Табу на рот

Модераторы: Tibaren, Aristoteles

Табу на рот

Сообщение Analogopotom » 25 ноя 2009, 20:37

Поделитесь информацией, пожалуйста.
Интересуют существовавшие и существующие у разных народов табу, связанные со ртом и упоминанием личных имен.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Табу на рот

Сообщение Analogopotom » 25 ноя 2009, 20:47

Этот вопрос меня давно интересует в связи с историей гарамантов.

Известно, что туареги носят, не снимая, литам или лисам (lisam) - оригинальный платок длиной 1,5 метра. Этот сахарский бурнус является неотъемлемым атрибутом мужского достоинства тарги, и собственно, официальной одеждой.
Фото: туарег (Ливия)
Изображение

Сведений о лисаме нет ни у греко-римских, ни у христианских авторов, следовательно, он появился позже.
Первые свидетельство о лисаме, вероятно содержится в книге «Футух Миср» («Захват Египта») арабского хрониста Ибн Абд аль-Хакама (ум. 871 г.). Он повествует о карательной сахарской экспедиции Окбы бен Нафи аль-Фархи, который в 665 году захватил Джерму (др. Гараму, столицу гарамантов в Феццане) и обложил "людей под покрывалом" данью (360 рабов – стандартный откуп, повторяющийся по ходу несколько раз).
Следовательно, лицевой платок был неотъемлемой частью одежды жителей Феццана. Остается вопросом, когда он таковым стал – в 7 веке, к началу арабизации берберов, или в 9-м, ко времени, когда аль-Хакам создал свою хронику.

Этнограф Генрих Барт, путешествовавший по Сахаре в 1849 – 1850гг., называет покрывало для лица у мужчин – тагельмуст. По его мнению, эта часть традиционной мужской одежды, прежде всего пользовались из практических соображений - для защиты лица от песка и от палящих солнечных лучей. Тагельмуст на лицах туарегов почти всегда оказывал зловещее психологическое воздействие на жертвы, которые становились податливыми, а нападающие оставались не узнанными, что уменьшало угрозу им в случае возможных актов возмездия.

Как свидетельствует знаток обычаев народов Сахары, Анри Лот, туареги никогда не снимают эту повязку, а во время еды просто приподнимают ее. Некоторые этнографы считают, что лисам связан с какой-то древней традицией - наложением "табу" на рот.

http://famous-walker.livejournal.com/14323.html Фото туарегов (г. Агадез, в Нигере) и коментарий автора ЖЖ.
У мужчин туарегов принято скрывать лицо в присутствии незнакомых. Особенно важно скрывать рот - некоторые исследователи считают, что есть некое старинное табу на рот, о котором не все туареги знают на сознательном уровне, но все соблюдают, по традиции. Так или иначе, полностью лица мужчин можно увидеть только в очень неформальной обстановке, где все присутствующие - одного социального круга.

Одежды из индиго - нефиксированные, то есть краска легко сходит и окрашивает всё в синий цвет, включая лицо. В процессе ношения такого головного убора кожа лица приобретает несмываемый стальной синий оттенок, из-за чего туарегов называют "синие люди", les hommes bleu - это придаёт им ещё больше загадочности. Я видел бородатых туарегов, у которых борода реально цвета индиго.

Головной убор туарега называется тагельмуст. Хороший индиговый тагельмуст стоит дорого, и считается признаком достатка и традиционности носить его и соответственно иметь синий оттенок кожи.


Да. Такой, вот, удивительный народ – туареги. По традиции, у них закрывают лицо мужчины, а не женщины.
И еще у них, несмотря на ислам, сохраняются некоторые пережитки матриархата, во всяком случае, у высших сословий. Всего три сословия: господа, вассалы и ремесленники. У туарегов Мали, еще есть каста колдунов.

В общем, сегодня лицевой платок туарегов, символизирующий все, что угодно, и служащий для практических целей, уже утратил связь с древним табу.

