Западные финикийцы

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение Neska » 28 авг 2006, 05:43

Analogopotom писал(а):Наследниками Карфагена считают нумидийцев, а в полном ли объеме они переняли культуру или отдельные элементы, судить не берусь. Но это довольно распространенная точка зрения.
Ну, наследники они в прямом смысле - отобрали африканские владения карфагенян в самом Тунисе (кроме римской провинции "Африка") и к западу от Туниса. Естественно, финикийские и карфагенские культурные традиции, ранее ими заимствованные еще в период существования Карфагена, после этих приобретений только усилились.
Здесь ситуация, аналогичная той, что сложилась в средневековой Литве: до присоединения русских княжеств - испытывала русское культурное и прочее влияние, после присоединения - еще более "обрусела". Но можно ли Литву называть на этом основании "наследницей" Руси? С большой натяжкой. Одной из наследниц.
Analogopotom писал(а):Я вовсе не оспариваю вероятность того, что на территории современного Туниса в 3-2 вв. до н.э. жили ливиофиникийцы - метисы или "опуниченные" ливийцы, и с тем, что в статье речь идет именно о них. Но подтверждающие это источники мне неизвестны. Поделитесь, если у Вас таковые имеются.
Поделюсь, как только найду: я не историк (профессиональный, имеется в виду), и историографическая база у меня в жутком состоянии... :oops: Я запоминаю сами факты, и в меньшей степени - источник их приведения... :oops: Поищу.
Analogopotom писал(а):Пусть ливийцы Туниса были «опуничены» более чем нумидийцы, это вовсе не значит, что они отказались от своего протоберберского и полностью перешли на финикийский. Финикийский так же, как в случае с нумидийцами, мог быть языком общения определенных групп/слоев коренного населения.
Согласен, что не всех и не во всех сферах. Но в любом случае - в бОльшей степени, нежели нумидийцы.
Analogopotom писал(а):Допускаю - почему бы нет? - что ливийцы, то есть коренное, полуоседлое население Туниса, переняли культуру и религию финикийцев, более развитой и мощной цивилизации. Не могли не перенять, так как века жили бок о бок. Но это умозрительный вывод, основанный на том, что в виду своего близкого месторасположения Карфаген мог оказывать влияние на местное население.
Ну, как мы уже выяснили - нельзя допускать "опуничевания" нумидийцев и отказывать в этом ливийцам Туниса...
Analogopotom писал(а):Неска, где можно найти лингвистический материал на эту тему :arrow:
У нумидийцев, с Вашего позволения, нумидийский, а финикийский - не более, чем лингва франка в этом регионе и, возможно, язык элиты (про французский в России начала XIX века я уже упоминал).

В ин-те со страницы на страницу кочует фраза: "В граничащей с Карфагеном Нумидии финикийский язык считался государственным". Но не добавляется, что вторым языком был нумидийский.
В и-нете выложен неплохой словарь, если только это не его брат-близнец-самозванец: Языкознание. Большой энциклопедический словарь"
http://infostore.org/info/973907
Я его не скачивал, поскольку он у меня есть вживую.

Видите ли, если бы финикийский вытеснил нумидийский вообще, бербероязычные народы не жили бы сейчас в северном Алжире. В чем была бы причина их возврата к утраченному берберскому (в широком смысле) языку с финикийского обратно? Логичнее, если уж переходить - на латынь (после присоединения к Риму); арабский (после присоединения к Арабскому халифату). Но этого не произошло, свой язык они сохранили и под прямым управлением Рима, и под прямым управлением Халифата. Не думаю, что они его утратили в период ЗАВИСИМОСТИ от карфагенян.
Analogopotom писал(а):И ни о какой цивилизаторской миссии хамитов речи не идет.
Надеюсь, не пойдет речь и о цивилизаторской миссии гарамантов при объяснении существования бербероязычных народов в северном Алжире... :wink:
Analogopotom писал(а):В ин-те со страницы на страницу кочует фраза: "В граничащей с Карфагеном Нумидии финикийский язык считался государственным". Но не добавляется, что вторым языком был нумидийский.
Я считаю, что вторым языком был финикийский, а первым - нумидийский, если мы говорим о реальной ситуации. В Якутии в середине 90-х годов государственным языком был объявлен, помимо русского и якутского, еще и английский. Был такой бзик у якутского руководства. Какой вывод Вы сделаете, наткнувшись на этот факт? Что население Якутии говорило по-английски?
Вот в Индии, к примеру, государственным языком является английский. Лишь с относительно недавнего времени еще и хинди. Ну и что? В Нигерии государственный язык - английский.
"Считался государственным" - может означать что угодно: письменное делопроизводство на нем шло, к примеру...
В империи Ахеменидов государственными языками были первоначально, если мне память не изменяет (неохота лазить по источникам) вавилонский и эламский. Персидский, если не ошибаюсь, стал им (если стал?) гораздо позже. В Афганистане до 60-х годов XX века государственным языком был дари, это отнюдь не значит, что пуштуны говорили на нем, а свой - забыли...
Analogopotom писал(а):
Neska писал(а):
Analogopotom писал(а):Кстати, у ливийцев-kimhu и финикийцев – общие предки..
Ну, это опять из серии "тюрки - уникальный народ, дошедший до Вены и Алжира, до Яны и Индигирки, до Казани и Кабула". У ливийцев-kimhu и финикийцев более дальние общие предки, чем у исландцев и бенгальцев, или ирландцев и таджиков: у этих-то хоть одна языковая семья, а у ливийцев и финикийцев - лишь общая языковая МАКРОсемья...
Нет, это из другой серии.
Здесь всего лишь имелся в виду один антропологический тип. Метисы по внешним признакам ничем не отличались ни от финикийцев, ни от ливийцев.
И ни о какой цивилизаторской миссии хамитов речи не идет.
Э... В антропологическом смысле - очень неуверен. У ливийцев - берберская малая раса (средне высокие, сухощавые, конкретно ливийцы - и рыжеволосые отмечались, третичный волосяной покров - слабо или средне выражен); у финикийцев - сирийско-загросская (низкорослые, плотные, черноволосые, с очень развитым третичным волосяным покровом).
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Analogopotom » 28 авг 2006, 16:59

Neska писал(а):Ну, наследники они в прямом смысле - отобрали африканские владения карфагенян в самом Тунисе (кроме римской провинции "Африка") и к западу от Туниса. Естественно, финикийские и карфагенские культурные традиции, ранее ими заимствованные еще в период существования Карфагена, после этих приобретений только усилились.

У Вас есть какой-нибудь материал по раскопкам на территории Нумидии и находкам, относящимся к карфагенскому периоду? Мне интересно, как происходило становление государства Нумидия. Сами массилии и масесулии додумались или Карфаген помог?

Может, не стоит верить всем этим научным статьям о Нумидии, которые являются компиляциями Истории Полибия и Диодора.
Кстати, у Вас есть книга "Финикийцы. Основатели Карфагена", Дональд Харден: http://www.qpdvd.ru/bolero/buy.php?tovi ... 68&rid=106
Сейчас изучаю. Мне вообще не попадались книги отдельно по истории Карфагена, а Тураев и Циркин у меня есть.
Neska писал(а):Ну, как мы уже выяснили - нельзя допускать "опуничевания" нумидийцев и отказывать в этом ливийцам Туниса...

А я и не отказываю ливийцам Туниса в опуничивании, а выше указывалось лишь на то, что В 5 в. до н.э. ливиофиникийцев еще не было, ливийцы и финикийцы сохраняли свою самобытность, в противном случае Геродот указал бы на заимствованные элеметны в культурах.

