Что такое Маргиана?

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Что такое Маргиана?

Сообщение Евгений Беляков » 20 сен 2006, 16:58

Слушайте, братцы, объясните несведующему: что, черт возьми, открыл Сарианиди - неужели Цивилизацию (с большой буквы)? Кто-нибудь связан как-то с этим раскопками в Туркмении? Что это вообще за прелесть такая - Маргиана?
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 20 сен 2006, 17:35, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 20 сен 2006, 17:34

http://erf-marg001.narod.ru

Аналогичную бабульку мы отрыли в местечке, называющемся Калала-Гыр-2. Но та - датируется приблизительно 4 в д.н.э. Неужели это традиция идет из какой-то Сверхдревней Цивилизации?
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Кассивелан » 20 сен 2006, 18:14

Маргиана - прелесть еще та! :lol:
На самом деле, традиция идет очень далеко, еще к т.н. "бананоязычному" населению Ближнего Востока.
А "бабулька" эта - на мой взгляд, более поздняя копия Богини-Матери, символ Плодородия. Досемитическое и дошумерское население называло ее Исхара (Ишхара). У меня есть фотка архаичной статуэтки, но нет сканера. Такая дама, с весьма условной фигурой, но ярковыраженными первичными и вторичными половыми признаками.
VAE VICTIS !
Аватара пользователя
Кассивелан
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 12 авг 2005, 21:49
Откуда: Айриана Ваэджа

Сообщение tmt » 20 сен 2006, 21:31

Может есть здесь - этот саит дошумерских цивилизации - Убаид, Натуфииская, Тахунийская... - http://www.hp.uab.edu/image_archive/ue/uea.html
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Евгений Беляков » 21 сен 2006, 09:19

Некоторое время назад я работал над комментариями для издания старой утопии Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Книжки этого замечательного ученого пестрят гипотезами, имеющими странное обыкновение сбываться.
Тогда был мной написан следующий текст.

