Западные финикийцы

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение Neska » 16 авг 2006, 16:46

Analogopotom писал(а):Карфагенская пехота
Изображение
Художник А. Каращук (Андрею -моя персональная благодарность за ссылку)

Основой карфагенского войска была пехота, в которую входили ливо-финикийцы – народность, сформировавшаяся в результате колонизации ливийских земель финикийцами.
Ливийско-финикийская пехота была вооружена по эллинистическому образцу. Тяжелая пехота носила мускульные кирасы и кольчуги, шлемы греческого эллинистического типа, часто с гребнем без конских волос и круглые греческие щиты. Вооружалась тяжелая пехота копьями и мечами. Воины легкой пехоты носили обыкновенные неподпоясанные тоги, овальные римские щиты и вооружены были метательными копьями и мечами. На острове Крит карфагенская армия набирала хороших пращников, которые поражали противника на расстоянии 120-160 шагов.


http://www.fieldofbattle.ru/modules.php ... le&sid=215

Юмор: "Звезда" повеселила покупателей существенно удлинив историю Карфагена.
Автор: Pipeman | Опубликовано: 10 Июля, 2006 | Разместил: Pipeman
Просмотров: 470 | Голосов: 0 | Рейтинг: 0
Российская компания "Звезда", являясь одним из мировых лидеров по производству миниатюр масштаба 1:72, тем не менее, раз за разом продолжает делать обидные ляпы в своих наборах. Не стал исключением и недавний набор «Карфагенская пехота.» .
На этот раз "Звезда" напутала с датировкой: на коробке стоит "III-I B.C." при том что Карфаген был разрушен в 146 году до н.э. :- )

Не менее "чудесная" текстовка сопровождает набор на вкладыше с инструкцией по сборке фигур и ЛБХ для системы "Эпоха битв":

"...Ливийско-финикийская пехота была вооружена по эллинистическому образцу. Тяжелая пехота носила мускульные кирасы и кольчуги, шлемы греческого эллинистического типа, часто с гребнем без конских волос и круглые греческие щиты. Вооружалась тяжелая пехота копьями и мечами. Воины легкой пехоты носили обыкновенные неподпоясанные тоги, овальные римские щиты и вооружены были метательными копьями и мечами. На острове Крит карфагенская армия набирала хороших пращников, которые поражали противника на расстоянии 120-160 шагов.."

В карфагенской армии, конечно, могли использоваться и критские пращники, но совершенно непонятно, почему на "Звезде" проигнорировали использование (причём "задокументированное") карфагенянами куда более известных балеарских пращников. Можно порассуждать, насколько уместно называть плоские овальные щиты (которые представлены в наборе) "римскими" - при том, что такие щиты имели широчайшее хождение в Античном мире (а в самом Риме в это период использовали овальные щиты с прогибом, что совершенно верно изображено в звездовском же наборе «Пехота римской республики III-I вв. до н. э.») . Но сама чУдная фраза в этом маленьком абзаце, это про ТОГИ, конечно. Интересно знал ли автор этого описания, как вообще выглядят тоги, и чем тога отличается от туники. :- )

P.S. К счастью, к самому набору претензий немного, наибольшая - к очень сомнительному щиту у ливийского дротикометателя.



И Вы предлагаете мне опираться на сведения из аннотации к набору, в котором столько косяков??? :shock: :shock: :shock:
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Neska » 16 авг 2006, 16:48

Analogopotom писал(а):Собственно, ливийцы. По египетским фрескам.
Изображение

Ну, по СОБСТВЕННО ливийцам отдельный форум на этом же сайте.
СОБСТВЕННО ливийцы меня не интересуют - только как составная часть либо-финикийцев... :wink:
И библейская эра - все же не период пунического Карфагена... :wink:
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Neska » 16 авг 2006, 16:52