И тут еще, вот какое обстоятельство открылось. Харден пишет (91 стр.): "Пикар полагает, что семитская религия Карфагена в 5 в претерпевает сильные изменения: восточная пара Мелькарт и Астарта уступает место Баал-Хаммону и Тиннит Пене Баал.
... Такие изменения указывают на разрыв связей с городом-основателем и напляв ливийских религиозных идей, соответсвующих по времени аналогичным изменениям в политических союзах внутри города. В подобной ситуации приверженность аристократического семейства Баркид Мелькрту является признаком их религиозного и политического консерватизма".
Спрашивается:"А правильным ли путем мы идем, товарищи?"
Может, не финикийцы влияли на ливийцев, а наоборот?
Единственное, что можно считать доказанным - это то, что ливийская письменность (и гарамантская :lol:) возникла на базе финикийского алфавита.

Потом, может, отсканирую из книги "Финикийцы" пару самых интересных глав с откровениями.
Neska писал(а):Видите ли, если бы финикийский вытеснил нумидийский вообще, бербероязычные народы не жили бы сейчас в северном Алжире. В чем была бы причина их возврата к утраченному берберскому (в широком смысле) языку с финикийского обратно? Логичнее, если уж переходить - на латынь (после присоединения к Риму); арабский (после присоединения к Арабскому халифату). Но этого не произошло, свой язык они сохранили и под прямым управлением Рима, и под прямым управлением Халифата. Не думаю, что они его утратили в период ЗАВИСИМОСТИ от карфагенян.

Это очень спрорный вопрос.
В 3-5 вв. в Северной Африке происходят процесс, сходный с европейским 4-6 вв., т.н "эпохой переселения народов". Берберские племена бегут от арабов и арабизации, происходит деление языков на наречия (см. Милитарева. В это время, как показывает глоттохронологический анализ, общетуарегский делится на диалекты. Можно, смело предположить, что тоже самое происходить с другими языками). Вторая волна переселений прошла с началом исламизации). То есть вовсе необязательно, что на территории Алжира живут потомки нумидийцев, а не какое-то другое берберское племя, занесенное в горы Атлас и Большой Эрг миграционной волной.

Neska писал(а):
Analogopotom писал(а):И ни о какой цивилизаторской миссии хамитов речи не идет.
Надеюсь, не пойдет речь и о цивилизаторской миссии гарамантов при объяснении существования бербероязычных народов в северном Алжире... :wink:

Конечно, это гараманты! А то, кто ж? Приехали в Алжир на слонах Изображение ИзображениеИзображение и стали там жить. :lol:

Неска, исторической родиной гарамантов и традиционной зоной заселения считается Феццан. И нет оснований переселять их куда-то еще.

Neska писал(а): В антропологическом смысле - очень неуверен. У ливийцев - берберская малая раса (средне высокие, сухощавые, конкретно ливийцы - и рыжеволосые отмечались, третичный волосяной покров - слабо или средне выражен); у финикийцев - сирийско-загросская (низкорослые, плотные, черноволосые, с очень развитым третичным волосяным покровом).


И.М. Дьяконов, А.Ю.Милитарев. "Пути миграций афразийцев в Северной Африке":
Некоторые изображения свидетельствуют о том, что в «период полорогих» — эпоху наибольшего расцвета неолитической культуры Сахары — ее населяли представители по меньшей мере трех антропологических рас: европеоидной(белой), или евразийской большой расы (неясно, какой или каких именно из малых рас, на которые она распадается), и двух малых рас негроидной большой расы — а именно эфиопской (как бы переходной между европеоидной и негроидной) и негрской.


Древние ливийцы - это представители разных антропологических типов. Их процентное соотношение определить сложно.

Что касается светлокожих европеоидов, атлантического типа (термин Милитарева), то
их европеоидная внешность, реально подтверждается египетскими фресками, изображающих ливийцев-кихну конца II тыс. до н. э. К этому типу, так же относятся потомки гуанчей, на Канарских островах и голубоглазые берберы-шатены северного Марокко и Алжира. Представители этой расы, не являлись выходцами из Передней Азии, где издревле засвидетельствована только смуглая индо-средиземноморская раса, но унаследовали язык и культуру афразийцев, которые к началу II тысячелетия до н. э., составляли значительную часть ливиоязычного населения.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Neska » 28 авг 2006, 18:54

Analogopotom писал(а):
Neska писал(а):Ну, наследники они в прямом смысле - отобрали африканские владения карфагенян в самом Тунисе (кроме римской провинции "Африка") и к западу от Туниса. Естественно, финикийские и карфагенские культурные традиции, ранее ими заимствованные еще в период существования Карфагена, после этих приобретений только усилились.

У Вас есть какой-нибудь материал по раскопкам на территории Нумидии и находкам, относящимся к карфагенскому периоду? Мне интересно, как происходило становление государства Нумидия. Сами массилии и масесулии додумались или Карфаген помог?
Единая страна сложилась уже по итогам Второй Пунической. Карфаген, как сами понимаете, ничем помочь не мог. Но государственность складывалась, безусловно, под влиянием Карфагена.
Analogopotom писал(а):Может, не стоит верить всем этим научным статьям о Нумидии, которые являются компиляциями Истории Полибия и Диодора.
Можно не верить, если есть альтернатива. Или серьезные возражения, основанные на неопровержимых фактах и логике.
Analogopotom писал(а):Кстати, у Вас есть книга "Финикийцы. Основатели Карфагена", Дональд Харден: http://www.qpdvd.ru/bolero/buy.php?tovi ... 68&rid=106
Сейчас изучаю. Мне вообще не попадались книги отдельно по истории Карфагена, а Тураев и Циркин у меня есть.
Харден есть. У И.Ш. Шифмана (Кораблева) было несколько хороших статей по Карфагену. У Н.А.Машкина тоже, правда, старенькие.
Analogopotom писал(а):
Neska писал(а):Ну, как мы уже выяснили - нельзя допускать "опуничевания" нумидийцев и отказывать в этом ливийцам Туниса...
Спрашивается:"А правильным ли путем мы идем, товарищи?"
Может, не финикийцы влияли на ливийцев, а наоборот?
Естественно, взаимное влияние было. Но почитайте там же о консервативности не4которых обрядов карфагенян, о консервации многих переднеазиатских черт, отживших в самой Финикии - по многих показателям карфагеняне были бОльшими роялистами, чем сам король...
Analogopotom писал(а):
Neska писал(а):Видите ли, если бы финикийский вытеснил нумидийский вообще, бербероязычные народы не жили бы сейчас в северном Алжире. В чем была бы причина их возврата к утраченному берберскому (в широком смысле) языку с финикийского обратно? Логичнее, если уж переходить - на латынь (после присоединения к Риму); арабский (после присоединения к Арабскому халифату). Но этого не произошло, свой язык они сохранили и под прямым управлением Рима, и под прямым управлением Халифата. Не думаю, что они его утратили в период ЗАВИСИМОСТИ от карфагенян.
Это очень спорный вопрос.
В 3-5 вв. в Северной Африке происходят процесс, сходный с европейским 4-6 вв., т.н "эпохой переселения народов". Берберские племена бегут от арабов и арабизации, происходит деление языков на наречия (см. Милитарева. В это время, как показывает глоттохронологический анализ, общетуарегский делится на диалекты. Можно, смело предположить, что тоже самое происходить с другими языками). Вторая волна переселений прошла с началом исламизации). То есть вовсе необязательно, что на территории Алжира живут потомки нумидийцев, а не какое-то другое берберское племя, занесенное в горы Атлас и Большой Эрг миграционной волной.
В 3-5 вв.??? Ничего не путаете? Не в 7 в.? Когда, по-Вашему, арабы захватили Египет?
Analogopotom писал(а):
Neska писал(а):
Analogopotom писал(а):И ни о какой цивилизаторской миссии хамитов речи не идет.
Надеюсь, не пойдет речь и о цивилизаторской миссии гарамантов при объяснении существования бербероязычных народов в северном Алжире... :wink:
Конечно, это гараманты! А то, кто ж? Приехали в Алжир на слонах Изображение ИзображениеИзображение и стали там жить. :lol: Неска, исторической родиной гарамантов и традиционной зоной заселения считается Феццан. И нет оснований переселять их куда-то еще.
Об чем и спич...
Analogopotom писал(а):
Neska писал(а): В антропологическом смысле - очень неуверен. У ливийцев - берберская малая раса (средне высокие, сухощавые, конкретно ливийцы - и рыжеволосые отмечались, третичный волосяной покров - слабо или средне выражен); у финикийцев - сирийско-загросская (низкорослые, плотные, черноволосые, с очень развитым третичным волосяным покровом).


