Что такое Маргиана?

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение Евгений Беляков » 22 сен 2006, 23:59

Я хочу ответить на статью об экологии...
Ну да-да, все это так. Но уж если говорить о тамошней экологии, то чья бы корова мычала, а нашей бы помолчать. Так как кто как не руководство Сов. Союза отводило воду из Аму-Дарьи для выращивания в стратегических масштабах хлопчатника (для производства пороха, наверно), питая бедных туркмен смутными надеждами на поворот сибирских рек на юг?! А потом наши умные писатели хорошо повоевали с властями и добились, что этот проект к ужасу и подспудному гневу туркмен был отменен. Обо всем позаботились наши писатели, кроме этого маленького обстоятельства.
Ну а Маргуш все это без разницы. Даже лучше, если дают деньги на раскопки... И если снять туман брэндов и тоталитаризма, ВСЕ-ТАКИ "ЕСТЬ" НОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИЛИ "НЕТ"?
Или это привидилось в угаре президентских презентаций, как каракумский мираж: дворцы, мозаики, серебряные сосуды, бассейны???
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 23 сен 2006, 00:05

Вот еще - ссылка на биографию Куфтина Б.А.
http://memory.pvost.org/pages/kuftin.html
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 23 сен 2006, 00:08

Юлли, огромное спасибо за поиск и сборку всего материала воедино.
Хотелось бы на эти сосудики еще серебряные поглядеть...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Юлли » 23 сен 2006, 00:15

Маргианские хроники. Там, где родился Заратуштра
Открыта новая цивилизация в центре Каракумов

Владимир ОРЛОВ
археолог


Вот уже несколько лет в юго-восточных Каракумах (Туркменистан) проводятся широкомасштабные археологические раскопки Древней Маргианы, страны, отстоящей от нас по времени почти на четыре тысячи лет. Предполагается, что именно там родился пророк первой мировой религии Зороастр (Заратуштра). Маргианские тайны сегодня - одни из наиболее интригующих загадок современной археологии.

Завершился очередной сезон Маргианской археологической экспедиции, работающей под руководством доктора исторических наук В.И.Сарианиди. Практически полностью раскопана резиденция правителей страны Маргуш на столичном поселении Гонур Депе - огромное сооружение общей площадью около полутора гектаров.

Изучение туркменских древностей ведет свою историю с начала столетия, но вплоть до наших дней они интерпретировались как слабое подобие Месопотамской цивилизации. Открытия последних лет в древней дельте реки Мургаб и раскопки кремля Гонура, похоже, окончательно развеют старые представления о жизни населения этого региона в эпоху бронзы. Сейчас можно смело говорить о существовании уникальной культуры со своеобразной архитектурой, погребальным обрядом, мелкой каменной и глиняной пластикой и другими особенностями. Зарождение страны Маргуш, феерический взлет ее культуры происходят в очень интересный период времени. Примерно тогда произошла гибель Хараппской цивилизации, которая до сих пор вызывает многочисленные споры.

Не вдаваясь в подробности, отметим ярко выделяющуюся оригинальность новых поселений. Наиболее определенно это демонстрирует архитектурный стиль кремля Гонура. Если мы мысленно перенесемся на три с половиной тысячи лет назад в Гонурский оазис, то сможем увидеть примерно такую картину. В полукилометре от реки в окружении полей и сельских поселений на естественном холме высятся стены дворца. По четырем углам и по сторонам выстроены прямоугольные башни. Крепостные стены, толщиной до двух метров и высотой около шести-восьми, прорезаны треугольными бойницами, по верхам ходят внимательные часовые.

Центральный вход во дворец расположен в северной стене. Предвратное пространство устроено таким образом, чтобы не допустить быстрого проникновения на территорию крепости больших масс народа. Надо полагать, воинственные настроения, давно уже нарушившие мирное течение жизни в Месопотамии, проникли и в Маргиану. Это немудрено - здесь были накоплены значительные богатства. Так, в погребениях археологи находят высокохудожественные изделия из золота, серебра, бронзы и полудрагоценных камней. Войдя внутрь крепости, мы попадаем на небольшую преддворцовую площадь, где от суровой, аскетической обороны не остается и следа: обширные аудиенц-залы, стены и пол которых покрыты белоснежной гипсовой обмазкой, притолоки широких проходов поддерживаются резными деревянными колоннами, украшенными золотой фольгой.

С правой стороны от входа расположен жилой квартал высших чиновников, отделенный от дворца относительно широкой улицей.

По-видимому, правящая элита настолько выделилась из общей массы населения, что потребовалось особо подчеркнуть это. Судить о том, насколько необычна новая социальная структура, - дело будущего. Письменность в Маргиане во II тыс. до Р.Х. совершенно отсутствует. Именно это обстоятельство - самая интригующая загадка этой древней страны. Как можно возводить сооружения из миллионов кирпичей, вести обширное хозяйство и не вести никакого учета?

