tmt писал(а): Насчёт бога Армази -
Возможно он вовсе не персидского происхождения -
Персы ввели в Иберии культ митраизма а не Армази. Вероятно Армази древнегрузинское божество.
Армази - в грузинской мифологии - древнейшее божество, глава пантеона богов Картлийского (Иберийского) царства (Восточная Грузия).
Уважаемая
tmt, относительно Армази мне хотелось бы сделать небольшое дополнение. Действительно, культ Армази вряд ли возник, как митраистский, хотя у них, вероятно, один источник - зороастризм. Зороастризм, возникновение которого по разным данным относится от начала II-го тыс. до н.э. и не позднее 6-го в. до н.э., окончательно утвердился в Персии при Дарии (521- 486 гг. до н.э.).
Имя божества "Армази", скорее всего, происходит от верховного божества в зороастризме Ахура-Мазда , Ормузд, Ормазд, (новоперс. Hôrmazd или Ormazd), в 5-4 вв до н.э. он известен Платону и Аристотелю как Оромаздес. В Авесте он носит сложное имя Ahurô mazdâo, переводимое, согласно иранским традициям, "мудрый Бог". В древнеперсидских ахеменидских клинообразных надписях это имя изменяется в Аурамазда (Aûramazdâ), во времена Сассанидов — в Аухармазди (Aûharmazdî). "Ахура-Мазда имел универсальный характер - он является в "Гатах", не только верховным, но всеобъемлющим богом".
(Мифы и религии народов мира. - М., 2004, стр.106)
Митра же, вначале известный лишь как ближайший помощник Ахура-Мазды, выходит на передний план как бог войны, сражающийся на стороне добра и божество света лишь на рубеже нашей эры.
Фарнаваз же, по сказанию грузинских летописцев, царствовал около III в. до н.э. и воздвиг кумир Армазу на горе Багинети недалеко от Мцхета - своей столицы, Картлийского (Иберийского) царства, созданного им в борьбе с греками. Существенную помощь в борьбе с греками Фарнавазу оказал правитель Сирии Антиох I, приславший регулярные войска. (История Грузии. - Тбилиси, 1958, Гл. 3, § 2)
Стремление Фарнаваза подражать Персии понятно - это было государство с древней историей и культурой, к тому же всей мощью армии доказывающее своё превосходство. Фарнаваз же, находясь, если не в вассальной зависимости от Персии, то, по крайней мере, под сильным экономическим и культурным влиянием, сам являлся объединителем земель, которым он обязан был доказывать своё местное превосходство и главенство. И введение культа одного главного божества этому только способствовало.
"Он поддерживал в своем царстве религию Зороастра и вообще старался устроить свое государство по образцу Персидской монархии, поддерживая дружественные сношения с Сирией. "
(Проф. А. Цагарели. Ст. "Грузия" в Энциклопедии Брокгауз и Ефрон)
В более поздней литературе это мнение не оспаривалось: " Традиция связывает введение культа Армази с именем царя Парнаваза (3 в. до н. э.), который заимствовал его извне. … Армази являлся синкретическим божеством, сочетавшим в себе функции верховного божества (повелителя неба, грома, дождя и растительного мира) и бога-воителя. В период становления государственности культ Армази противопоставлялся культам местных племенных божеств."
(Мифы народов мира в 2 тт. - М., 1991, т.1, стр. 104)
Косвенно близость культа Армази зороастризму могут подтверждать и находки артефактов в Армазисхеви и Гори. Там были найдены серебряные блюда с изображением лошади - одного из особо почитаемых животных в зороастризме.
(История Грузии. - Тбилиси, 1958, Гл. 5, § 3; Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1983, стр.62)
Конечно, нельзя не учитывать, что за время существования культа Армази, он скорее всего, претерпевал изменения в связи с влиянием различных древних культов народов, вошедших в состав Картли, появлением новых верований в мире, трансформацией самого зороастризма, развитием митраизма и постоянном перекрестным обменом идеями.
Однако, зороастризм при Сасанидах в III в. стал государственной религией Персии, и стал насаждаться ими в вассальных государствах, каковым было Картлийское царство к тому времени. Вряд ли идол Армази простоял бы до принятия Грузией христианства в 326 г (так как персы стали строго преследовать не только чуждые религии, но и разные ереси и инотолкования своего учения), если бы он не имел отношения к зороастризму.