Analogopotom писал(а):Изображение
Области и города. Земледельческие районы в материковой Африке – область обитания собственно карфагенян – приблизительно соответствуют территории современного Туниса, хотя под власть города попадали и другие земли. Когда древние авторы говорят о многочисленных городах, бывших во владении Карфагена, они несомненно подразумевают обычные деревни. Однако имелись здесь и настоящие финикийские колонии – Утика, Лептис, Гадрумет и др. Сведения об отношениях Карфагена с этими городами и некоторыми финикийскими поселениями в Африке или где-либо еще скудны. Города тунисского побережья проявили независимость в своей политике лишь в 149 до н.э., когда стало очевидно, что Рим намерен уничтожить Карфаген. Некоторые из них покорились тогда Риму. В целом Карфаген сумел (вероятно, после 500 до н.э.) избрать политическую линию, к которой присоединились остальные финикийские города как в Африке, так и по другую сторону Средиземного моря.

http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articl ... 02715A.htm


Текст не совсем совпадает с картой: территория современного Туниса - не полоска берега, а определенные территории в глубине материка...
И на востоке владения Карфагена простирались несколько восточнее - до пункта "Алтари Филленов". :wink:
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Neska » 16 авг 2006, 17:24

Analogopotom писал(а):
Neska писал(а):Возникли сомнения о природе либо-финикийцев (ливиофиникийцев). Кто они:
1) Смешанное финикийско-ливийское население (особый метисированный этнос)
2) Просто обозначение финикийцев, живущие в Африке (аналогично иберо-финикийцам или сицилийским финикийцам)
3) Финикийцы, живущие в Африке вне собственно Карфагена (возможно, также вне Утики) - противопоставление "карфагеняне - либофиникийцы" аналогично противопоставлению "римляне - латины"
Какие есть мнения?


Пункт 3 вычОркиваем.
Римляне, в основном, называли финикийцев, жителей Карфагена и его окрестностей «пунийцами (пунами)», а не ливиофиникийцами. Финикийцев Северной Африке они знали гораздо лучше, чем финикийцев Леванта. И если уж надо было противопоставить одних другим, они применяли термин Syrophoenix.
А я вообще упоминал восточных финикийцев в пункте 3.? :shock: :shock: :shock:

Analogopotom писал(а):Есть основание полагать, что термин «ливиофиникийцы» появился во времена империи. Его использовали Тит Ливий и Плиний Старший, как люди, обладающие более широкими познаниями о внешнем мире, по сравнению с обычными гражданами. Но они не противопоставляли ливиофиникийцев и карфагенян.
Т.е. п.2?
Analogopotom писал(а):«Ливиофиникийцами» римляне могли называть и финикийцев, живущих в Северной Африке, которая еще со времени греческой колонизации, называлась (за исключением Египта) Ливией.
:shock: Не понял, чем это отличается от предыдущей вашей мысли? :shock:
Analogopotom писал(а):Так же это могло быть смешанное население, сельских районов. Финикийцы по своей численности, были не в состоянии, ассимилировать ливийцев, даже тех, что жили на побережье. Однако, нет сомнений, что смешанные браки заключались, как в высших слоях общества (политические), так и во всех других. Как никак 6 веков жили бок о бок до прихода римлян, какими-то родственными узами да обзавелись.
Однако нет свидетельств, указывающих на то, чтобы выделился какой-то особый ливиофиникийский этнос.
Ну, метисированное население, промежуточный этнос - в первом приближении, п.1

Analogopotom писал(а):Финикийцы жили в городах на побережье. Смешанное население могло жить дальше, в глубь материка. Причем очаги финикийской культуры имеют четкие границы. Это высокоразвитая, городская цивилизация.
Как это соотносится с предыдущим Вашим высказыванием, что "это могло быть смешанное население, сельских районов"?

Analogopotom писал(а):Финикийцы – очень консервативный народ – при преобладающем численном превосходстве ливийцев, они сохранили свою самобытную культуру, язык и религию.
Имеется в виду - при смешении с ливийцами? т.е. п.1?

