Древний Египет и Месопотамия. Религии

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение Analogopotom » 23 окт 2009, 15:03

Относительно появления культа Анат в Египте, у меня имелось два предположения:
- через Угарит и Библ, тесные контакты с которыми подтверждаются археологическими находками. Кстати, связи с Эблой, где существовал культ Иштар/Астарты, у египтян тоже были.
- распространился при гиксосах. Судя по времни и территории.

Хотя, возможно, что культ был укоренен общими усилиями.
Памятники относятся к гиксосскому периоду, а в египетских текстах пересказан ханаанейский миф об Балу и Анат.

Вот только с тождеством Анат и Астарты не очень все понятно.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение Ilik » 23 окт 2009, 19:40

Через Угарит и Библ в Египет вполне могли проникать азиатские культы. Не только помимо гиксосов, но и намного раньше их появления в Дельте. Достаточно вспомнить, что между Библом и Египтом устойчивые морские связи существовали еще в III-м тыс. Я бы даже сказал, что Халеб и Эбла во Внутренней Сирии и Библ с Угаритом на побережье могли играть роль посредников-ретрансляторов в передаче в долину Нила религиозных идей из Месопотамии еще в эпоху Древнего царства. Это так, в порядке предположения. :oops:
Торговый путь от Каркемиша в большой излучине Евфрата вел к Халебу, а оттуда на выбор: или на запад, в долину Оронта и дальше на Угарит; или на юго-запад, через Эблу и Катну к Библу.
Что касается тождества Анат и Астарты, то тут все как-то запутано. Аштарт была богиней любви, плодородия и "хозяйкой" Библа. Анат - это богиня-воительница, причем в Угарите. Вроде как это разные божества. Но в том же Угарите почитали и Аштарт, которую И.Ш.Шифман в "Финикийских мореходах" называет "двойником" Анат.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение Analogopotom » 25 окт 2009, 21:00

Ilik писал(а):Что касается тождества Анат и Астарты, то тут все как-то запутано. Аштарт была богиней любви, плодородия и "хозяйкой" Библа. Анат - это богиня-воительница, причем в Угарите. Вроде как это разные божества. Но в том же Угарите почитали и Аштарт, которую И.Ш.Шифман в "Финикийских мореходах" называет "двойником" Анат.

Рафаэль Патай делал попытки разобраться в вопросе.
Анат и Астарта, в одних случаях - две разные богини, в других - имена одной богини.

Р. Патай, «Иудейская богиня»
Ее настоящее имя — Анат. Однако она была не менее хорошо известна далеко за пределами Сирии и Палестины как Астарта (на древнееврейском Ашторет или Аштарот во множественном числе), и это имя она будто бы любила больше всего. Для нашего неудовлетворительного знания истории древней ханаанейской религии характерно то, что мы все еще не можем быть уверенными, кто был первым — Анат или Астарта, одна это богиня или две, которые в ходе истории соединились в одну. Придется нам оставить эту проблему нерешенной и поговорить сначала об Астарте, а потом об Анат, представляя одновременно атрибуты, свойственные обеим богиням.

1. Ханаанейская Астарта

Большинство главных богов Древней Сирии, если судить по угаритским источникам, имели по два имени; одно собственно имя, другое — эпитет.
<…>
Два имени божества — требование просодии классической семитской поэзии, любимый прием, из которого вышло повторение важного суждения, но другими словами. Чтобы выразить одно и то же двумя разными способами, используя параллельно два набора синонимов, семитский поэт должен был иметь по два имени для своих богов, которые постоянно фигурировали в мифологических поэмах.
<…>
Таким же образом имена Анат и Астарта появляются параллельно, предполагается, что они принадлежат одной и той же богине:

Никто не сравнится красотой с Анат,
Кто прекраснее прекрасной Астарты?

Или в другом месте, где первая, основная, часть имени Анат дополняется соответствующим образом:

Своей правой рукой удерживает (Ана)т,
И левой рукой удерживает Ашторет.

