Страница 1 из 1

Антропоморфные изображения в древнем мире

СообщениеДобавлено: 09 авг 2012, 16:07
Niktorium
Здравствуйте все!
Первый раз пишу на форуме, хотя читаю его достаточно часто.. Не встречал здесь обсуждения, которое хочу предложить. Если же обсуждение всё же велось, то прошу прощения.
Итак,
изображение богов и людей в Древнем Египте рисовались по определённым схемам.. лицо в профиль - глаз анфасный.. ступни боком - плечи же, так сказать, тоже в анфас и тд..
например как здесь (изображение Амона) - Изображение
Эта тенденция относится только к изобразительному искусству, но никак не к скульптуре.. Собственно относительно Египта это уже оговаривалось разными египтологами..
Интересно вот что...
та же тенденция прослеживается и на древнегреческих изображения Изображение
и в шумеро-аккадской культуре Изображение
и даже в мезоамериканской - Изображение
мало того.. в древнем мире при колоссальных скульптурных шедеврах, абсолютно не точные изображения и зачастую умышленные диспропорции... По сути я не отыскал ни одного достаточно точного изображения человека вплоть до Древнего Рима... конечно я не видел всех изображений и вполне мог пропустить.....тибетская, индийская, китайская, японская... тоже не занимались дитальным копированием человеческого образа... хотя явно были на это способны..
В русской православной иконописной традиции одна из причин диспропорций святых на иконах - это запрет в Писании копировать человеческий образ... Ислам и иудаизм вообще запрещают изображать человека...хотя мусульмане рисуют Пророка... но вместо головы Мухаммеда изображается пламя...
Древние народы не были светские.. возможно религия имела прямое влияние на подачу изображения.

Мне интересно ваше мнение.. На сайте немало компетентных и мыслящих людей. Буду рад дискуссии.

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

СообщениеДобавлено: 10 авг 2012, 12:41
Евгений
Вопрос-то сформулируйте! А без вопроса - ну, делали так все, потому что целью было при рисовании не передача точной формы, а создание образа, сочетающего в себе внешнюю форму и внутреннее содержание. На петроглифах посмотрите - там колесницы будто расплющенными изображаются, чтобы видно было каждую деталь, чтоб ничего не "подразумевалось", а было сразу видно и понятно - это не чёрточка какая-то, а колесо, и лосей, кенгуру рисовали - со внутренними органами. И человеков тоже рисовали всех на разных уровнях тела развернутыми то в фас, то в профиль, чтобы лучше было видно каждую деталь.

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

СообщениеДобавлено: 10 авг 2012, 16:52
Niktorium
Право, неужели Вы думаете что народы у которых каждый шаг был согласован с религиозным мировоззрением и суеверием могли рисовать людей для создания образа просто так, без каких либо объяснений и подоплек? Не спорю что вполне могло было быть место тому что Вы говорите, но не как константа. Детальные скульптуры, высокая архитектура и схематические изображения человека? а раз уж речь зашла о петроглифах то вот Вам пример из Ласко... как известно там в основном изображены животные, причем достаточно не плохо... но есть и немного людей... как, например, здесь - Изображение .. обратите внимание на разницу между качеством соответствия рисунка животного и человека... человек - абсолютно схематично изображен.
Собственно мой вопрос состоит в том, каким образом у разных культур одинаковые схемы для рисунков и почему только для изобразительного искусства применялся запрет (ну или как бы это назвать) на чёткий антропоморфный образ? И есть ли где хоть одно чёткое изображение человека хотя бы до древних греков?

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

СообщениеДобавлено: 14 авг 2012, 19:29
Paulius
Есть теория о том, что чем больше схематизации и диспропорции в иконографии, тем выше религиозная организация общества. Чем глубже религиозный кризис, тем больше в изображениях реализма, вместе с тем и племенам, с ещё не сформировавшейся религиозной системой, присуще более натуралистическое искусство, как это было с пещерными художниками. Позже в керамике скотоводов и земледельцев космогенические элементы крайне схематизированы и расположены ярусами - небо, земля, вода, хнотический мир. Этих схем было достаточно, чтобы прочесть и проникнуться.
В реалистическом искусстве деформация и гипертрофированность является средством творческого переосмысления и выразительности.

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

СообщениеДобавлено: 15 авг 2012, 21:45
agafon
Niktorium
изображение богов и людей в Древнем Египте рисовались по определённым схемам.. лицо в профиль - глаз анфасный.. ступни боком - плечи же, так сказать, тоже в анфас и тд..


Да ну что вы.... Вы просто не все видели.
Египетские рисунки. Вот люди полностью впрофиль:

Изображение


А вот анфас:

Изображение

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

СообщениеДобавлено: 20 авг 2012, 13:20
Niktorium
Paulius, нравится Ваш ответ.. Не подскажите что это за теория и где можно подробнее об этом узнать?

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

СообщениеДобавлено: 20 авг 2012, 13:21
Niktorium
agafon, я имел ввиду общую тенденцию.

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

СообщениеДобавлено: 20 авг 2012, 14:52
Paulius
Niktorium писал(а):Paulius, нравится Ваш ответ.. Не подскажите что это за теория и где можно подробнее об этом узнать?


Очень давно, в 60-е, в беседах с друзьями-художниками пришли к этой мысли, возможно где-то почерпнуто, не знаю. Может быть у Вельфлина, он, кажется, пытался систематизировать причинно последовательные связи визуального языка в истории искусства.

Re: Антропоморфные изображения в древнем мире

СообщениеДобавлено: 10 мар 2015, 15:49
Сабина
Paulius писал(а):Есть теория о том, что чем больше схематизации и диспропорции в иконографии, тем выше религиозная организация общества. Чем глубже религиозный кризис, тем больше в изображениях реализма, вместе с тем и племенам, с ещё не сформировавшейся религиозной системой, присуще более натуралистическое искусство, как это было с пещерными художниками. Позже в керамике скотоводов и земледельцев космогенические элементы крайне схематизированы и расположены ярусами - небо, земля, вода, хнотический мир. Этих схем было достаточно, чтобы прочесть и проникнуться.
В реалистическом искусстве деформация и гипертрофированность является средством творческого переосмысления и выразительности.


Вероятно, самые схематичные антропоморфные изображения - это Т-образные колонны в Гёбёкли-тепе.

«С моей точки зрения, вырезавшие их люди, задавались величайшими вопросами из всех, – продолжает ученый. – Что есть вселенная? Зачем мы здесь?» Но здесь отсутствуют символы плодородия, которые находили на месте других раскопок эпохи неолита, и столбы в форме буквы Т, будучи явно получеловеческими, являются бесполыми. «Я думаю, что здесь мы столкнулись с самыми ранними изображениями богов, – говорит Шмидт, поглаживая рукой одну из самых больших глыб. – У них нет ни глаз, ни ртов, ни лиц. Но у них есть руки и у них есть ладони. Это – творцы».
На некоторых столбах находятся пиктограммы. Некоторые археологи предполагают, что эти значки могли повлиять на системы знаков, возникшие в более позднее время, но трудно проследить, имеется ли между ними связь. Иероглифы были распространены не в соседней Месопотамии, а в Древнем Египте, то есть далеко от Гобекли-Тепе. К тому же временной интервал между Древним Египтом и культурой Гобекли-Тепе очень велик.

http://fr-hamlet.livejournal.com/249042.html

Между Т-образными колоннами и Тау-крестом прямая преемственность вряд ли может быть установлена, зато этот пример прекрасно подтверждает идею, пришедшую из круга людей искусства.