Культ быка -3

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение Гиви Чрелашвили » 07 ноя 2006, 21:21

"Римляне, как известно на первое место в своей идеологии поставили Юпитера, который хотя и был Богом Ясного Неба, но (подобно аналогичным божествам ряда средиземноморских народов - этрусскому Тину, греческому Зевсу) слился с Богом Грома в единый образ. Самниты, напротив, больше чтили Мамерса и шли в бой, одев шлемы с изображением рогов священного быка (вспомним ритуальные рогатые шлемы народов бронзового века, а также кельтов и древних германцев)."

Выдвижение Юпитера на первое место имлянами произошло много позже основаноя Рима Ромулом. Первоначально главных богов в римском пантеоне было только три: Марс, Юпитер и Квирин.
Причем, лидером был именно бог Марс.
Ибо он считался отцом Ромула.
Именно поэтому в первом римском календаре, созданном Ромулом, год начинался с месяца марта, посвященного Марсу. Первым фламином во время Ромула был именно фламин бога Марса (царь священнодействий, Rex Sacrorum). Считалось, что римляне под защитой бога Марса, поэтому
они выигрывают все сражения.
Второй римский царь Нума Помпилий присоединил к римскому пантеону еще двух главных богов, Януса и Юнону. Постепенно при нем бог Янус вытеснил сначала бога Квирина (бога римского народа), объединившись с ним (храм Квирина стали называть храмом Януса-Квирина, соответственно жрец Квирина стал именоваться жрецом Януса-Квирина), а потом и Марса, ибо Rex Sacrorum стал стал фламин Януса. И лишь значительно позже фламин Юпитера вытеснил фламина Януса.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 12 ноя 2006, 13:12

Прошу прощения за отклонение от темы. По "Культуре" показали фильм о Гхассульской культуре.
Гхассульская культура, археологическая культура эпохи энеолита (конец 5—4-е тыс. до н. э.). Названа по селению Телейлат-Гхассул, в 5,5 км к В. от р. Иордан; распространена на территории современной Иордании и Израиля. Г. к. характеризуется постройками из сырцового кирпича на каменном фундаменте, иногда с росписью на внутренней поверхности стен, а также кремнёвыми орудиями. Посуда каменная и глиняная (изготовлялась на примитивном кругу), имеет форму кубков и амфорисков. Погребение производилось главным образом в каменных цистах (индивидуальные захоронения).

Предполагают, что это одно из превых протогосударств в истории. Население вело обширную торговлю и первыми в мире окультурили оливу.Показали интересную настенную роспись с большой восьмиконечной звездой и богами или жрецами в странных головных уборах. Вот, я попытался их изобразить по памяти

Изображение
Интересно, что следов культа быка незаметно.
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение tmt » 12 ноя 2006, 13:38

Вообще то и эту информацию следовало положить сюда -

Сирия: обнаружено здание возрастом 11 000 лет

Строение, возраст которого оценивается в 11 000 лет, обнаружили французские археологи на севере Сирии, на берегу реки Евфрат, близ селения Джааде. Экспедиция, организованная Национальным центром научных исследований Франции (CNRS), работает на участке вот уже 15 лет.

Глава экспедиции Эрик Кокиньо сообщил, что кольцевидная постройка датируется примерно 8800 г. до н.э. По своему размеру здание значительно больше, чем жилые дома, известные, например, по более поздней сирийской Халафской культуре. По всей видимости, полагают ученые, строение использовалось для каких-то коллективных целей.

Часть сооружения имеет форму головы быка , в нем сохранилась часть художественного оформления - разноцветные росписи, древнейшие из всех известных на Ближнем Востоке. Планируется экспонировать их в музее города Алеппо.

Также в общественном здании были найдены элементы охотничьего оружия и домашней утвари, в основном выполненные из кремня. Инструментов из обсидиана найдено крайне немного.




News.Battery.Ru - Аккумулятор Новостей, 09:29 05.10.2006
Источник: Газета.ru
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 12 ноя 2006, 16:40

Изображение
Д.Б. Прусаков
«Триумф» домашнего скота в контексте обрядово-праздничной сцены, запечатленной на булаве «Нармера», выражен не только демонстративным подсчетом его громадного поголовья, но и посредством изобразительных приемов. Обращает на себя внимание, например, контрастное художественное противоположение спокойно и свободно шествующих одомашненных животных неприрученным, которые на памятнике представлены газелями или антилопами, носящимися по загону. При этом налицо также разделение композиционное с признаком иерархического: стадо быков и коз придвинуто вплотную к церемониальному помосту, на котором торжественно восседает «Нармер» в «нижнеегипетской» красной короне и с пастырской плеткой, тогда как загон с дикими копытными вынесен на самый задний план всего действа. Больше того, позади стада размещены и «пленники» «Нармера», чем, вероятно, подчеркивается первостепенная значимость «захваченного» скота для хозяина булавы[104].

