Но могли участвовать, с учетом, засвидетельствованных в античных источниках, тесных торговых и военных связей между гарамантами нумидийцами (здесь еще очень возможны династические браки) и Карфагеном.
Neska, как я понимаю, тему мы сворачиваем? Не хочу злоупотреблять Вашим вниманием, тем не менее, выскажу еще пару мыслей.
Участие гарамантов не подтверждается Полибием. Но и не отрицается. Мы знаем, что в древних армиях воинские подразделения формировались по национальному или единоплеменному признаку, т.е. смешанных боевых единиц быть не могло. Сведения Полибия представляются очень достоверными, поскольку они обстоятельны, подкреплены количественными данными и довольно детализированы (известный литературный прием – чем больше деталей, тем достоверней кажется рассказ). В то же время мы знаем, что Полибий допускает много ошибок, и вообще, его еще Страбон критиковал по этому поводу, в частности в незнании географии.
Что касается ливийцев в войсках Ганнибала, то Полибий перечисляет все племена, составлявшие нумидийский контингент, но с другой стороны остается неидентифицированная масса других "ливийцев" (с "ливиофиникийцами" все более-менее понятно). Такой контраст наводит на определенные мысли. Источник информации Полибия располагал сведениями о населении Нумидии, государства, соседствующего с Карфагеном, и ничего не знал о других ливийских племенах, а некоторые из них были довольно многочисленны (например, насамоны и гетулы), и все они сохраняли самобытность, как в пунический период, так и позже, в римский. Возможно, что Полибий получил сведения не из первых рук, и получился эффект «сломанного телефона». Подтвердить или опровергнуть свидетельство Полибия, касающееся состава войск Ганнибала, могли бы пунические или нумидийские источники, а таковые, к сожалению, не сохранились.
Гарамантов в период Пунических войн не было? Или они в это время вдруг утратили свою воинственность?
Вряд ли.
Однако факт, что после первого свидетельства Геродота, сведения о них встречаются только у Страбона. Всех античных авторов, упоминавших именно «гарамантов», можно сосчитать на пальцах одной руки: Геродот (Herod. IV, 174, 183), Страбон (Strabo. II. 4, 33; XVII. 3. 19, 23); Плиний Старший (Plinius Secundus. V. 36—38); Тацит (Тас. Ann. III. 74; IV. 23—26); Клавдий Птолемей (Ptolemaeus Claudius. I. VIII).
И напрасно Вы называете «гарамантов» - захудалым и отсталым племенем. Нумидийцам они не уступали, и, возможно, даже были более богаче, благодаря торговому посредничеству.
После падения Карфагена, самым сильным государством региона становится Нумидия. Масинисса подчинил себе все племена от Сирта на востоке до Алжира на западе, но своих соседей, гарамантов, он так и не смог покорить. Или между государствами существовали какие-то договоренности, или Гарамантида по могуществу не уступала Нумидии.
Потом, стараниями Рима и междоусобиц, Цирта приходит в упадок.
Айюб: «С уничтожением Цирты архитекторы, купцы, ремесленники перебрались в государство, унаследовавшее культуру Карфагена — в Гараму. Гарама расцвела, и на рубеже нашей эры в ней начался новый подъем».
Гараманты не назвали бы себя «нумидийцами». Их самоназвание, как и других ливиоберберских племен, - "амазиг", мн.ч. "имазиген" (ср. туарег. - «имохаг», «имаджирхен»). А вот, нумидийцы, бежавшие из под гнета Рима в Гараму, «со сменой гражданства», вполне могли применять к себе это самоназвание (но оставив при этом родовое имя). Другой пример из истории - "румыны".
«Гараманты» - это производное от топонима «Гарама» (город, укрепленное поселение»), т.е. имя нарицательное, вроде, термина «американцы», по месту жительства. Так могли называть себя и сами жители Феццана, и их соседи.
Так же, возможно, что в какой-то период, «гарамантами» стали назвать аристократию (племя «господ»), в отличие от вассальных племен. Но при этом в обоих случаях, обязательно было и второе самоназвание - "имазиген", а кроме того, еще могло быть родовое имя, от предка-основателя.
Если так, то неудивительно, что ни одно из современных североафриканских племен не носит названия, которое могло бы являтся производной от этнонима «гараманты».
Кстати, вполне возможно, (кстати, рискую заняться народной этимологией
) что самоназвания нумидийских племен: массилии (массолии) и масесулии (массайсилии), маккои, а так же «маки» и «махлии» Геродота, произошли от одного корня.
Милитарев А.Ю. : «Термин "имазиген" существует не менее трех с лишним тысячелетий и надежно идентифицируется с Μάξιες, Μάξιχες, Mazices античных источников и сопоставляется с египетским обозначением mšwš (второе s может передавать h, т.е. mšwš < *mšwh ) «ливиец» (одно из ливийских племен) в текстах XIX и XX династий.
Наиболее правдоподобная, праберберская этимология amaziγ, во мн.ч. imaziγәn, предложена Т.Сарнелли, который реконструировал термин как прилагательное "красный" с префиксом m - из общеберберского глагола *i-zwaγ "быть красным", (т.е. из *a-ma-ziγ < *a-ma-zwiγ).
Название народа по цвету (волос, кожи или традиционной одежды) - явление известное. Геродот свидетельствует, что ливийские племена окрашивали тело суриком (IV. 191. 194).
Развившееся, в туарегских диалектах, дополнительное значение этого этнонима - "свободные" - указывает не на свободолюбие туарегов или их стремление к независимости, а напротив на их собственный статус свободных, господ по отношению, к зависимым от них, этническим группам неевропеоидного вида и неберберского происхождения».
Второе значение этнонима, "быть свободным", могло существовать еще у гарамантов.