9 - 15 апреля 1998г
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 23 сен 2006, 00:24

Загадки древних ювелиров


Страна Маргуш... Где истоки этого волнующего душу слова, вошедшего в мировую историю символом нераскрытой тайны времен? Сегодня, спустя едва ли не 4 тысячелетия, благодаря подвижническому труду историков и археологов загадочная Маргиана не просто вышла из тени забвения, но обозначила свое истинное место в развитии человечества как пятый центр мировой цивилизации.

В ряду коллекций, размещенных в просторных залах Национального музея Туркменистана, особое место занимают экспонаты, в значительной степени раскрывающие неведомые ранее страницы истории удивительного феномена - искусства мастеров и художников древнего Маргуша.


Необыкновенно сильное и глубокое чувство рождают они своей ошеломляющей явью, своей материальной и духовной неоспоримостью. Мы никогда не узнаем имена тех безвестных мастеров, которые создавали непревзойденную по изяществу тончайшую керамическую посуду, чьи образы застыли в загадочных статуэтках из глины, камня, металла. Но в тишине вящего озарения уловим пульс, живое натяжение пронзительно звенящей нити времени, протянувшейся от рук неведомого маргушского мастера к нам, а через нас - в вечность.


Маргуш, его храмы, дворцы, предметы прикладного искусства - это застывший, торжественно-возвышенный гимн Солнцу, а значит, радости и самой жизни. Отвоеванный у неумолимо беспощадного времени, Маргуш позволяет возродить в сознании нынешнего поколения Храм нашей памяти.


В результате более чем 30-летних археологических раскопок в стране Маргуш из-под тысячелетних грунтовых наслоений извлечено огромное количество самых разнообразных предметов - изделий древних мастеров. Среди большого разнообразия находок наиболее яркое впечатление производят изделия ювелиров, а иные смело можно причислить к шедеврам ювелирного искусства мирового значения.


Бессменный руководитель туркмено-российской экспедиции в Гонур-депе - столице древней Маргианы, известный ученый, профессор Российской академии наук В.И.Сарианиди в своем эксклюзивном интервью любезно ответил на вопросы нашего корреспондента относительно важнейшего аспекта древней маргианской культуры ювелирного искусства.


- Уважаемый Виктор Иванович, поясните, пожалуйста, каковы основные направления развития торевтики (искусства обработки металлов), позволившие древним мастерам Маргуша создавать столь прекрасные произведения ювелирного искусства?


- Характерной чертой металлообрабатывающего производства страны Маргуш было прогрессивное развитие литейной техники. Причем, тенденция к повышению качества фиксируется на всех этапах, начиная с древнейших времен. Развитие шло по линии освоения новых приемов - от литья в открытые формы до сложнейших отливов по восковой модели в неразъемные формы, литье в формы со вставными деталями, разработки рецептуры новых сплавов, обработки тончайшей методики работы с ними. На рубеже III - II тыс. до н.э. литейное дело предстает как развитое, хорошо технически оснащенное производство.

Это был очень сложный комплекс работ - изготовление форм и моделей, подбор правильного соотношения металлов в сплавах, плавка металлов, заливка форм, последующая обработка полученных отливок. Все это требовало соответствующего сырья, специальных инструментов, оборудования, но самое главное - высокого профессионализма мастеров.


- Такой высокий уровень мастерства маргушских ювелиров очевидно позволяет выделить эту категорию ремесленников в самостоятельную, специализированную социальную группу, а их деятельность - в отдельную отрасль Маргуша, основанную, как известно, на высокопродуктивном земледелии.



- Совершенно верно. Богатые урожаи зерновых, стада домашнего скота - плоды упорного повседневного труда маргушцев создали в этой удивительной стране обширный социальный слой населения (до 80%), который мы назвали бы сейчас "средним классом". Если проанализировать состав потребительских приношений в некрополе Гонура, сразу же бросаются в глаза зажиточность погребенных здесь людей, семейный достаток подавляющего большинства жителей Великой Дельты: в каждом, даже самом бедном доме присутствуют ювелирные украшения, хотя и различающиеся по степени ценности. А это показатель очень высокого спроса на металлические изделия, прочно вошедшие в быт населения.

Такой спрос мог быть удовлетворен исключительно за счет роста производительности труда ювелиров, основанной на специализации и дифференциации их трудовой деятельности. Поэтому, несомненно, ювелирное дело в Маргуше переросло с совершенно самостоятельную отрасль хозяйства.

Однако и сам этот вид искусства распался на ряд отдельных производств. В период расцвета цивилизации эта специализация в торевтике обозначилась достаточно четко.

Такие высокохудожественные изделия, как булавки с фигурными навершиями или перегородчатые печати со сложными замысловатыми антропо- и зооморфными изображениями, заключившими в себе сюжетные, вероятнее всего сакральные сцены, требовали не только мастерства, но и художественного вкуса, таланта. Несомненно, выполнялись они мастерами-ювелирами наивысшей квалификации.

Это были не только литейщики, но и художники, люди творческого склада ума.