Эта значимость может показаться и вовсе «священной» с учетом изображенных перед царскими штандартоносцами быка и теленка внутри символа в форме петлеобразной выгородки, который на другом раннединастическом памятнике, костяной табличке Хора Джера из Абидоса, заключает в себе идеограмму красной короны[105]. Если придерживаться правдоподобной версии, что на табличке Джера таким образом выведено «святилище красной короны»[106], то на булаве «Нармера» мы по аналогии с этим должны видеть «святилище быка», к которому с одной стороны направляется процессия с царскими штандартами, а с другой обращен клювом раскинувший крылья над сидящим царем коршун верхнеегипетской богини Нехбет. Принимая во внимание вотивный характер самой булавы, выскажу предположение о придании крупному рогатому скоту, в великом множестве попавшему в руки «Нармера», сакрального статуса, который, с учетом иконографической взаимозаменяемости быка и короны внутри святилища, прежде всего наводит на мысль о культе быка и его слиянии с царским культом в фараоновском Египте.

Хотя бык фигурирует в изобразительной символике уже по крайней мере додинастических культур долины и дельты Нила, его место и роль в системе образов и мироощущении первобытных египтян остается неясной[107]. Определенно культовый характер, сопряженный с властью и силой, иконография быка приобретает на заре египетской «архаики», и едва ли не с максимальной экспрессией именно во времена «Нармера»[108], на чьей палетке показан бык (т.е., по-видимому, сам правитель), проламывающий рогами крепостную стену и топчущий копытом тело врага[109]. Воплощение идеологемы нечеловеческой мощи «Нармера» как «охранителя миропорядка и беспощадного борца с силами хаоса»[110] именно в бычьем образе могло объясняться, наряду с прочим, огромным продовольственным потенциалом поступавших в его распоряжение стад. Симптоматично, что бык в итоге затмил льва, который также представлял вождей в сценах терзания недругов на египетских протодинастических палетках[111]. Хотя «архаический» обычай изображать правителя в виде могучего и свирепого зверя, усмиряющего «хаос», сохранялся в Египте недолго, хвост священного быка как символа мужского созидательного сверхъестества навеки стал каноническим атрибутом облачения «божественных» фараонов[112].

Исторический импульс, ответственный за вспышку раннеегипетской художественной «тавромахии», похоже, обусловил целую тенденцию к церемониальному сближению фараона и быка, как будто бы фиксируемую памятниками ближайших преемников «Нармера». Так, на деревянной табличке Хора Аха из Абидоса[113], возможно, рассказывающей о посещении царем «северо-западной Дельты»[114], бык изображен бегущим в загоне перед знакомым нам святилищем с цаплей в Буто, где, как допускали на основании раскопок телля ал-Фара’ин, священное копытное содержалось уже в начале I династии[115]. На костяной табличке Аха из Нагады бык показан приготовленным к закланию с чрезвычайной торжественностью, в обрамлении царской именной символики, культового инвентаря и жреческих (?) процессий[116]. В сцене на деревянной табличке Хора Джера из Саккары штандарт с быком участвует в шествии, головная колонна которого упирается в серех (начертание хорова имени) царя[117]. По периметру мастабы S3504 в Саккаре, которую приписывали Хору Уаджи[118] или его высшему сановнику Сехемка[119], была устроена завалинка с сотнями глиняных бычьих голов в натуральную величину и с настоящими рогами[120]. Ритуальный бег священного быка (мемфисского Аписа?) засвидетельствован в анналах Палермского камня как одно из главных событий царствования Хора Дена[121]. Таким образом, военно-административное возвышение I династии проходит под ярко выраженным «знаком» быка.

«Царственный» бык, появляющийся у истоков древнеегипетского государства, ассоциируется с реформированием общественного уклада: разрушая враждебную «Нармеру» крепость, он словно участвует в переделе мира. Я квалифицировал этот исторический переворот как социально-экологический кризис, который заложил основы фараоновской цивилизации, причем трансгрессия Средиземного моря, сократившая жизненное пространство Дельты и, предположительно, задавшая ее обитателям миграционный маршрут в направлении Долины, рассматривалась в качестве геофизической предпосылки раннединастического политогенеза[122].
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение tmt » 12 ноя 2006, 18:03

«Царственный» бык, появляющийся у истоков древнеегипетского государства, ассоциируется с реформированием общественного уклада: разрушая враждебную «Нармеру» крепость, он словно участвует в переделе мира.


можно с уверенностью сказать, что культ быка в Египте мигрировал с Анатолии?
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 13 ноя 2006, 10:37

tmt писал(а):«Царственный» бык, появляющийся у истоков древнеегипетского государства, ассоциируется с реформированием общественного уклада: разрушая враждебную «Нармеру» крепость, он словно участвует в переделе мира.