--------------------------------------------------------------------------------

Романы и рассказы Ефремова «заполнены» разнообразными гипотезами из самых разных областей: истории, геологии, психологии… Они так органично вплетены в ткань повествования, что, порой, трудно понять, что перед тобой в оправе научно-фантастического сюжета представлена научная гипотеза, которую Ефремовы вынашивал, может быть, долгие годы.
Сейчас речь у нас пойдет о гипотезе Крито-индийской культуры, связывающей средиземноморский Крит, Среднюю Азию, Индию и даже, возможно, Китай в некое единство в глубочайшей древности – 4 тысячи лет тому назад (приблизительно во 2-2,5 тысячелении до н.э.).
Вот что можно прочитать в романе «Туманность Андромеды».
«- Вы имеете в виду раскопки подводного города к югу от Сицилии? Я видел замечательные вещи оттуда во Дворце Атлантиды.
- Нет, теперь мы ведем работы на побережьях восточного Средиземноморья, Красного моря и у берегов Индии. Поиски сохранившихся под водой сокровищ культуры, начиная с Крито-Индии и кончая наступлением Темных веков.
- То, что пряталось, а чаще и просто бросалось в море при крушении островков цивилизации, под напором новых сил, варварски свежих, невежественных и беспечных,- это я понимаю,- задумчиво говорил Дар Ветер, продолжая следить за белесоватой равниной.- Понимаю и великое разрушение древней культуры, когда античные государства, сильные своей связью с природой, не смогли ничего изменить в мире, справиться со все более отвратительным рабством и паразитирующей верхушкой общества.
- И люди сменили античное рабство на феодализм и религиозную ночь средневековья,- подхватила Веда.- Но что же осталось вам непонятным?
- Просто я плохо представляю крито-индийскую культуру.
- Вы не знаете новых исследований. Ее следы теперь находятся на огромном пространстве от Америки через Крит, юг Средней Азии и Северную Индию до Западного Китая».
В интервью, данном Ефремовым журналу «Техника-молодежи» №11-12 зв 1956 год («Существовала ли Атлантида?» писатель разъясняет свою идею.
«Представление о критской, вернее — эгейской, культуре за последнее время расширяется. Ученые находят большое сходство и несомненную связь критской (эгейской) культуры с протоиндийской культурой Мохенджо-Даро и Хараппа в долине Инда. Письмена этой последней культуры еще не расшифрованы, но, вероятно, связь эгейской и древнеиндийской культур существовала и на очень ранних этапах, во II—III тысячелетиях до нашей эры.
Советский археолог профессор Куфтин всего пять лет назад предпринял раскопки древних развалин близ кишлака Анау у Ашхабада в Туркмении, давно уже известных по хищническим раскопкам американской экспедиции Помпела. Американцы вскрыли оба холма Анау, не обнаружив стен и не оценив необычайной мощности культурного слоя.
Высота культуры Анау осталась непознанной,— американцы считали ее очень древней, примитивно-земледельческой культурой девятитысячелетней давности.
После работ профессора Куфтина выяснилось, что культурный слой в Анау превосходит все известные древнейшие города, включая и Трою, и достигает 32 метров толщины! В этом слое скрыты постройки, предметы быта и искусства за период с IV по II тысячелетие до нашей эры, то-есть от 6 до 4 тысяч лет тому назад. Здесь найден самый древний в мире меч, кремневые и медные орудия, многоцветная керамика. Вазы и женские статуэтки, особенно последние, изваяны с очень высоким искусством. Они даже лучше и тоньше прославленных критских статуэток эгейской культуры и совершенно сходны с ними, а также с месопотамскими. Городище Анау раскрывает нам связи древнейших культур Двуречья (Месопотамии) и Передней Индии. Протоиндийская культура долины Инда — Мохенджо-Даро и Хараппа через Анау получает связь еще и с эгейской (критской) культурой. Повидимому, темнокожие дравидийские племена, теперь живущие на юге Индии, имели в древнейшей Азии более широкое распространение и, вероятно, были обитателями Анау.
Недавно открытая в Западном Китае (Синцзяне) древняя культура также обладает сходством с Анау.
Крупнейший научный интерес культуры Анау очевиден, но следует помнить, что серьезные раскопки города едва начаты. Трагическая гибель профессора Куфтина оборвала его исследования, почему-то не получившие продолжения. Необходимо провести новые крупные раскопки этого замечательного места.
Мне кажется, Анау следует рассматривать как связующее звено между городами Инда и Критом, как доказательство распространения эгейской культуры далеко на восток в том же климатическом поясе, который был наиболее удобен для обитания и передвижения людей. Поэтому здесь и имело место развитие очагов древнейших культур, протянувшихся длиннейшей полосой от Атлантического океана до Северной Индии и, безусловно, вступавших в связь между собою».
Буквально в последние годы и даже месяцы мы можем говорить об удивительном, сенсационном открытии, которое, в частности, подтверждает эту гипотезу Ефремова. Речь идет ни много, ни мало как об открытии 5-го центра (наряду с Египтом, Междуречьем, Древней Индией и Китаем) мировой цивилизации: речь идет о Маргиане или стране Маргуш, раскопанный уже в нашем веке современным археологом, кстати, нашем соотечественником, – Сарианиди. Более точное название культуры Бактрийско-Маргианский комплекс.
Раскопки Бактрии (древней страны в Средней Азии, центра арийской или «протоиндоевропейской» культуры) привели археологов, в том числе выдающегося русского археолога Куфтина к открытию большого количества культурных предметов несколько иного, подчас более древнего типа. В конечном итоге Сарианиди, многие десятилетия посвятивший раскопкам Бактрии, открыл целую древнейшую цивилизацию с центром, столицей Гонур, с огромным царским дворцом, равным по величине которому нет в Древнем мире, а также тысячи удивительных, мало похожих на что-либо вещей, фигурок, предметов быта, печатей, керамических изделий…
Удивительный факт состоит в том, что найдена древнейшая письменность, не похожая ни на что в Древнем мире: ни на китайские иероглифы, ни на шумеррсую клинопись… Маргиана существовала, по-видимому, задолго до вторжения ариев (по наиболее распространенной реконструкции, пришедших с Севера, из тех мест, где сейчас ведутся раскопки Аркаима – возможного изначального пункта длинного маршрута, проложенного ариями по Земле). Эта страна имела контакты на востоке со Средиземноморьем, с Критом, на Западе – с Китаем, на юге – с Индией. Погибла Маргиана вместе с Бактрией в результате климатической катастрофы, связанной с резким повышением температуры, что превратило эту землю в пустыню Кара-Кум. Хорезм стал ее наследником.
К сожалению, в интернете пока трудно найти много изображений предметов, найденных археологами, нужно ждать более подробных сообщений, отчетов. Вот лишь несколько картинок: особенно интересен человек с приделанными на шарнирах ручками: такие же фигурки впоследствии находили в Хорезме…
Появились еще более удивительные сообщения: ворота дворца в Гонур-депе удивительным образом напоминают ворота Кносского дворца, и, кроме того, ряд данных указывает на то, что в Маргиане, возможно, был "матриархат".
---------

Жду ваших комментариев.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Дмитрий Беляев » 21 сен 2006, 09:56

Полный бред :twisted: . Ба-а-альшой был фантазёр Иван Антонович
Дмитрий Беляев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: 22 май 2004, 00:20

Сообщение Евгений Беляков » 21 сен 2006, 10:48

Ну вот и скажите ваше веское, нефантазийное, профессиональное мнение в более эксплицитном варианте.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 22 сен 2006, 19:16

В СМИ это широко обсуждалось. Вот, например, здесь:
http://www.turkmenistan.ru/?page_id=7&l ... =date_desc
-----
Геродотовцы! Тема уходит в подвал: неужели это никому не интересно?!
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Юлли » 22 сен 2006, 21:38

... у меня есть том "Археологии СССР" - "Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии".. глава десятая в нем посвящена Маргиане (авторы - Усманова, Филанович и Кошеленко)... Сарианиди числится в авторах других глав - Чустской культуры Ферганы, Северной Бактрии, Мервского оазиса, Северной Парфии (два последних - с Кошеленко).. книга середины 80-х - учитывая вашу ссылку, возможно, она устарела...

... схемы и таблицы:
схема расположения основных памятников раннего железного века в Маргиане
типы поселений Маргианы
фортификация Маргианы
архитектура Маргианы
ремесленное производство Маргианы
керамика Маргианы
погребальный обряд Маргианы
терракотовые статуэтки Маргианы
оружия и произведения прикладного искусства Маргианы
монетный чекан Маргианы

... вас что-то конкретное интересует?..

