tmt
Полибий
шеду - небесный бык-человек?
Интересно откуда произошёл шеду .. - может из шумерской мифологии? Небесный бык уту
Шеду - в щумеро-аккадской культуре образ гения-хранителя в виде скульптурного изображения монументальных крылатых быков или львов , олицетворял жизненные силы человека.
Источники:
М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Ассирийцы устанавливали скульптуры по бокам дворцовых ворот. Эти скульптуры назывались шеду. Речь идет о зооморфных существах с человеческой головой. В действительности они в большей мере представляют собой рельефные фигуры, чем скульптуры округлого объема, так как не имеется полного отделения фигуры от камня, а потому это прямоугольные каменные блоки огромных размеров.
В отличие от рельефов, эти фигуры имеют четко выраженную связь с внешним миром с помощью взгляда, так как они стремятся поразить посетителя, утверждая свое присутствие.
На голове у них тиара с рогами, символ божественности. Их функция также была символической, ибо они охраняли вход во дворец.
Ассирийский бык вобрал в себя шумерскую традицию, которая ассоциировала это животное с лунным богом Сином. Этот бог удобрял землю своими ночными лучами. Борода отождествлялась с умом.
Алад (шумер.), шёду (аккад.), в шумеро-аккадской мифологии тип демона, первоначально нейтрального по отношению к человеку, с конца старовавилонского периода — добрый дух — хранитель каждого человека. В искусствоведении считается (возможно, ошибочно), что фигуры крылатых быков, охраняющих входы во дворцах ассирийских царей— шеду.
Мафусаил, в ветхозаветных преданиях один из патриархов, праотцев человечества (Быт. 5, 21-27), прославившийся своим долголетием («мафусаилов век»): он прожил 969 лет. Рассказывается, что Мафусаил сражался со злыми духами шеддим (ср. аккад. шеду); народная этимология его имени - «умерщвляющий мечом». Мафусаил доходил до «пределов земли», чтобы узнать от своего отца Еноха о предстоящем потопе и о спасении Ноя, внука Мафусаила (книга Еноха 111-112, Мидраш агада к Быт. б, 25). Смерть Мафусаила наступила перед самым потопом (Быт. 6,27; 7,6). Согласно агаде, потоп был отсрочен на семь дней ради недельного траура по Мафусаилу. Он должен явиться на землю перед приходом мессии в числе «семи великих пастырей» (Сиф, Енох, Мафусаил, Авраам, Иаков, Моисей, Давид
Это шеду - крылатые быки с пятью ногами и человеческими лицами. Лишняя нога у этих сказочных животных сделана специально, для того чтобы создать оптический эффект: человеку, проходящему через ворота, кажется, что могучий страж движется ему навстречу и готов в любую минуту преградить путь тому, кто несёт зло.
Другим персонажем является человекобык - один из популярнейших героев шумерской и аккадской глиптики - существо с головой и туловищем человека, бычьими ногами и хвостом. В древнейшие времена он почитался скотоводами в качестве защитника стад от болезней и нападений хищников. Вероятно, поэтому его часто изображали держащим пару перевёрнутых вниз головами львов или леопардов. Позднее ему стали приписывать роль стража владений различных богов. Не исключено, что под видом человекобыка представляли верного друга и спутника знамени того эпического героя Гильгамеша - Энкиду, который, имея человеческий облик, прожил часть своей жизни в лесу, привычками и поведением не отличаясь от животного.
Стражами владений бога солнца Уту Шамаша считались ещё два популярных персонажа: человек скорпион, поддерживающий, согласно древним сказаниям, небесный свод, и бык с человеческим лицом. Однако по силе и агрессивности не имел себе равных среди других монстров львино-головый орёл Анзуд. Он охранял границы загробного мира и символизировал стихии, которые находились под покровительством бога войны Нингирсу.
_________________
мир построен по принципу аналогии
Sat Dec 09, 2006 1:20 am
tmt
Полибий
Продолжаем поиск по следам шеду и находим интересную заметку..