Analogopotom писал(а):Ливийцы, в основной массе – полукочевые племена, находились на стадии формирования классового общества. Их культурно-хозяйственный тип не развился дальше всаднического подтипа.
Такое впечатление, что не Вы помещали материалы в форуме "Ливия" на этом же сайте... :lol: :lol: :lol:

Analogopotom писал(а):Это карта караванных путей. Видно, насколько глубоко финикийцы проникли вглубь Сахары. Узловые крепости охраняли ливийцы. Неизвестно, находились ли в них люди из карфагенской администрации.
Изображение
А насколько? Выступ по правому срезу карты, судя по расположению Карфагена - это не уступ Киренаики, а полуостров, образующий восточный берег Тунисского залива. Видна река Баград (Меджерда). Нижний срез карты, т.о. - примерно 36 градусов с.ш. Какая Сахара? Северная часть Атласа...
Analogopotom писал(а):Узловые крепости охраняли ливийцы. Неизвестно, находились ли в них люди из карфагенской администрации.
Поскольку эти территории безусловно входили в состав Карфагенской державы (при отдельных разночтениях, исторические карты ЭТУ часть Туниса однозначно относят к владениям Карфагена), "люди из карфагенской администрации" не могли там не находится, но вот их этническая принадлежность - вопрос...

Analogopotom, спасибо за ответы ПО ТЕМЕ ВЕТКИ!

Итожа все ранее написанное - к какой версии все же склоняетесь Вы - к п.1) или п.2)?
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Analogopotom » 16 авг 2006, 23:53

Neska писал(а):
Итожа все ранее написанное - к какой версии все же склоняетесь Вы - к п.1) или п.2)?[/size][/color]


Не склоняюсь ни к какой. Мне, вообще, не нравится это слово.
Хотелось бы узнать, термин "ливиофиникийцы" Вы почерпнули из римских источников или современных работ?

Карты - да! :? Немного неудачные, но других у меня нет.
Подозреваю, что в интернете вообще нет карт финикийских караванных путей.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 17 авг 2006, 01:39

Neska писал(а): И Вы предлагаете мне опираться на сведения из аннотации к набору, в котором столько косяков??? :shock: :shock: :shock:


Почему Вы решили, что я предлагаю?
Вы и без моих предложений делаете правильные выводы.
Кстати, аннотацию полностью выложили Вы. А тот отрывок, что был подписью к рисунку, уже критиковали выше.

Думаю, прежде, чем открыть эту тему, Вы пытались найти информацию об этнической принадлежности негородского населения колоний, культуре, религии. Таких материалов мало, и на их основе нельзя утверждать что-то однозначно. Поэтому я ни на чем не настаиваю.

О караванных путях. См. Древняя Ливия. Транссахарская торговля: гараманты и юг.

Финикийцы меня интересуют в меньшей степени, чем ливийцы.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 17 авг 2006, 17:36

О транссахарской торговле.
Карту – ф топку. Это, действительно, карта дорог в окрестностях Карфагена, а не караванных путей. Мой недогляд. Там была ссылка на залив Гадес.

Делаю оговорку, информация о караванных путях из арабских источников. Но эти пути существовали задолго до прихода арабов, не менее тысячи лет.

«Главными предметами торговли были золото и соль, кроме этого из Судана экспортировались шкуры, слоновая кость, страусовые перья, полудрагоценные камни в обмен на полотно, изделия из хлопка, шелк произведения ремесленников, предметы домашнего обихода, орудия труда и оружие. В конечных пунктах караванных путей и в местах их пересечения возникали города, становившие одновременно центрами новых государств. Столицы являлись резиденциями правящей верхушки, которая осуществляла контроль над торговлей, а так как это было связано с взиманием пошлин, то, кроме того, извлекала из нее значительную прибыль, укрепившую ее экономическое господство.
Существовало три трансахарских пути:
- западный – из Марокко в Томбукту;
- средний: Триполи – Гадамес – Гат – Агадес – Кано;
- восточный: Триполи – Мурзук – Бильма – озеро Чад».

Возможно, что финикийские торговцы доходили до реки Нигер. Анри Лот считает, что доходили. Мухаммет Айюб – не соглашается.
А я думаю, почему бы нет?
По легенде, существовал еще один караванный путь - от берегов Нила до побережья Атлантики. Возможно, в самом деле, существовал.