можно с уверенностью сказать, что культ быка в Египте мигрировал с Анатолии?
Не уверен.
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 22 дек 2006, 10:57

tmt
Полибий


quote:
--------------------------------------------------------------------------------
Гиви Чрелашвили писал (а):
Тамуна, откуда Инанна в Египте ?
Вы же сами сказали в другой теме, что эта шумерская богиня !
И это правильно.
А в Египте была Исида.
Если вы мне скажите, что по функциям эти две богини тождественны, это еще ничего не значит. Уж ни у кого не возникает сомнений, что Гермес и Меркурий тождественны, тем не менее, мифологии разные и называть надо применительно к каждой мифологии бога так, как он называется именно в этой мифологии, а не в другой. От того, что Инанна оказалась на одном барельефе с египетским Мином, все шумеры на том свете уже раз по 50, наверно, протряслись в лихорадке, а уж сколько проклятий они обрушили на ваши, господа импровизаторы, головы, я подсчитать не берусь. Будьте добры, называйте Исиду Исидой, когда речь идет о Египте.
Я очень уважаю эту богиню, поэтому не надо самодеятельности.
--------------------------------------------------------------------------------



Вот я и спрашиваю - откуда? По вашему это Исида? Тогда скажу что это очень странное изображение Исиды - потому ,что Исиду изображали совсем не так в Египте - и совсем не стоящую на Льве.
ИзображениеИзображение

Кстати вас не удивляет, что Исида часто изображается с крыльями? (также как и Инанна)
_________________
мир построен по принципу аналогии

Fri Dec 08, 2006 3:12 am


Юлли
Афродита Урания

quote:
--------------------------------------------------------------------------------
tmt писал (а):

--------------------------------------------------------------------------------



... нет, извините, это другой шеду..


... вот шеду в паре..
Изображение


.. два шеду Саргона II из Дур-Шаррукина, сейчас живут в Лувре...


... это не сфинксы... шеду - т.н. привратные демоны, быки с крыльями и человеческими головами.. устанавливались обычно у входа (ворот) дворцов и городов для защиты от врагов... архитектурно выполняли функцию несения свода..

.. вот, смотрите, шеду есть и в ГМИИ..
Изображение


.. кстати, у шеду из Лувра пять ног!..

... что такое "вавилонский сфинкс" и какое он отношение имеет к изображениям шеду?.. что вы валите все в одну кучу?..

Fri Dec 08, 2006 10:11 pm

Юлли
Афродита Урания

.. если верить БЭСу, то и в египетской мифологии есть некий "шеду" - "бог-хранитель, защищавший от укусов скорпионов и змей, изображался в виде мальчика с луком и стрелами и с поверженным скорпионом у ног"...

Fri Dec 08, 2006 10:15 pm

Юлли
Афродита Урания

... (обдумав все известное мне о шеду)..

... шеду - слово аккадское, шумерский его вариант - алад, сначала этот демон считался нейтральным по отношению к человеку, затем - его добрым духом-хранителем (как дух был связан с плацентой, часто фигурирует в магических заговорах на табличках, см. переводы В. В. Емельянова).. Оппенхейм считал, что шеду - это жизненная сила человека..


... ассирийцы устанавливали огромные рельефа с шеду при входах во дворцы и храмы и парадные ворота городов.. насколько я помню, фигур-статуй шеду не обнаружено, все они как выступают из огромных плит..

... ассирийские шеду имели голову человека, тело животного и крылья, носили бороду, отождествлявшуюся с умом, и тиару как символ царственности или божественности...

... шеду были найдены при раскопках в Ниневии, реконструированной Синнахерибом (705-681) (из "Анналов Синнахериба": Из превосходного мрамора я велел сделать статуи шеду и ламассу и установить их справа и слева в защиту ворот…), в Калахе, построенном Ашшурнасирпалом II, в Дур-Шаррукине, построенном Саргоном II (721-705) на месте другого города, название которого нам неизвестно ("Царский вход был очень красив. На посетителя строго смотрят шесть фигур огромных крылатых быков с человеческими головами, подобные тем, какие стояли в царских дворцах Калаха. Это гении — стражи ворот. По два быка располагались друг против друга по бокам входа у стены, обратив свои лики ко входящему во дворец, а два других, головою выше первых, стояли в сводчатом проходе, по обеим сторонам, также смотрели вперёд… " - Садаев Д.Г. История Древней Ассирии. — М.: Наука, 1979).. сейчас некоторые из этих фигур находятся, как я уже говорила, в Лувре (Париж), в Пергамоне (Берлин), в ГМИИ (Москва) копия такого шеду использована для оформления зала древних цивилизаций..

... вот луврские:

Изображение



... кстати, между задних ног у них стоят панели с восхвалениями Саргона II и проклятиями его врагам..
Последний раз редактировалось Дмитрий Лопаткин 23 дек 2006, 14:34, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 22 дек 2006, 10:59

tmt
Полибий

шеду - небесный бык-человек?
Интересно откуда произошёл шеду .. - может из шумерской мифологии? Небесный бык уту

Шеду - в щумеро-аккадской культуре образ гения-хранителя в виде скульптурного изображения монументальных крылатых быков или львов , олицетворял жизненные силы человека.
Источники:
М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.


Ассирийцы устанавливали скульптуры по бокам дворцовых ворот. Эти скульптуры назывались шеду. Речь идет о зооморфных существах с человеческой головой. В действительности они в большей мере представляют собой рельефные фигуры, чем скульптуры округлого объема, так как не имеется полного отделения фигуры от камня, а потому это прямоугольные каменные блоки огромных размеров.