- Однако для того, чтобы изготовить высокохудожественное изделие, нужно до тонкостей знать химию, физику, словом, все свойства и возможности металлов. Неужели маргушцы в столь давние времена владели и этими секретами, которые и в наши дни по плечу далеко не каждому?


- Несомненно, владели, и это - одна из интригующих загадок древних мастеров-ювелиров Маргуша. Металлургия - сложнейшая наука, однако маргушцы, и это непостижимо, владели этой наукой блестяще. Трудно в это поверить, но факты говорят за себя.

Химико-физический анализ наших находок красноречиво и неопровержимо свидетельствует: маргушцы достигли в своем мастерстве таких высот, каких не достиг никто в описываемый период. Например, высокосвинцовистые бронзы требовали увеличения скорости заливки металла при минимально допустимой температуре, сильного перемешивания металла, не допускали деформацию в горячем состоянии. Высокомышьяковистые сплавы хорошо поддавались холодной и горячей деформации только до определенной концентрации мышьяка, в то же время примесь свинца в большинстве мышьяковистых сплавов ограничивала рамки температурного режима.

Особого отношения требовали оловянистые сплавы, способы обработки которых находились в прямой зависимости от диапазонов концентраций.

Поразительно! - древним мастерам был известен такой специальный прием обработки отливок из оловянистой бронзы, как длительный обжиг! А ведь мы все еще наивно считаем это изобретением гораздо позднего времени, отстоящем от эпохи Маргуша на тысячи лет. Эта технология предусматривает заготовки при температуре 700-750 оС в течение 48 часов!

Такой уровень знаний металлургов Маргуша в преимущественно земледельческом оазисе на краю бескрайних Каракумов просто поразителен и вместе с тем представляет собой еще одну загадку, которая - Бог весть - когда-нибудь будет раскрыта. Маргуш неохотно раскрывает свои тайны.


- Как известно, литье - это первичная фаза в обработке металлов. Однако дальнейшая работа с отливкой, очевидно, также требовала немалых усилий и знаний?


- Мастера Маргуша, работавшие с металлом, освоили еще одну специальность, казалось бы, не столь сложную, но не менее ответственную - литейщик-кузнец. Эти мастера изготавливали инструменты, оружие, некоторые орудия труда. Для получения качественных изделий необходимо было использовать специальные приемы в зависимости от типа сплава.

Кузнечная продукция составляла меньшую долю в производстве - это в основном были несложные изделия бытового назначения - шитья, прополки, иглы, крючки, некоторые простые украшения типа гладкопроволочных височных колец и браслетов. Причем, основой кузнечного производства был литой полуфабрикат - пруток традиционной формы, генетически связанной с материалами памятников подгорной полосы Копетдага и позволявшей с помощью различных приемов свободной ковки быстро и легко формировать нужные изделия.


- Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о существовании двух равнозначных способов обработки металла - точное литье и кузнечное дело?


- Было бы ошибочным рассматривать данный вопрос столь упрощенно. Разделение труда между мастерами было не только внутри одного производственного участка, но гораздо шире. Оно зашло так далеко, что дифференциация профессионалов отразилась даже в топографии найденных нами изделий.

Литейная продукция представлена больше на центральных памятниках Маргуша, кузнечная - на мелких поселениях. При этом обращает на себя внимание именно наличие кузнечных инструментов (зубила, пробойники и т.п.).

Можно предположить, что литейное производство, связанное со сложным оборудованием и инструментарием, было сосредоточено в таких, например, крупных центрах, как Гонур. Здесь работали литейщики, литейщики-кузнецы, литейщики-ювелиры, тогда как на поселениях сельской округи трудились только кузнецы, получавшие от литейщиков слитки-полуфабрикаты.

В целом металлообрабатывающее производство в стране Маргуш предстает как сложная разветвленная, тесно взаимосвязанная система - самостоятельная отрасль хозяйства. А это характерная черта сложившейся здесь раннегородской цивилизации древневосточного типа.


- Итак, можно сделать вывод о том, что в целом высокохудожественные произведения ювелирного искусства, созданные талантливыми мастерами-профессионалами, имели приблизительно один, с небольшими отклонениями в художественном и техническом исполнении уровень, поскольку уровень мастерства ремесленников-ювелиров также был приблизительно равным?


- Работая на раскопках страны Маргуш десятилетиями, мы тоже придерживались такого же мнения, пока весной 2004 года не сделали открытие, которое сразу же стало сенсацией. Нам посчастливилось обнаружить царский некрополь. Роскошное убранство погребальных камер, настенные мозаичные панно, колесницы, символ царской власти - скипетр и др. не оставляли сомнений - перед нами захоронения лиц, имевших в Маргуше высший социальный статус - правитель, верховный жрец.

Когда-то усопшие были облачены в богатые одежды, обильно усыпанные ювелирными украшениями. Столь же богатыми были и погребальные приношения. К сожалению, до нашего времени дошла лишь незначительная их часть, так как в период угасания Гонура и оставления столицы обитателями некрополь неоднократно разграбляли и многие бесценные материальные свидетельства блиставшего некогда царства утрачены безвозвратно.

