Гиви Чрелашвили » 02 ноя 2006, 03:32
"Оттого и вопросы, что доверяю мнению Грейвса - а коментаторы Апполодора могли и ошибаться. Вы знаете больше Грейвса? Кстати там же есть ссылка на источник - 8 -
8 Павсаний Х.38.1; Евстафий. Комментарий к Гомеру с.1815; Аполлодор I.7.2.
Что уже нельзя высказывать альтернативное мнение? "
ОК, смотрим еще раз это место у Грейвса.
h. Этот Девкалион был братом критянки Ариадны* и отцом Оресфея, царя озолийских локрийцев, при жизни которого белая сука ощенилась палкой, которую Оресфей посадил и из нее выросла лоза. Другой его сын, Амфиктион, известен тем, что развлекал Диониса и был первым, кто стал смешивать воду и вино. Однако самым знаменитым стал его старший сын Эллин, отец всех греков [8].
1 Аполлодор III.8.1; Павсаний VIII.2.1; Схолии к "Аратее" Цезаря Германика 39; Овидий. Метаморфозы 1.230 и cл.
2 Аполлодор. Там же; Цец. Схолии к Ликофрону 481; Павсаний VIII.3.1;Овидий. Метаморфозы 1.230 и cл.
3 Овидий. Там же 1.317; Схолии к "Оресту" Еврипида 1095; Гигин. Мифы 153; Сервий. Комментарий к "Буколикам" Вергилия VI.41; Пиндар. Олимпийские оды IX.46; Плутарх. Кто из животных искуснее? 13.
4 Аполлодор 1.7.2; Овидий. Метаморфозы 1.260-415.
5 Павсаний I.40.1.; Овидий. Метаморфозы VII.352-356.
6 Павсаний Х.6.1-2.
7 Павсаний VIII.2.3 и VI.8.2; Плиний. Естественная история VIII.34; Платон. Государство VIII.566a.
8 Павсаний Х.38.1; Евстафий. Комментарий к Гомеру с.1815; Аполлодор I.7.2.
У Аполлодора в I.7.2 нет ни слова о том, что Девкалион был братом Ариадны. Это вариант Павзания. Я вам об этом уже говорил.
Я ни в коем случае не знаю больше Грейвса.
Но Грейвс тоже не знает больше, чем Аполлодор.
Грейвс ссылается на Павзания (у Гигина то же самое, но поскольку Гигин сам опирался на Павзания, Грейвс взял вариант Павзания).
Я уважаю, как уже сказал, Грейвса.
И ни в коем случае не претендую на то, что больше него знаю.
Но в данном конкретном случае ситуация ясна, яснее не бывает.
Грейвс предпочел классической версии Аполлодора (которая, кстати, совпадает с Гомером) версию Павзания. Как я вам уже говорил, Павзаний является самым активным противопоставителем Гомеру и Гесиоду. Наибольшее число альтернативных версий выдвинуто именно Павзанием.
Возьмите Большой Мифологический словарь под редакцией Метелинского и вы увидете, что когда идет какая-нибудь альтернативная общепринятой версия, то в 7 случаях из 10 там стоит ссылка на Павзания.
Мне непонятно, почему в этом конкретном месте Грейвс предпочел вариант Павзания, который, кстати, не сводит концы с концами.
Почему ?
А потому что читаем у того же Грейвса "Жизнь и подвиги Тесея".
И что мы видим в пункте k ?
Афродита действительно сопровождала Тесея, потому что не только Перибея и Феребея пригласили галантного Тесея разделить с ними ложе (и не были отвергнуты) , но даже дочь Миноса Ариадна влюбилась в него с первого взгляда.
Вот те и раз, как же так ?
Кто родители Девкалиона ?
Тот же Грейвс говорит, что отец Девкалиона вовсе не Минос, а Прометей.
Тот же Грейвс говорит, что Ариадна - дочь Миноса и Пасифаи.
Среди детей Пасифаи и Миноса были Акакаллида, Ариадна, Андрогей, Катрей, Главк и Федра [1] . Она также родила Кидона от Гермеса и ливийского Аммона от Зевса.
(Минос и его окружение. ДЕТИ ПАСИФАИ.)
Как же тогда Ариадна и Девкалион могли быть братом и сестрой ?
Только если у них могла быть общая мать - Пасифая.
Прометей и Пасифая ?
Да такого даже Павзаний не додумался бы !
И нигде у Грейвса не сказано, что Прометей как-то связан с Пасифаей.
Да и в списке детей, рожденных не от Миноса, при указании отцов Прометея нет, а есть Гермес и Зевс. Однако смотрим по сноске о разных детях Пасифаи.
1. Пасифае* как луне (см.51.h) приписывали множество сыновей: Кидон, герой-эпоним Кидона, расположенного около Тегеи, а также кидонской колонии на Крите; Главк, коринфский морской герой (см. 71.4); Андрогей, в честь которого ежегодно проводились игры в Керамике и которому афиняне поклонялись как Эвригиею; Аммон, герой-оракул Аммонского оазиса, которого позднее приравнивали к Зевсу, а также Катрей. Ее дочери, Ариадна и Федра - это ее копии.
Всё понятно, по-моему.
Ни о каком Прометее и Пасифаи не может идти и речи.
Значит, получается или явный нестык, или эта какая-нибудь другая критянка Ариадна. А если эта другая критянка Ариадна, то пропадает основной базис. Чего ради тогда надо предполагать, что это один и тот же Девкалион, во время потопа и тот, который был на Троянской войне ?
И кстати, а кто тогда такой Идоменей, внук Миноса ?
Кто его отец ?
Читаем "Троянскую войну" того же Грейвса.
Пункт n.
Когда греческий флот собрался в Авлиде, в удобной бухте в Эвбейском проливе, явились критские послы, чтобы объявить, что их царь Идоменей, сын Девкалиона, поведет на Трою сто кораблей, если Агамемнон согласится разделить с ним власть над всем войском, и это условие было принято.
Как, и у Грейвса Идоменей - сын Девкалиона ?
Но помилуйте, мы же читали у Грейвса "Девкалионов потоп".
Там были подробно названы все его дети.
Никакого Идоменея там не было.
А были названы три его сына: Оресфей, Амфиктион и Эллин.
Стало быть, получается, что даже по Грейвсу - это два разных Девкалиона.
Теперь об Аполлодоре.
О каких комментаторах Аполлодора вы говорите ?
О Боруховиче ?
Вы считаете, что Борухович неправильно перевел Аполлодора ?
Я вам говорю не о комментариях и сносках Боруховича, а о самом тексте Аполлодора, в котором он ясно говорит, что это два разных Девкалиона; сам Аполлодор, а не Борухович.
Теперь далее.
Вы задаете мне вопрос (о Прометее).
Я вам отвечаю, что не знаю ответа.
Вы мне тут же его выдаете, ответ этот.
Неважно, насколько он обоснован. Неважно правилен он или нет.
Важно другое: зачем вы мне задаете вопрос, если вы знаете на него ответ ? А что, вам студент, а вы - профессор, и я держу у вас экзамен ?
Вы же уже знаете, вы всё решили. Что миф о Прометее не мог быть в Греции раньше 1700 г. до н.э., что это негреческий миф и т.д.
Пардон, засим отвечать на ваши вопросы я больше не буду.
Создается впечатление, что вы зaдаете вопросы с провокационной целью, чтобы затем начать меня подлавливать. Последний вопрос это явно покaзал.