Сфинксы и их родичи
Михаил Попов
Что означает слово «сфинкс»? На первый взгляд, оно египетское, но на самом деле его придумали греки: Σφινξ означает «душитель» ...
Из Древнего Египта сфинкс перекочевал в Древнюю Грецию, обзавелся крыльями, поменял мужскую голову на женскую и приобрел очень дурной характер. Греческий сфинкс был только один — уникальный демон разрушения и неудачи. Если верить поэту Гесиоду, сфинкс приходился (вернее говоря, приходилась) дочерью чудовищной Химере и двуглавому псу Орфу (по другой версии — Тифону и Ехидне). Древние греки всегда изображали ее прямосидящей (и никогда — лежащей, стоящей на задних лапах или летящей). Это не причуда художников, а служебная обязанность данного существа: сфинкс была сторожем. Однажды боги Гера и Арес призвали ее из Эфиопии (даже в легендах греки признавали, что сфинкс был родом из Сахары) к окраинам города Фивы. Там она должна была сидеть на большой дороге и задавать путешественникам одну-единственную загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером — на трех?». Проигравшего сфинкс душила (отсюда и название этого существа — «душитель»), а по другой версии — съедала.
Согласно легенде, царь Эдип разгадал загадку. Ответ был «человек»: в молодости он ползает на четырех конечностях, взрослый ходит на двух, а в старости еще и опирается на трость. Побежденная, сфинкс бросилась со скалы и разбилась (другой вариант — сожрала саму себя).
Благодаря этому мифу все без исключения сфинксы, даже египетские, превратились в эдакий контрольно-пропускной пункт
Эдип и Сфинкс. Рисунок на вазе (Ватиканский музей).
В мире фантастики у сфинксов немало родственников. Мантикора вполне наглядный пример. Существо с львиным телом и человеческими чертами лица, иногда рогатое, с серыми глазами, тремя рядами стальных зубов и драконьим, реже — ядовитым скорпионьим хвостом. Оно покрыто красной шерстью, издает трубный рев и в ряде случаев даже умеет летать (некоторые авторы «приделывают» к ней крылья).
Родина этого зверя — Персия. Слово «мантикора» распадается на два персидских корня: «мартийя» (человек) и «кхвар» (пожирать). Греки — в частности, ученый Ктесий — упоминали мантикору в рассказах об Индии. Однако некоторые древние авторы проявляли умеренный скепсис (Павсаний критиковал Ктесия за популизм и утверждал, что мантикора — это обычный лев).
В аккадской мифологии были добрые демоны шеду — крылатые быки ( или львы — ламассу ) с мужскими головами, украшенными типичными для ассирийской и иранской культуры прямоугольными бородами. Основной функцией шеду была защита жилища. Около дверей обычно ставились две небольшие фигуры шеду (либо под порог закапывалась глиняная табличка с их изображением). Входы в города охраняли статуи колоссального размера, украшенные заклинательной резьбой.
--------------------------------------------------------
--------------------------
Вот ещё интересная заметка....
А. Л. Оппенхейм в своей работе «Древняя Месопотамия».
Американский ученый обнаружил у шумеров и аккадцев описание души как сложной структуры. Согласно его реконструкции, жители Двуречья считали, что у человека есть жизненная сила, по аккадски – шеду и судьба, доля – иштару. Кроме того, он обладает «ангелом»-двойником, наподобие египетского ка – шимту.* Индивидуальность человека, его личность – это ламассу. Также в людях присутствует элемент божественного, духовный дар илу.