В отличие от рельефов, эти фигуры имеют четко выраженную связь с внешним миром с помощью взгляда, так как они стремятся поразить посетителя, утверждая свое присутствие.
На голове у них тиара с рогами, символ божественности. Их функция также была символической, ибо они охраняли вход во дворец.

Ассирийский бык вобрал в себя шумерскую традицию, которая ассоциировала это животное с лунным богом Сином. Этот бог удобрял землю своими ночными лучами. Борода отождествлялась с умом.

Алад (шумер.), шёду (аккад.), в шумеро-аккадской мифологии тип демона, первоначально нейтрального по отношению к человеку, с конца старовавилонского периода — добрый дух — хранитель каждого человека. В искусствоведении считается (возможно, ошибочно), что фигуры крылатых быков, охраняющих входы во дворцах ассирийских царей— шеду.
Мафусаил, в ветхозаветных преданиях один из патриархов, праотцев человечества (Быт. 5, 21-27), прославившийся своим долголетием («мафусаилов век»): он прожил 969 лет. Рассказывается, что Мафусаил сражался со злыми духами шеддим (ср. аккад. шеду); народная этимология его имени - «умерщвляющий мечом». Мафусаил доходил до «пределов земли», чтобы узнать от своего отца Еноха о предстоящем потопе и о спасении Ноя, внука Мафусаила (книга Еноха 111-112, Мидраш агада к Быт. б, 25). Смерть Мафусаила наступила перед самым потопом (Быт. 6,27; 7,6). Согласно агаде, потоп был отсрочен на семь дней ради недельного траура по Мафусаилу. Он должен явиться на землю перед приходом мессии в числе «семи великих пастырей» (Сиф, Енох, Мафусаил, Авраам, Иаков, Моисей, Давид

Это шеду - крылатые быки с пятью ногами и человеческими лицами. Лишняя нога у этих сказочных животных сделана специально, для того чтобы создать оптический эффект: человеку, проходящему через ворота, кажется, что могучий страж движется ему навстречу и готов в любую минуту преградить путь тому, кто несёт зло.

Другим персонажем является человекобык - один из популярнейших героев шумерской и аккадской глиптики - существо с головой и туловищем человека, бычьими ногами и хвостом. В древнейшие времена он почитался скотоводами в качестве защитника стад от болезней и нападений хищников. Вероятно, поэтому его часто изображали держащим пару перевёрнутых вниз головами львов или леопардов. Позднее ему стали приписывать роль стража владений различных богов. Не исключено, что под видом человекобыка представляли верного друга и спутника знамени того эпического героя Гильгамеша - Энкиду, который, имея человеческий облик, прожил часть своей жизни в лесу, привычками и поведением не отличаясь от животного.

Стражами владений бога солнца Уту Шамаша считались ещё два популярных персонажа: человек скорпион, поддерживающий, согласно древним сказаниям, небесный свод, и бык с человеческим лицом. Однако по силе и агрессивности не имел себе равных среди других монстров львино-головый орёл Анзуд. Он охранял границы загробного мира и символизировал стихии, которые находились под покровительством бога войны Нингирсу.
_________________
мир построен по принципу аналогии

Sat Dec 09, 2006 1:20 am


tmt
Полибий

Продолжаем поиск по следам шеду и находим интересную заметку..

Сфинксы и их родичи
Михаил Попов
Что означает слово «сфинкс»? На первый взгляд, оно египетское, но на самом деле его придумали греки: Σφινξ означает «душитель» ...

Из Древнего Египта сфинкс перекочевал в Древнюю Грецию, обзавелся крыльями, поменял мужскую голову на женскую и приобрел очень дурной характер. Греческий сфинкс был только один — уникальный демон разрушения и неудачи. Если верить поэту Гесиоду, сфинкс приходился (вернее говоря, приходилась) дочерью чудовищной Химере и двуглавому псу Орфу (по другой версии — Тифону и Ехидне). Древние греки всегда изображали ее прямосидящей (и никогда — лежащей, стоящей на задних лапах или летящей). Это не причуда художников, а служебная обязанность данного существа: сфинкс была сторожем. Однажды боги Гера и Арес призвали ее из Эфиопии (даже в легендах греки признавали, что сфинкс был родом из Сахары) к окраинам города Фивы. Там она должна была сидеть на большой дороге и задавать путешественникам одну-единственную загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером — на трех?». Проигравшего сфинкс душила (отсюда и название этого существа — «душитель»), а по другой версии — съедала.

Согласно легенде, царь Эдип разгадал загадку. Ответ был «человек»: в молодости он ползает на четырех конечностях, взрослый ходит на двух, а в старости еще и опирается на трость. Побежденная, сфинкс бросилась со скалы и разбилась (другой вариант — сожрала саму себя).

Благодаря этому мифу все без исключения сфинксы, даже египетские, превратились в эдакий контрольно-пропускной пункт
Изображение
Эдип и Сфинкс. Рисунок на вазе (Ватиканский музей).

