"Восточная инквизиция"

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение thor » 07 июл 2006, 13:01

Артемий писал(а):А чего тут непонятного? Иудеем можно было быть, но с ограничением в правах, а манихеем можно было быть только мертвым.


Ну да, а как же быть с павликианами, которых переселили в конечном итоге на Балканы, где они и дали начало богомилам. Кстати, еще Алексей Комнин вел диспуты с павликианами. Так что хороший манихей - не обязательно мертвый манихей! :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Exactor » 07 июл 2006, 17:45

Филэллин писал(а):А когда возникла идея рассматривать эллинство и иудейство как ересь?


Их не рассматривали как ересь. Произошла подмена понятий. В Римской империи, даже поздней, понятие "римский гражданин" было чисто гражданским, к религии отношения неимеющим, поэтому даже в конце IV века, когда разрушались языческие храмы, на личном уровне язычники в правах не ущемлялись, как и иудеи (по крайней мере формально). А в Византии понятие "ромей" подразумевало исповедование православия. Поэтому иудеи, мусульмане, язычники и прочие неправославные ромеями не считались и полной правоспособностью не обладали, если их положение не регулировалось особыми договорами. Эволюция эта началась в начале V века при Феодосии Младшем, к VII веку она практически закончилась, и это еще одна причина считать, что в этом последнем столетии была уже Византия, а не Восточная Римская империя (вспоминая соседнюю ветку). Ереси же были прямо запрещены. И некоторые религии тоже периодически прямо запрещались, в основном по политическим причинам.
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Сообщение Филэллин » 07 июл 2006, 23:49

Их не рассматривали как ересь.


Как минимум, Иоанн Дамаскин в своём списке ста ересей их перечисляет.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Exactor » 08 июл 2006, 13:18

Ересь - это "неправильное" исповедание какой-то религии. Исповедание другой религии ересью быть не может по определению. Получается, данный деятель считал все религии отклонением от православного христианства (что абсурдно само по себе), но закон так не считал (по крайней мере бОльшую часть византийской истории), иначе язычество, иудаизм и ислам были бы полностью запрещены всегда, а не в отдельные периоды.
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Сообщение thor » 10 июл 2006, 10:13

Теоретически иудазим, мусульманство, буддизм не могли быть ересью - они прямого отношения к христианству не имели. А вот, положим. павликиане, ариане. несториане, позднее католики - это еретики, так как они искажали символ веры - а это и есть ересь.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Филэллин » 12 июл 2006, 20:56

По поводу иудеев. Прикол. В кодексе Феодосия сохранился целый ряд проиудейских законов (XVI, 8). Иудеи даже освобождались от ряда повинностей и могли свободно исповедовать свою религию и подчиняться законам своей общины.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение thor » 14 июл 2006, 12:24

ДО поры до времени, а с VI века их византийцы "любят" все больше и больше, в особенности после падения Иерусалима и Антиохии!
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Филэллин » 14 июл 2006, 12:46

Да, у Феофана неоднократно встречаются моменты, описывающие сепаратистскую и подрывную деятельность иудеев, да и в принципе иудеи представлены у него в неприглядном свете - вспомнить хотя бы обсуждавшийся нами с Exactor`ом момент с Колоссом Родосским.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Exactor » 14 июл 2006, 13:15

В Кодексе Феодосия еще отражен старый подход Римской империи, по которому евреи - полноправные граждане. Потом, по мере дальнейшей христианизации и ориентализации, права евреев (как и всех нехристиан и еретиков) стали все больше и больше ущемляться, отсюда рост среди них сепаратистских и проперсидских (а потом и проарабских) настроений (для сравнения, после восстания Бар-Кохбы во II веке евреи в основном примирились с Римом, и в III-IV веке один из талмудических авторов даже писал, что власть римлян предпочтительнее власти персов).
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Сообщение Филэллин » 14 июл 2006, 13:38

И тем не менее IV в. отметился крупным выступлением иудеев против римской власти. Произошло это в царствовавание императора Констанция, более точную дату назвать не решаюсь, источников на руках у меня не так уж много. Феофан (с датировками которого я ничего не понимаю) под 5843 г. сообщает: "В сём году иудеи в Палестине возмутились и избили многих эллинов и самаритян, но римское войско совершенно истребило их и город их Диокесарию". О том же событии есть информация у Аврелия Виктора (42,10; в латинском варианте в "Латинской библиотеке" - 42,11, так что стоило бы свериться, например, с "Галликой"): "Между тем подавлено было восстание иудеев, которые нечестно создали как бы свое царство и возвели на престол Патриция (Patricius)". Безусловно, пригодился бы Малала, он вряд ли обошёл вниманием это событие, возможно, что-то есть и у церковных историков.