И.М. Дьяконов, А.Ю.Милитарев. "Пути миграций афразийцев в Северной Африке":
Некоторые изображения свидетельствуют о том, что в «период полорогих» — эпоху наибольшего расцвета неолитической культуры Сахары — ее населяли представители по меньшей мере трех антропологических рас: европеоидной(белой), или евразийской большой расы (неясно, какой или каких именно из малых рас, на которые она распадается), и двух малых рас негроидной большой расы — а именно эфиопской (как бы переходной между европеоидной и негроидной) и негрской.


Древние ливийцы - это представители разных антропологических типов. Их процентное соотношение определить сложно.

Что касается светлокожих европеоидов, атлантического типа (термин Милитарева), то
их европеоидная внешность, реально подтверждается египетскими фресками, изображающих ливийцев-кихну конца II тыс. до н. э. К этому типу, так же относятся потомки гуанчей, на Канарских островах и голубоглазые берберы-шатены северного Марокко и Алжира. Представители этой расы, не являлись выходцами из Передней Азии, где издревле засвидетельствована только смуглая индо-средиземноморская раса, но унаследовали язык и культуру афразийцев, которые к началу II тысячелетия до н. э., составляли значительную часть ливиоязычного населения.
И что мы выяснили? По языку финикийцы и ливийцы-кихну - родня через МАКРОсемью. По антропологическому типу - различаются (только то, что и те, и те - европеоиды). Т.о. не только у финикийцев и ливийцев общие предки - но и у гуанчей, арабов, евреев, эфиопов, ассирицев, вавилонян, амореев и еще много у кого...
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Analogopotom » 28 авг 2006, 21:52

Neska писал(а): В 3-5 вв.??? Ничего не путаете? Не в 7 в.? Когда, по-Вашему, арабы захватили Египет?.


Путаю, точно. Извиняюсь. :oops: Я вообще плохо запоминаю цифры и буквы. Арабов в 3-5вв. не было, но миграции ливийских племен и деление языков на наречия началось в этот период.

Исправляюсь.
ЛИВИЯ.
Хронология.
14 тысячелетие до н.э. – Древнейшие поселения человека в Сахаре.
9 – 7 вв. до н.э. – Появление финикийский факторий. Основание Карфагена. Образование Триполитании.
7 в. до н.э. – Греческая колонизация Ливии.
5 в. до н.э. – Вторжение персов в Киренаику.
4 в. до н.э. – Завоевание суверенитета Киренаикой.
Конец 4 в. до н.э. – Захват Киренаики Птолемеем Первым.
3 в. до н.э. – Завоевание Римом прибрежных городов Триполитанию
46 г. до н.э. – Триполитания и Нумидия включены в состав Римской империи в качестве провинций.
31 г. до н.э. – Киренаика – новая африканская провинция Рима.
429 г. – Вторжение вандалов.
468 г. – Первая попытка Византии захватить Киренаику.
533 г. – Установление Византийского господства.
642 – 643 г.г. – Завоевание Ливии арабами.
640 – 680 г.г. – Борьба византийцев и их берберских союзников против арабов.
710г. – Окончательное установление господства арабов в Северной Африке.
Начало 8 века - Начало распространения ислама среди ливийцев.
Вторая половина 8 века – Распространение в Ливии различных мусульманских течений и группировок; распространение хариджизма.
760-770 г.г. – Война хариджитов с аббасидскими наместниками.
800 г. – Основатель тунисской династии Аглабидов Ибрахим ибн аль-Аглаб присоединил к своим владениям Триполитанию.
913-921 гг. – Захват Ливии Фатимидами.
Середина 11 века – Вторжение в Северную Африку арабского племени бану-хиляль. Начало процесса активной арабизации Ливии.
Середина 11 века – середина 12 века – Войны бану-хиляль с местными племенами. Период экономического упадка Ливии.
1143г. – Захват Триполи норманнским правителем Сицилии Роджером Вторым.
1160г. – Имам Абд аль-Мумин, разгромив бану-хиляль и норманов, основал халифат, в который вошли Триполитания и Киренаика.
Вторая четверть 13 века – Территориальный раздел Ливии: Киренаика оказалась под контролем мамелюков, а Триполитания и Феццан – под властью династии Хафсидов.
15- начало 16 века – Период жестоких междоусобиц, приведших к распаду государство Хафсидов.
1510г. – Захват Триполи Испанией.
1530г. – Испания передала Триполи Мальтийскому ордену.
1551г. – Захват Триполитании Турцией.

Причем эта хронологическая таблица у меня уже давно. И ведь мне ничего не стоило сверить даты. Еще раз извиняюсь.
Изображение ИзображениеИзображение
Neska писал(а): И что мы выяснили? По языку финикийцы и ливийцы-кихну - родня через МАКРОсемью. По антропологическому типу - различаются (только то, что и те, и те - европеоиды). Т.о. не только у финикийцев и ливийцев общие предки - но и у гуанчей, арабов, евреев, эфиопов, ассирицев, вавилонян, амореев и еще много у кого...

Мы выяснили, что по антропологическими признакам метисов выявить невозможно, внешне они не отличались от финикийцев и ливийцев-кихну. Как это могло быть в том случае, если бы финикийцы вступали в браки с негроидным населением.
Разговор об антропологии начался же с вопроса: по каким признакам определяется этнос, в нашем случае, ливиофиникийский.

Если где-то на юге Туниса археологи найдут кладбище карфагенского периода, отличить финикийские захоронения от захоронений метисов будет невозможно, ни по останкам, ни по сопроводительным надписям, ни по способу захоронения, ни по погребальной атрибутике. Возможно, только, что могилы финикийцев будут чуть богаче.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 28 авг 2006, 22:09

Карты.
Карфаген относительно Пустыни Сахара. Карта Туниса с римскими дорогами (согласно Tissot, с дополнениями от Мюллера). Масштаб: 5 000 000.

Изображение


Изображение

Карта северной Африки. Положение Карфагена относительно пустыни Сахара в целом. Масштаб приблизительно 1: 50 000 000.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 28 авг 2006, 22:18

Переправа слонов через Рону (по Полибию)

Изображение

Рисунок запоздал.
Выше уже говорилось о самих слонах и слоноводах, но, возможно, будут еще какие-то дополнения?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 29 авг 2006, 14:42

Какого цвета пурпур?
Поскольку финикийские пурпурные ткани вошли в легенды, считаю необходимым прояснить вопрос.