В мире фантастики у сфинксов немало родственников. Мантикора вполне наглядный пример. Существо с львиным телом и человеческими чертами лица, иногда рогатое, с серыми глазами, тремя рядами стальных зубов и драконьим, реже — ядовитым скорпионьим хвостом. Оно покрыто красной шерстью, издает трубный рев и в ряде случаев даже умеет летать (некоторые авторы «приделывают» к ней крылья).
Родина этого зверя — Персия. Слово «мантикора» распадается на два персидских корня: «мартийя» (человек) и «кхвар» (пожирать). Греки — в частности, ученый Ктесий — упоминали мантикору в рассказах об Индии. Однако некоторые древние авторы проявляли умеренный скепсис (Павсаний критиковал Ктесия за популизм и утверждал, что мантикора — это обычный лев).

В аккадской мифологии были добрые демоны шеду — крылатые быки ( или львы — ламассу ) с мужскими головами, украшенными типичными для ассирийской и иранской культуры прямоугольными бородами. Основной функцией шеду была защита жилища. Около дверей обычно ставились две небольшие фигуры шеду (либо под порог закапывалась глиняная табличка с их изображением). Входы в города охраняли статуи колоссального размера, украшенные заклинательной резьбой.

--------------------------------------------------------


--------------------------
Вот ещё интересная заметка....
А. Л. Оппенхейм в своей работе «Древняя Месопотамия».
Американский ученый обнаружил у шумеров и аккадцев описание души как сложной структуры. Согласно его реконструкции, жители Двуречья считали, что у человека есть жизненная сила, по аккадски – шеду и судьба, доля – иштару. Кроме того, он обладает «ангелом»-двойником, наподобие египетского ка – шимту.* Индивидуальность человека, его личность – это ламассу. Также в людях присутствует элемент божественного, духовный дар илу.
Известно только, что шумеры и аккадцы признавали загробную жизнь (о чем свидетельствует, в частности, «Эпос о Гильгамеше»). По аналогии с уже знакомым «распределением» душ в анимизме, шаманизме и в других религиозно-мистических системах (они рассматриваются ниже), можно сделать следующее предположение: жизненная сила шеду гибнет вместе с телом, душа-индивидуальность ламассу попадает в подземное царство мертвых, а илу – дух, дар Бога возвращается к своему Творцу. Также можно предположить, что двойник шимту остается над могилой и рассеивается через какой-то срок (как описывается в других религиях). А возможно, жители Двуречья, также как древние египтяне, оставляли ему место в посмертном бытии. Судьба, доля иштару, по смыслу весьма близкая карме индуизма и буддизма, после смерти, возможно, трансформировалась и доставалась новой душе-индивидуальности. Но это только предположения.
_________________
мир построен по принципу аналогии

Последний раз редактировалось: tmt (Sat Dec 09, 2006 4:13 am), всего редактировалось 1 раз

Sat Dec 09, 2006 1:49 am


Юлли
Афродита Урания

... дорогая Тамуна, прекратите валить в кучу быков, сфинксов, грифонов и прочее... вы что, не читаете, что другие пишут?..

Sat Dec 09, 2006 2:25 am


tmt
Полибий

Это не я, Попов Михаил кидает в кучу...

Ну а если серьёзно, очень интересная заметка А. Л. Оппенхейма.
http://www.metanoia.narod.ru/text/7.htm
http://www.metanoia.narod.ru/text/1.htm

Происхождение шеду и вправду интересно.
_________________
мир построен по принципу аналогии

Sat Dec 09, 2006 3:11 am


tmt
Полибий

Кстати мы упустили из виду Ламассу -

Ламассу (аккадск.), Лама (шумерск.)
"В шумеро-аккадской мифологии добрая богиня — покровительница и защитница. Лама — носительница личности человека, возможно, связанная с культом плаценты. Считалось, что свою Ламу имеет каждый человек." (2)

Изначально изображалась в виде крылатого льва с человеческой (мужской!) головой и пятью ногами (две левые передние, одна из которых при виде сбоку скрыта за правой), в поздний период — как неподвижно стоящий окрыленный человек.

Противопоставлялась Шэду, как женское божество мужскому. Изображение
http://www.bestiary.us/lamassu.php


"Ламассу"
Плакетка из слоновой кости.
Дворец в Нимруде,
IX в. до н.э.
_________________
мир построен по принципу аналогии

Sat Dec 09, 2006 3:22 am


Юлли
Афродита Урания

... а ламассу-то при чем здесь???... вы сейчас будете перечислять ВСЕХ месопотамских демонов???...

