CRC писал(а):Serg писал(а):Всё там было естественно.
Нет конечно, город неестесвенный, в сравнении городами Крита и Хараппы. Даже близко не лежит. Просто этот феномен Вам не интересен, и Вам на него наплевать. Паервобытный город, и все тут. Для Вас вся история первобытная, почему и не интересная
У Вас, CRC-Ardan, типичная для лаистов каша в голове. Вы и там новичок, и здесь новичок. Ещё не знаете персонажей, кроме Склярова
. И рвётесь в бой как классический менеджер или т. п., неделю назад наткнувшийся на ролик Склярова, а до этого не подозревавший вообще, например, о Древней Америке. Отсюда и весь тамошний идиотизм. Кстати, прежде чем кидаться в другого "интересен — не интересен", прозондировали бы с кем имеете дело. Всё же здесь не ЛАИ.
Неолитические поселения обычно не называют городами. На это может толкать только их величина и особенно наличие укреплений. Последнее переносит их формально в группу городищ. Средиземноморские, индийские и др. города Древнего мира — это уже государства. В государствах существовали и сельские поселения. Так вот, Чатал-Хююк является таким сельским поселением без государства. Вам он кажется неестественным только по причина Вашего неофитства. Читайте больше (а надо ли?) и будете встречать подобные поселения в больших количествах.
Serg писал(а):Это Вы так считаете. В реальности, в древности всё было пронизано торгово-обменными связями. И на очень большие расстояния. В этом аспекте Чатал не является исключением. Международной торговлей принято называть торговлю между государствами. Здесь имеется межплеменной обмен.
Это Вы так считаете. А Вас не смущает в плане определений, что у народов тогда не было государств, или Вы об этом не знаете? И межплеменной обмен, особенно натуральный,тут не причем. Ну не будет никто особенно в племени напрягаться, чтобы эти микролиты дошли до другого конца света
Микролиты нужны здесь и сейчас, это продукт ширпотреба, и нет смысла его накапливать больше, чем это необходимо для повседневных нужд. Так как
не известно еще купят излишки товара, или нет? Догоняете? А наценки при каждой перепродаже? Все говорит против такой натуральной, межплеменной торговли.
При чём тут я? Есть наука, есть сответствующие исследования и специалисты, специализирующиеся именно на этих памятниках, периоде и регионе. Были бы государства в неолите — Вам бы сообщили. Что такое межплеменной обмен или торговля Вы, понятно, понятия не имеете. Ну, такой совсем близкий пример. Гуроны специализировались на посреднической торговле между французами и племенами в глубине континета. За такую монополию в такой торговле постоянно велась драчка с ирокезами. При этом обмен шёл чисто натуральный. Потребности в деньгах или ведении бухгалтерского учёта не было.
О том, что в племени никто не будет напрягаться. Опять же, читайте больше. Если это в охотку, то люди вполне усердно производили для обмена свой товар. Например, производство вампума племенами восточного побережья Северной Америки. Изготовление трубок из катлинита и других пород камня в центральных районах. Добыта раковин денталия для продажи на Великие равнины в водах западного побережья. Перечислять можно очень долго. У нас тоже самое. Например, на Северный Кавказ в энеолите поступали нужные камни с территорий Закавказья, Ирана, Афганистана.
Serg писал(а):Т. е. домашнее производство. Вы не представляете, сколько камня покрошили на древних поселениях… Здешний упор на обсидиан — это обычное явление для первобытных времён. Кто имеет доступ к какому ресурсу — то и эксплуатирует. И здесь более важен сам камень, а не изделия из него, т. к. изготавливать орудия могли тогда все. Но переносить глыбы или заготовки орудий труднее, чем готовые изделия. За изделие также можно справедливо требовать большей оплаты. Но таким образом можно получить ограниченный набор уникальных товаров из дальних мест. А большего и не требовалось. Чатал не мог заглотить слишком много. Потребности были скромные. Но он и так неординарно распух. А основная сфера деятельности его всё же оставалась обычной: земледелие и скотоводство. Поэтому делать именно из микролитов некий денежный эквивалент — неправильно.
Глвное, что в отличие от этого "анкха" Вы согласны, что торговля в неолите была важнейшим фактором экономической деятельности. Домашнее производство не редкость. Им например занимались еще в Чайоне. Денежный эквивалент - конечно. Заметьте, что мешочки с микролитами были спрятаны в жилищах ЧГ ! А Гебекли Тепе занимался тем, что собирал обсидиановые ножи со всех окраин у себя. Чем не деньги? Тем более, в них вложен труд, что и делает их деньгами, и они конечно ценились намного дороже, чем просто каменные глыбы обсидиана. И микролиты были легкими. Практически Вы полностью со мной согласились, как разумный человек.
Не понятно одно - почему ЧГ жил в условиях сурового коммунизма более тысячу лет, а не разбежался по окраинам
Вы бы с определениями для собеседников поосторожней. Если Вы о микролитах узнали из интернета, то я имею с ними дело постоянно. В первобытные времена предметом обмена могло быть всё что угодно: любое сырьё, шкуры и кожи, орудия и украшения, продукция сельского хозяйства, охоты и рыбалки, готовые пищевые продукты. Иногда на выгодном транзите возникали ранние предгосударственные образования, хотя, казалось бы, для этого ещё не было предпосылок. Такой, например, Карал в Перу.
В Чатале жили так же, как и везде в подобные периоды. Никакого "сурового коммунизма" там не было. Нечего страшилками пугать. "Первобытный коммунизм" — это достаточно условное название. К светлому будущему он мало какое имеет отношение.
А пуэбло... Вы можете запросто и наврать. Есть индейцы пуэбло, есть поселения индейцев. И Вы можете представлять у себя в голове, все что угодно. А вот ссылки порядочные люди дают. Непорядочные не дают. Более чем уверен, что при проверке материала все окажется не так , как говорите.
Вам тут никто ничем не обязан. Можете идти к Склярову. Он разжуёт и в рот положит. И проверяйте сколько угодно. Знаем ваших проверяльщиков.