Но даже то количество предметов ювелирного искусства, которое удалось обнаружить поражает воображение своим невиданным совершенством.

Среди них два изумительных миниатюрных произведения, воспроизвести которые способен далеко не каждый ювелир XXI века, вооруженный несравнимым с маргушским суперсовременным оборудованием, вплоть до сложнейшей электронной техники.


Изображение

навершие булавки в виде джейрана

В одном из захоронений среди золотых лепестков восьмиконечной звезды (Звезда Огуз хана?) обнаружена булавка с золотым навершием в виде крохотной, всего 10 мм скульптурной фигурки джейрана. Ее венчают искусно прорисованные гофрированные рога. Различимы даже мышцы на ногах, крошечный хвостик и уши.

Изображение

лев - минискульптура из бирюзы

Еще большее восхищение вызывает семимиллиметровая фигурка льва, выточенная из бирюзы. Лев припал к земле, готовясь к прыжку, его хвост с кисточкой прижат к телу, уши настороженно подняты, пасть хищно оскалена, а когти впились в землю. Обе фигурки потрясающе реалистичны, полны внутренней динамики и экспрессии.

Эти изделия почти невозможно подробно даже разглядеть невооруженным глазом, а изготовить, не имея специальных оптических приспособлений, - тем более. Очевидно, что такие приспособления все же были - лупа, например. Однако до сих пор нами в раскопах некрополя Гонура ничего подобного не обнаружено. Скорее всего, в некрополе их и не было никогда - искать нужно там, где находились ювелирные мастерские, - в помещениях Гонура, где трудились ювелиры.

Вместе с тем сам факт существования столь крохотных и тонко выполненных ювелирных изделий указывает на наличие в Гонуре ювелирных мастерских особо высокого уровня профессионализма, удовлетворявших потребности "двора" - высшей аристократии. Словом, чрезвычайно узкого круга правителей страны Маргуш.

Не меньшего внимания заслуживает и стержень булавки. Это первый образец железа, найденный в изученных слоях всей страны Маргуш.

Поскольку оно использовано для крепления драгоценностей, то можно предположить, что это метеоритное железо. Окончательный ответ дал химический анализ стержня. Однако, если анализ не даст положительного ответа о космическом происхождении этого железного стержня, то перед нами еще одна загадка древних ювелиров - знание и умение обработки изделий из этого металла, а это тоже, как минимум, сенсация. Человечество 4 тысячи лет назад этого еще не знало. В этом случае нация и ремесла Маргуша опережали время на тысячи лет!

Изображение

булавка с навершием в форме верблюда


- Каковы дальнейшие планы совместной туркмено-российской археологической миссии в стране Маргуш?


- Прекрасная страна Маргуш - неисчерпаемый кладезь загадок и тайн. Еще многие поколения археологов будут «ломать копья» в дискуссиях о значении этого неповторимого феномена всемирной истории в контексте мировой цивилизации.

Изображение

«каменный цветок»

Наша экспедиция осенью 2005 года продолжит самые активные поиски ответов на множество еще не разрешенных вопросов. По моему глубокому убеждению, на исходе этого богатого на события года нас ждут новые, необычайно яркие и, возможно, сенсационные открытия.

Изображение

мужское украшение - ожерелье из камней и бронз

Маргуш - это исторический, философский и эстетический клондайк. Он неисчерпаем, как неисчерпаемо и все историко-культурное наследие туркменского народа.



Владимир ТЮНИБЕКЯН

Фото Х.МАГАДОВА
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 23 сен 2006, 00:25

Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 23 сен 2006, 00:29

Найдены неизвестные науке образцы древнейшего искусства страны Маргуш

Завершившийся только что очередной полевой сезон археологов, раскапывающих некрополь Гонур-депе в Марыйском велаяте, принес поистине сенсационные результаты. В древних захоронениях обнаружены яркие образцы реалистического искусства далеких предков туркмен. Их возраст - более четырех тысяч лет. До сих пор мир даже не подозревал о существовании на туркменской земле таких совершенных произведений скульптурной пластики в столь отдаленную эпоху, а еще недавно практически ничего не было известно и о самой стране Маргуш. Вот что рассказал в своем интервью первооткрыватель неизвестной цивилизации, научный руководитель совместной туркмено-итальянской экспедиции в Гонурдепе профессор Виктор Иванович САРИАНИДИ.

- Действительно, нынешняя весна оказалась для нас необычайно удачливой. Всего за два месяца раскопок выявлено столько бесценных для археологии предметов, что их сполна хватило бы для самостоятельной музейной коллекции. Это лишний раз подтверждает хорошо известный в научном мире факт, что Туркменистан - настоящий клондайк для археологов, где работы хватит еще на много лет и десятилетий.