Такие семитские стилевые ухищрения были потеряны у египтян, и мы читаем в священном папирусе XII в. до н. э., что Нейт Великая, мать бога, требует от Эннеады (девять великих богов), чтобы они обращались к Всемогущему, Быку в Гелиополисе: «Двойственный Сет в своем праве; дай ему Анат и Астарту, обеих своих дочерей...» Из других египетских документов, часть которых относится к XIII в. до н. э., тоже ясно, что Анат и Астарта в египетской религии воспринимались как две отдельные богини войны. Во времена 18-й династии Астарта стала в Египте богиней лекарей, к которой обращались как к «Астар Сирийской». Рамзес III называет Анат «своим щитом», Астартой. Обе, Анат и Астарта, так же как Кадет — третья богиня в ханаанейско-сирийском пантеоне, носили египетский титул Царицы Небесной. На египетской стеле, поставленной в Палестине (Beisan) в XII в. до н. э., изображено поклонение египтян богине «Анат, Царице Небесной, Госпоже богов». Из этих трех богинь, пожалуй, только Астарта была самой популярной в Египте; у нее были собственные священнослужители и пророки, как у Ашеры в Израиле. У моавитян имя Астарты появляется без женского окончания (Ashtar) и в соединении с именем Шамаша на Моавитском камне около 830 г. до н. э. Вероятно, Астарта была супругой моавитянского бога Шамаша.

Ханаанейский город, называемый Аштарот, или Аштарту, в Васане упоминается в нескольких египетских документах начиная с XVIII в. до н. э., так же как в амарнских письмах, датируемых после XIV в.

В более поздний период Астарта становится главной богиней Сидона, заменив Ашеру. Неизвестно, когда это произошло, но к IV в. до н. э. это свершилось, как можно заключить из того факта, что в это время сидон-ские цари были одновременно и священнослужителями Астарты, а их жены получали титул священнослужительницы Астарты. Однако изменения не могли произойти намного раньше, потому что веком позже сидонский царь Ешмун'азар сообщает, что он и его мать построили храм Астарты в Сидоне Приморском и Шамем-Аддирим — двух частях Библоса; другими словами, в его время культ Астарты все еще был популярен в Финикии. Надпись Ешмун'азара, содержащая те же подробности, также сообщает нам полное имя Астарты Сидонской: Аштарт-Шем-Ваал, то есть «Астарта именем Ваала», Астарта и Ешмун, «священный Царь, Господин Сидона», их называли «богами Сидона». Имя «Ашторет именем Ваала» известно и к северу от Сидона примерно тысячью годами раньше. Вот так богиня, скорее всего Анат, называется в двух надписях на угаритских табличках.
Вот более или менее все, что нам известно об Астарте из ханаанейских и финикийских источников. Как мы увидим дальше, ханаанейский мифологический материал об Анат весьма богат.

4. Угаритский миф об Анат

Как сказано выше, ханаанейский мифический материал об Анат довольно богат. Этим мы обязаны открытию и расшифровке угаритских табличек, написанных языком, очень напоминающим древнееврейский, и датируемых не ранее XIV в. до н. э. В угаритской мифологии Анат чрезвычайно важная фигура, богиня любви и войны, девственная и распутная, влюбчивая, подверженная неконтролируемым приступам ярости и чудовищным приступам жестокости. Она — дочь Эля, небесного бога, и его жены Ашеры Морской. У нее так много общего с шумерской Инанной и аккадской Иштар, что можно подумать, она наследница или родственница этих великих месопотамских богинь.

Однако вместо того, чтобы озаботиться в первую очередь поиском новых возлюбленных среди божеств, людей или животных, как, считается, делала Иштар, Анат большую часть своей энергии тратила на поле битвы. Она тоже, в этом нет сомнений, была типичной богиней любви, одновременно целомудренной и неразборчивой в связях. Ее характер точно описан в египетском тексте XIII в., в котором она и Астарта названы «богинями, которые зачинают, но не носят», что означает их плодовитость с сохранением девственности. В угаритских мифах ее постоянно называли девственной Анат или девицей Анат. И даже Филон Библиус, живший в начале II в. н. э., все еще упоминает о девственности Анат, которую он идентифицирует с Афиной, знаменитой богиней-девственницей греков. Подобно Иштар, Анат называли «хозяйкой небес, госпожой всех богов», и, подобно Иштар, она любила богов, людей, зверей.