В журнале National Geographic два-три года назад была опубликована статья о Ливане (точное название неизвестно, приблизительное - "Ливан - страна кедров"), найти которую мне так и не удалось. Тот, кто рекомендовал мне эту статью сказал, что в журнале есть фотографии разных по фактуре тканей - хлопка и шерсти, - окрашенных пурпурной краской, добытой из моллюсков. То есть и в наше дни ливанцы, которые считают себя потомками финикийцей, занимаются производством "царских" тканей.

Сегодня мне попалась информация о моллюсках, которой я хочу поделиться.
http://www.shellsclub.by.ru/files/man_shell.htm
И ещё одним уникальным продуктом, производство которого в настоящее время уступило достижениям современной химии, мы обязаны моллюскам. Я говорю о пурпуре. Пурпур - это природный краситель, получаемый из бесцветного секрета так называемой гипобронхиальной железы некоторых брюхоногих моллюсков.
Такой секрет выделяется моллюсками, относящимися к семействам Thaisidae и Muricidae. Кстати, назначение этой железы для самого моллюска не выяснено до сих пор. Но ещё три тысячи лет назад, лучшие мореплаватели древнего мира - финикийцы уже знали тайну получения пурпура. И совершенно независимо от них, на другом континенте - древние обитатели Центральной Америки также стали красить свои ткани пурпуром. Традиционно считается, что пурпур - это краска ярко-красного цвета. Однако различные виды моллюсков дают разные по цвету и оттенку красители. Использовавшийся жителями Средиземноморья Murex brondaris давал пурпур красно-фиолетового цвета, Murex trunculus - от голубого до фиолетового, Thais haemastoma - темно-красный. А у рапаны, обитающей в Чёрном море и также относящейся к семейству Thaisidae , пурпур фиолетового цвета, напоминающий насыщенный раствор марганцовки. Но в древнее время она здесь не обитала, и пурпур из неё не получали.
Процесс получения пурпура и окрашивания тканей дошел до нас в описании Плиния Старшего в его "Естественной истории". Улиток ловили с помощью небольших плетёных корзин, используя в качестве приманки двустворчатых моллюсков. Процесс ловли напоминает "верши" или "краболовки" мальчишек из черноморских городов. Пойманных моллюсков извлекали из раковин, в течение трёх дней вымачивали в соли, а затем кипятили на медленном огне. Первая проба на качество красителя проводилась только на десятый день варки. Для получения одного грамма пурпура необходимо было переработать 10 тысяч (!) моллюсков. Не удивительно, что пурпур стоил очень дорого. Знаменитый Тирский пурпур, добывавшийся на средиземноморском побережье Азии, продавался за 1000 динариев за фунт! (А теперь пересчитайте, сколько для этого понадобится моллюсков?). Одежду, окрашенную пурпуром, могли позволить себе носить только очень богатые люди, например римские патриции. А в Средневековой Европе пурпуром окрашивались мантии и шапочки кардиналов католической церкви и королей. С изобретением дешёвых
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Neska » 29 авг 2006, 15:33

Analogopotom писал(а):
Neska писал(а): И что мы выяснили? По языку финикийцы и ливийцы-кихну - родня через МАКРОсемью. По антропологическому типу - различаются (только то, что и те, и те - европеоиды). Т.о. не только у финикийцев и ливийцев общие предки - но и у гуанчей, арабов, евреев, эфиопов, ассирицев, вавилонян, амореев и еще много у кого...

Мы выяснили, что по антропологическими признакам метисов выявить невозможно, внешне они не отличались от финикийцев и ливийцев-кихну. Как это могло быть в том случае, если бы финикийцы вступали в браки с негроидным населением.
Вам повторить мой пост об антропологических различиях финикийцев и ливийцев? Понятно, что цвет волос и третичный волосяной покров в могиле не установишь, но пропорции скелета - вполне.
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Analogopotom » 05 сен 2006, 01:00

Тураев Б.А. «История Древнего Востока», гл. Пуническая культура

Возможно, что развитие финикийских выселений в западную часть Средиземного моря относится к большой древности. Если мы верно, вместе с Гутшмидом, толкуем Менандра и Дия, то Утика упоминается уже в X в. до н. э., а город Авза основан Итобаалом Тирским. Ассирийские походы могли содействовать дальнейшим массовым переселениям в Африку. Греки уже в VIII в. нашли здесь места занятыми. Соперничество двух колониальных наций обусловило появление сведений о западных финикийцах в греческой литературе; они делаются доступными истории с конца VII в. Греческому посредству обязан и латинский язык общим наименованием западных семитов Poeni и Puni; для восточных финикийцев впоследствии появляется название Phoenices.

■ Греческая опасность сплотила западных финикийцев вокруг Карфагена и привлекла к союзу с ними этрусков. Сицилийские финикийцы, близкие к вытеснению, удержавшиеся лишь в Панорме, Мотии и Солунте, воспрянули и перешли в наступление; Сардиния вошла в карфагенскую сферу: битва при Алалии в 540 г. до н. э. отдала Корсику карфагено-этрусскому союзу. Образовалось огромное финикийское морское государство семитского племени, объединившее «Малую Африку», южный берег Испании и значительную часть островов. По договору с римлянами 509 (?) г. до н. э. была признана карфагенская монополия по ту сторону «Прекрасного Мыса» и неприкосновенность римского владычества в Лации. Урегулированы были отношения с Киреной: границей были признаны «Филеновы жертвенники».

VI и V века до н. э. были временем большого развития карфагенского богатства и могущества. Во главе государства стояли выдающиеся деятели, отличавшиеся большими государственными дарованиями и энергией, среди которых Малх, завоеватель Сардинии, и фамилия Магонидов, сознававшая необходимость великодержавной политики и для этой цели преобразовавшая войско из гражданского в наемническое, что было неизбежно при незначительности финикийского гражданского населения. Магониды более полутора веков стояли во главе государства, и имена их связаны со всеми выдающимися событиями его истории. При внуке Магона, Гамилькаре I, Карфаген главенствовал в мировой политике и выступил энергично против греков с запада, в то время как персы пытались покорить их с востока, но на этот раз потерпел неудачу при Гимере, одновременно (480 г. до н.э.) с Ксерксом, разбитым при Саламине. Тем не менее, широкие предприятия Магонидов продолжаются, хотя и получают иное направление. Сын павшего при Гимере Гамилькара, Ганнон I «превращает карфагенян в ливийцев», т. е. покоряет туземные племена внутренней части страны, образует африканскую провинцию, защищенную от набегов кочевников рядами укреплений, и отдает ее пунической знати, которая, сев на землю, обрабатывает свои латифундии с помощью рабов. Таким образом, наряду с торговым классом и с ремесленниками, в государстве появляются крупные собственники-плантаторы, привязанные к земле и благам мира. Этим Карфаген существенно отличается от Финикии, где владения прибрежных городов не могли распространяться вглубь страны. Благосостояние и богатство поместий живописно представлено у Диодора (XX, 8 ). Так как одновременно с этим политическим и экономическим переворотом замечается и другой — переход к крупной фабричной промышленности, то во избежание нежелательных для государства последствий появления обездоленных пролетариев, Ганнон и Гимилькон привели в исполнение мероприятие, грандиозное по замыслу и результатам — экспедицию на берега Атлантического океана для основания новых колоний, в которых могли бы найти себе приют обездоленные люди из гражданского населения. Ганнон направился к югу, вдоль африканского берега и, дойдя, кажется, до мыса Пальма в Гвинее или даже до Камеруна и экватора, основал шесть факторий. Гимилькон прошел вдоль европейского берега до Эстримния, т. е. до Оловянных (Британских) островов. Конец V в. и весь IV в. до н. э. были полны почти непрерывными войнами Карфагена с греками. Магониды стремились обратить Сицилию в провинцию, подобную Ливии, и натолкнулись на сопротивление Сиракуз. Война шла с переменным успехом и в конце концов привела к расширению финикийской сферы. Однако покорение востока Александром скоро отразилось и на западе. Агафокла и Пирра нельзя не признать типичными продуктами бурной героической эпохи Диадохов и Эпигонов, мечтавших о продолжении дела Александра в западной части культурного мира. Известно, что, несмотря на неоднократные поражения, Карфаген, одно время близкий к гибели, вышел из этой борьбы победителем — он не вошел политически в состав эллинистического мира и несколько лет был владыкой Запада. Но это не могло продолжаться долго — борьба с прежним союзником Римом была лишь вопросом времени и действительно началась всего через восемь лет после удаления Пирра.