Наши последние открытия стали наглядным подтверждением верности взглядов Президента Туркменистана глубокоуважаемого Сапармурата Атаевича Ниязова, который не так давно изложил новую концепцию истории туркменского народа, основанную на его глубоких исторических знаниях и учитывающую, в частности, те данные, которые удалось добыть археологам в последние годы. В самом деле, в советские времена принято было считать туркмен относительно молодым этносом, связывая его начало с первыми упоминаниями в письменных источниках исламского времени. Но ведь это вовсе не значит, что народ сформировался лишь в ту эпоху, когда слово «туркмен» попало в рукописи. Во-первых, более ранние книги могли просто не сохраниться, а во-вторых, есть гораздо более убедительные свидетельства по этногенезу. Это данные антропологии, материальной культуры и, конечно, произведения искусства. В Туркменистане таких доказательств древности туркменского народа столько, что искать иные аргументы нет никакой необходимости. Сейчас надо пристально изучить то, что мы имеем, сравнить все это с известными науке аналогами из других стран и тогда даже для скептиков станет очевидным то, о чем с такой страстной убежденностью говорит Сапармурат Туркменбаши, касаясь вопросов происхождения и судьбы нации.

А сегодня мы знаем с абсолютной точностью, что непосредственные предки туркмен - первые земледельцы прикопетдагских оазисов и речных долин Теджена и Мургаба так же, как и скотоводы каракумских просторов, уже в бронзовом веке (во втором тысячелетии до нашей эры) создали государственный строй, были непревзойденными мастерами-ремесленниками и строителями, возводившими монументальные дворцы и храмы, причем их общественная иерархия была такова, что наряду с правящей элитой и небольшим процентом бедноты основную массу населения составляли зажиточные горожане. Иначе говоря, это именно та оптимальная пропорция, которая присуща всем современным благополучным странам. Мы поняли это, обследуя некрополь Гонурдепе. Ведь тогда существовала традиция вместе с умершими класть в могилы погребальные приношения. Их - то мы и обнаруживаем сегодня во время раскопок. Прежде всего, это непревзойденная по изяществу и даже вычурности форм тонкостенная керамическая посуда, а также самые разнообразные ювелирные украшения из золота, серебра, бронзы, каменные амулеты, бусы и даже символы власти - массивные скипетры с фигурными навершиями и многое другое. К сожалению, некрополь Гонурдепе едва ли не на 80 процентов был разграблен еще в древности, и в руки исследователей попало лишь то, что было не нужно грабителям.

Жители страны Маргуш придавали огромное значение похоронным обрядам, которые до определенной степени согласуются с зороастрийской традицией, а ключом к их пониманию зачастую служит священное писание зороастрийцев-Авеста. И хотя она оформилась в своей канонической форме спустя много веков после гибели страны Маргуш, многие элементы первой религии прослеживаются на маргианских памятниках достаточно явно.

Трудно описать словами волнение археолога, когда, сидя в раскопе, он очищает от грунта открывшуюся ему находку, будь то огромный сосуд, покрытый орнаментом, или совсем крошечный амулет с виртуозным рисунком древнего мастера. Земля Маргианы в этом смысле поистине неистощима: каждый полевой сезон дает все новые и новые свидетельства высокого уровня искусства и многообразия ремёсел страны, процветавшей в эпоху бронзы. Здесь умели плавить и ковать металл, делали тонкие печати, косметические приборы, украшения, культовый инвентарь из меди, бронзы, золота и серебра, искусно резали по кости и камню, в совершенстве владели гончарным кругом.

Во всех без исключения поселениях страны Маргуш обнаружены остатки керамических горнов, у которых трудились когда-то древние гончары-керамисты. Из их искусных рук выходили десятки, сотни, тысячи разнообразных по форме и по назначению сосудов. Целые «сервизы» украшали дома зажиточных людей. Здесь в стенных нишах стояли стройные вазы на высоких тонких ножках, небольшие чайники с длинными носиками, пузатые графины с узкими вытянутыми горлышками, различные соусники, миски, чашки, горшочки... Маргушские гончары отличались высочайшим профессионализмом и ни в чем не уступали искусству мастеров передовых центров древневосточного мира. Не случайно их продукция широко расходилась по соседним областям и даже проникала к степным племенам, кочевавшим по бескрайним просторам Центральной Азии вплоть до степей Казахстана. Местные кочевники ели и пили из сосудов, сделанных в далекой Маргиане. Наглядным тому подтверждением служат произведения миниатюрной скульптуры, новые образцы которых найдены и на этот раз.

Прежде всего - это уникальная статуэтка из обожженной глины, изображающая сидящего человека, - может быть, женщину - служительницу храма. Хорошо видны не только детали ее костюма, но и ярко выраженные черты лица. Это уже вторая статуэтка такого типа (первая была найдена три года назад, и сейчас ее можно видеть в одном из залов Национального музея Туркменистана). Они являются терракотовыми аналогами знаменитых составных статуэток из мрамора и черного камня - стетатита, которые прежде находили только в Северном Афганистане - на земле древней Бактрии, а теперь точно такие же предметы нашлись у нас, на маргианских памятниках. Это лишь одно из наглядых свидетельств того, что в эпоху бронзового века Маргиана и Бактрия составляли единую культурную общность и были, может быть, в составе одного государства.