На днях в статье Риса Карпентера «Транссахарский караванный путь Геродота» попалась информация, напрямую связанная с «табу на рот».

Анализируя фрагмент «Истории» (IV. 184), который относится непосредственно к древнему караванному пути, автор попутно дает объяснение трудно толкуемому примечанию Геродота.

Еще дальше, в десяти днях пути от гарамантов, находится другой соляной холм с источником. Около него также живет племя под названием атаранты - единственные, насколько я знаю, безымянные люди. Все они в совокупности носят имя атарантов, отдельные же люди — безымянны.


Карпентер пишет:
Однако Геродот, кажется, не имеет в виду, что у них не было ни самоназваний, ни названий для племенных групп, а довольно определенно указывает, что отдельные представители этого народа считают бесполезным любое различающее персональное название. И если это так, еще раз вернемся к горной цитадели тибу в сердце пустынного массива Тибести. В книге Пустыня Сахара и Судан Нахтигаль рассказывает о странном отношении современных тиббу к индивидуальным личным именам. Замужняя женщина из племени тибу (подобно женщинам Карии которые, по свидетельству Геродота, не принимают пищу за одним столом со своим мужем), отворачивает лицо, когда говорит с мужем и не произносит его имени в присутствии других. Ни при каких, даже самых страшных обстоятельствах, сестры женщины и родители не позволяют себе называть этого мужчину по имени. В последствии, когда молодой человек женится, его имя так редко произносят вслух, что оно фактически исчезает, будучи заменено пространным многословием. Когда упоминаются его дети, самого его могут упомянуть как их отца - "такой-то и такие-то"; но когда его сыновья, в свою очередь тоже женятся, они становятся безымянными, подобно своему родителю (прим. 1). Если похожий обычай практиковался в древности у предков тибу, легко понять, почему соседние народы могли охарактеризовать их, как людей, не имеющих никаких индивидуальных имен (Прим. 2).

Прим. 1 - По сходному обычаю, мужчина, совершивший убийство соплеменника, должен сменить свое имя на новое, которое, по общепринятому табу, не будут произносить родственники его жены.
Прим. 2 - Возможно, табу на произношение имени существует не только у тубу. Почти идентичная традиция была зафиксирована у западно-алжирского берберского племени Бени-Снус. Cf. E. Destaing, «Eacute;tudes sur le dialecte berbère des Beni-Snous» (Paris, 1907), 291.


По одной из версий, тибу могут быть потомками вассальных племен гарамантской общности.

Можно попытаться локализовать изначальную территорию «табу на рот».

Атаранты – этноним неясный до конца . Предположительно, слово происходит от "adrar», которое в современном берберском сохранилось как термин для обозначения изолированного нагорья. Таким образом, возможно, «атаранты» - эллинизированная форма названия «людей Адрара» или горцев. Если посмотреть на ландшафт, то действительно, к югу от долин Феццана возвышается горное плато, и следующий отрезок караванного пути за гарамантами должен проходить по нагорью.
Карпентер пишет:
В данном фрагменте есть один до конца не определенный термин – название народа, населявшего оазис, так как в большинстве списков использовался этноним "атланты", а не "атаранты". Редакторы произведений классических авторов, отдали предпочтение слову "атаранты", замечая, что термин "атланты" Геродот использовал для жителей следующей стоянки около горы Атлас, и что это может внести путаницу. Я думаю, что термин "атаранты" более близок к первоисточнику (хотя не обязательно, что его ввел сам Геродот).

«Атланты» Геродота, при ближайшем рассмотрении тоже оказываются «горцами» или «людьми Адрара», если только местное название горы (топоним) каким-то образом не напоминало греческое слово "Атлас".
Очевидно, что ливио-берберский "adrar" в греческом произношении мог стать «Атласом», а в случае Ат(а)ранты > "Атланты" - результат еще более закономерный.


