изображние женщин в птичьих масках? Выношу на суд излюбленный сюжет М. Гимбутас "Lady Bird".(Gimbutas M. The Gods'and Goddesses..., tab. 97, 120. Позд. Винча.) Схематическая фигурка женщины в юбке увенчана головой с длинным носом и огромными глазами. Ни крыльев, ни птичьих лап здесь нет. Стоит ли ее так настойчиво объявлять дамой в птичьей маске и на этом основании говорить о Богине-Птице?" (Язычество Древних Славян, гл. 4).

имея. вероятно, в виду: "Мать, ты что, с дуба рухнула? Яйцевидные попы, большая грудь и здоровееенный нос - у половины жительниц южной Европы, тех, что за сорок. Не делать же из этого вывод, что они - наполовину птицы!"

Я вник в дискуссию, посмотрел рисунки у Гимбутас и согласился с Рыбаковым, что никакой особой птичности в этих дамах нет.

Но когда увидел две вышеприведенные фотографии - засомневался.
А может быть, все же права была тетка?

СообщениеДобавлено: 22 авг 2009, 22:53
ABG
Я пока сруливаю на Майорку - сделать и выложить здесь фотографии зала доисторической культуры из музея Пальмы-де-майорки.

А Вы, пока я работаю :)) напишите пожалуйста, что по поводу птичек думаете.

Re: О птичках

СообщениеДобавлено: 23 авг 2009, 09:26
Дайчин-баатар
ABG писал(а):Вот что она в частности пишет: "Богиня-птица появляется в облике птицы: у нее имеются клюв или заостренный нос, длинная шея, женская грудь (порой неестественно большого размера), крылья или крыловидные выступы и подчеркнуто выделенные женские ягодицы с утиными, лебедиными или яйцевидными очертаниями...
Богиня-птица двойственна по своей природе. С одной стороны, она - дарительница жизни, благоденствия, пропитания. С другой - смерть, имеющая вид совы или другой птицы, хищной или пожирающей падаль...".


Подчеркнутые женские формы - это естественно для многих женских статуй - существует даже классическая греческая Афродита Каллипига (Прекраснозадая)! Думаю, корни явления объяснять не стоит.

А вот как раз гарпия (как-то так) - яроко выраженная разрушительная ипостась женского божества. И падалью питается, и пачкает все вокруг, и хищная...

Кстати, как Вы относитесь к Грейвсу? Небесспорный товарищ, но все же?

Re: О птичках

СообщениеДобавлено: 24 авг 2009, 13:28
Лемурий
ABG писал(а):Я вник в дискуссию, посмотрел рисунки у Гимбутас и согласился с Рыбаковым, что никакой особой птичности в этих дамах нет.

Но когда увидел две вышеприведенные фотографии - засомневался.
А может быть, все же права была тетка?
Беда исследователей в том, что они в угоду своих версий делают "коктейль" из мифологических образов разных народов, а что ещё более ужасно - разных эпох...

Первая картинка относится к Лилит-Ашторет как позднему представлению о ней, как не о змее, а о "ДЕМОНЕ НОЧИ", нападающего на ночных путников. Символы ночи - совы подтверждают эту версию. Как видите к образу Богини-Матери отношения НИКАКОГО не имеет.

Вторая картинка - это СИРЕНА из греческой мифологии.

Рыбаков, исследователь "Слова о полку Игореве", писал о Деве-Обиде в виде Девы-Лебедя, и выводы Гимбутас о Деве-Птице, как образе Богини - Матери, не подходили к этой версии. Но по сути он ПРАВ.

СообщениеДобавлено: 24 авг 2009, 14:34
Дмитрий Лопаткин

СообщениеДобавлено: 24 авг 2009, 20:51
Кассивелан
Афину почему-то не вспомнили...

СообщениеДобавлено: 24 авг 2009, 23:25
Гиви Чрелашвили
А зачем ее вспоминать ?
Сова ?
Так это символ Афины, а не она сама.
Сама Афина, вроде, не изображалась в виде женщины с птичьими атрибутами.

СообщениеДобавлено: 25 авг 2009, 05:16
Dona
Гиви Чрелашвили писал(а):А зачем ее вспоминать ?
Сова ?
Так это символ Афины, а не она сама.
Сама Афина, вроде, не изображалась в виде женщины с птичьими атрибутами.
Символы - фундамент мифологии! :)
Я своей аватаркой проиллюстрирую это. :P

Но ПТИЧЬИ образы не случайны!
Кикладские острова - связь с лебедями! Киклос - лебедь (греч.).
"Виа Понтика" и "Виа Аристотелис" - это не только ПУТИ миграции ПТИЦ!
Вернее, это ПУТИ миграции! Но не только ПТИЦ! :idea:
Крилатите пътешественици се направляват, като си служат с астрономични отличителни знаци: звездите за нощните прелетници и Слънцето за дневните.

http://www.zoomania.org/Ptici/Ptici/SEZ ... ICITE.html

СообщениеДобавлено: 25 авг 2009, 08:29
Дмитрий Лопаткин
Dona писал(а):
Гиви Чрелашвили писал(а):А зачем ее вспоминать ?
Сова ?
Так это символ Афины, а не она сама.
Сама Афина, вроде, не изображалась в виде женщины с птичьими атрибутами.
Символы - фундамент мифологии! :)
Я своей аватаркой проиллюстрирую это. :P

Но ПТИЧЬИ образы не случайны!
Кикладские острова - связь с лебедями! Киклос - лебедь (греч.).
"Виа Понтика" и "Виа Аристотелис" - это не только ПУТИ миграции ПТИЦ!
Вернее, это ПУТИ миграции! Но не только ПТИЦ! :idea:
Крилатите пътешественици се направляват, като си служат с астрономични отличителни знаци: звездите за нощните прелетници и Слънцето за дневните.

http://www.zoomania.org/Ptici/Ptici/SEZ ... ICITE.html

κύκνος - лебедь, κύκλος - круг.
Как видно, никакой связи между лебедями и Кикладскими островами нет. :)