Митридат писал(а):В каком смысле "пещеру снежного человека" в Алмыс-Туу? Уж не Йети, наверно.
В ледниках Алтайских гор альпинисты нашли часть высушенной ноги загадочного животного. Первая версия — останки "снежного человека". В ожидании анализа ДНК — кадры любительской съемки, на которой специалисты Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН обследуют грот Алмыс-Туу-Бом, что в переводе означает: "пещера снежного человека". К фольклорной легенде добавилась научная гипотеза о том, что в древности в пещере проживали не предки современных алтайцев, а какие-то иные существа.
__________________________________________________
Жили-были алмысы
Александр Захаров, Андрей Замахин (фото)
--------------------------------------------------------------------------------
В алтайских горах археологи изучают древнее обиталище снежного человека - пещеру Алмыс-Туу-Бом. Ученые признают, что в древности в ней проживали не предки современного человека, а какие-то иные существа
Пытаясь разобраться в прошлом Алтайской пещеры, ученые не скрывают, что она представляет собой уникальный геоархеологический объект
На Алтае с незапамятных времен живет предание о некоем мифическом существе, называемом алмысом. Устные рассказы описывают его по-разному. От одних алтайцев можно услышать, что алмысы - это живущие в труднодоступных горах очень красивые существа, на вид то ли люди, то ли звери. Другие не сомневаются, что алмыс - это злой великан, все тело которого покрыто бурой мохнатой шерстью. Он грабил людские жилища и пожирал съестные припасы. Делал он это по ночам, когда "огненное светило опускалось за горы", а днем укрывался в пещере. Ученые-лингвисты утверждают, что алмысами на Алтае называли духов болезни, способных "съесть" живого человека. Но наиболее часто, когда говорят об алмысе, имеют в виду снежного человека, поиски которого неоднократно проводились в алтайских горах, и все безуспешно, хотя и сегодня на Горном Алтае каждый второй вам расскажет, что он верит в существование алмыса, а каждый третий будет уверять, что видел его лично.
При всем уважении к алтайскому фольклору, посвященному алмысу, на сегодняшний день в этом удивительном крае есть только один объект, который косвенно может подтвердить былое существование этого мифического существа. Это пещера Алмыс-Туу-Бом. Ее название дословно переводится как "пещера снежного человека".
Последние несколько лет изучением таинственной пещеры занимаются специалисты Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Несколько дней в составе последней экспедиции, состоявшейся нынешним летом, провели корреспонденты "Итогов".
На топографических картах гора, где расположен грот, не имеет названия. Русскоязычные местные жители называют этот грот "пещерой на Белом Камне", поскольку грот хорошо просматривается с далекого расстояния в массиве известняков, резко выделяющихся своим белым цветом на фоне окружающих темно-зеленых гор. Сама пещера представляет собой обширный сухой грот с куполообразным сводом. Длина грота около 16 м, ширина около 13 м.
Коренные жители, как мы уже сказали, называют этот памятник Алмыс-Туу-Бом. Алтайцы верят, что легенда о страшном снежном человеке не могла родиться на пустом месте. Ученые сегодня пытаются понять, что в легенде могло быть правдой, а что - чистым вымыслом.
Вот что говорит по этому поводу руководитель экспедиции кандидат исторических наук Александр Постнов: "Легенда об алмысе настолько популярна, что даже была опубликована на алтайском языке. Интересно то, что с некоторыми позициями легенды можно согласиться. Конечно, археологическими данными не подтверждается факт людоедства в пещере (здесь не найдены кости людей), и, тем самым, враждебный к людям характер у древнейших обитателей пещеры не фиксируется, но мы все-таки должны согласиться, что на ранних этапах истории эта пещера населялась не людьми современного вида, а кем-то иным. Кем - неандертальцами? Или, может быть, троглодитами? Честно говоря, пока нам это непонятно".
В любой эмпирической науке - и археология не является в данном случае исключением, - хотя и прилагаются все усилия, чтобы найти истину в том или ином вопросе, все же сознается факт, что никогда нельзя быть уверенным в том,что обнаружили именно ее, истину. "Всегда есть возможность, - говорит Александр Постнов, - для появления конкурирующих теорий, которые из-за их предполагаемости верно было бы называть гипотезами. Пример пещеры Алмыс-Туу-Бом показывает, что сколько исследователей сюда придет, столько родится и самых разнообразных мнений как о ее возрасте, предназначении, так и о существах, в ней проживавших".
Долгое время раскопки в этой загадочной пещере вообще считались безнадежными. Гору Белый Камень в советское время хотели использовать для добычи известняка и даже провели здесь несколько взрывов. Это антропогенное вмешательство породило среди ученых легенду о том, что культурный слой в пещере уже уничтожен, а исследователи, посещавшие пещеру и видевшие полузасыпанные глыбы известняка на полу, утверждались в этой мысли сами и уверяли других.
Однако исследователи сюда все-таки пришли, и, как оказалось, не зря. Выводы, которые были сделаны в результате нескольких последних экспедиционных сезонов, иначе как сенсационными не назовешь. Благодаря находкам, сделанным в этой алтайской пещере, можно строить версии о переселении народов на территории Сибири.