По Тураеву, "ливиофикийцами" были карфагеняне. :?: О смешанном этносе он не писал. Но с тех пор прошло почти сто лет.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 05 сен 2006, 01:08

Neska писал(а): В антропологическом смысле - очень неуверен. У ливийцев - берберская малая раса (средне высокие, сухощавые, конкретно ливийцы - и рыжеволосые отмечались, третичный волосяной покров - слабо или средне выражен); у финикийцев - сирийско-загросская (низкорослые, плотные, черноволосые, с очень развитым третичным волосяным покровом).


Сомневаюсь, что финикийцы все поголовно относились к представителям сирийско-загросского антропологического типа.
С происхождением финикийцев далеко не все ясно – точно не установлено, откуда и когда они пришли в Левант. И у меня вообще создается впечатление, что, в антропологическом плане, в формировании финикийского этноса, принимали участие все, кому не лень.

Вот 2 фрагмента из книги А. Хардена. «Финикийцы». Интересные места выделю.

Стр. 11-12.
… Народ, о котором мы говорим, обитал на узкой полосе Левантийского побережья от Тартуса до горы Кармел и чуть южнее.
… Несмортя на генеалогию, представленную в Книге Бытия, по которой Ханаан (Кенаан) является сыном Хама, они были семитами и говорили на семитском языке.
… Можно с уверенностью сказать, что эти ханаанеи не были автохтонами, то есть изначально не проживали на упомянутой территории, однако время их появления там до сих пор дебатируется. Практически все сходятся на том, что было несколько волн миграции семитов, явившихся, вероятно из Аравии или зоны Персидского залива, но вопросы их происхождения и хронология изобилую трудностями*.

* Геродот, например пишет, пишет, что финикийцы явились с побережья Индийского океана. Такое раннее предположение о приходе финикийцев с юга вызывает интерес.

В наше время многие отождествляют первую миграцию на север с установлением аккадского господства над Месопотамией около 2350 года до н. э.; вторую — с притоком аморитов в конце 3-го тысячелетия; третью — с появлением арамеев в конце бронзового века. Однако если это так, то что делать со свидетельством из Библа (гл. 3, см. ниже)? Но означает ли это, что самые первые жители Библа, торговавшие с Египтом в 3000 году, не были семитами и прямыми предшественниками более поздних финикийских жителей Библа? Ни в Библе, ни в других местах нет никаких свидетельств вооруженного семитского завоевания. Похоже, семиты жили в Библе по меньшей мере с начала бронзового века. Антропология здесь ничем помочь не может. Краниальные (черепные) измерения показывают, что население Леванта было очень разнородным даже к 4-му тысячелетию. Археологи также не могут пока, а может, и никогда не смогут с полной уверенностью отождествить керамику, оружие или печати с каким-либо этносом. Наверняка можно сказать лишь, что к IV столетию до н. э. в Амарнских письмах жители Ханаана называют себя аккадскими Кинаху (Kinahu) или Кинану (Kinanu). По-видимому, это самое раннее появление данного слова в письменных источниках.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 05 сен 2006, 01:12

Глава 3
ИСТОРИЯ ФИНИКИЙЦЕВ НА ИХ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ
До нашего времени Библ (Гебал) — единственное место финикийской метрополии, предоставившее много материала, который можно датировать временем ранее 1500 года до н. э. В раннебронзовом веке связи Библа с Египтом Древнего царства проявляются в цилиндрической печати египетского стиля, найденной в подвале позднего храма. Египетский текст периода фараона Снофру из IV династии сообщает о прибытии из Гебала сорока кораблей, груженных кедром, а источники второй половины 3-го тысячелетия рассказывают о морских и сухопутных военных экспедициях фараонов Саху-Ра (V династия) и Пепи I (VI династия) в Азию.
В тот же период Месопотамия поначалу активно торговала с Финикией, однако мы находим подтверждения военного вторжения в Левант в период правления Саргона Аккадского. Итак, декорации расставлены. Левантийское побережье стало полем политического и культурного сражения двух великих центров африканской и азиатской цивилизаций.
К началу 2-го тысячелетия до н. э. Библ оставался единственным городом на территории Финикии, о котором мы что-либо знаем. В это время он определенно был ханаанским. Нам известно семитское имя одного из его правителей — Ипшемуаби, написанное иероглифами на двух предметах: бронзовом ритуальном топоре и золотом нагрудном украшении в форме раковины, выполненном в технике перегородчатой эмали. Эти предметы были найдены во втором ряду глубоких захоронений, соответствующих поздним годам XII династии Египта. Там же найден золоченый ларец из обсидиана (вулканического стекла) (рис. 10а) с обведенным картушем (овальной рамкой) именем Аменемхета IV (1800—1792 гг. до н. э.). В первой могиле того же ряда, могиле отца Ипшемуаби, Абишему, найдена оправленная в золото обсидиановая ваза для мазей с картушем предыдущего египетского фараона Аменемхета III (1850—1800 гг. до н. э.). С другой стороны, письма и финансовые клинописные таблички, найденные в Мари на Евфрате, дают нам некоторую информацию о Библе и других ханаанских городах того периода, включая Хацор. Короче говоря, мы обладаем достаточными свидетельствами различных источников о культуре Библа того периода. Отсутствие прямых доказательств из других городов финикийского побережья, видимо, объясняется тем, что археологи еще не достигли соответствующих слоев.
Египетский литературный текст, рассказ о приключениях Синухета, хорошо иллюстрирует жизнь азиатских кочевников в период правления XII династии и подтверждает многое из написанного в Книге Бытия. Синухет бежал из Египта в Библ после смерти Аменемхета I в 1970 году до н. э. Однако, не добравшись до Библа, он на много лет застрял в стране Верхнего Ретену у вождя Амуэнши. Здесь Синухет благоденствовал, женился на дочери вождя и много лет спустя в облике бедуина вернулся в Египет, где царствовал Сесострис I.
В XVIII и начале XVII века до н. э., в период между Средним и Новым царствами, когда мощь Египта клонилась к закату, ханаанеи наращивали военные и экономические силы. Раскопки показали, что ханаанские правители того времени жили в прекрасных богатых домах. Позже, в XVII веке, индоевропейцы (хетты) и хурриты вторглись в регион и начали продвигаться на юг. Это движение по меньшей мере отчасти было связано с тем, что гиксосы в XVII веке двинулись из Азии в Египет и основали столицу в Дельте, откуда было удобно править и Египтом и Ханааном. Можно предположить, что прибрежные города накапливали силы достаточно скрытно. Их географическое положение позволяло им успешнее, чем городам, находящимся в глубине материка, отражать нашествия захватчиков. Понадобилась вся мощь армии Александра, чтобы взять Тир штурмом.
Период затишья и независимости неожиданно закончился в 1580 году, когда Амасис (Яхмос I) изгнал гиксосов из Египта и основал XVIII династию. Волна египетского завоевания пронеслась по Леванту и докатилась до верхнего течения Евфрата, поглотив финикийские города, о многих из которых мы сейчас услышим впервые. В 1525 году Тутмос I обложил их данью, а Тутмос III, после битвы при Мегиддо, полностью их подчинил. Симира, Арад, Верит, Сарепта, Библ, Тир и Сидон упомянуты в египетских надписях того времени. Очевидно, значительная часть финикийских городов-государств, окруженных со всех сторон чужими владениями, начала создавать собственную, особенную ветвь ханаанской культуры и цивилизации*.