Больше других она любила своего брата Ваала. При ее приближении Ваал прогонял других жен, и она, готовясь к уединению с ним, купалась в росе и натирала себя кашалотовой амброй. «Реальное» единение Анат и Ваала описано с графической четкостью, что уникально даже для незастенчивых описаний, обычных в ближневосточных текстах. В месте, называвшемся Дувром, Ваал семьдесят семь раз возлежал с Анат, которая принимала для такого случая образ нетели, и похоже, что дикий бык — сын Ваала — плод этого союза. Смертным возлюбленным Анат был Акат, которого после того, что можно назвать интимным тет-а-тет (описание, к сожалению, утрачено), Анат называла «моим милым смертным великаном»! В качестве матери Анат, по-видимому, была одной из двух кормилиц богов и кормила грудью царя Керета, отчего одним из обращений к ней было «прародительница людей». В Египте Анат рассматривается как супруга бога Сета, и в египетском магическом тексте XIII в. до н. э. в неожиданно садистских выражениях описывается, как Сет на морском берегу лишает девственности Анат.

И все же эти приключения на полях любви бледнеют по сравнению с великими достижениями Анат на войне и в бою. В самом деле, ни одна древняя ближневосточная богиня не была более кровожадной. Ее было легко спровоцировать, и едва она начинала драться, как доходила до неистовства и крушила-убивала всех направо и налево. Очевидно, что ей нравилось драться: она уничтожала народы и Востока и Запада, так что головы людей летели как снопы, а руки — как саранча. Неудовлетворенная этим, она привязывает отрубленные головы себе на спину, а руки — за пояс, после чего стоит по колено в крови и по пояс среди трупов героев. Вот так она достигает своего: ее печень переполнена смехом, а сердце — радостью.

Поклонение кровожадной и воинственной Анат пришло в Египет еще до XIII в. до н. э. Для египтян она тоже была «Анат, хозяйкой небес и госпожой богов», богиня-воительница, которая ассоциировалась с лошадьми и колесницами и которая со щитом и копьем защищала фараона. Действительно, из-за ее воинственной натуры Анат в Египте звали «богиней, победительницей, женщиной под стать мужчине, одетой как мужчина и обнимаемой как женщина».


Правда, эта работа вышла в конце 60-х годов.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение Ilik » 26 окт 2009, 20:27

В качестве ответного жеста :) приведу отрывок об Анат из доступных мне "Финикийских мореходов" И.Ш.Шифмана. Эта книга тоже впервые была опубликована в 60-х гг.

Среди памятников, найденных при раскопках северофиникийского города Угарита, особое внимание ученых привлекли таблички, содержащие записи древнейших финикийских религиозных гимнов и поэм. Центральными действующими лицами в них были Баал (видимо, тождественный с Баалцафоном) - бог земледелия и плодоносного дождя, иначе называвшийся Алейан ("Верхний"), владыка подземных вод, рек и моря, куда стекают реки; его сестра - грозная воительница Анат (двойник богини любви Аштарт, которая также встречается в угаритских документах). Врагом Алейана был Мот ("Смерть") - бог иссушающего южного солнца, губящий растительность и жизнь, владыка подземного мира.
Угаритское предание об этих богах начинается с того, что Мот приглашает Баала в гости. Тот принимает это приглашение и гибнет, а Эл, узнав об этом, оплакивает Баала; Анат пускается на поиски Баала и находит его мертвым в подземном царстве. Совершив траурные обряды, Анат погребает своего брата и приносит обильные поминальные жертвы. Затем действие переносится во дворец Эла. Там появляется Анат и со злобной иронией предлагает верховному богу и его супруге Ашерат - главному врагу ее брата - радоваться гибели Баала. Видимо, и с жизнью-то расстался Баал по наущению этой коварной богини. Эл вместе с Ашерат решают сделать владыкой богов Аштара. Но Анат не может примириться с гибелью Алейана-Баала. Она требует, чтобы Мот отпустил его на землю. Мот не может этого сделать, и тогда Анат убивает его, рассекает на мелкие куски и рассыпает его останки на поле. Снова появляется Баал. Победив богов, поддерживающих Аштара, он занимает свой трон. Следует борьба между Баалом и Мотом, которая заканчивается окончательным поражением бога смерти. Известны и некоторые другие предания, например о постройке храма Баала.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение Ilik » 26 окт 2009, 20:41

Analogopotom писал(а):
...Поклонение кровожадной и воинственной Анат пришло в Египет еще до XIII в. до н. э. Для египтян она тоже была «Анат, хозяйкой небес и госпожой богов», богиня-воительница, которая ассоциировалась с лошадьми и колесницами и которая со щитом и копьем защищала фараона...