«В Гадамесе пересекаются шесть караванных путей:
- с северо-северо-запада от западно-алжирского морского побережья (27 дней пути);
- с севера из Малого Сирта, центра тунисского финиководства;
- с северо-востока из ливийской столицы Триполи;
- с юго-востока из Мурзука, Водаи, Борку, Борну;
- с юго-юго-востока из Ката, Кано (110 дней пути);
- с юго-запада из Гаута и Тимбукту (60 дней пути)».

«… с юга доставляются зерновые, различные фрукты и масло, марена, сыр, сода, сера, убойный скот, кожи, шерсть, страусовые перья, воск, золотая пыль (песок), ковры, циновки. С севера поступают: ткани из хлопка, шерсть и шелк, красные шапки, коренья, аптекарские товары, всевозможные галантерейные изделия, вино и водка, строительное дерево… и старая медь…»
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 17 авг 2006, 23:20

Все-таки поясню свою мысль.
Термин «ливиофиникийцы» использовался римлянами. Самоназвание у финикийцев было другое. Возможно, «ханаанеи». Первая часть ливио- появилась, когда возникла необходимость противопоставлять финикийцев Северной Африки иберийским и сирийским.
Примерно так же, как ливиоберберы и бедуины-берберы.

Повторюсь, «ливиофиникийцами» римляне могли называть и финикийцев, и смешанное население. (Зачем было дербанить сплошной текст на две отдельные цитаты и делать из одной моей мысли две?)
Добавлю, что под это определение могли так же подпадать (а могли и не подпадать) ливийцы из областей, контролируемых Карфагеном и служащие в карфагенской армии.
Так, мысль понятна?

Но в письменных памятниках по Ливии, римские авторы выражаются более конкретно: жители Эйи, лептийцы (жители Лептиса-Магны), жители Утики и т.д. То же - по отношению к ливийским племенам (Плиний): «Город Табудий, народность нитериев… народность или город Бубей; народность энипи… народность висцера…».

О ливийцах.
Геродот в 4 книге «Ливия» перечисляет ливийские племена, жившие около озера Тритониды и севернее. Это кочевые - махлии (179) и авсеи (180); завеки (193), «у которых женщины на войне правят колесницами»; «пахари» максии (191), «мастера -ремесленники» гизанты (194, 195). Все эти племена во времена Геродота жили на территории, которую сегодня занимает Тунис, то есть, предположительно, на землях подконтрольных Карфагену.

Сведения о ливийских племенах, живших на побережье залива Габес, Геродот получил от карфагенян: «Против земли гизантов лежит, по словам карфагенян, остров под названием Каварис…», (IV:195)

«197… Об этой части света я хочу еще заметить, что здесь живут четыре племени – не больше, насколько я знаю. Два из этих племени – коренные жители страны, а два других – нет. Ливийцы и эфиопы – коренные обитатели страны. Первые живут на севере, последние - на юге. Финикияне же и эллины – пришельцы». (там же)

В 5 в. до .н.э. не было никаких ливиофиникийцев, только ливийцы и карфагеняне.

Хотелось бы еще разобраться со смешанным населением.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Гиви Чрелашвили » 18 авг 2006, 02:09

Я мало чем смогу вам помочь в этом вопросе, ребята, ибо, честно говоря, не очень владею предметом вашего спора.
Однако кое-что интересное мне удалось откопать в интернет-ресурсе.
А далее вы уж сами решите, важно это или нет и правильно ли это или нет.
Итак,

1. Дж. О. Томсон

История древней географии
(Географический кругозор греков ко времени Геродота. Юг)