· То, что сообщают древние авторы об основании этих городов, конечно, не согласуется с египетскими надписями, а некоторые сообщения абсолютно противоречивы. Геродот, например, упоминая 450 год до н. э., пишет, что, как рассказали ему жрецы Мелькарта в Тире, этот город и храм были основаны 2300 лет тому назад, то есть в 2750 году до н. э. Согласно Юстину, Тир был основан за год до осады Трои, а Иосиф Флавий называет дату за 240 лет до строительства храма Соломона, и обе эти даты относятся лишь к началу XII столетия до н. э. Поскольку мы знаем, что Библ существовал по меньшей мере с 4-го тысячелетия до н. э., нет причин осмеивать хронологию Геродота, и, располагая Амарнскими письмами, мы безусловно не можем отнести основание Тира к XII веку. Возможно, рассказ Юстина касается восстановления города, поскольку в нем говорится, что сидоняне заложили Тир после того, как были изгнаны из собственного города людьми из Аскалона, то есть филистимлянами, несомненно, во время их военных захватов. Можно принять эту историю как символ возрождения Тира, которое привело его к возвышению над соседями, длившемуся с XII века до завоевания Навуходоносором в 574 году. Что касается Сидона, то, пережив временный упадок, он снова добился величия, как мы увидим в свое время.

Египет, однако, был еще слишком могуществен, чтобы позволить финикийцам обрести независимость, а эгейцы контролировали Восточное Средиземноморье и препятствовали финикийской колонизации.
Таким образом, в период правления XVIII династии Финикия была страной маленьких городов-государств, подчиненных Египту и полагавшихся — часто напрасно — на его помощь в защите от азиатских завоевателей, таких, как амориты и хетты из Северной Сирии. Финикийцы все еще составляли неотъемлемую часть ханаанского сообщества, говорившего на родственных семитских диалектах, с общей религией, распространившейся от устья Оронта до египетской границы и в глубь страны за Иордан и долину Оронта. Время вторжений, сокративших ханаанские владения, еще не пришло. Ханаанеи жили в окружении азиатской культуры: даже своим египетским владыкам они писали на глиняных табличках вавилонской клинописью. В их произведениях искусства — цилиндрических печатях, статуэтках и ювелирных изделиях — ясно прослеживается влияние Месопотамии и Сирии, хотя местами появляются египетские мотивы и элементы узоров.
Клинописные таблички, найденные в Эль-Амарне в Египте, дают ясное представление о политической ситуации первой половины XIV столетия в период правления Аменофиса (Аменхотепа) III и Эхнатона. Найдено, например, много писем в Египет от Рибадди, библского царя, с просьбами о помощи в его стараниях сохранить город для фараона. Есть и другие письма. Абимилки из Тира тщетно молит хотя бы о небольшом количестве воинов для отражения Зимриды Сидонского, который, восстав против Египта, напал на Тир и взял город в осаду. Абимилки описывает свое ужасное положение: нет ни дров, ни воды, ни земли для захоронения мертвых. С другой стороны, существует письмо от самого Зимриды, в котором он клянется в вечной преданности и просит помощи в освобождении городов, захваченных разбойниками, чтобы и дальше служить своему господину и повелителю! Спасение своих вассалов от порабощения северянами выпало на долю могущественных фараонов XIX династии Сети I и Рамсеса II в конце XIV и начале XIII века до н. э. В 1298 году Рамсес приказал вырубить надпись на утесе в устье Нахр-эль-Кельб над ущельем между морем и предгорьями Ливана к северу от Бейрута. Три года спустя он провел не имеющее решающего значения сражение в Кадеше на Оронте и в конце концов в 1279 году подписал договор с хеттами, по которому финикийское побережье оставалось под властью Египта.
Тем временем в Леванте появились новые народы. В XIV веке с запада явились микенцы, почти два века контролировавшие торговлю восточной половины Средиземноморья. Они не просто торговали, но и внедряли группы своих купцов в ханаанские города. Микенская керамика и ее местные имитации, особенно с эгейскими спиралями и растительными узорами, часто попадается на всех археологических площадках того периода. Эти художественные мотивы бросаются в глаза в Угарите и Алалахе в Северной Сирии, а к XIII столетию приживаются на Кипре. На юге, вероятно, в конце XIII столетия одна из многих групп «народов моря» филистимляне (пелесеты), распространившиеся на большой части Восточного Средиземноморья в конце бронзового века, оккупировали широкую полосу прибрежной долины. Их обычно считают эгейцами, но они не были мореплавателями и возводили свои города далеко от моря.
Исход привел в Ханаан израильтян. Точная дата этого события долго дискутировалась, однако сейчас Исход обычно относят к XIII столетию. Южные ханаанеи оказались словно в тисках между филистимлянами и евреями, а северных ханаанеев жестоко теснили хетты и амореи. Примерно к 1200 году осталась единственная независимая ханаанская территория — центральная прибрежная полоса — собственно Финикия.
Именно в это время Египет вступил в долгий период упадка. Империя хеттов была уничтожена, Ассирия только начинала свой путь к мировой державе, а микенцев завоевали пришельцы с севера. Не осталось ни одной сколько-нибудь значительной силы, и наконец-то никто не мешал возрожденной и независимой Финикии распространять свое влияние.

Тот факт, что это случилось именно тогда, а не раньше, требует объяснений. Если финикийцы всегда были мореплавателями, то почему они прежде не посылали колониальные экспедиции хотя бы на ближайшие к ним территории, такие, как острова Кипр и Родос? Более двух тысяч лет они плавали в Египет и обратно в прибрежных водах, и накопленный опыт мог бы подсказать им путь. Должно быть, причиной их неожиданной морской активности стало вливание новой крови и новых идей, вероятно, микенцев, которые уже много лет небольшими группами селились среди ханаанеев Левантийского побережья. Это предположение может подтвердить история Элиссы, или Дидо. Элисса была сестрой Пигмалиона, царя Тира, и женой Ахерба, дяди царя и верховного жреца, убитого Пигмалионом. Следует ли из этого не только политический, но и культурный конфликт в пределах города между эгейскими и ханаанейскими диаспорами? В подтверждение мы можем привести заявление Юстина о том, что Пигмалиона, в нарушение завещания его прадеда Итобаала, привел к власти народ. Если микенцы и ханаанеи действительно перемешались, тогда понятно, откуда у ханаанеев появилось стремление к колонизации, а также, вероятно, и некоторое представление о целях их будущих путешествий.