... страшно подумать, что в этой книге, изданной под высоким покровительством Туркмен-баши...

Цитата дня: "все это наглядное свидетельство выдающихся качеств Сапармурата Ниязова как политика, который смотрит далеко вперед и безошибочно расставляет приоритеты." :)
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Dedal » 22 сен 2006, 22:26

Вот тут есть кое-что:

http://archaeologist.median.ru/expediti ... aMain.html
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Евгений Беляков » 22 сен 2006, 22:55

Ну, это подавали как сенсацию.
Вот, например:

05.10.2004

Старинные серебряные и золотые сосуды найдены на территории Туркменистана

Маргианская археологическая экспедиция под руководством известного российского археолога, доктора исторических наук Виктора Сарианиди в очередной сезон раскопок продолжила серию сенсационных открытий, передает Turkmenistan.ru. Весной нынешнего года в ходе раскопок в городище Гонур в старой дельте реки Мургаб в Туркменистане ученым удалось обнаружить древний храм воды времен конца 3-го тысячелетия до новой эры. Чуть позднее рядом с храмом экспедиция обнаружила частично разграбленное царское захоронение в мавзолее.

Осенью экспедиция продолжила раскопки на территории храма. И, как сообщил Виктор Сарианиди Государственной службе новостей (ТДХ), ученые обнаружили еще одну гробницу. Хотя она, так же, как и первая, оказалась разграбленной еще в древности, археологов ждало несколько открытий. Стены погребальной камеры богато украшены мозаичными панно. По мнению археолога, эти находки «демонстрируют начало открытия неизвестного ранее мозаичного искусства Маргианы».

Однако самый настоящий сюрприз ожидал ученых в следующей царской гробнице, которая, судя по всему, не подвергалась грабежам. Именно поэтому в ней оказались в целости и сохранности около двадцати больших серебряных сосудов, на одном из которых – рельеф с изображением процессии двугорбых верблюдов, выполненных, как отмечает российский археолог, «с потрясающим реализмом». Рядом были обнаружены крупный золотой графин и золотая чаша. В этом же мавзолее найдено скульптурное изваяние лежащего барана из белого камня. Его длина составляет полметра – таких массивных каменных статуй, по словам Виктора Сарианиди, находить на территории Туркменистана археологам еще не приходилось.

В последние дни сентября, сообщает ТДХ, выявлено местоположение еще трех мавзолеев. В настоящее время перед учеными встает вопрос о скорейшей консервации находок, иначе под действием кислорода и других внешних факторов они начнут быстро и неумолимо разрушаться.//Русская Ювелирная Сеть



OutdoorsNEWS
--------------------------------------------------------------------------------
http://www.outdoors.ru/news/

Ну или так:

http://www.c-asia.org/index.php?cont=lo ... 7&month=02

Когда-то мне привелось быть в археологической экспедиции в тех приблизительно краях. Мы раскапывали Калалы-Гыр 2. Это оазис (крепость-храм) где-то приблизительно 4 тыс. до н.э. Недавно вот вышла книга, красивая, интересная, советую приобрести...
Этот памятник, вообще Хорезм - интереснейшее место... Культура уникальная и ни на что другое не похожая. Но и там мы и мечтать не могли ни о каких мозаичных стенах и ни о каких больших серебряных сосудах. То есть даже если половина сказанного в вышеприведенной статье - правда, это действительно сенсация первой величины. (Это ведь, подумать только! - было еще за 1000 лет до Калалы-Гыра).
О Сарианиди ходили легенды, что он очень удачливый человек, что он замечателен не как теоретик, но как практик. Неужели счастье ему улыбнулось? Неужели он открыл "Нечто", равноценное Трое, Микенам или Криту?
Там, в Каракумах все может быть... :D
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Юлли » 22 сен 2006, 23:18

Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 22 сен 2006, 23:38

ПЯТАЯ КОЛЫБЕЛЬ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПОВЕДАЛА О ТАЙНАХ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

Надежда ДУБОВА

Изображение


Найден один из мировых центров древней цивилизации и культуры, существовавший свыше 4000 лет назад в песках Каракумов, в старой дельте Мургаба. Здесь более 30 лет ведет раскопки Маргианская экспедиция под руководством Виктора Сарианиди. Таким образом, к Месопотамии и Египту, Китаю и Индии присоединился еще один пятый центр мировой цивилизации, его можно назвать "центральноазиатским"; ведущее место в нем занимала Маргиана, или "страна Маргуш", со столицей в Гонуре.

Это поселение является крупнейшим из трехсот раскопанных к настоящему времени в древней дельте реки Мургаб. Кроме дворца с окружающим его кремлем, четырех монументальных храмовых сооружений и нескольких бассейнов, раскопан некрополь и священный участок (теменос) с храмовым зданием в центре. Теменос (Южный Гонур), некрополь, кремль и окружающие его храмы раскопаны полностью, они-то и дали уникальный материал, впервые продемонстрировавший высочайший уровень материальной культуры, богатый духовный мир, сложную социальную структуру населения Маргианы.

Изображение

Поистине выдающиеся находки дал некрополь. Это случилось на южной окраине Гонура осенью 2004 года, когда был обнаружен царский некрополь из пяти гробниц. Эти гробницы относятся к последним векам III тысячелетия до новой эры, или иначе — к постаккадскому времени, и принадлежат первым царским правителям древней страны Маргуш, основавшим столичный город Гонур.