Там, где берег поворачивает к северу, начиналась уже сфера господства Карфагена. Карфагеняне покорили некоторые ливийские племена, прельстясь их хлебными полями, но в основному они стремились к морскому могуществу и торговле. Несомненно, карфагеняне основали ряд торговых факторий вдоль берегов по направлению к проливу. Персы надеялись покорить Карфаген, напав на него со стороны Египта, но финикияне, служившие в персидском флоте, отказались сражаться против своих соплеменников. Рассказы Геродота об этих местах звучат довольно странно. По его словам, за Тритоном обитают не кочевые, а оседлые ливийские племена, территорию которых он определяет неясно, так как не принимает во внимание отмеченного им к северу выступа тунисского берега:. Геродот много пишет о прическах и обычаях местного населения, сообщая, что гизанты раскрашивают свои, тела в красный цвет подобно максиям и едят обезьян и цветочный мед. На одном острове живут люди, питающиеся лотосом, на другом, по словам карфагенян, местные жители вылавливают из озера золотые самородки. Где-то поблизости имеются лесистые горы, в которых водится много различных зверей, включая и слонов (о том, что слоны водились в этих местах, часто упоминается и в более поздние времена). До Геродота дошли также от дикарей слухи, если только текст данного отрывка; подлинный, о людях с песьими головами и о безголовых людях, однако существование их он благоразумно отрицает. Описание мест, расположенных дальше до самого пролива («Геркулесовых Столбов»), у Геродота отсутствует. У Гекатея встречаются те же названия, что и у Геродота, или похожие на них: например, город Зигант, народ занеки и мазии. Однако о последних Гекатей сообщает, что они были кочевниками и населяли страну, начинавшуюся от города Мегаза. Вероятно, у Гекатея один из греческих поэтов заимствовал образы людей с песьими головами и с глазами на груди (местоположение их страны нигде не упомянуто). Гекатей сообщает также об обитавших близ Карфагена ливиофиникийцах -людях смешанного происхождения, или туземцах, которые находились под влиянием Карфагена. Он указывает целый ряд прибрежных мест с названиями стоянок, которыми пользовались греки на своем пути к проливу, пока карфагеняне не воспрепятствовали этому.

2. Очень интересный ресурс, но имени автора я не знаю.
Я дам ссылку, возможно, вы обраружите его имя.
То, что говорит, весьма интересно.
Мк - это eвангелист Марк.

Еще один сильный языковой аргумент сторонников римского происхождения Мк - обозначение финикийской женщины в Мк 7:26 как Συροφοινίκισσα. Мк употребляет этот термин как указание на этническую принадлежность собеседницы Иисуса. Сам термин, засвидетельствованный у греческих авторов периода Империи (например, в мужском роде у Лукиана, Deor Cone 4), предполагает противопоставление по отношению к ливийской Финикии и ливиофиникийцам (Λιβυφοίνίκες), жившим в районе Карфагена. Латинская форма этого этнонима, Syrophoenix, встречается и у римских писателей, например у Ювенала (сатира 8, 159). Мф (15:22) заменяет это слово на Χαναναία, ханаанеянка, а ведь он, как мы уже говорили, скорее всего писал именно в Сирии!

Согласно этому аргументу, для жителей Рима «просто» финикийцы ассоциировались с хорошо им знакомыми финикийцами из области Карфагена в Северной Африке, поэтому Марку и потребовалось более точное выражение. Но стройной аргументации этот довод не предлагает: если «просто» финикийцами для римлян были бы карфагеняне, то термин «ли-виофиникийцы», встречающийся у Тита Ливия и Плиния Старшего, был бы избыточен. Надо также иметь в виду, что слово «финикийцы» начиная с гомеровского эпоса постоянно встречается в греческой литературе для обозначения народа на восточном побережье Средиземного моря. Но при этом у Лукиана, который сам был сирийцем, Дионис назван «внуком некоего сирофиникийского купца» (Deor Conс 4).

http://www.biblicalstudies.ru/Books/Lezov7.html
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Analogopotom » 18 авг 2006, 11:58

Приветствую, Гиви!
Очень хорошо, что Вы сюда залянули.
Как знаток античных тесктов, Вы очень помогли бы, высказав свое мнение о том, в каких случаях Тит Ливий и Плиний Старший применяли термин "ливиофиникийцы".