Но самые поразительные открытия в Гонурдепе связаны с изделиями из металла. Местные металлурги в те невероятно далекие времена уже владели секретами изготовления не только медных и бронзовых, но и золотых, и серебря ных ювелирных украшений.

Наряду с бытовыми топорами, тяжелыми и массивными, наиболее искусные мастера отливали и более художественные, явно церемониальные. Такие топорики самых разнообразных форм делали еще только в Бактрии, а в Иран они попадали торговыми путями из Маргианы. У них изначально затупленные лезвия, что с несомненностью указывает на их отнюдь не бытовое назначение. Обухи нередко плавно изогнуты наподобие петушиного хвоста, а на втулке изображен глаз со зрачком. Сквозные отверстия, в которые вставлялись деревянные рукоятки, сделаны не вертикально по отношению к самому топору, а наискось, что начисто исключает их практическое применение. Думается, подобные изделия служили символами власти, отмечая высокий социальный статус их владельцев в местном обществе.

Помимо церемониальных топоров, археологам попадались бронзовые навершия округлой формы, которые некогда украшали жезлы и скипетры местных правителей. Маргушцы изготавливали и медные украшения. Например, длинные булавки и заколки для причесок или одежды с фигурными навершиями в виде бутонов, напоминающих мак, а в одном случае - в виде человеческой ладони с зажатым в пальцах бутоном. Самые выразительные из них отлиты в виде фигурок сидящих животных и даже людей. Нередко они украшены различными мифологическими сценами.

Взгляните на два серебряных навершия из находок нынешнего года - одно в виде сидящей овцы, а другое в виде головы джейрана или архара. Эти на редкость изящные произведения можно с полным основанием отнести к шедеврам древнего искусства. Пройдет еще очень много веков, прежде чем в мире распространится традиция реалистической скульптурной пластики, а в Туркменистане уже 4 тысячи лет назад умели делать такие тонкие и выразительные с художественной точки зрения вещи.

Наиболее богатые маргушцы заказывали местным ювелирам украшения из золота. В одной из могил на шею умершей было надето золотое колье, с которого свисали три миниатюрные золотые головки змей. Они изображены с таким же поразительным реализмом, характерным для маргианской металлической микропластики, и свидетельствуют прежде всего о необычайно высоком уровне развития искусства. Сейчас это колье также можно увидеть в витрине Национального музея. Судя по этим находкам, местные ювелиры уже умели отливать изделия в восковых формах с последующей доработкой деталей с помощью специальных инструментов. В другом захоронении обнаружены пара великолепных полых золотых браслетов и налобная лента из тонкой золотой фольги со следами застёжек. Эти предметы выполнены без рисунка, очень строго и просто, но даже без учета ценности самого металла, можно представить, какой элегантной они делали обладательницу этих сокровищ.

Хотя страна Маргуш располагалась на достаточно большом удалении от гор, местные камнерезы не испытывали недостатка в материале. Основным сырьем для них служил мягкий, легко поддающийся обработке стеатит или, иначе, «мыльный камень», преимущественно темного или черного цвета. Использовались также различные виды мраморовидных пород, белый, с прожилками, алебастр; гораздо реже - поделочные породы камня, такие, как красный сердолик, агат, синий лазурит и голубая бирюза. Мягкий, податливый стеатит легко резался и шлифовался, из него за короткое время можно было выточить амулет или печать, нанести на них изображения. Из него делались и сосудики, которые, скорее всего, употреблялись при гаданиях. Обычно они украшались геометрическими орнаментами, хотя в отдельных случаях встречаются целые изобразительные сюжеты. Наконец, из этого же камня выточен найденный нами только что чудесный башмачок -возможно, это часть неизвестной нам составной статуэтки, или просто чей-то амулет. Однако сделан он, несмотря на совсем миниатюрный размер, так достоверно и детально, что по нему можно не только представить дорогую обувь жителей страны Маргуш, но и воспроизвести его в натуральной величине из кожи, чтобы выставить в музее рядом с каменным аналогом.

Наши находки еще предстоит изучить искусствоведам, а специалисты-реставраторы восстановят поврежденные места, очистят изделия от окиси и спекшейся глины, чтобы все предметы предстали во всей своей первозданной красоте. И в этом деле неоценимую помощь оказывают наши итальянские партнеры по экспедиции из расположенного в Венеции Научно-исследовательского центра Лигабуе, которые сотрудничают с Туркменистаном ровно 10 лет. Благодаря энтузиазму нашего коллеги профессора Габриеле Росси-Осмида множество находок уже отреставрированы и теперь украшают коллекцию Национального музея, а также не менее интересную экспозицию в велаятском музее города Мары. Новые экспонаты в скором времени тоже поступят в эти сокровищницы, и тогда все желающие смогут увидеть своими глазами прекрасные творения рук древних людей.