Sat Dec 09, 2006 3:42 am


tmt
Полибий


quote:
--------------------------------------------------------------------------------
Юлли писал (а):
... а ламассу-то при чем здесь???... вы сейчас будете перечислять ВСЕХ месопотамских демонов???...
--------------------------------------------------------------------------------



нет не всех, а только тех, кто имеет какое то отношение к быку и льву...

http://www.tiamat.ru/magic4.htm

единственными добрыми демонами с полностью установленными чертами являются шеду и ламассу... О них часто упоминают царские надписи, благодаря чему мы знаем, что именно они изображались в виде крылатых быков, которых ассирийские цари ставили на стражу у входа в свои дворцы... Вот как описывает их г-н Перро 12: «Голова человеческая, однако вокруг венчающей ее высокой тиары поднимается несколько пар закругленных рогов. Эти рога — один из атрибутов животного, природа которого преобладает у этого составного существа... Тело и ноги бычьи, однако кольца гривы напоминают льва; общую картину довершает пара огромных крыльев, принадлежащих орлу, царю пернатых... Наконец, самое примечательное — это человеческая голова, лицо с резкими чертами, которое так удачно обрамляют массы густых волос и бороды с множеством симметричных завитков. Выражение лица серьезное и величественное, иногда почти улыбающееся, оно удивительно подходит этому таинственному и благожелательному существу, которому халдейское воображение придало этот причудливый облик и это могучее каменное тело».
http://www.tiamat.ru/fabulosa.htm
_________________
мир построен по принципу аналогии

Sat Dec 09, 2006 4:48 am


Юлли
Афродита Урания


quote:
--------------------------------------------------------------------------------
tmt писал (а):

quote:
--------------------------------------------------------------------------------
Юлли писал (а):
... а ламассу-то при чем здесь???... вы сейчас будете перечислять ВСЕХ месопотамских демонов???...
--------------------------------------------------------------------------------



нет не всех, а только тех, кто имеет какое то отношение к быку и льву...

http://www.tiamat.ru/magic4.htm

единственными добрыми демонами с полностью установленными чертами являются шеду и ламассу... О них часто упоминают царские надписи, благодаря чему мы знаем, что именно они изображались в виде крылатых быков, которых ассирийские цари ставили на стражу у входа в свои дворцы... Вот как описывает их г-н Перро 12: «Голова человеческая, однако вокруг венчающей ее высокой тиары поднимается несколько пар закругленных рогов. Эти рога — один из атрибутов животного, природа которого преобладает у этого составного существа... Тело и ноги бычьи, однако кольца гривы напоминают льва; общую картину довершает пара огромных крыльев, принадлежащих орлу, царю пернатых... Наконец, самое примечательное — это человеческая голова, лицо с резкими чертами, которое так удачно обрамляют массы густых волос и бороды с множеством симметричных завитков. Выражение лица серьезное и величественное, иногда почти улыбающееся, оно удивительно подходит этому таинственному и благожелательному существу, которому халдейское воображение придало этот причудливый облик и это могучее каменное тело».
http://www.tiamat.ru/fabulosa.htm
--------------------------------------------------------------------------------



... и шеду, и ламассу могли выступать и как злые демоны... подобные упоминания встречаются в ассирийских заклинаниях..

... при чем здесь лев???.. ну, товарищи, вы любую тему захламите - один в быков сует сфинксов, другая - львов... что дальше?..

Sat Dec 09, 2006 5:01 am


tmt
Полибий
Ну а дальше вот это -

Голан утверждает, что в эпоху неолита существовала религия, в основных своих положениях единая для обширного ареала раннеземледельческих культур Передней Азии и Юго-Восточной Европы и оказывавшая влияние на соседние менее развитые регионы. Основные божества этой религии: богиня неба и бог земли, а также их дети (бог произрастания, бог-благодетель, братья-близнецы и их сестра богиня солнца). (Голан, 1992. – с. 12).

Но камнем преткновения для подобного смешения остается популярный в искусстве Древнего Востока сюжет терзания быка львом. “Очень может быть, что в эпоху неолита в Нижней Месопотамии (находящейся, кстати, по соседству с Эламом) бык и лев – образы неолитического бога земли и преисподней – представлялись двумя разными божествами. Может быть, они считались состоящими в родстве и оба пользовались почтением. <...> хотя бык почитался в качестве божественного олицетворения Земли, по мифологическим представлениям он мог быть убит другим представителем “низа”. Но смерть быка была временной: через 40 дней его созвездие снова появлялось над горизонтом, и народ ликовал по поводу воскрешения бога” (Голан, 1992, 55). “Наконец, не исключено, что месопотамский бык, убиваемый львом, это не бог земли, а бог растительности <...> Могло здесь повлиять и то обстоятельство, что образы божеств земли и растительности вообще четко не разграничиваются, нередко смешиваясь в мифах (и, кстати, в графической символике)”

В то же время воплощения Бога Земных Сил содержат лунную символику. Луна трактовалась как два рога быка, она же считалась источником плодородия (бытовало поверье, что трава растет при луне). На Ближнем Востоке во время лунного затмения говорили: “лев терзает быка”. В Ригведе индийский бог луны Сома часто характеризуется эпитетом “бык”, он же иногда называется “судьей мертвых” (некоторое посягательство на прерогативы Ямы).