До Геродота дошли также от дикарей слухи, если только текст данного отрывка; подлинный, о людях с песьими головами и о безголовых людях, однако существование их он благоразумно отрицает. Описание мест, расположенных дальше до самого пролива («Геркулесовых Столбов»), у Геродота отсутствует


Томсон не внимательно читал Геродота. Кое-каие сведения все же есть.
IV. 197. "Карфагеняне же рассказзывают еще вот что. Обитаемая часть Ливии простирается даже по ту сторону Геракловых Столпов. Вския раз, когда карфагеняне прибывают к тамошним людям, они выгружают свои товары на берег и складывают в ряд. Потом опять садятся на корабли и разводят сигнальный дым." Фрагмет о торговле карфагенян с туземцами.

В IV же книге в 42 главе Геродот повествует о морском путешествии финикийцев вокруг Африки. "По их рассказам (я-то этому не очень верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне".

Геродот не верил, да фактики фиксировал.
Но, что удивительно, многие из них, даже, казалось, самые невероятные, находят подтверждение.

Люди с песьими головами.
http://ennedi.free.fr/
Находите на странице три маленькие фото. Рядом с верхним в столбике надпись: Akakus >>
См. фото на стр. 2. №№ 27, 32-39 (фрагменты и прорисовки одной сцены), 40.
Эти персонажи с масках, как правило имеют ярко выраженные половые признаки. И, как правило, являются участниками сцен эротического характера.
Кроме песьеголовых, обнаружены изображения людей с львиными, ослиными (или лошадиными) и бычьими головами.
Первые исследователи фресок Тассили считали такие сцены пародийными или комическими, но теперь большинство ученых склоняются к мысли, что эти сцены отражают некий обряд, вероятно, связанный с плодородием.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Neska » 18 авг 2006, 12:45

Все больше склоняюсь к тому, что ливио-финикийцами в источниках обозначали живших в Африке западных финикийцев, в оппозиции к иберо-финикийцам, сицило-финикийцам и сиро-финикийцам...
Смешанные браки приводили, очевидно, к ассимиляции ливийской составляющей в пунийской, в силу,
во-первых, господствующего положения пунийцев в обществе и престижностью принадлежности именно к пунийцам,
во-вторых, консервативностью хозяйственно-культурного уклада финикийцев (не пойдут же они кочевать в степь, не станут простыми крестьянами),
в-третьих, функцией пунийского языка в качестве языка linqua franca в данном регионе.
Выделение особого метисированного субэтноса в таких условиях стало бы возможным лишь в случае жесткой кастовой замкнутости финикийского общества, но в этом случае маловероятным были бы сами смешанные браки, а дети от таких браков четко выделялись бы в качестве особого социального слоя в правовых актах, но в таком случае было бы логично подтвержденное существование документов (или хотя бы информации о них), определящих положение таких лиц (типа авилов и мушкенов в Вавилоне и т.п.), чего мы не имеем.
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Neska » 18 авг 2006, 18:15

Шлемы у карфагенян никаким боком не монтефортино, а типичные восточные сфероконические.
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Analogopotom » 19 авг 2006, 00:30

Neska писал(а):
Выделение особого метисированного субэтноса в таких условиях стало бы возможным лишь в случае жесткой кастовой замкнутости финикийского общества, но в этом случае маловероятным были бы сами смешанные браки, а дети от таких браков четко выделялись бы в качестве особого социального слоя в правовых актах, но в таком случае было бы логично подтвержденное существование документов (или хотя бы информации о них), определящих положение таких лиц (типа авилов и мушкенов в Вавилоне и т.п.), чего мы не имеем.


О социальных слоях Карфагена кое-что известно.

Сначала о численностти.
По одним данным (на середину 2-го в. до н.э.) численность равнялась 700 тыс. человек, по другим - приближалась к миллиону.
Какие факторы могли способствовать росту населения: миграция, рождаемость или что-то еще?

См. 2. Организация Карфагенского государства - 2.1. Население
http://www.anticclub.ru/referat/6692/1.php

В самом тяжелом положении на землях, принадлежавших Карфагену, были коренные жители Северной Африки — ливийцы.