Таким образом, изначальная территория «табу на рот» представляет собой треугольник Феццан-Аххагар-Тибести. Феццан – историческая родина гарамантов, «людей под покрывалами» арабских источников. Аххагар в древности так же входил в сферу гарамантского контроля, сегодня там живет туарегское племя кель-ахагар, соблюдающее табу. В Тибести, где Карпентер помещает гору «Атлас» Геродота, сегодня живут тибу, которые, как говорилось выше, являются наследниками вассальных племен гарамантов, если не биологическими, то культурными.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Re: Табу на рот

Сообщение Dona » 26 ноя 2009, 00:09

Тарент (дорическая форма Тарант, др.-греч. Τάρας, род.п. Τάραντος) — персонаж древнегреческой мифологии. Сын Посейдона и местной нимфы, его именем назван город и река [1]. По разным версиям, сын нимфы Сатиры, либо Посейдона и Сатиры, дочери Миноса [2], либо потомок Геракла [3]. Его изображение находилось в Дельфах [4].
↑ Павсаний. Описание Эллады X 10, 8; Страбон. География VI 3, 2 (стр.279)
↑ Проб. Комментарий к «Георгикам» Вергилия IV 125; Проб. Комментарий к «Энеиде» Вергилия III 551 // Malkin I. Myth and territory in the Spartan Mediterranean. Cambridge UP. 2003. P.122
↑ Сервий. Комментарий к «Георгикам» Вергилия IV 125; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия III 551 // Malkin I. Myth and territory in the Spartan Mediterranean. Cambridge UP. 2003. P.133
↑ Павсаний. Описание Эллады X 13, 10


Изображение

A coin of the ancient Magna Graecia city of Taras, with Taras riding a dolphin.
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Табу на рот

Сообщение Ахамук аг Иклу » 18 фев 2011, 02:02

Analogopotom писал(а):Поделитесь информацией, пожалуйста.
Интересуют существовавшие и существующие у разных народов табу, связанные со ртом и упоминанием личных имен.

Этнографические наблюдения и выводы. А так же арабские легенды о покрывале.

Анри Лот
«Туареги Ахаггара», М, 1989г стр. 154 -158

Мужские покрывала изготовляются в Нигерии, в деревне Кура, близ города Кано. Они плетутся из множества (от девяти до восемнадцати) узких полотняных полос; цены на эти покрывала очень высоки, зависят от количества полосок и могут равняться стоимости трех-пяти коз. На языке народа хауса они называются тукурди, это название переняли и туареги. Тукурди издавна лежат в основе всех торговых сношений. Покрывала бывают также из белого или синего полотна.
Интересно происхождение обычая, по которому туареги носят эти покрывала. Однако, когда у туарегов спрашивают об этом, они неизменно отвечают, что не знают, а лишь следуют обычаям предков. На этот счет высказывались разные предположения. Назывались соображения гигиены, необходимость защищать дыхательные пути от песчаного ветра и жары.
Однако почему-то этот обычай не принят у женщин; кроме того, туареги не снимают покрывала и в хорошую погоду. Причина, таким образом, кроется не в этом. Предполагалось также, что это делается с целью скрыть лицо от врагов, но и этот аргумент, по-видимому, лишен основания, ибо покрывало нисколько не мешает туарегам узнавать друг друга. И, наконец, несколько легенд, не очень лестных для туарегов, распространяют арабы. Одна из них такова: когда-то после одного сражения, в котором мужчины-туареги оказались недостаточно храбрыми, их женщины будто бы заявили им: «Отныне покрывало будете носить вы, а мы будем ходить с открытым лицом». Другая легенда гласит, что однажды женщины одного берберского племени, когда их мужья отсутствовали, изменили им. Те, чтобы отомстить женам, отрезали им носы. Для сокрытия своего бесчестья женщины и ввели обычай носить покрывало, который затем перешел и к их потомству. А нынешние туареги якобы и произошли из этого племени.