Все гробницы — прямоугольные подземные сооружения, внутрь которых ведут кирпичные ступени. Входы, ведущие в гробницы, заложены кирпичами, но "в сухую", без глиняного раствора, так, что при необходимости их можно было быстро разобрать и проникнуть внутрь могил. Для чего? Гробницы все пустотелые и возводились не для одного покойника, а для последующих захоронений. Иначе говоря, при необходимости кирпичный вход в гробницу разбирался, и вновь умерший по лесенке или наклонному пандусу вносился внутрь, где уже были останки ранее погребенных.

Крыш не сохранила ни одна гробница, поэтому остается только предполагать, что их форма, учитывая сохранившуюся почти двухметровую высоту гробниц, была полусводчатой.

Внутри царских гробниц были устроены стенные камины и специальные двухкамерные печи, явно служившие для приготовления жертвенной пищи, а также ниши, заставленные сосудами (своего рода "посудные шкафы") и просто очаги — все со следами копоти и с золой в топках. Пять гробниц представляли собой модели домов, что характерно исключительно для индо-европейских народов, в том числе индоиранских, арийских племен.

Изображение

По устройству и обряду захоронения гробницы можно разделить на три группы. Первый тип, условно нами названный "домом с двором" со вторичными захоронениями. Второй — "дома мертвых" сложной конструкции типа семейных склепов с первичными захоронениями и сопровождающими их ямными захоронениями с большим числом человеческих жертвоприношений. И, наконец, третий — по-видимому, индивидуальная элитарная гробница.

Все гробницы имеют общие черты: размещение основного захоронения в отдельном помещении (камере), отделенном от других комнат; украшение камер, где помещены богатые погребальные приношения, мозаичными панно c разнообразными сюжетами и элементами живописи; среди приношений — символы высокой (высшей?) власти: каменные посохи, диски, миниатюрные колонки, повозки; устройство алтарей огня в непосредственной близости от гробницы; захоронение в гробницах разных животных — верблюдов, телят, баранов, лошадей и собак; значительные человеческие жертвоприношения (от трех до десяти — пятнадцати человек); тайники с золотыми и серебряными погребальными приношениями.

В большинстве гробниц находились так называемые "дарохранительницы" — крупные деревянные ящики, стены которых в двух случаях изнутри украшены гипсовыми мозаичными вставками. Они стоят в непосредственной близости или прямо на погребенных. Можно предполагать, что внутри них находились личные украшения, а возможно, и одежда.

Насильственный характер смерти рабов-слуг, погребенных здесь же, подтверждается позой: неестественное положение почти всех костяков, положение на коленях нескольких убитых слуг и размещение убитых под полом на глубине сорока — пятидесяти сантиметров.

Необходимо сказать о некрополе в целом. Раскопано 3 тысячи могил, в археологии это не часто встречается. Могильник огромный, копали его пять лет. Могильник убедил специалистов и прежде всего Сарианиди в том, что мы имеем дело с высоко развитой цивилизацией, потому что 90 процентов находок были месопотамские, значит, корни все-таки оттуда. Очень интересная деталь: в 6 процентах могил внутренняя поверхность обожжена, причем полностью, с образованием твердой корочки. В этих могилах, как выяснили мы, антропологи, погребены были люди с физическими недостатками — безрукие, недоразвитые дети, карлики. Эти могилы отнесены на окраину некрополя, как у православных, например, могилы самоубийц. Но у древних иранцев, будущих зороастрийцев, огонь, вода и земля считались чистыми стихиями, их нельзя было осквернять, а уж тем более трупом физически неполноценного человека. Поэтому землю обжигали, создавая преграду между трупом и землей. Такое действие было возможно и необходимо только у людей, приверженных зороастризму. Это сильно поддержало наши с археологами представления о том, что такое Маргиана.

Интересно, что еще сто лет назад иранцы, у которых зороастризм был запрещен, обмазывали могилы своих покойников изнутри бетоном, чтобы не осквернять землю. Это чисто зороастрийская традиция, которая в самом начале была у древних иранцев. А погребальные традиции, пожалуй, самые стойкие, время над ними не властно, они существуют тысячелетия. Православный никогда не похоронит своего близкого, как мусульманин, и наоборот.

Таким образом, можно уверенно говорить, что некрополь принадлежит древним иранцам еще до прихода в Иран, куда они пришли в X — IX веках до нашей эры, а здесь, в Маргиане, они еще у себя на месопотамской прародине в конце III тысячелетия до нашей эры.

Еще доказательства. Своего покойника зороастрийцы вносили в комнату, которую мы сегодня назвали бы моргом, через дверь. Там обмывали тело, но, пишет Авеста, чтобы вынести тело, нужно было позвать человека, и он должен был пробить брешь в стене. Читая Авесту, мы думали, что это — литературное преувеличение. Но в нашем комплексе погребальных обрядов мы нашли обычную дверь и рядом, в полутора метрах — пробоину в стене. Нашли и трубу, по которой сливалась грязная вода после омовений, чтобы не осквернить землю. Одним словом, найдено много "реплик" из Авесты, почти буквальных, подтверждающих, объясняющих Авесту, отчасти и Ригведу. Понятно что, когда они жили в Маргиане, это был единый народ, они еще не разделились на иранцев и индийцев.

