Этот вопрос меня давно интересует в связи с историей гарамантов.
Известно, что туареги носят, не снимая, литам или лисам (lisam) - оригинальный платок длиной 1,5 метра. Этот сахарский бурнус является неотъемлемым атрибутом мужского достоинства тарги, и собственно, официальной одеждой.
Фото: туарег (Ливия)
Сведений о лисаме нет ни у греко-римских, ни у христианских авторов, следовательно, он появился позже.
Первые свидетельство о лисаме, вероятно содержится в книге «Футух Миср» («Захват Египта») арабского хрониста Ибн Абд аль-Хакама (ум. 871 г.). Он повествует о карательной сахарской экспедиции Окбы бен Нафи аль-Фархи, который в 665 году захватил Джерму (др. Гараму, столицу гарамантов в Феццане) и обложил "людей под покрывалом" данью (360 рабов – стандартный откуп, повторяющийся по ходу несколько раз).
Следовательно, лицевой платок был неотъемлемой частью одежды жителей Феццана. Остается вопросом, когда он таковым стал – в 7 веке, к началу арабизации берберов, или в 9-м, ко времени, когда аль-Хакам создал свою хронику.
Этнограф Генрих Барт, путешествовавший по Сахаре в 1849 – 1850гг., называет покрывало для лица у мужчин – тагельмуст. По его мнению, эта часть традиционной мужской одежды, прежде всего пользовались из практических соображений - для защиты лица от песка и от палящих солнечных лучей. Тагельмуст на лицах туарегов почти всегда оказывал зловещее психологическое воздействие на жертвы, которые становились податливыми, а нападающие оставались не узнанными, что уменьшало угрозу им в случае возможных актов возмездия.
Как свидетельствует знаток обычаев народов Сахары, Анри Лот, туареги никогда не снимают эту повязку, а во время еды просто приподнимают ее. Некоторые этнографы считают, что лисам связан с какой-то древней традицией - наложением "табу" на рот.
http://famous-walker.livejournal.com/14323.html Фото туарегов (г. Агадез, в Нигере) и коментарий автора ЖЖ.
У мужчин туарегов принято скрывать лицо в присутствии незнакомых. Особенно важно скрывать рот - некоторые исследователи считают, что есть некое старинное табу на рот, о котором не все туареги знают на сознательном уровне, но все соблюдают, по традиции. Так или иначе, полностью лица мужчин можно увидеть только в очень неформальной обстановке, где все присутствующие - одного социального круга.
Одежды из индиго - нефиксированные, то есть краска легко сходит и окрашивает всё в синий цвет, включая лицо. В процессе ношения такого головного убора кожа лица приобретает несмываемый стальной синий оттенок, из-за чего туарегов называют "синие люди", les hommes bleu - это придаёт им ещё больше загадочности. Я видел бородатых туарегов, у которых борода реально цвета индиго.
Головной убор туарега называется тагельмуст. Хороший индиговый тагельмуст стоит дорого, и считается признаком достатка и традиционности носить его и соответственно иметь синий оттенок кожи.
Да. Такой, вот, удивительный народ – туареги. По традиции, у них закрывают лицо мужчины, а не женщины.
И еще у них, несмотря на ислам, сохраняются некоторые пережитки матриархата, во всяком случае, у высших сословий. Всего три сословия: господа, вассалы и ремесленники. У туарегов Мали, еще есть каста колдунов.
В общем, сегодня лицевой платок туарегов, символизирующий все, что угодно, и служащий для практических целей, уже утратил связь с древним табу.
На днях в статье Риса Карпентера «Транссахарский караванный путь Геродота» попалась информация, напрямую связанная с «табу на рот».
Анализируя фрагмент «Истории» (IV. 184), который относится непосредственно к древнему караванному пути, автор попутно дает объяснение трудно толкуемому примечанию Геродота.