Все, о чем здесь сказано - лишь скромная часть богатого «урожая» археологов только за два месяца их работы в поле. Предстоит сделать еще очень много и вложить немало сил и средств, чтобы добыть из недр благодатной туркменской земли множество других до поры скрытых от глаз шедевров древности. Со временем они помогут ученым заполнить множество чистых страниц, посвященных самым ранним этапам развития цивилизации в Туркменистане. Но уже сегодня ясно, что здесь мы имеем дело с поистине великой культурой, которая не исчезла бесследно с лица земли, а сохранилась и в материальных памятниках, и в народных традициях, и в самом народе. Ведь туркмены унаследовали от предков такое духовное богатство и такой творческий потенциал, что никакие войны, нашествия и социальные коллизии минувших времен не смогли уничтожить их дух, их язык, искусство, нравственность и их идеалы.

Сегодня в Туркменистане созданы все условия для мирной жизни и прогресса культуры, в чем я вижу безусловную заслугу Президента Сапармурата Туркменбаши. Всем известно, как много внимания уделяет он вопросам культуры и какое большое значение придает народной духовности. Именно его стремлением возродить дух предков, вернуть туркменам чувство гордости за свою Отчизну можно объяснить появление такой необычной книги, как Рухнама. Глубоко символично, что она рождается именно здесь, на этой святой земле, где тысячи лет назад пророк Заратуштра начал проповедовать первую мировую религию и где складывалось древнейшее из священных писаний - Авеста.


Газета «Нейтральный Туркменистан»
Вторник, 12 июня 2001 года
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 23 сен 2006, 00:29

ДРЕВНЯЯ СТРАНА МАРГУШ ОТКРЫВАЕТ ТАЙНЫ


ЗАКОНЧИЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ПОЛЕВОЙ СЕЗОН АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК В МАРЫЙСКОМ ВЕЛАЯТЕ

На территории нынешнего Марыйского велаята десятки веков назад находилась древняя страна Маргуш. В прежние годы раскопки ее памятников, во множестве сохранившихся на марыйской земле, проводились нерегулярно, с прохладцей: то денег на экспедиции не находилось, то обнаруживались другие причины. Только в годы независимости, когда была поставлена задача восстановить историю туркмен в полном объеме, эта работа стала занимать то место, которое соответствует ее значимости. И результаты не замедлили сказаться: открытия посыпались одно за другим, причем новые данные зачастую опровергали предыдущие, «отодвигая» историю туркмен в еще более дальнюю древность. Таковым стал и полевой сезон нынешнего года.

Но здесь лучше остановиться и представить слово специалисту. Рассказывает доктор исторических наук, профессор, лауреат Международной премии имени Махтумкули Виктор Сарианиди:

«Как и в предыдущие годы, весна 2002 года для нас была чрезвычайно продуктивной. Новейшие раскопки в Гонур-депе - по всем признакам столичном городе страны Маргуш - с документальной точностью позволили установить, что с самого начала обживания бассейна реки Мургаб (последние века третьего тысячелетия до н.э.) местные племена соорудили здесь величественный дворец, вокруг которого на расстоянии около ста метров была возведена овальная в плане обводная стена, укрепленная множеством подпорных башенок. Уже первые предварительные исследования показывают, что пространство в пределах этой стены не было занято обычной жилой застройкой - здесь находились здания особого назначения, между которыми располагались достаточно просторные «площади». С восточной стороны к вышеупомянутому дворцу был пристроен храм огня. Дворец и храм сообщались между собой узким длинным проходом. Прямо перед дворцом выявлены помещения, принадлежавшие, скорее всего, другому храму, посвященному культовым возлияниям. В целом же обводная стена с дворцом посередине ранее встречалась нам только во время раскопок в Афганистане, где более четверти века назад мы обнаружили круглый храм на городище Дашлы-3. Оба сооружения принадлежат, судя по всему, двум очень близким, можно сказать, родственным культурам Маргуш (Маргиана) и Бахди (Бактрия). В Гонур-депе пока нам удалось расчистить только небольшой участок обводной стены, но осенью и следующей весной мы продолжим эту работу, одновременно исследуя и другие объекты раскопок.

Среди многочисленных находок весеннего сезона я хотел бы выделить два очень ценных открытия. Это бронзовый топорик с изображением вепря, очень тонко и реалистически исполненного. Такие топорики имели не бытовое, а сугубо культовое назначение и применялись во время религиозных церемоний. А другая находка - это обычный с виду кусок ткани, чудом избежавший тлена и сохранившийся в сухой земле свыше четырех тысяч лет! Таких старых образцов текстиля во всем мире крайне мало, и этот сохранился благодаря тому, что плотно прилегал к бронзовой пластинке и в процессе ее окисления пропитался веществом, препятствующим распаду волокна. Благодаря этому теперь мы имеем уникальный образец древнего ткачества!»

Вскоре после завершения полевого сезона стали известны результаты предварительного анализа найденной ткани. Оказалось, что это конопля, из стеблей которой получают волокно, пригодное для выработки пряжи. Нить из конопли достаточно тонкая, и плотность материи такова, что ничуть не уступает современному машинному производству.