Везде один и тоже текст.
Составленый на основе античных источников, среди которых, стараниями римлян, финикийские отстутствуют.
Возникает вопрос. Всегда ли ливийцы находились в тяжелом положении или только в период Пунических войн, когда все население было обложено данью?
Иногда - когда речь заходит о Карфагене, - у меня возникают подозрения: а, может, римляне провели пропагандистскую компанию, дабы сформировать ложное впечатление о финикийцах и оправдать свои действия? Чем римляне были лучше карфагенян? Кто безгрешен? Есть ли пример идеального государства, периода рабовладельческого строя?

Другую группу населения карфагенской державы составляли жители сицилийских городов — греки, сикулы и сиканы. Они сохраняли, хотя и с большими и существенными ограничениями, свой суверенитет, действенный, когда на повестке дня оказывались внутриполитические проблемы.


Карфаген был рабовладельческим государством. Согласно дошедшим до нас сведениям, в руках отдельных собственников могли сосредоточиваться десятки тысяч рабов, из которых во время междоусобных войн создавались даже частные армии; крупными рабовладельцами были храмы. Впрочем, рабы иногда имели собственное хозяйство, а также семью, признававшуюся законом. Очевидно, положение различных групп рабов в обществе не было однотипным. Существовало в Карфагене и вольноотпущенничество — как за выкуп, так и без выкупа. После приобретения формальной свободы вольноотпущенники продолжали сохранять фактическую зависимость от своих прежних хозяев. Они не получали равных прав со свободнорожденными карфагенянами: им предоставлялся статус лиц,
пользовавшихся «сидонским правом», реальное содержание которого пока неизвестно. Не исключено, что последним термином обозначалась совокупность прав, которыми пользовались финикияне-неграждане, выходцы из городов переднеазиатской Финикии и из колоний в Западном Средиземноморье.

Полагаю, что бОльшая часть населения располагала лишь т.н. называемым сидонским правом.

Карфаген был рабовладельческим государством. Согласно дошедшим до а сведениям, в руках отдельных собственников могли сосредоточиваться десятки тысяч рабов, из которых во время междоусобных войн создавались даже частные армии; крупными рабовладельцами были храмы.


Другую группу зависимого, хотя формально и свободного, населения составляли в Карфагене боды (или возможно буды), также пользовавшиеся «сидонским правом».

К кому их можно приравнять - к крепостным или батракам?

К какой группе/группам мог относиться интересующий нас этнос?

Потом продолжу…
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Dedal » 19 авг 2006, 13:51

Analogopotom
"В самом тяжелом положении на землях, принадлежавших Карфагену, были коренные жители Северной Африки — ливийцы."

Ливийцы в таком случае весьма напоминают, например, спартанских илотов (между прочим, илоты были собственностью общины, а не отдельных спартанцев, но это в условиях демократии).

С другой стороны, основополагающим принципом колониальной политики финикийцев, по крайней мере в начале, считается создание торговых колоний направленных прежде всего на сотрудничество, а не подчинение местного населения.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Neska » 19 авг 2006, 15:33

Это, может, для Вас текст анонимного "Звездовского" автора - источник. Для меня - повод усмехнуться над диким несоответствием между качеством миниатюр, выпускаемых "Звездой" и глупостями, проскальзывающими в описалках этих наборов.

Dedal писал(а):Analogopotom
"В самом тяжелом положении на землях, принадлежавших Карфагену, были коренные жители Северной Африки — ливийцы."

Ливийцы в таком случае весьма напоминают, например, спартанских илотов (между прочим, илоты были собственностью общины, а не отдельных спартанцев, но это в условиях демократии).

С другой стороны, основополагающим принципом колониальной политики финикийцев, по крайней мере в начале, считается создание торговых колоний направленных прежде всего на сотрудничество, а не подчинение местного населения.


Более того, в первый период своего существования Карфаген даже платил ливийским князькам если не дань, то - ренту за занимаемую площадь.
Вообще, об истории Карфагена неплохо написано здесь:

http://www.world-history.ru/countries/62.html
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 64