Изображение

Вернемся к некрополю. Гробницы грабили по много раз, и все равно что-то оставалось — грабители всегда спешили. Уже тогда было хорошо известно, что придут любители легкой наживы и заберут все, что увидят. Поэтому родственники проявляли чудеса выдумки и хитрости, и именно благодаря этому мы сегодня можем делать наши открытия. На видное место они клали вещицы недорогие и яркие, броские, которые в первую очередь и хватали грабители. А вещи серьезные и важные для загробной жизни они прятали в тайники.

Тайники сооружали под полом гробницы, чаще всего в ногах покойного. Иногда их устраивали глубоко, один тайник оказался на глубине в один метр. В нем было 24 сосуда; только серебряных – 17, 2 – золотых, остальные – керамические. Один серебряный весил 4 килограмма. Золотые по килограмму. Все это, чтобы показать статус покойного, человека очень богатого. Поскольку люди эти верили в загробную жизнь, они давали с собой умершему все, что ему могло понадобиться, и в первую очередь, конечно, лошадь с телегой, без этого человек не смог бы жить.

Во дворе, рядом с домом-камерой (все это под землей) была не только лошадь, там были и два верблюда, была и собака, то есть отправлялись они в дальний путь хорошо экипированными. Гробницы камеры украшались прекрасной мозаикой. Кое-что удалось реконструировать — это удивительно красивые, великолепно художественно выполненные сцены охоты; эти мозаики относятся к концу III тысячелетия до новой эры и являются самыми древними мозаичными композициями.

Мы не знаем, очищали ли кости, прежде чем похоронить покойника, вероятнее всего — да. Могилы грабили по несколько раз, и грабители не церемонились. Непонятно иногда даже, были ли здесь просто кости или костяки целиком.

Могильник совершенно уникальный, есть аналогии только со знаменитым могильником из Ура, и явные заимствования многих деталей в погребальном обряде совершенно очевидны. Но Ур был столицей мира, и вполне естественно, что Маргиана многое восприняла от него.

Еще одна важная вещь: лошади в то время были редкостью, они только-только начали появляться в домашнем хозяйстве, лошадь имели очень богатые люди, и, естественно, на них дрова не возили — держали только для парадных выездов, поэтому царям и обожествленным героям приносили в жертву жеребенка. Такого жеребенка мы нашли весной 2005 года, где в одной из гробниц он лежал в окружении погребальной керамики. Это первый случай, когда мы находим похороненного жеребенка в царском некрополе. Понятно, что это было царское захоронение; были и другие тому подтверждения, например, огромный, в метр высоты, каменный посох, толстый цельнокаменный — очевидный символ власти. Эта могила была очень сильно ограблена. Те золотые вещи, которые мы нашли, были собраны вместе как будто в мешок, который обронил грабитель. В этой комнате тайники были сделаны не в полу, а в стенах, и грабители очистили их, не входя в камеру, с внешней стороны. Но несмотря на грабительские набеги, два клада, что мы нашли, можно считать богатейшими для этого времени.

На одном из сосудов — совершенно изумительные рисунки, прекрасно изображенные животные в движениях, явно символических. Все вещи — мирового класса. Техника, в которой они сделаны, выдает местных мастеров, представляющих великолепное искусство Бактрии и Маргианы. Это и позволяет говорить о том, что могильник — царский, а Маргиана — одна из ярких и высокоразвитых цивилизаций своего времени.

Когда создавался некрополь, он, очевидно, возвышался над местностью, был как-то обозначен, заметен. Но прошли тысячелетия, и холм сравнялся с землей. Мы нашли его совершенно случайно.
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 22 сен 2006, 23:40