Все эти объяснения — лишь плод фантазии, равно как и выдвигаемая некоторыми гипотеза, что в этом покрывале следует видеть своеобразную трансформацию шлема крестоносцев Людовика Святого, чьими потомками якобы являются туареги.
В действительности же дело здесь, по-видимому, в каком-то древнем табу на рот. Может быть, легенда о безголовых людях (блемисах) Помпония Мелы и родилась именно из этого обычая носить покрывало? Тем не менее античные авторы, греческие и римские, никогда о нем не упоминали. Кроме того, и ливийцы на древнеегипетских памятниках всегда изображались с открытым лицом. И по меньшей мере странно, что такой исключительный обычай, если бы он уже существовал тогда, никак не был отмечен.

Изучая наскальные рисунки массива Тассили, профессор Э. Ф. Готье обнаружил, что некоторые человеческие фигурки на них имеют вместо головы лишь палочку: он усмотрел в этом табу на голову, то есть происхождение покрывала у туарегов. Однако более поздние изыскания показали, что это лишь случайность: просто головы людей на этих рисунках были нарисованы другой краской, чем само тело, и, поскольку материал этот оказался менее стойким (древесный уголь или белила), они просто-напросто стерлись со временем! Разгадка, таким образом, кроется и не здесь.
Впервые о покрывале упоминает Коррип, но имеет ли он в виду покрывало, которое носилось на манер туарегского? А вот у первых арабских авторов, рассказавших о сахарских народностях, отмечено ношение именно такого покрывала. По словам Ибн Халдуна (XIV век), все жители Сахары — и Мавритании, и марокканского юга, и Центральной Сахары — носили его. Вследствие же происшедшей интенсивной исламизации племен Мавритании последние от ношения покрывала отказались, и основными его обладателями остались туареги.

У туарегов считается неприличным показать рот: покрывало — та часть костюма, с которой они никогда не расстаются. Чтобы достать воду из колодца, туарег может снять гандуру, высоко закатать шаровары, но покрывало останется на голове. Высокородный мужчина никогда не снимет покрывала в присутствии женщины, это считается очень неприличным. Благородные женщины Ахаггара, состоящие в браке более двадцати лет, гордятся тем, что ни разу не видели рта своего мужа. Этот своеобразный знак уважения мужчина оказывает и родственникам — отцу, матери, дядям, тетям, старшим двоюродным братьям и сестрам, то есть каждому, чей возраст дает основание для почтительного отношения. Никогда не показывать рот, даже во время еды, — таково абсолютное правило, нарушаемое только людьми низшего сословия или мужчиной-туарегом, когда он находится в компании мужчин-сверстников, с которыми вместе вырос. Если случится, что покрывало нечаянно упадет с лица мужчины, то он тотчас же быстро водворит его на место, но самым первым его движением будет закрыть рот рукой.

Почему? Здесь нам придется признать свою полную неосведомленность. Готье объясняет это так: через рот осуществляется дыхание, дающее жизнь, поэтому туареги именно здесь считают необходимым защитить себя от проникновения внутрь злых духов, разной грязи и т. п. Несомненно, что источник возникновения данного ритуального обычая следует искать в этом направлении. Правда, его не соблюдают женщины, отчего убедительность такой трактовки делается весьма уязвимой. Во всяком случае, причинная связь забыта, и ношение покрывала превратилось в ритуал проявления уважения и почтительности.
Покрывало, эта маска для рта, стало ныне убором и настолько превратилось в предмет щегольства, что заставляет забыть о существовании какого-то первоначального его назначения.

Это покрывало (лигам — по-арабски, тагельмуст — на языке тамашек) вручается отцом сыну, когда тот достигает зрелости. В этот же день он получает меч и становится мужчиной-воином. Скромная церемония в связи с этим событием носит семейный характер; юноша, надев свои новые одежды, наносит визиты жителям стоянки, женщинам и девушкам, которые дарят ему маленькие подарки, табак. С этого дня он имеет право присутствовать на ахале, ухаживать за девушками, не самое главное — должен вести себя отныне как подобает взрослому мужчине.