Если она ассоциировалась с лошадьми и колесницами, то похоже, что ее культ в долину Нила проник не морским путем через Библ, допустим, а все-таки появился в Египте вместе с гиксосами.
Но что интересно... Анат была "боевой" богиней только в Угарите и у гиксосов, если я правильно понимаю. Означает ли такое совпадение, что гиксосы до своего вторжения в долину Нила обретались где-то рядом с Угаритом и\или были народом близкородственным народу этого великого морского города?
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение Ilik » 28 окт 2009, 12:07

Д.Харден в своих "Финикийцах" тоже связывает Анат только с Угаритом. И только там она как-то сопоставляется или отождествляется с Аштарт. Такое впечатление, что классическая Финикия (после разрушения Угарита) и вообще Ханаан эту богиню не знали. Хотя само имя встречалось (Шамгар, сын Анат).
Думаю, что Анат - это гостья из седой древности, из раннего бронзового, а то и из медного века. И из северной части западносемитского мира, где стоял Угарит и где, возможно, первоначально жили гиксосы до их продвижения на юг. А район этот был зоной контактов и с восточными семитами Месопотамии, и с хурритами, и с хаттами...
Отношение Анат к своим врагам :) (цитируется по Д.Хардену):
"Серпом она режет его, веялкой она развеивает его - она разбрасывает его плоть в поле..."
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение vanakan » 19 дек 2009, 01:20

Тема хорошая но на мой взгляд лучше разделить на две части.
Найду время и зайду.
Если у тебя нет головы она и не будет болеть
Аватара пользователя
vanakan
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 19:42
Откуда: Германия

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение Tibaren » 20 дек 2009, 01:45

Ilik писал(а):Думаю, что Анат - это гостья из седой древности, из раннего бронзового, а то и из медного века. И из северной части западносемитского мира, где стоял Угарит и где, возможно, первоначально жили гиксосы до их продвижения на юг. А район этот был зоной контактов и с восточными семитами Месопотамии, и с хурритами, и с хаттами...

...Да, но имя Анат имеет ясную шумеро-семитскую этимологию...
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение vanakan » 25 дек 2009, 02:32

Тема загробного мира формируется после того когда на трон начали претендовать не избранные по праву а избрание по силу.
Этот процесс избрание по силу в принципе был узаконен примерно в 3500 д.н.э.
Примерно в 2500 д.н.э на трон могли претендовать все и тот кто побеждал становился правителем.Смерть признак человека ,альтернатива загробного мира выпрямлялa ситуацию.
Если у тебя нет головы она и не будет болеть
Аватара пользователя
vanakan
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 19:42
Откуда: Германия

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение Ilik » 25 дек 2009, 13:30

Tibaren писал(а):
Ilik писал(а):Думаю, что Анат - это гостья из седой древности, из раннего бронзового, а то и из медного века. И из северной части западносемитского мира, где стоял Угарит и где, возможно, первоначально жили гиксосы до их продвижения на юг. А район этот был зоной контактов и с восточными семитами Месопотамии, и с хурритами, и с хаттами...

...Да, но имя Анат имеет ясную шумеро-семитскую этимологию...

Уверен, что Вы правы насчет изначальных шумерских корней. Я даже рискну предположить, что "предком" гиксосско-угаритской Анат была Иннана - шумерская богиня любви и войны (та же сфера деятельности, что и у Анат) и покровительница Урука. Может ее культ передался в Угарит и гиксосам через семитский Аккад, а может и непосредственно - через шумерские колонии на среднем Евфрате, а это были как раз колонии Урука.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение pan » 25 дек 2009, 16:11