Еще дальше, в десяти днях пути от гарамантов, находится другой соляной холм с источником. Около него также живет племя под названием атаранты - единственные, насколько я знаю, безымянные люди. Все они в совокупности носят имя атарантов, отдельные же люди — безымянны.
Карпентер пишет:
Однако Геродот, кажется, не имеет в виду, что у них не было ни самоназваний, ни названий для племенных групп, а довольно определенно указывает, что отдельные представители этого народа считают бесполезным любое различающее персональное название. И если это так, еще раз вернемся к горной цитадели тибу в сердце пустынного массива Тибести. В книге Пустыня Сахара и Судан Нахтигаль рассказывает о странном отношении современных тиббу к индивидуальным личным именам. Замужняя женщина из племени тибу (подобно женщинам Карии которые, по свидетельству Геродота, не принимают пищу за одним столом со своим мужем), отворачивает лицо, когда говорит с мужем и не произносит его имени в присутствии других. Ни при каких, даже самых страшных обстоятельствах, сестры женщины и родители не позволяют себе называть этого мужчину по имени. В последствии, когда молодой человек женится, его имя так редко произносят вслух, что оно фактически исчезает, будучи заменено пространным многословием. Когда упоминаются его дети, самого его могут упомянуть как их отца - "такой-то и такие-то"; но когда его сыновья, в свою очередь тоже женятся, они становятся безымянными, подобно своему родителю (прим. 1). Если похожий обычай практиковался в древности у предков тибу, легко понять, почему соседние народы могли охарактеризовать их, как людей, не имеющих никаких индивидуальных имен (Прим. 2).
Прим. 1 - По сходному обычаю, мужчина, совершивший убийство соплеменника, должен сменить свое имя на новое, которое, по общепринятому табу, не будут произносить родственники его жены.
Прим. 2 - Возможно, табу на произношение имени существует не только у тубу. Почти идентичная традиция была зафиксирована у западно-алжирского берберского племени Бени-Снус. Cf. E. Destaing, «Eacute;tudes sur le dialecte berbère des Beni-Snous» (Paris, 1907), 291.
По одной из версий, тибу могут быть потомками вассальных племен гарамантской общности.
Можно попытаться локализовать изначальную территорию «табу на рот».
Атаранты – этноним неясный до конца . Предположительно, слово происходит от "adrar», которое в современном берберском сохранилось как термин для обозначения изолированного нагорья. Таким образом, возможно, «атаранты» - эллинизированная форма названия «людей Адрара» или горцев. Если посмотреть на ландшафт, то действительно, к югу от долин Феццана возвышается горное плато, и следующий отрезок караванного пути за гарамантами должен проходить по нагорью.
Карпентер пишет:
В данном фрагменте есть один до конца не определенный термин – название народа, населявшего оазис, так как в большинстве списков использовался этноним "атланты", а не "атаранты". Редакторы произведений классических авторов, отдали предпочтение слову "атаранты", замечая, что термин "атланты" Геродот использовал для жителей следующей стоянки около горы Атлас, и что это может внести путаницу. Я думаю, что термин "атаранты" более близок к первоисточнику (хотя не обязательно, что его ввел сам Геродот).
«Атланты» Геродота, при ближайшем рассмотрении тоже оказываются «горцами» или «людьми Адрара», если только местное название горы (топоним) каким-то образом не напоминало греческое слово "Атлас".
Очевидно, что ливио-берберский "adrar" в греческом произношении мог стать «Атласом», а в случае Ат(а)ранты > "Атланты" - результат еще более закономерный.
Таким образом, изначальная территория «табу на рот» представляет собой треугольник Феццан-Аххагар-Тибести. Феццан – историческая родина гарамантов, «людей под покрывалами» арабских источников. Аххагар в древности так же входил в сферу гарамантского контроля, сегодня там живет туарегское племя кель-ахагар, соблюдающее табу. В Тибести, где Карпентер помещает гору «Атлас» Геродота, сегодня живут тибу, которые, как говорилось выше, являются наследниками вассальных племен гарамантов, если не биологическими, то культурными.