Известно только, что шумеры и аккадцы признавали загробную жизнь (о чем свидетельствует, в частности, «Эпос о Гильгамеше»). По аналогии с уже знакомым «распределением» душ в анимизме, шаманизме и в других религиозно-мистических системах (они рассматриваются ниже), можно сделать следующее предположение: жизненная сила шеду гибнет вместе с телом, душа-индивидуальность ламассу попадает в подземное царство мертвых, а илу – дух, дар Бога возвращается к своему Творцу. Также можно предположить, что двойник шимту остается над могилой и рассеивается через какой-то срок (как описывается в других религиях). А возможно, жители Двуречья, также как древние египтяне, оставляли ему место в посмертном бытии. Судьба, доля иштару, по смыслу весьма близкая карме индуизма и буддизма, после смерти, возможно, трансформировалась и доставалась новой душе-индивидуальности. Но это только предположения.
_________________
мир построен по принципу аналогии
Последний раз редактировалось: tmt (Sat Dec 09, 2006 4:13 am), всего редактировалось 1 раз
Sat Dec 09, 2006 1:49 am
Юлли
Афродита Урания
... дорогая Тамуна, прекратите валить в кучу быков, сфинксов, грифонов и прочее... вы что, не читаете, что другие пишут?..
Sat Dec 09, 2006 2:25 am
tmt
Полибий
Это не я, Попов Михаил кидает в кучу...
Ну а если серьёзно, очень интересная заметка А. Л. Оппенхейма.
http://www.metanoia.narod.ru/text/7.htm
http://www.metanoia.narod.ru/text/1.htm
Происхождение шеду и вправду интересно.
_________________
мир построен по принципу аналогии
Sat Dec 09, 2006 3:11 am
tmt
Полибий
Кстати мы упустили из виду Ламассу -
Ламассу (аккадск.), Лама (шумерск.)
"В шумеро-аккадской мифологии добрая богиня — покровительница и защитница. Лама — носительница личности человека, возможно, связанная с культом плаценты. Считалось, что свою Ламу имеет каждый человек." (2)
Изначально изображалась в виде крылатого льва с человеческой (мужской!) головой и пятью ногами (две левые передние, одна из которых при виде сбоку скрыта за правой), в поздний период — как неподвижно стоящий окрыленный человек.
Противопоставлялась Шэду, как женское божество мужскому.
http://www.bestiary.us/lamassu.php
"Ламассу"
Плакетка из слоновой кости.
Дворец в Нимруде,
IX в. до н.э.
_________________
мир построен по принципу аналогии
Sat Dec 09, 2006 3:22 am
Юлли
Афродита Урания
... а ламассу-то при чем здесь???... вы сейчас будете перечислять ВСЕХ месопотамских демонов???...
Sat Dec 09, 2006 3:42 am
tmt
Полибий
quote:
--------------------------------------------------------------------------------
Юлли писал (а):
... а ламассу-то при чем здесь???... вы сейчас будете перечислять ВСЕХ месопотамских демонов???...
--------------------------------------------------------------------------------
нет не всех, а только тех, кто имеет какое то отношение к быку и льву...
http://www.tiamat.ru/magic4.htm
единственными добрыми демонами с полностью установленными чертами являются шеду и ламассу... О них часто упоминают царские надписи, благодаря чему мы знаем, что именно они изображались в виде крылатых быков, которых ассирийские цари ставили на стражу у входа в свои дворцы... Вот как описывает их г-н Перро 12: «Голова человеческая, однако вокруг венчающей ее высокой тиары поднимается несколько пар закругленных рогов. Эти рога — один из атрибутов животного, природа которого преобладает у этого составного существа... Тело и ноги бычьи, однако кольца гривы напоминают льва; общую картину довершает пара огромных крыльев, принадлежащих орлу, царю пернатых... Наконец, самое примечательное — это человеческая голова, лицо с резкими чертами, которое так удачно обрамляют массы густых волос и бороды с множеством симметричных завитков. Выражение лица серьезное и величественное, иногда почти улыбающееся, оно удивительно подходит этому таинственному и благожелательному существу, которому халдейское воображение придало этот причудливый облик и это могучее каменное тело».
http://www.tiamat.ru/fabulosa.htm
_________________
мир построен по принципу аналогии
Sat Dec 09, 2006 4:48 am
Юлли
Афродита Урания
quote:
--------------------------------------------------------------------------------
tmt писал (а):
quote:
--------------------------------------------------------------------------------
Юлли писал (а):
... а ламассу-то при чем здесь???... вы сейчас будете перечислять ВСЕХ месопотамских демонов???...