Главная цель проекта "Историческая антропология и экология населения Средней Азии с древнейших времен до современности" (рук. Дубова Н.А., д.и.н., в.н.с., ИЭА РАН) - оценка вклада экологических и социально-культурных факторов в сложение антропологического облика населения региона с эпох неолита и бронзы до современности. Вводятся в научный оборот новейшие палеоантропологические материалы эпохи бронзы с территории Туркменистана (Гонур Депе), изученные по комплексной программе, включающей палеодемографию, краниологию, остеометрию, одонтологию, палеопатологию; проводится сравнительный анализ палеоантропологических, демографических, палеопатологических и молекулярно-генетических особенностей реперных палеопопуляций региона с современным населением; публикуются данные по антропологии туркмен России, полученные в результате полевых выездов в Ставропольский край и Астраханскую область; выполняется серия графических реконструкций, характеризующих внешний облик населения Средней Азии разных эпох, и на их основе составляется словесный портрет популяций, сопоставимый с антропологическим описанием современного населения; выявляется оптимальный метод сравнительного анализа антропологического типа древних и современных популяций; проверяется возможность выявления, в том числе и методами графической антропологической реконструкции, морфологических особенностей палеопопуляций, живущих в степях, предгорьях и горах и обладающих разными системами жизнеобеспечения (земледельцы, скотоводы).
Проведена обработка и анализ палеоматериалов, собранных в предыдущие полевые сезоны на памятнике эпохи бронзы Гонур-депе (археологические работы проводит Маргианская археологическая экспедиция [МАЭ], нач. экспедиции - В.И. Сарианиди). Дубова Н.А. приняла участие в работе совещания в университете г. Хельсинки (Финляндия) (A Seminar on the Bronze Age cultures of Turkmenistan). Сделано сообщение по демографии и палеоантропологии некрополя Гонура и Северного Гонура: "Anthropological results of recent excavations at the necropolis of Gonur in Turkmenistan". За время весеннего выезда описано 103 погребения, раскопанных на руинах северного и западного фаса дворца Гонура и храмов. Измерено 108 черепов и посткраниальных скелетов разного возраста. Во время осеннего выезда описано 72 погребения. Измерено 110 черепов и посткраниальных скелетов разного возраста. Произведено фотографирование всех погребений, черепов и особых морфологических случаев. Собраны образцы зубов из всех погребений. Фиксировались и описывались случаи костной патологии. Весь собранный во время полевых работ материал переведен Н.А. Дубовой в электронную форму в настоящее время обрабатывается и анализируется. Г.В. Рыкушиной закончена лабораторная обработка одонтологических образцов. О текущих результатах работ подготовлено сообщение для 5 Конгресса этнографов и антропологов (Омск, 2003), тезисы опубликованы. На III Конференции Всемирной ассоциации ценителей туркменского ручного ковроделия (Ашхабад, Туркменистан) сделано сообщение: "Находки 2003 года на памятнике эпохи бронзы Гонур: фрагменты ткани и нетканого материала". Об этом же было дано интервью агентству Рейтер. Информация о проводимых исследованиях вошла в сообщение "Антропология и история: необходимость комплексного подхода", сделанное Н.А.Дубовой на Международной научной конференции "Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра", посвященной 70-летию МАЭ РАН и ИЭА РАН (С.-Петербург, 2003).
Балуевой Т.С. и Веселовской Е.В. выполнено 20 антропологических реконструкций в профиль и анфас по черепам из разновременных могильников Казахстана, контрастных по типу хозяйственного уклада [Кара-Тумсук, Икпень и Енбек-Суйгуш (эпоха бронзы); Кокмардан, Кыргаузы, Кеген, Майбулак, Биен (эпоха железа, разные культуры); Лесозавод, Кеген, Шидерты, Баганаты, Кона, Борижарский (раннее средневековье)], а также 4 графические реконструкции по черепам из некрополя Гонура. А.П. Пестряковым проводились исследования для разработки теоретических подходов к определению степени массивности и грацильности черепов; определены краниосерии скотоводов и земледельцев, которые будут использованы в дальнейшем анализе. Н.А. Долиновой проинвентаризированы все имеющиеся данные по антропологии туркмен Ставропольского края и Астраханской области, разработан план-проспект коллективной монографии.
Полученные новейшие антропологические материалы эпохи бронзы с территории Южного Туркменистана являются уникальными для данного периода и данного региона по многим своим показателям. Общая численность серии (с учетом данных, собранных всеми исследователями) составляет 531 череп (их них только взрослых 275), останки посткраниальных скелетов от 300 индивидов (95 взрослых и 205 детей) и образцы зубов более чем 920 индивидов. Подобных материалов для эпохи бронзы, происходящих с одного памятника, мировая наука не имеет. Получение численно значимой детской серии костных останков, включая посткраниальные скелеты - весьма редкое событие не только для характеристики конкретного памятника, но и в палеоантропологии вообще, т.к. обычно этот материал при раскопках подвергается только поло-возрастным определениям. Полученная серия дает возможность детального анализа ростовых процессов эпохи бронзы.
В данной серии, бесспорно относящейся к эпохе бронзы (абсолютные даты, полученные в начале 2003 г. - 2300 - 1600 гг. до н.э.), на территории Туркменистана впервые обнаружены брахикранные и мезокранные черепа. Полученные новые материалы, как и первая часть их, опубликованная ранее (Бабаков и др., 2001), говорят о значительно более сильно выраженном, чем на других синхронных памятниках близлежащих регионов, морфологическом полиморфизме гонурской популяции и о мозаичности сочетания многих признаков, характеризующих в более позднее время разные большие расы. Оба эти установленные именно благодаря работам на Гонуре факта, заставляет по-новому взглянуть на процессы формирования антропологического разнообразия Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Индии. Обнаружение на руинах дворца Гонура и окружавших его зданий значительного числа как детских, так и взрослых искусственно деформированных черепов (из 154 детских и 32 взрослых черепов 40% или 65 детских и 9 взрослых несли следы наложения повязки в области затылка и темени) свидетельствует, что такая разновидность кольцевой деформации, которая известна под названием теменно-затылочной, была очень широко распространена среди населения Гонур Депе уже в середине - конце II тыс. до н.э. (именно к этому, последнему периоду существования памятника относятся данные захоронения). Это, по меньшей мере, на 900-1000 лет раньше, чем такая традиция появляется в северных районах Средней Азии, и приблизительно на 1500 лет ранее, чем в Сибири и Центральной Азии. Следует особо подчеркнуть, что тип описанной для населения Гонура деформации практикуется до настоящего времени и практически только среди туркмен. Поскольку в настоящее время мы не имеем антропологических свидетельств распространения преднамеренной деформации головы в степных районах Евразии ранее середины I тыс. до н.э., вполне логично предположить, что центром, откуда она начала свое движение в более северные районы, могла являться именно Маргиана. Этот вывод важен и в свете выводов археологов (в частности, начальником МАЭ профессором В.И. Сарианиди), к которым они приходят, анализируя артефакты, обнаруженные на памятниках страны Маргуш: о распространении индоиранских племен не из более северного степного мира на юг вплоть до Индийского субконтинента, а из восточных районов современного Ирана. Мнение ведущих палеоантропологов (Кияткина, 1976, 1987; Ходжайов, 1976, 1980) о полном отсутствии каких-либо антропологических свидетельств продвижения степных племен на юг до конца II тыс. до н.э. получили весомое подтверждение, благодаря археологическим раскопкам крупнейшего на Ближнем Востоке некрополя Гонура. Необходимо продолжение ведущихся исследований, которые будут эффективно дополнены анализом экологической составляющей антропологического разнообразия на краниологических материалах с применением специальных методов моделирования взаимосвязей морфологических признаков лица и соответствующих анатомических структур черепа на основе материалов с территории Средней Азии.
Подготовленные статьи:
1. Dubova N.A., Rykushina G.V. New data on anthropology of the necropolis of Gonur-Depe // Sarianidi V. Necropolis of Gonur and Iranian paganism. 2nd Edition. Athens, Kapon Editions, 2003. (2,5 а.л.) - Должна быть опубликована в первом квартале 2004 г.
2. Дубова Н.А. Антропология и история: необходимость комплексного подхода // Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции / Ред. Ю.К. Чистов, В.А. Тишков. С.-Петербург, МАЭ РАН, 2003. С.46-51.
3. Дубова Н.А. Еще раз о тысячелетней давности долихокефалии туркмен // Мирас. Ашхабад. 2003. № 4. (1,2 п.л., илл.). На русском, туркменском и английском языках. - Номер выйдет в свет в начале 2004 г.