Манера носить покрывало различна в разных племенах; некоторые же сообразно своему вкусу следуют существующей моде. Так, в 40—50-х годах молодые люди Ахаггара переняли моду носить покрывало у людей племени кель-феруан из Аира, за что подверглись суровому осуждению старейшин своего племени. Однако» кроме общепринятой моды есть еще и особый фасон, какой-нибудь штрих, который придает покрывалу особую элегантность. По манере носить лигам можно судить о характере его владельца (почти как у нас, когда надетая особым образом каскетка или шляпа позволяет сделать аналогичное наблюдение). Есть манера сдержанная и стыдливая, принятая, когда приходят на стоянку, где есть женщины; манера щегольская и изысканная, когда идут на любовное свидание; гордая манера воина, сознающего свое достоинство; своеобразная манера амрида или слуги-бахвала. Есть также манера непринужденная, легкая по стилю, характеризующая юношу как жизнерадостного и славного малого, или же неряшливая, выдающая человека неуравновешенного, легко возбудимого. Покрывалом можно выразить и различные чувства. Например, покрывало надвигается низко на глаза перед женщинами и уважаемыми людьми, в то время как, поднятое высоко на лоб, оно говорит о фамильярности. Чтобы вдоволь посмеяться понравившейся шутке, туарег поднимает повыше на нос нижнюю часть покрывала, а в минуту раздражения затянет ее, как ремешок, под подбородком, чтобы скрыть свой гнев.
Никто так не лжет, как очевидец (туарегская мудрость)
Аватара пользователя
Ахамук аг Иклу
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 18 фев 2011, 01:22

Re: Табу на рот

Сообщение Евгений » 18 фев 2011, 11:06

про имена:
В принципе, скрывать имя могут во избежание сглаза. А насколько у берберов разнообразны термины семейного родства? У хантов, манси имя - это одна из душ. У каждого из людей, живущих в одном месте, должны быть разные имена (один из двух с одинаковыми именами умрёт). Система терминов родства у них так богата, что они между собой практически никогда не используют личные имена, только "брат", "зять", "шурин", "двоюродный брат по материнской линии", и т.д.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Табу на рот

Сообщение Ахамук аг Иклу » 18 фев 2011, 18:46

Евгений писал(а):про имена:
В принципе, скрывать имя могут во избежание сглаза.
Известное суеверие. Только среди берберов не распространено. Но амулеты от сглаза (и другие обереги от разных напастей, и талисманы на удачу) они носят, факт.

Личные имена для туарегов важны. Они, как бы это выразится, индивидуалисты, что ль. Имя свидетельствует о статусе владельца, что он совершенно определенная и неповторимая личность. Как самоназвание берберов «имохаг» (имеет значение «люди», «свободные», хотя этимология сложнее) выражает независимость, как бы служит противопоставлением себя неберберам, так же и личное имя говорит о самодостаточности.

Следует учитывать, что у туарегов очень сложно устроенное в кланово-кастовом плане сообщество - господа, вассалы, священнослужители, ремесленники, слуги. И есть еще пара категорий. Феодальная система. Каждая группа занимает свою определенную нишу в классовом устройстве. Существуя обособленно, все касты находятся в прямой зависимости друг от друга.
Туареги мусульмане, но без фанатизма (и свидетельства имеются о существования у них в недавнем прошлом языческих капищ). Семьи у них моногамные, в отличие от полигамных соседей. Туарегские женщины имеют довольно высокое социальное положение, на военные советы их не приглашают, однако они сами распоряжаются своим приданным.
Евгений писал(а):А насколько у берберов разнообразны термины семейного родства?
Весьма разнообразны. Оригинальных терминов для обозначения всяких родственников не меньше, чем в русском.