Профессор Сарианиди продолжает:

«Родиной конопли считают Центральную Азию, где ее возделывали, как прежде полагали, начиная с первого тысячелетия до нашей эры. Наша находка свидетельствует, что в Южном Туркменистане это произошло гораздо раньше, а в Европе конопля распространилась всего лишь четыреста лет назад, в 16 веке. До сих пор мы находили в маргушских храмах другие следы этого растения. Как известно, жирное масло из его семян было одним из компонентов для приготовления наркотического напитка хаомы, чьи следы сохранила керамическая посуда Маргианы. Использование хаомы во время богослужений описывается в священной Авесте, и это зелье было важным элементом зороастрийского культа, что лишний раз свидетельствует: именно туркменская земля была родиной первой мировой религии - зороастризма. О других фактах, убеждающих нас в этом, я уже не раз писал и говорил в своих статьях и книгах. Достаточно разобраться в устройстве маргушских храмов и некрополя Гонура, проанализировать сюжеты на обнаруженных там печатях и амулетах».

На протяжении тысячелетий туркмены сохранили свой язык, своеобразные традиции, неповторимые черты национального характера. Каждый, кто вдумчиво изучает историю и знает сегодняшний Туркменистан, может убедиться в том, что у этой страны позади пятитысячелетний исторический путь.



Шихмурад МУХАММЕДОВ.
© TURKMENISTAN.RU, 2002
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 23 сен 2006, 01:03

Евгений Беляков писал(а): ВСЕ-ТАКИ "ЕСТЬ" НОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИЛИ "НЕТ"?


... для определения "цивилизации" необходимо, кажется, открытие письменности, а вот ее пока не нашли...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург


Сообщение Юлли » 23 сен 2006, 01:55

... не могу уснуть, мысль гложет... я, разумеется, не специалист, и мое мнение - маленькое, но я думаю, что Маргиана - не пятая цивилизация... на мой дилетантский взгляд, ничего сверхъестественного экспедиции Сарианиди не открыли... просто "отцу всех туркмен" необходима многотысячелетняя мощная цивилизация, а Виктору Ивановичу - хорошие условия для работы... Маргиана копается уже больше тридцати лет, неужели только сейчас все поняли важность находки?... не верится...

Справка: Сарианиди Виктор Иванович
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Евгений Беляков » 23 сен 2006, 14:04

Именно эти сомнения, Юлли, и побудили меня открыть эту тему.
.
...У меня такое чувство, что "каменный цветок" сделан из салфеток, взятых с какого-то приема у Ниязова...
...А четырехугольный цветочек внутри - очень похоже на деталь от хлебопечки...:twisted:
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

margiana eto kruto

Сообщение eldor » 30 окт 2006, 14:14

a mne ochen ponravilas novaya sivilizatsiya . srednyaya aziya - eto yeshyo ne poznannaya zagadka , kotoraya dostoyna voshisheniya svoyey velikoy istoriyey.
Игла могла соскользнуть всего один раз — достаточно, чтобы вызвать воздушную эмболию. Значит, воздух не даёт ему дышать воздухом. Давайте примем эту версию из-за её ироничности.

Доктор Хаус
eldor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 30 окт 2006, 13:59
Откуда: uzbekistan

Сообщение Roxana » 13 ноя 2006, 22:35

Да Сарианиди ведь всем известный мошенник. Его "золото Бактрии" - это современная подделка. А городище Гонур просто-напросто построено по его чертежам... Статуэтки подброшены, захоронения сфальсифицированы, иностранные археологи куплены на корню за нефтедоллары... Какие могут быть сомнения на этот счет, господа!!! Просто захотелось Туркменбаши иметь свою "мировую цивилизацию" и ее создали, не поскупившись на расходы... Вот только небольшая недоработка произошла: не создали памятников письменности. Думаю, что это дело поправимое. В следующем сезоне будет найдена анкета Заратуштры с изложением автобиографии и маршрута миграции индоариев.
Roxana
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 26 сен 2006, 11:28

Сообщение Юлли » 14 ноя 2006, 00:08

Roxana писал(а):Да Сарианиди ведь всем известный мошенник. Его "золото Бактрии" - это современная подделка. А городище Гонур просто-напросто построено по его чертежам... Статуэтки подброшены, захоронения сфальсифицированы, иностранные археологи куплены на корню за нефтедоллары... Какие могут быть сомнения на этот счет, господа!!! Просто захотелось Туркменбаши иметь свою "мировую цивилизацию" и ее создали, не поскупившись на расходы... Вот только небольшая недоработка произошла: не создали памятников письменности. Думаю, что это дело поправимое. В следующем сезоне будет найдена анкета Заратуштры с изложением автобиографии и маршрута миграции индоариев.


... Сарианиди копает туркменский песок уже больше 30 лет, тогда никакого туркмен-баши не было в проекте...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32