Археологи полагают, что самым древним местом появления человека на территории Сибири и Дальнего Востока является именно Горный Алтай. Отсюда, спускаясь по предгорьям и горным долинам, первые пришельцы проникали в глубь Сибири, обживая новые территории и приспосабливаясь к суровой природе и климату того времени.
Руководитель экспедиции Александр Постнов демонстрирует на камне следы огня
Заселение Горного Алтая древнейшими людьми могло проходить через Среднюю Азию, где рано сложились благоприятные условия для жизни человека. Древние люди двигались сюда, на Алтай, вдоль горных цепей Памира и Тянь-Шаня. В Средней и Центральной Азии в тот период времени климат был более влажный и мягкий, чем теперь. Повсюду шли дожди, текли многочисленные реки, в низинах тянулись цепи озер, от которых ныне сохранились жалкие остатки - соленые водоемы или сухие бессточные впадины. В Сибири периоды полного оледенения сменялись значительным потеплением. Последние раскопки более глубоких слоев в пещере Алмыс-Туу-Бом позволяют предположить, что человек здесь появился не 40 тысяч лет, как считалось до недавнего времени, а полтора миллиона лет тому назад!
Вполне возможно, что действовал настоящий коридор переселения древних людей из Алтая в Европу. Он проходил по южной границе зоны лесов Урала и Поволжья, где в последнее время археологи все чаще находят места стоянок с изделиями, удивительно похожими на алтайские. Можно сказать, что то было первое Великое переселение. Хотя и на Алтае продолжали жить и развиваться те, кого дальние дороги пока не манили. Кто были те люди? Может быть, те, кого современные алтайцы называют алмысами? Наука пока не знает ответа.
Однако именно в таких природных закрытых комплексах, как пещера Алмыс-Туу-Бом, не подверженных внешним влияниям, археологи сегодня находят интересные предметы с хорошо прослеживаемой последовательностью культурных слоев. Так, верхние слои пещеры относятся к периоду верхнего палеолита, а нижние - к среднему. Археологи обнаружили здесь различные каменные предметы: остроконечники, скребки, пластины, а также кости животных и птиц возрастом 15-20 тысяч лет.
Изучением таинственной пещеры занимаются специалисты Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Координаты каждой находки вносятся в компьютерную карту местности для того, чтобы в будущем провести палеореконструкцию происходивших здесь культурно-исторических и геолого-климатических процессов
Похоже, что обитатели пещеры владели какой-то особенной технологией обработки камня. Их орудия не были оббиты грубым образом, а именно обработаны, словно отшлифованы на самом современном шлифовальном станке. Некоторыми каменными ножами, например, вполне можно побриться. После вмешательства инженеров, физиков и представителей других наук, весьма далеких от археологии, выяснилось, что предки алтайцев действительно не оббивали камень, а обрабатывали его огнем и водой. Поэтому их каменные орудия оказались столь совершенными и отличными от других. Древние алтайцы вообще показали себя неплохими знатоками природы. Они знали, какие камни поддавались такой обработке, а какие нет.
Археологи предполагают, что обитатели загадочной пещеры могли вести кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. А такие пещеры закрытого типа скорее всего использовали в качестве приюта во время кочевий, для хранения и заготовки мясных туш, для создания новых или ремонта старых орудий.
Судя по находкам, в этой пещере могли жить в древности сильные и смелые охотники. Но еще не факт, что они были людьми. Об их силе и смелости свидетельствуют найденные здесь при раскопках многочисленные остатки костей диких животных, таких, например, как пещерная гиена, носорог, волк, медведь, лисица, барсук, горностай, архар, дикая лошадь. Коллекция останков представителей древней фауны в настоящий момент тщательно изучается. Но, предварительно их оценивая, можно отметить, что кости крупных млекопитающих несут на себе совсем небольшие следы воздействия древнего человека, то есть их не предавали обработке огнем. На это, в частности, первым обратил внимание приезжавший на Алтай профессор-антрополог Тернер из университета Аризоны.
Широкое входное отверстие пещеры давало возможность его обитателям осматривать расстилающуюся внизу долину на большое расстояние, видеть стада мамонтов, носорогов, диких быков и лошадей. Пещера к тому же по своему расположению была удобным местом и для защиты от нападения враждебных племен.
Пытаясь сегодня разобраться в прошлом алтайской пещеры, ученые не скрывают, что она представляет собой уникальный геоархеологический объект для палеореконструкций культурно-исторических и геолого-климатических процессов, происходивших в данной местности. "Совершенно очевидно, - говорит Александр Постнов, - что без дальнейшего изучения пещеры Алмыс-Туу-Бом любые экскурсы в палеолитическое прошлое Северной Азии теряют полноту и убедительность своих выводов. К тому же сегодня мы не сомневаемся, что именно территория Горного Алтая была тем коридором, по которому происходили миграции носителей древнейших культурных традиций. Поэтому слабая изученность этого удивительного объекта предполагает острую необходимость возобновления исследований пещеры на современном уровне, археологических работ на протяжении нескольких полевых сезонов с привлечением широкого круга специалистов гуманитарных и естественно-научных дисциплин".
http://www.itogi.ru/paper2003.nsf/Artic ... _4411.html