-----------------------

луна и солнце
бык и лев -
эти символы объединились в шеду и ламассу - хранителей входа во дворец.
_________________
мир построен по принципу аналогии
Последний раз редактировалось Дмитрий Лопаткин 23 дек 2006, 14:53, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 22 дек 2006, 14:43

Дмитрий Лопаткин
Логограф

Вообще это один из самых используемых и известных знаков в Египте.Он может быть у всех.Если я не ошибаюсь это знак воскрешения. Даже сейчас он встречается в поп-культуре.Странно, Тамуна, что вы его не знаете.
Сообщение Tue Dec 05, 2006 4:29 pm


tmt >
Полибий

Я не могла вспомнить название знака и попросила "помощь зала".. Smile А символ конечно известен.
Вот это особенно интересно -

In their 2004 book "The Quick and the Dead", Andrew H. Gordon and Calvin W. Schwabe speculated that the Ankh, Djed and Was symbols have a biological basis derived from ancient cattle culture (and linked to the Egyptian belief that semen was created in the spine), thus:

the Ankh - symbol of life - thoracic vertebra of a bull ( seen in cross section)
the Djed - symbol of stability - base on sacrum of a bull's spine
the Was - symbol of power and dominion - a staff made from a dried bull's penis

It has been suggested that it combines the male and female symbols of Osiris (the cross) and Isis (the oval) and therefore signifies the union of heaven and earth[citation needed]. As a hieroglyph, it likely encompassed a range of meanings depending on context, but all of these expressions were centered around the concept of life or life force.

Over time, the ankh has come to symbolize life and immortality, the universe, power and life-giving air and water. "Its keylike shape also encouraged the belief it could unlock the gates of death"[citation needed]. The Coptic Christians used it as a symbol of life after death[citation needed]. The ankh has been used in ritual magic.[citation needed]
_________________
мир построен по принципу аналогии


Дмитрий Лопаткин
Логограф

Как всегда я запаздываю. За вами не угонишься! Smile
Сообщение Tue Dec 05, 2006 4:34 pm


< tmt >
Полибий
quote: Дмитрий Лопаткин писал (а):
Как всегда я запаздываю. За вами не угонишься! Smile



Laughing
Знаете кто самые быстрые в мире?
Мегрелы... Laughing

Дмитрий получается, что < Инанна > и есть Исида?
_________________
мир построен по принципу аналогии

Дмитрий Лопаткин
Логограф

Мегрелы ещё и самые смелые в выводах? Smile А у вас нет сомнения в подлинности этого изображения.
Сообщение Tue Dec 05, 2006 4:54 pm


< tmt >
Полибий
quote: Дмитрий Лопаткин писал (а):
Мегрелы ещё и самые смелые в выводах? Smile А у вас нет сомнения в подлинности этого изображения.



Это не вывод - предположение...

Насчёт подлинности - ну, не знаю.. Надо бы поехать в Египет..
_________________
мир построен по принципу аналогии

Лемурий
Логограф

quote: < tmt > писал (а):


Лемурий - вам не удасться различить иеролифы на египетской Инанне? - Вы как то специализировались на иероглифы.. Laughing



Конечно, знание некоторых иероглифов не обозначает, что я читаю египетские тексты как "Отче наш..." Laughing

Но... скажите, как называется и где находится эта скультурка, попробую найти изображение покрупнее.

_________________
Все в этом мире развивается по спирали...

< tmt >
Полибий

Я ищу это изобрпжение по всему Египту! Smile
Наибольшие изображения бога Мина кажется в Карнаке - но пока никак не могу найти именно эту стену.
Некоторые иероглифы вполне различимы... особенно интересен фараон. кто он?
_________________
мир построен по принципу аналогии

Логограф

Idea А знаете, что нужно для того чтобы сразу бросаться искать по всему Египту Question ПОДУМАТЬ Laughing

Вот смотрите, слева МИН (бог Верхнего Египта) - А что ему протягивает < Инанна > Question ЛОТОСЫ - Символ Верхнего Египта Exclamation

А кто у нас справа Question Осирис с ключом от подземного царства (бог Нижнего Египта - Дельты) - А что ему протягивает < Инанна > Question ПАПИРУС - Символ Нижнего Египта Exclamation
_________________
Все в этом мире развивается по спирали...

Лемурий
Логограф

А это говорит о том, что искать надо в истории ДООБЪЕДИНЕННОГО ЕГИПТА... Идеально для такого барильефа подходит храм Исиды в Коптосе (городе, где был также культ МИНа) и город уходит корнями как раз в период Нагада I. К тому же как я и писал есть версия аллохтонного происхождения египтян. Питри и ряд других египтологов считали что основное население пришло с Аравийского полуострова.
Видите < Инанна > стоит на льве - символе семитов (?)
_________________
Все в этом мире развивается по спирали...

< tmt >
Полибий

quote: Лемурий писал (а):
Idea А знаете, что нужно для того чтобы сразу бросаться искать по всему Египту Question ПОДУМАТЬ Laughing

Вот смотрите, слева МИН (бог Верхнего Египта) - А что ему протягивает < Инанна > Question ЛОТОСЫ - Символ Верхнего Египта Exclamation

А кто у нас справа Question Осирис с ключом от подземного царства (бог Нижнего Египта - Дельты) - А что ему протягивает < Инанна > Question ПАПИРУС - Символ Нижнего Египта Exclamation



Ну так ищите и Вы тоже Smile - а то некоторые усомнились в подлинности этого изображения... Laughing

Значит справа - это Осирис? Изображение наводит о мысль об объединении Египта. Неужели < Инанна > сыграла в этом деле ключевую роль? Женщина?
_________________
мир построен по принципу аналогии

Лемурий
Логограф

quote: < tmt > писал (а):


Значит справа - это Осирис? Изображение наводит о мысль об объединении Египта. Неужели < Инанна > сыграла в этом деле ключевую роль? Женщина?



