Lusor писал(а): Кстати, коллеги, а вам не кажется, что использование железа и интенсификация сельского хозяйства вполне могло быть следствием, а не причиной указанных изменений?
Т.е. Вы хотите сказать, что результатом активных духовных поисков стало массированное применение по назначению железных орудий?
Скорее, вполне возможно, что и то, и другое могли быть следствием чего-то третьего...
Lusor писал(а): А знаете, Младший, при определенной снисходительности можно заметить кое-какие этические принципы уже в Египте Среднего Царства!
Да, знаю.
И именно Египет может служить, вероятно, лучшей иллюстрацией доосевых духовных вершин.
Собственно, я в оценке эволюции египетской ментальности опираюсь на известную работу Франкфортов «В преддверии философии»: это, видимо, лучшее, что было издано по этому вопросу на русском языке. Опираясь на модель Брестеда и развивая ее, Франкфорты не жалеют высоких слов в адрес египетской... ну назовем это так, философии (они именно этот термин употребляют), в т.ч. и для этики. Но при всем этом делают достаточно пессимистический вывод.
Цитат я здесь не привожу, поскольку с точки зрения научного аппарата исследование Франкфортов построено не ахти: масса фрагментов дается без ссылок, а некоторые тезисы – без иллюстрации источником. Но если следовать за интерпретацией Франкфортов, в Египте с точки зрения «осевых» ценностей наблюдался не прогресс, а наоборот, регресс. Наибольшие философские высоты, были достигнуты египтянами именно в эпоху Среднего и даже Древнего Царства. Вкратце философско-этический потолок египетской культуры можно сформулировать в следующих тезисах:
а) Египтянам был знаком прамонотеизм, причем, я бы сказал, почти эйдетический. Т.н. «Мемфисский богословский трактат» развивает идею присущности всех богов и вообще мыслящего сущего к богу Птаху как замыслившему мир до его возникновения и создавшему его своим Словом.
б) У египтян было, очень напоминающее христианское, представление о сущностном подобии всех людей и потенциальном их равенстве перед богами;
в) Египтянам была знакома социальная ответственность. Даже фараон представлялся в образе пастуха, который должен заботиться о стадах; такая политическая доктрина чем-то напоминает Конфуция;
г) Египтяне рассматривали Совесть как этическую ценность и нередко предписывали делать добрые дела как таковые без какой-либо прагматической выгоды.
Но в эпоху Нового Царства эти достижения были перечеркнуты. Верх взяли показной ритуализм и утилитаризм, которые, собственно, и ассоциируются у нас обычно с Египтом и были египтянам свойственны всегда; скорее, вышеописанные прорывы происходили на их фоне. Иллюстрацией здесь могут служить многочисленные поучения о том, как нужно себя вести, дабы соблюсти собственные интересы, при этом не нарушив общественные, тексты, отражающие надежды на загробную гармонию (как египтяне относились к уходу в мир иной, всем известно), и особенно, в этой связи – знаменитая «Египетская книга мертвых», которая многократно переписывалась и клалась в ноги покойнику. Одна из ее глав посвящена перечислению грехов, от которых должен был откреститься покойник на суде Осириса. Похоже, что для достижения богоподобного состояния в царстве Осириса достаточно было лишь по всем правилам умереть и на суде эти грехи перечислить.
И всё.
Вообще, этот египетский ритуализм очень напоминает китайский; однако Китай имел духовный выход в виде даосизма и буддизма. Египет ничего этого не знал, и ритуальная косность распространилась в т.ч. и на египетскую духовность.
Чего же не хватило Египту до «осевой» планки?
Я думаю, что в первую очередь знаково характерного для осевых учений представления о необходимости для человека личного духовного усилия. Человек осевых культур должен был работать над собой в духовном плане, и это явилось одной из открытых осевым временем ценностей, которые мы разделяем и по сей день. Египтяне, как свидетельствуют очень известные тексты типа «Разговора со своей душой», чувствовали этические проблемы, но найти из них выход египетская культура сама по себе не смогла. И поэтому осталась доосевой.
Вообще, очень характерная черта осевых культур – это наличие такого явления, как монашество. Египет свободного монашества (т.е. не основанного на старых космологических учениях) не знал. А в Китае, в Индии, в Греции
оно было. Греческие мистические общины, построенные на личных учениях частных лиц, в принципе, можно назвать первыми в Западном мире монастырями, в первую очередь это относится к пифагорейцам.
P.S. И все же Египту оставалось сделать где-то уже полшага. И более того, я думаю, что в осевой, и даже в постосевой период Египет мог взять за свое запоздание гигантский реванш. Если бы нашелся какой-нибудь «умелец» наподобие Филона Александрийского, который смог бы синтезировать Осириса и Платона, то лицо всей Западной цивилизации могло бы стать иным. Неоплатоники занялись этой проблематикой, но было слишком поздно: на Западе уже началась христианская эра.