Циркин Ю. Б. в "Передней Азии" довольно много пишет об Анат. Небольшое извлечение:
«Анату весьма почитали в Мари. В угаритских мифах она выглядит если не самой могущественной, то, несомненно, самой активной богиней. Иногда ее считали сестрой Балу. И она же — его возлюбленная. Их первородным сыном был, вероятно, Амурру — первопредок амореев. Само имя Анату, по-видимому, означало «источник» (или «источники»), и сначала Анату была прежде всего богиней источников. Ей поклонялись и другие амореи. Ранние следы ее культа отмечаются на рубеже III—II тысячелетий до н. э. с появлением первых аморейских племен в Сирии и на границе Месопотамии. Можно думать, что представление о родстве Балу и Анату возникло еще до поселения амореев в Угарите. И все же утаритяне считали Анату, в отличие от Балу, дочерью Илу, хотя, быть может, и не от Асирату.
Во II тысячелетии до н. э. культ этой богини, как и некоторых других азиатских, преимущественно западносемитских, божеств проник в Египет. Ее, как и Баал-Зефона, т. е. Балу, почитали в Мемфисе. Во времена гиксосского господства в Египте в городе Танис существовал храм Анату. Эту богиню почитали в Палестине в конце II тысячелетия до н. э. евреи, завоевывавшие эту страну: один из судей (т. е. глав племенного союза), Шамгар, назван сыном Анат (Анату). В I тысячелетии до н. э. ей (под именем Анат-бетель) поклонялись евреи, жившие на юге Египта в Элефантине. Тогда же культ Анату-Анат существовал у арамеев. Но в данном тысячелетии эта богиня уже не занимает столь видного места, как в предыдущем. Следы ее культа встречаются все более и более редко, хотя полностью богиня из божественного мира этого времени не исчезла. На Кипре ее отождествили с греческой богиней Афиной, называя при этом «спасительницей». Египтяне и арамеи считали Анату-Анат владычицей неба. В Угарите никаких следов такого толкования образа Анату не отмечено. Ее, скорее, связывали с землей и плодородием. Может быть, тесная связь между Анату и жителями Угарита выражена в эпитете, который почти постоянно сопровождает имя этой богини,— Невестка народа. Правда, многие специалисты предлагают другое чтение и, соответственно, другой перевод: «прародительница народа» (или народов), «возлюбленная народа», «возлюбленная героя», под которым подразумевается Балу, и т. д. И все же чтение и перевод «невестка народа» кажется наиболее предпочтительным и обоснованным. Однако более точный смысл этого эпитета весьма темен. Возможно, в результате особой церемонии, называемой «священным браком», богиня как бы вступала в родство с народом Угарита.»
Аватара пользователя
pan
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 800
Зарегистрирован: 19 янв 2007, 02:50

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение vanakan » 26 дек 2009, 02:38

До разделения солнце поклонников на два направления ,завершение разделения примерно 3500 до н.э. Ана была единой богиней .В семитских пантеонах она занимала прежнею позицию, оберегала источники вод.Она есть вишап-змея.Анату в мифах несомненно, самая активная богиня. Иногда ее считали сестрой Балу. Родство Балу и Анату возникло до 3500 до н.э. . Утаритяне считали Анату, в отличие от Балу, дочерью Илу(отца).Египтяне и арамеи считали Анату-Анат владычицей неба.Имя Анату означает «дающая мать». Во II тысячелетии до н. э. культ этой богини, преимущественно не семитских, проник в Египет с семитами. Во времена гиксосского-солнце поклонников господства в Египте в городе Танис существовал храм Анату. Эту богиню почитали в Палестине в конце II тысячелетия до н. э. до завоевания эту страну семитскими племенами.
Если у тебя нет головы она и не будет болеть
Аватара пользователя
vanakan
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 19:42
Откуда: Германия

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение Tibaren » 27 дек 2009, 07:57

vanakan писал(а):Имя Анату означает «дающая мать».

Да? Это на каком же языке "означает"?
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение vanakan » 27 дек 2009, 16:12

Tibaren писал(а):
vanakan писал(а):Имя Анату означает «дающая мать».

Да? Это на каком же языке "означает"?

:lol:
Если у тебя нет головы она и не будет болеть
Аватара пользователя
vanakan
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 107
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 19:42
Откуда: Германия

Re: Древний Египет и Месопотамия. Религии

Сообщение Tibaren » 29 дек 2009, 18:35

vanakan писал(а): :lol:

Повторяю свой вопрос.
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 26