Женщина и объединение - понятия несовместимые Laughing , в данном случае речь идет именно об разделе царств...
_________________
Все в этом мире развивается по спирали...


Гиви Чрелашвили
Логограф

Тамуна, откуда < Инанна > в Египте ?
Вы же сами сказали в другой теме, что эта шумерская богиня !
И это правильно.
А в Египте была Исида.
Если вы мне скажите, что по функциям эти две богини тождественны, это еще ничего не значит. Уж ни у кого не возникает сомнений, что Гермес и Меркурий тождественны, тем не менее, мифологии разные и называть надо применительно к каждой мифологии бога так, как он называется именно в этой мифологии, а не в другой. От того, что < Инанна > оказалась на одном барельефе с египетским Мином, все шумеры на том свете уже раз по 50, наверно, протряслись в лихорадке, а уж сколько проклятий они обрушили на ваши, господа импровизаторы, головы, я подсчитать не берусь. Будьте добры, называйте Исиду Исидой, когда речь идет о Египте.
Я очень уважаю эту богиню, поэтому не надо самодеятельности.
Сообщение Thu Dec 07, 2006 4:07 pm

< tmt >
Полибий

quote: Лемурий писал (а):

quote: < tmt > писал (а):


Значит справа - это Осирис? Изображение наводит о мысль об объединении Египта. Неужели < Инанна > сыграла в этом деле ключевую роль? Женщина?



Женщина и объединение - понятия несовместимые Laughing , в данном случае речь идет именно об разделе царств...


А внизу? Сидит кажется Мин с поднятой рукой и плетью, и перед ним рабы...
НАд головой < Инанны > (если это она а не Исида) - есть цифра 191 - может это плита? Ладно будем искать... Laughing
_________________
мир построен по принципу аналогии

Лемурий
Логограф

quote: < tmt > писал (а):

А внизу? Сидит кажется Мин с поднятой рукой и плетью, и перед ним рабы...
НАд головой < Инанны (если это она а не Исида) - есть цифра 191 - может это плита? Ладно будем искать... Laughing



Нет, Вы сегодня, явно глумитесь Laughing .
С мухобойкой и тростью сидящим на троне, всегда рисовали фараона на празднике Хеб-Седа.

Номер экспоната сверху - может помочь (?). По форме - это притолка какого-то Храма.
_________________
Все в этом мире развивается по спирали...
Последний раз редактировалось Дмитрий Лопаткин 23 дек 2006, 15:00, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение tmt » 22 дек 2006, 15:49

Вот картинки Инанны - http://doormann.tripod.com/inannat.htm

Кстати много картинок есть здесь - http://forum.gol.ge/index.php?showtopic=24106&st=0



Изображение
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 22 дек 2006, 15:59

Тамуна, подскажите через какой сайт вы вставляете картинки?
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение tmt » 22 дек 2006, 16:11

Вставлять картинки очень просто - на любую картинку нажимайте на правую мышь - среди параметров картин есть адресс картины - он самом низу называется - "своиства" - нажимаете на "своиства" и выводит адресс картины - http://doormann.tripod.com/lilibrmu.jpeg,

после на панели сверху, где вы пишете ответ в тему есть - Img

[img] - после него вставляете адресс картины

http://doormann.tripod.com/lilibrmu.jpeg и после снова нижимаете на Img - [/img]

Вот так - Изображение и в итоге получится картина.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 22 дек 2006, 16:26

А когда картинка хранится у меня в компьютере, получится?
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение tmt » 22 дек 2006, 16:34

Дмитрий Лопаткин писал(а):А когда картинка хранится у меня в компьютере, получится?


Нет здесь нет этого сервера, но Лексу я дала какой то адресс - откуда скачитвали картинки с папки - увы забыла этот адресс - может Лекс помнит - пошлите ему личное письмо - у него сохранился наверно этот адресс (а после перешлите и мне тоже :) )

в таком случае я делаю так - вставляю картинку в другой форум а после оттуда перекачиваю сюда.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 04 фев 2007, 22:38

Dedal писал(а) -
Формально можно предположить, что критяне познакомились с египетским культом в 3 тыс. до н.э. и передали слово грекам, позднее греки сами узнали египетских богов, поэтому для греков критский Минос никак не связан с египетским Мином (который тождественен греческому Пану - этимология "пастух").
______________________________________

Единственное что остаётся неясным - мотивировка , каким образом имя божества могло трансформироваться в самоназвание народа.

Если найдутся исторические преценденты, то можно считать - вполне вероятным


Скажем так - как образовывается название народа? От места жительства или от некого человека-патриарха, который сыграл важную роль в истории этого народа?
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 151