Туареги имена не скрывают – они подписывают, как личные вещи, так и подарки. В семейном кругу термины, обозначающие какое-то родство, полностью имена не замещают. Кроме того, может использоваться домашнее прозвище. По словам этнографов, прозвище иногда заменяло настоящее имя. Но в этом случае, имя, данное при рождении, не скрывалось, а забывалось.
Евгений писал(а): У хантов, манси имя - это одна из душ.
Туарегские представления о душе в общем соответствуют мусульманским. В их религиозном мировоззрении нет базы для сакрализации личных имен.
Никто так не лжет, как очевидец (туарегская мудрость)
Аватара пользователя
Ахамук аг Иклу
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 18 фев 2011, 01:22

Re: Табу на рот

Сообщение Analogopotom » 25 фев 2011, 19:55

Ahamuk писал(а): Личные имена для туарегов важны. Они, как бы это выразится, индивидуалисты, что ль. Имя свидетельствует о статусе владельца, что он совершенно определенная и неповторимая личность. Как самоназвание берберов «имохаг» (имеет значение «люди», «свободные», хотя этимология сложнее) выражает независимость, как бы служит противопоставлением себя неберберам, так же и личное имя говорит о самодостаточности.

В виду стремления к оригинальности можно заключить, что в одном племени тезок, по крайне мере, в одном поколении не было. :)
Лот упоминал два способа выбора имени для ребенка. К этому делу туареги относились очень серьезно. В решении вопроса участвовали все уважаемые члены племени. Первый способ: тянули палочки, и тот, кто вытягивал короткую, давал имя. Второй способ, племен Аира: если возникал спор из-за имени, то каждый спорщик приносил козленка, и «крестным» становился тот, чьего козленка выбирала мать новорожденного.

К имени ребенка добавляется имя отца. Например, Амастан аг (сын) Мусы, или Тингелуст улт(дочь) Анаба. Имена даются самые разные – мусульманские (арабизированные формы библейских имен), берберские (названия животных или природных явлений – антилопа, шакал, град и т.д.) и древние, этимология которых непонятна.

Ahamuk писал(а): Туареги мусульмане, но семьи у них моногамные, в отличие от полигамных соседей. Туарегские женщины имеют довольно высокое социальное положение, на военные советы их не приглашают, однако они сами распоряжаются своим приданным.

Еще в середине прошлого века, в некоторых туарегских племенах родство считалось по матрилинейному принципу. Принадлежность к той или иной касте детей, рожденных в браке, определялось по матери. По тому же принципу, до недавнего времени, наследовалась власть.

Степени родства представляются следующим образом: первая – братья, сестры, двоюродные братья и сестры; вторая – отец, мать и их братья и сестры; третья – прародители с братьями и сестрами.

В других туарегских племенах, в результате более жесткой исламизации, патриархат (есть спец. термин для обозначения родства по отцовской линии) установился намного раньше. Но возможно, эти племена являются потомками не ливио-берберов, а берберизированных арабов.

Ahamuk писал(а):
Евгений писал(а): У хантов, манси имя - это одна из душ.

Туарегские представления о душе в общем соответствуют мусульманским. В их религиозном мировоззрении нет базы для сакрализации личных имен.

У туарегов есть одно табу, связанное с именем. Они не упоминают имени самоубийцы, как будто этот человек и не жил вовсе. Хотя случаи самоубийств среди туарегов, даже в вассальных племенах, очень редки. В исламе самоубийца - преступник вдвойне, т.к. во-первых, человек не имеет права лишать себя жизни, дарованной Богом, а, во-вторых, убив себя - он оскорбил Бога.
Самоубийц оставляют без погребения, племя снимается с места стоянки и больше там не останавливается, т.к. туареги верят, что душа самоубийцы, обреченная на вечные скитания, часто возвращается туда, где встретила свою смерть. Туареги утверждают, что беспокойная душа производит в этом месте такой шум, что невозможно уснуть.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4599
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР


Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2