Dedal писал(а):Меня вот это зацепило: "почитания минойцами ливийских божеств"(Athenaios), что-то ничего не идёт на ум
Так вроде Analogopotom сказала о богине со змеями.
Модераторы: Aristoteles, Tibaren
Dedal писал(а):Меня вот это зацепило: "почитания минойцами ливийских божеств"(Athenaios), что-то ничего не идёт на ум
Athenaios писал(а):Dedal писал(а):Меня вот это зацепило: "почитания минойцами ливийских божеств"(Athenaios), что-то ничего не идёт на ум
Так вроде Analogopotom сказала о богине со змеями.
180. За этими махлиями идут авсеи. Эти последние, как и махлии, живут вокруг озера Тритониды, и река Тритон образует границу между ними. Махлии отращивают себе волосы на голове сзади, а авсеи – спереди. На ежегодном празднике Афины девушки их, разделившись на две партии, сражаются друг с другом камнями и палками101. По их словам, они исполняют древний отеческий обычай в честь местной богини, которую мы называем Афиной. Девушек, которые умирают от ран, они называют лжедевушками. Еще до окончания боя народ поступает так: девушку, которая сражалась храбрее всех, народ украшает коринфским шлемом, облачает в эллинские доспехи и, посадив на колесницу, возит вокруг озера. Чем они украшали своих девушек в древнее время, до основания у них эллинских поселений, я не могу сказать, но, видимо, все же египетским оружием. Ведь, как мне думается, даже щит и шлем эллины заимствовали из Египта102. Афину же они считают дочерью Посейдона и богини озера Тритониды. Поссорившись со своим отцом, она предалась Зевсу, и тот принял ее как свою дочь. Так они рассказывают.
101. Речь идет о ритуальных боях в честь богини плодородия (карфагенская Танит).
102. Как показывают изображения на египетских памятниках, это не соответствует действительности.
М. Айюб называет «коренной ливийкой» женское божество Тиннит, которому, по-видимому, поклонялись гараманты. Рядом исследователей эта ливийско-пуническая богиня сопоставляется или прямо отождествляется с египетской богиней Нейт. Оставляя в стороне сравнительные характеристики обоих персонажей, отмечу, что с лингвистической точки зрения имя Нейт затруднительно произвести из имени Тиннит; напротив, Тиннит может закономерно производиться от Нейт на любом берберском (а значит, и на праберберо-ливийском) языке с вероятным значением «та, которая Нейт». Это, конечно, не исключает изначального неегипетского происхождения имени Нейт, означая лишь то, что, если два эти имени связаны, имя Нейт первично по отношению к имени Тиннит, а не наоборот.
Если же принять предположение, что Тиннит — производное имя от общеберберского глагола * inni «сказать, говорить», то ее следует считать исконным ливио-берберским божеством, и тогда связь с Нейт становится весьма проблематичной.
Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок. Только одежда ливиянок – кожаная, а подвески на эгиде – не змеи, а ремни, в остальном же одеяние того же покроя. Даже и само название указывает на то, что одежда на изображениях Паллады ливийского происхождения118. Ведь ливиянки носят поверх одежды козьи шкуры без шерсти, отделанные бахромой и окрашенные мареной. Из этого-то слова “айгес”119 эллины и взяли [название] эгиды. Я думаю также, что громкие [призывные] вопли120 [к божеству] при священнодействиях впервые возникли здесь: ведь ливиянки весьма искусные вопленицы. Так же и езде на четверке коней эллины научились от ливийцев.
Примечания:
118. Геродот здесь ошибается. Афина — древнекритская змеиная богиня (об этом напоминают только змеи на щите-эгиде). В микенских письменных памятниках линеарного письма В Афина уже “Владычица” и вместе с Посейдоном является божеством — хранителем колесничих (знатных воинов, сражавшихся на колесницах).
119. Айгес — козьи шкуры. Эгида — щит Афины из козьей шкуры.
120. Вопли — греческий обычай, засвидетельствованный уже Гомером.
Dedal писал(а): Микенцы также ездили не только на колесницах, но и верхом, не будешь же пасти табун на колеснице
Но киренские колесницы всегда удивляли греков классической эпохи.
Analogopotom писал(а):А если на Крите и в Ливии почитали одно и тоже женское божество?
Богиню могли называть по-разному, но отвечала-то она везде за одно и то же. Потом часть этих функций передалась Афине.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 51