http://eurasia.iea.ras.ru/reports/2003/3_5.html
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 22 сен 2006, 23:41

ВИКТОР САРИАНИДИ И ЕГО МАРГИАНА

ИЗВЕСТНЫЙ РОССИЙСКИЙ АРХЕОЛОГ СЧИТАЕТ ТУРКМЕНИСТАН ПРАРОДИНОЙ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ РЕЛИГИИ

Изображение

Завершился очередной весенний полевой сезон археологических раскопок в Гонур-депе (Каракумский этрап Марыйского велаята), которые вот уже более 30 лет из года в год осуществляет Маргианская экспедиция под руководством известного ученого, лауреата Международной премии имени Махтумкули, доктора исторических наук, профессора Виктора Сарианиди. Его исследования древней страны Маргуш получили широкую известность в мире благодаря поистине уникальным находкам произведений искусства далеких предков туркменского народа и тем красочным книгам, которые были посвящены этим открытиям и изданы на туркменском, русском и английском языках. Виктор Иванович Сарианиди рассказал Государственной службе новостей (ТДХ) о новых находках экспедиции в минувшем сезоне.

-Всем в Туркменистане, да и далеко за его пределами известны строки из книги президента страны Сапармурата Ниязова «Рухнама»: «Две с половиной тысячи лет назад Заратустра, вышедший из страны Маргуш, проник в этот мир. Ведя на поводу своего рыжего верблюда, он восклицал: «Люди, поклоняйтесь огню, его светильники поведут вас правильной дорогой, осветят закоулки вашей души!» Это не просто яркие слова. Все эти годы мы находили материальные подтверждения того, что именно здесь, в старой дельте Мургаба, была прародина первой мировой религии — зороастризма. Чего стоят одни лишь изображения верблюдов, найденные в самых разнообразных вариантах! Не стал исключением и 2006 год. Раскопки этой весны привели к открытию рядом с центральным дворцом Гонур-депе монументального храмового здания, связанного с процессом приготовления культового напитка, который в священном писании зороастрийцев Авесте называется хаома, а в индийской Ригведе — сома. Культ этого стимулирующего напитка был широко популярен в индо-арийском мире и являлся едва ли не главным у древних зороастрийцев.

В предшествующие годы в старой дельте Мургаба был полностью раскопан храм Тоголок-21 — первый среди известных нам храмов, связанных с процессом приготовления этого сока и ритуалами его употребления. Однако храм Тоголок-21 относится ко второй половине второго тысячелетия до новой эры, и до самого последнего времени было непонятно, существовали такого типа храмы еще раньше, то есть в конце III — начале II тысячелетия до новой эры, или нет? Теперь наконец-то получен утвердительный ответ на этот не просто интригующий, но имеющий большое научное значение вопрос!
Итак, крупномасштабные раскопки отдельно стоящего архитектурного памятника, расположенного к югу от гонурского дворца, привели к открытию монументального здания, общая планировка которого отличается большой продуманностью, геометрической четкостью и знанием строительного дела. Особенно интересна центральная часть храма, стены которого местами достигают полутора метров в ширину и строго ориентированы по сторонам света (порой точнее, чем по компасу), а прямые углы составляющих этот храм помещений точно соответствуют 90 градусам. На особое назначение всего храмового комплекса указывают и планировочные принципы отдельных архитектурных блоков. Так, например, три однотипных коридорообразных помещения прямо соответствуют архитектуре монументальных сооружений Древнего Востока.