В любом случае господство и влияние финикийцев распространялись и крепли примерно до 600 года до н. э. Весь этот период Тир был главным городом метрополии, а Библ, Сидон и остальные имели меньшее значение. Только когда Навуходоносор уничтожил власть Тира в 574 году, Сидон унаследовал его главенствующую роль.
А пока, с конца XI до начала X века, в царствование Саула, Давида и Соломона, евреи укрепляли свое господство в Южной Палестине и громили филистимлян. Хирам Великий из Тира (970—936 гг. до н. э.) был союзником Давида (1000—960 гг.) и Соломона (960—920 гг.). Археология подтверждает сведения Библии о том, что два этих народа (ибо так мы уже можем называть их) были тесно связаны и оказывали друг другу помощь. Обе страны достигли наивысшего расцвета в царствование Хирама и Соломона. Ассирия еще не набралась сил для подчинения Левантийского побережья, хотя набеги Тиглатпаласара I, на время захватившего Арад в 1100 году, явно предупреждали о надвигающейся опасности.
Хирам — по просьбе Соломона — посылал материалы и мастеров на строительство храма в Иерусалиме. Библия также повествует о строительных работах Хирама в гавани Тира и о том, как он помогал Соломону в морских авантюрах. Все это говорит о процветании Тира в то время, когда появилось стремление к колониальным захватам.
В IX веке связи между царскими домами Тира, Израиля и Иудеи все еще оставались тесными. Итобаал, царь Тира, выдал свою дочь Иезавель замуж за Ахава, царя Израиля, сына Омри, а дочь Иезавели Аталия (библ. Гофолия) вышла замуж за Иорама, царя Иудеи. Поскольку Элисса Карфагенская была правнучкой Итобаала, Иезавель была ее двоюродной бабушкой. Финикийские строители все еще служили царям Израиля. Мы можем видеть результаты их трудов периода царствования Омри и Ахава в Самарии и в Мегиддо, где найдены знаменитые конюшни, когда-то считавшиеся Соломоновыми, но теперь приписываемые Омри.
А тем временем усиливалась опасность со стороны Ассирии. Для того чтобы достичь настоящего величия, Ассирия нуждалась в выходе к морю и ресурсах Леванта, особенно в строевом лесе. В 876 году Ашшурнасирапал, как мы знаем из его собственных надписей, собирал дань с Тира, Сидона, Библа, Арада и других городов серебром, золотом, прекрасны ми многоцветными тканями и слоновой костью. В следующее царствование (Салманасара III, 859— 824 гг.) были обложены данью и другие финикийские города, а царь Арада потерпел поражение в битве. Это подтверждают Балаватские ворота и «Черный обелиск» того периода, хранящиеся в Британском музее. На первой пластине финикийские корабли привозят дань из Тира на материк, а на второй — многие цари Леванта, включая Иеху, царя Израиля, выражают свое почтение ассирийскому монарху.
Вероятно, к 741 году царства Тира и Сидона объединились, поскольку Хирам Тирский упоминается в этом году как платящий дань Тиглатпаласару III, а на знаменитом фрагменте бронзовой чаши с Кипра, видимо, он же назван царем сидонян. Вскоре, в царствование следующего ассирийского царя Салманасара V (722—705 гг.), Лули также называется царем обоих городов. Этот Лули царствовал двадцать или тридцать лет и конфликтовал не только с Салманасаром V, но и с Саргоном II (722—705 гг.), и с Синаххерибом (705—680 гг.). Лули, энергичный и могущественный правитель, согласно источникам, заключал союзы с Иудеей и Египтом против Ассирии. Не раз в его царствование враги безуспешно осаждали Тир, и только в 701 году Синаххериб вынудил Лули бежать на Кипр. Барнетт признал в ассирийском рельефе того царствования изображение бегства Лули из Тира.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Neska » 05 сен 2006, 11:22

Есть у меня эта книга, спасибо, не стоит столь пространные цитирования вставлять...
Скорее уж я склоняюсь, что в формировании финикийцев приняли участие минойцы, теснимые микенцами, нежели сами микенцы. Хотя... :roll:
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Analogopotom » 05 сен 2006, 13:55

Neska писал(а):Есть у меня эта книга, спасибо, не стоит столь пространные цитирования вставлять...
Скорее уж я склоняюсь, что в формировании финикийцев приняли участие минойцы, теснимые микенцами, нежели сами микенцы. Хотя... :roll:


Неска, помню, что у Вас есть эта книга Изображение как и то, что Вас интересует другой период.
Цитирование пространное оттого, что другой, более конкретной информации нет. (Не хотите - не читайте, в конце концов). И разве работы Хардена и Тураева не имеют непосредственное отношение к теме?
Считаю, что нужным разобраться, насколько это возможно, с антропологическим типом финикийцевИзображение, раз уж в этом вопросе открылись новые обстоятельства (для меня - новые).
По отрывку о минойцах-микенцах, думаю, позже выскажет свое мнение уважаемый Дедал (У него, может, нет такой книги). Собственно, поэтому фрагмет и выложен.

Еще я планирую выложить пару отрывков из статей об антропологии берберов.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Dedal » 05 сен 2006, 19:31

Ну, товарищи, вы в такую сферу углубились :)

Для полной картины человеческие типы микенско-минойского мира:

Поль Фор "Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны")

Как представить себе этих объединившихся завоевателей, посланцев двадцати двух разных народов, которые пересекли Эгейское море в середине XIII века до Рождества Христова? Пастухами, похожими на тех, что и в наши дни кочуют по равнинам от Фессалии до Эпира, более ощущая свою принадлежность к клану, чем к тому или иному городу? Бродягами вроде цыган, многочисленных на Балканах и в Северной Греции, с их крохотными стадами, обыкновением готовить пищу в медных котлах и жить в шатре? Относительно оседлыми земледельцами и коневодами? Обитателями суши, при случае неизменно готовыми стать рыбаками и мореходами? «Илиада» показывает нам великое разнообразие особенностей, типов, индивидуальных черт. Письменные таблички из Микен, Пилоса, Фив и Кносса подтверждают впечатление об этнической пестроте войска Агамемнона, обилии самых разных, не считая воинской, специальностей, физической и моральной несхожести.

Но лишь иконография и антропология могут воочию показать нам облик этих людей. Классические поэты, от Гомера до Еврипида, упорно рисуют героев высокими и светловолосыми. Любая скульптура от минойской эпохи и до эпохи эллинизма наделяет богинь и богов (кроме, возможно, Зевса) золотистыми локонами и сверхчеловеческим ростом. Это скорее выражение идеала красоты, физического типа, не встречающегося среди простых смертных. И когда географ Дикеарх из Мессены в IV веке до н. э. удивляется белокурым фиванцам (крашеным? рыжим?) и восхваляет мужество светловолосых спартиатов, он лишь подчеркивает таким образом исключительную редкость блондинов в микенском мире. И в самом деле, на немногочисленных дошедших до нас изображениях воинов - - будь то керамика, инкрустация, стенная роспись Микен или Пилоса. мы видим мужчин с черными, слегка вьющимися волосами, и их бороды — в тех случаях, если таковые есть, — черны, как агат. Не менее темны волнистые либо кудрявые волосы жриц и богинь в Микенах и Тиринфе. Широко открытые темные глаза, длинный тонкий нос с четко намеченным, а то и мясистым кончиком, тонкие губы, очень светлая кожа, относительно маленький рост и стройная фигура — все эти черты мы неизменно находим на египетских памятниках там, где художник стремился запечатлеть «народы, что живут на островах Великой (Сугубой) Зелени». В XIII, как и в XV веке до н. э., большая часть населения микенского мира принадлежала к древнейшему средиземноморскому типу, тому самому, что сохранился во многих регионах и по сию пору.
Другие фигуры воинов - с удлиненным торсом, круглой головой, прямой бородой и не такими большими, близко посаженными глазами — несомненно принадлежат представителям балканского типа, или, как говорят этнографы, - альпино-динарического. Во всяком случае, это жители юга Европы. Возможно, кто-то из них и был блондином или рыжим, иначе откуда взялись бы все эти Ксанфы и Пирры, о которых повествуют мифы?
Кое-какие отступления от распространенного типа на золотых масках из могильников позволяют увидеть и другие физиономии, особенно интересна одна - почти круглая, с более мясистым носом и сросшимися у переносицы бровями. Такие лица нередко встречаются в Анатолии, а еще чаще — в Армении, словно нарочно желая дать обоснование легендам, согласно которым из Малой Азии в Грецию перебралось немало царей, цариц, наложниц, мастеров, рабов и солдат. Наконец, часть лиц и фигур не укладываются в столь простую и наивную классификацию. Судя по всему, микенский мир населяло множество людей смешанного происхождения.