Ещё одно крупное выступление иудеев датируется царствованием Юстиниана и связано было уже с разворотом в сторону антиеверейской политики, примеры которой демонстирует нам Прокопий в "Тайной истории" (XXVIII, 16-18). Причём в ответ они не только бунтовали, но и вели предательские переговоры с персами.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Exactor » 14 июл 2006, 14:05

Восстание при Констанции - это бунт не столько против Рима, сколько против террористического режима цезаря Галла (351-354 г.г.), которым был недоволен весь Восток. В конце концов Констанций отозвал и казнил его.

Во времена Юстиниана уже проводилась откровенно антисемитская политика, поэтому евреи оказывали ему сопротивление везде: от Италии, где они сражались за готтов, до Востока, где было ряд восстаний и произошел поворот к проперсидской ориентации.
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Сообщение Филэллин » 14 июл 2006, 14:14

Но ведь восстание датируется не то самым годом назначения Галла, не то следующим. Неужели Галл так резво начал?
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Филэллин » 14 июл 2006, 15:06

Вот что говорит о восстании IV в. Созомен (IV, 7):

А между тем диокесарийские Иудеи стали делать набеги на Палестину и соседние области. Взявшись за оружие, они не хотели повиноваться Римлянам; но кесарь Галл, живший тогда в Антиохии, узнав об этом, послал против них войско, которое разбило их, а Диокесарию разрушило до основания. Засмотревшись на этот подвиг, он не перенес своего счастия и захотел быть самовластным; поэтому умертвил квестора Магна и восточного префекта Доминициана, когда о его замыслах они донесли царю. Разгневавшись на это, Констанций приказал Галлу явиться к себе. Галл побоялся ослушаться и отправился в путь, но, находясь уже близ острова Флавона, по повелению царя был умерщвлен. Это случилось в третье консульство Галлово и в седьмое - Констанциево.


Сократ (II, 33):

К этому присоединилась внутренняя война и на востоке. Иудеи, жившие в Диокесарии палестинской, подняли оружие против римлян и начали делать набеги на соседние области. Но Констанций Галл, которого царь сделал кесарем и послал на восток, отправил войска и усмирил их, а город Диокесарию повелел разрушить до основания.



Иероним (p. 320f):

Gallus crushed the Jews, who after killing the soldiers by night had taken possession of arms in order to rebel, with the slaughter of many thousands of men, even up to those of innocent years, and turned over to fire their cities, Diocaesaria, Tiberias and Diospolis, and very many towns.


Хотя я тоже не совсем понял, как там считаются года, но в издании Fotheringham`а отмечен 352 г. (как известно, сам Иероним считает по Аврааму и Олимпиадам).
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Exactor » 14 июл 2006, 21:29

Филэллин писал(а):Но ведь восстание датируется не то самым годом назначения Галла, не то следующим. Неужели Галл так резво начал?



"Неожидано получив верховную власть, Галл проявил неустойчивый характер, напористый и жестокий. Он жестко подавил восстание евреев в Галилее, разрушил город Ципори (та самая Диокесария), а во время нехватки хлеба в Антиохии создал режим террора над декурионами и позволил учинить самосуд над провинциальным правителем... В конце концов Галл был арестован, привезен под арестом в Полу и казнен (зимой 354 года)". - А.Х.М.Джонс, Гибель античного мира.

Кроме того, ни иудейский Патриарх, ни синедрион в Тибериаде в восстании не участвовали и при подавлении и от его последствий никак не пострадали, что лишний раз свидетельствует, что бунт был социальным местным явлением, а не национально-освободительным движением как в I-II в.в. или во времена Юстиниана.
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Пред.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32