В планировке храма строго выдержано каноническое сочетание прямоугольных и квадратных помещений, как правило, соединенных между собой общими проходами, что ясно указывает на их функциональную взаимосвязь. Среди сложной анфилады таких помещений, преимущественно пустых внутри, выделяются отдельные комнаты с культовыми двухкамерными печами. Эти печи были возведены одновременно со строительством самих стен храма. Уникальность подобных печей заключается в том, что внутри они разделены невысокой перегородкой на две части, из которых одна сильно обожжена внутри и представляет собой топку, а вторая, соседняя камера является духовкой, в которую помещалось перед тепловой обработкой мясо жертвенных животных. Такое нехитрое устройство культовых печей разрешало довольно сложную проблему приготовления жертвенной пищи. Как известно, у индоариев огонь представлял собой «чистую» стихию, которая не должна была находиться в прямом контакте со всем нечистым и греховным, в том числе с сырым мясом. Вот такие-то перегородки внутри культовых печей и должны были предохранять огонь от осквернения его плотью принесенных в жертву животных.

При раскопках храма встречены хотя и единичные, но в высшей степени характерные помещения, внутри которых найдены тщательно изготовленные глиняные чаны со вмазанными в их дно керамическими мисками. Стенки таких чанов сохранили внутри обмазку, которая, по всей видимости, препятствовала быстрому просачиванию жидкости. Такие же чаны со вмазанными мисками несколько лет назад уже были встречены в другом гонурском храме, который мы называем «теменос», что в древности означало «священный участок». В этих чанах, по предположению палеоботаников, размокали травы, которые затем использовались для приготовления сомы-хаомы.

Еще одно близкое по назначению культовое сооружение мы обнаружили и раскопали на юго-восточной окраине Гонура, рядом с царским некрополем. Тот факт, что этот храм располагается за внешней, обводной стеной всего дворцово-культового ансамбля, может указывать на его раннее возведение, предположительно в конце III тысячелетия до новой эры. Центральную часть этого маленького сооружения составляет небольшой прямоугольный дворик с очагом в нише восточной стены, окруженный со всех четырех сторон помещениями, наглядно демонстрирующий хорошо известный в религиозной архитектуре Древнего Востока планировочный принцип «двор в обводе коридоров». Но самое интересное, что и здесь мы видим целый ряд вкопанных в землю сосудов, обмазанных изнутри гипсом! Все это убеждает в том, что здесь также занимались производством сомы-хаомы. Хаома, согласное Авесте, это триединый образ: во-первых, это ритуальный напиток, во-вторых, это растение, из которого его изготовляют, и, в-третьих, это само божество.

Дополнительным доказательством того, что в раскопанном храме совершались особые ритуалы, связанные с культом хаомы, служат находки фрагментов керамических сосудов с налепными скульптурными изображениями мужчины (на внешней стенке) и лягушки, которая, судя по всему, первоначально была прилеплена изнутри к стенке или ко дну сосуда.

Такого типа сосуды встречались нам и раньше. Один из самых полных образцов найден в храме Тоголок-1, я писал об этом подробно в книге «Маргуш: древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб». Напомню лишь, что скульптурные детали культовых сосудов, зачастую с явно сюжетными композициями, в те далекие времена имели глубокий смысл. Они были своего рода иллюстрациями к мифам и преданиям, популярным среди маргушцев. Вероятнее всего, широкая известность этих легенд в древнем обществе объясняет тот факт, что все фигурки на сосудах показаны весьма условно: по нескольким намекам должно быть ясно, кто там изображен и о чем идет речь. В целом же сосуды, заполненные жидкостью, представляли собой модель водной стихии и окружающей ее земной тверди, населенной различными животными, птицами и людьми. В таком случае, расположенные внутри налепные рыбы, змеи и, гораздо реже, лягушки невольно вызывают в памяти ассоциации, связанные с морем Варукаша, в середине которого (согласно Авесте) растет «Древо всех семян» (дерево Хаома). Вокруг него, как утверждает Авеста, плавает рыба Кара, которая отгоняет от корней этого дерева вредных существ, в первую очередь змей и лягушек, якобы поедающих его корни. Если учесть, что именно на «Древе всех семян» произрастают семена необходимых для продления рода человеческого культурных злаков, то становится понятно, почему змеи и лягушки считались отрицательными персонажами, воплощением зла.

Найденные весной этого года фигурки абсолютно аналогичны известным изображениям. Не возникает никаких сомнений относительно их принадлежности к такого рода сосудам. Западные ученые-лингвисты давно доказали, какое большое значение играл культовый напиток в религиозной жизни ариев. Считается, что культ сомы-хаомы восходит еще ко времени индоевропейского единства. Открытие двух храмов на Северном Гонуре, относящихся к III-II тысячелетиям до новой эры, убедительно свидетельствует, что ритуалы, связанные с данным культом, были весьма популярны у местных племен, в среде которых позже зародилась первая мировая религия — зороастризм.

Все эти, а также многие другие вопросы археологии, религиоведения, индоевропейской лингвистики и других специальных дисциплин будут находиться в центре внимания Международной научной конференции «Маргиана — новый центр мировой цивилизации». Она состоится в Ашхабаде и Мары нынешней осенью и, несомненно, станет событием в мировой науке, беспрецедентным как по форме проведения, так и по содержанию. Ведущие специалисты по древней истории из многих стран выскажут свою точку зрения по поводу значения наших исследований страны Маргуш. Я уверен, что общими усилиями мы найдем ответы на множество пока еще не решенных научных загадок.
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 41