Вот «настоящие» греки, как описывает их Полемон в эпоху императора Адриана: «Те, кто сумел сохранить эллинскую и ионийскую расу во всей ее чистоте (!) — мужчины довольно рослые, широкоплечие, статные, ладно скроенные и довольно светлокожие. Волосы у них не совсем светлые (то есть светло-каштановые или русые), относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня, глаза. Да, глаза греков — самые красивые на свете». Можно подумать, что это синтез всех предыдущих описаний, сочетание древнесредиземноморских, балкано-средиземноморских и анатолийских черт. Не хватает лишь «греческого профиля» — прелестной выдумки современных искусствоведов.

Менее двух поколений назад ученые пытались определить тип жителя Восточного Средиземноморья по черепному индексу, то есть процентному соотношению между длиной и шириной черепа.
Если рассматривать Троянскую войну с такой точки зрения, то можно сказать, что высокие белокурые долихокефалы сражались там с маленькими темноволосыми долихокефалами*. Но помимо того, что у обеих групп черепной индекс выглядит одинаково — 75,9 и более и что он ровным счетом ничего не говорит ни об умственных способностях, ни о проницательности, ни хотя бы о происхождении, поскольку форма черепа варьируется в зависимости от условий жизни, пищи и числа смешанных браков, мы предпочитаем (и не без основания) любопытствовать, как тот или иной индивидуум выглядит анфас и в профиль, а не сверху. И потом, как быть с многочисленными, составляющими едва ли не треть, мезокефалами? Не говоря уже о том, что у нас под рукой крайне мало хорошо сохранившихся и тщательно измеренных черепов. Разумнее обратить внимание на более характерные особенности — такие, как величина глаз-
____________________________________________________________
* У долихокефалов ширина черепной коробки составляет менее 75% длины, у брахикефалов ширина черепа — более 80% длины, а у мезокефалов показатели приблизительно равны. -Прим. пер.
____________________________________________________________

ниц, верхний и нижний лицевой индекс, ортогнатизм или прогнатизм, костные выступы, позволяющие выделить несколько типов: одни — с высоким черепным сводом, относительно широко расставленными глазами и прямым подбородком, вторые -более узкие и угловатые со множеством различных вариантов лба, носа и челюстей. Зубы в основном остались великолепными, что и немудрено, поскольку в те времена умирали молодыми, не знали синтетического сахара и слишком кислых продуктов.
Все, что можно извлечь из исследования скелетов ранне-эллинского типа (XVI—XIII вв. до н. э.) при современном уровне антропологической информации, только подтверждает и слегка дополняет данные микенской иконографии. Мужчины, похороненные в круге В царских гробниц в Микенах, в среднем достигали 1,675 метра высоты, семеро были выше 1,7 метра. Женщины — в основном на 4—8 сантиметров ниже. В круге А более-менее хорошо сохранились два скелета: первый достигает 1,664 метра, второй (носитель так называемой маски Агамемнона) — 1,825 метра. Изучавший их Лоуренс Энджил заметил, что у обоих на редкость плотный костяк, тела и головы массивны. Эти люди явно принадлежали к отличному от своих подданных этническому типу и были в среднем на 5 сантиметров выше их.

Столь же смешанным было и критское население той эпохи, хотя средний рост мужчин не превышал 1,64 метра, а женщин — 1,57 метра. И тут нечему удивляться, ведь высоколобые эллины, ставшие хозяевами Микен в XVI веке до н. э., помимо этнических особенностей принесли с собой и новые привычки: способы охоты, спорт, обыкновение питаться мясом и молочными продуктами, неизвестными прежним обитателям Средиземноморья. Однако невозможно оценить, насколько вино, оливковое масло, рыба, икра и прочие дары моря, а также теплый солнечный климат меняют состав крови и черты лица, не говоря уже о смешении с местными жителями. У Агамемнона, как у Ахилла и Патрокла, в Азии имелось много наложниц.

А царица Клитемнестра нашла утешение в постели прекрасного Эгисфа, кузена своего мужа.
Любопытство заводит антропологов и дальше. В последние несколько лет они изучают отпечатки пальцев на микенских табличках и глиняных сосудах. Писцы и горшечники, случайные прохожие и богомольцы (кто преднамеренно, а кто и нет) оставляли оттиск пальца или ладони на печатях, монетах, сосудах и стенах храмов. Декоративный орнамент на горлышке кувшина мог представлять собой череду повторных отпечатков большого пальца на необожженной глине.

Различают восемь типов отпечатков, которые без труда можно свести к трем основным: дуговые, петельчатые, мутовчатые, то есть такие, чьи линии расходятся концентрическими кругами. Первая попытка сравнительного анализа, сделанная в 1971 году профессорами Ролом Астромом и Свеном Эрикесоном на материале двухсот экземпляров микенской эпохи, оказалась обескураживающей. Она показала, что для Кипра и Крита процент дуговых отпечатков (5 и 4% соответственно) — тот же, что и у народов Западной Европы, например Италии и Швеции; процент петельчатых (51%) и мутовчатых (44,5%) очень близок к тому, что мы видим у народов современных Анатолии и Ливана (55% и 44%). Правда, остается открытым вопрос о том, какой процент среди ремесленников Греции составляли азиатские эмигранты. И все-таки факт остается фактом: исследование отпечатков пальцев выявило две этнические составляющие греческого народа — европейскую и ближневосточную.
Что же касается групп крови, то общеизвестно, что они передаются по наследству, как и различные другие генетические факторы, но этот фактор еще стабильнее и, если можно так выразиться, более присущ определенному виду.

Несколько лет группа ученых из Афин — В. Балоарас, Н. Константулис, М. Пайдусис, X. Сбарунис и Арис Пулианос, — изучая группы крови молодых призывников греческой армии и состав костей, сожженных в конце микенской эпохи, пришла к двойному заключению о том, что бассейн Эгейского моря демонстрирует поразительное единообразие в соотношении групп крови, а немногие исключения, зафиксированные, скажем, в Белых горах Крита и в Македонии, находят соответствие у ингушей и других народов Кавказа (в то время как по всей Греции группа крови «В» приближается к 18%, а группа «О» с небольшими колебаниями — к 63%, здесь они отмечаются куда реже, причем последняя порой падает до 23%). Это следствие древних миграций внутри стабильного и до сих пор преобладающего в Греции средиземноморского типа.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение tmt » 05 сен 2006, 21:52

Analogopotom, эта тема одна из лучших - гораздо интереснее читать именно такие иногда и длинные цитирования, чем блуждать по указанным ссылкам - ..
..а у меня нет этой книги и хотела бы его почитать в готовом виде.
Последний раз редактировалось tmt 04 мар 2008, 01:30, всего редактировалось 1 раз.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 66

cron