--------------------------------------------------------------------------------
нет не всех, а только тех, кто имеет какое то отношение к быку и льву...
http://www.tiamat.ru/magic4.htm
единственными добрыми демонами с полностью установленными чертами являются шеду и ламассу... О них часто упоминают царские надписи, благодаря чему мы знаем, что именно они изображались в виде крылатых быков, которых ассирийские цари ставили на стражу у входа в свои дворцы... Вот как описывает их г-н Перро 12: «Голова человеческая, однако вокруг венчающей ее высокой тиары поднимается несколько пар закругленных рогов. Эти рога — один из атрибутов животного, природа которого преобладает у этого составного существа... Тело и ноги бычьи, однако кольца гривы напоминают льва; общую картину довершает пара огромных крыльев, принадлежащих орлу, царю пернатых... Наконец, самое примечательное — это человеческая голова, лицо с резкими чертами, которое так удачно обрамляют массы густых волос и бороды с множеством симметричных завитков. Выражение лица серьезное и величественное, иногда почти улыбающееся, оно удивительно подходит этому таинственному и благожелательному существу, которому халдейское воображение придало этот причудливый облик и это могучее каменное тело».
http://www.tiamat.ru/fabulosa.htm
--------------------------------------------------------------------------------
... и шеду, и ламассу могли выступать и как злые демоны... подобные упоминания встречаются в ассирийских заклинаниях..
... при чем здесь лев???.. ну, товарищи, вы любую тему захламите - один в быков сует сфинксов, другая - львов... что дальше?..
Sat Dec 09, 2006 5:01 am
tmt
Полибий
Ну а дальше вот это -
Голан утверждает, что в эпоху неолита существовала религия, в основных своих положениях единая для обширного ареала раннеземледельческих культур Передней Азии и Юго-Восточной Европы и оказывавшая влияние на соседние менее развитые регионы. Основные божества этой религии: богиня неба и бог земли, а также их дети (бог произрастания, бог-благодетель, братья-близнецы и их сестра богиня солнца). (Голан, 1992. – с. 12).
Но камнем преткновения для подобного смешения остается популярный в искусстве Древнего Востока сюжет терзания быка львом. “Очень может быть, что в эпоху неолита в Нижней Месопотамии (находящейся, кстати, по соседству с Эламом) бык и лев – образы неолитического бога земли и преисподней – представлялись двумя разными божествами. Может быть, они считались состоящими в родстве и оба пользовались почтением. <...> хотя бык почитался в качестве божественного олицетворения Земли, по мифологическим представлениям он мог быть убит другим представителем “низа”. Но смерть быка была временной: через 40 дней его созвездие снова появлялось над горизонтом, и народ ликовал по поводу воскрешения бога” (Голан, 1992, 55). “Наконец, не исключено, что месопотамский бык, убиваемый львом, это не бог земли, а бог растительности <...> Могло здесь повлиять и то обстоятельство, что образы божеств земли и растительности вообще четко не разграничиваются, нередко смешиваясь в мифах (и, кстати, в графической символике)”
В то же время воплощения Бога Земных Сил содержат лунную символику. Луна трактовалась как два рога быка, она же считалась источником плодородия (бытовало поверье, что трава растет при луне). На Ближнем Востоке во время лунного затмения говорили: “лев терзает быка”. В Ригведе индийский бог луны Сома часто характеризуется эпитетом “бык”, он же иногда называется “судьей мертвых” (некоторое посягательство на прерогативы Ямы).
-----------------------
луна и солнце
бык и лев -
эти символы объединились в шеду и ламассу - хранителей входа во дворец.
_________________
мир построен по принципу аналогии