Гиви Чрелашвили » 13 дек 2008, 05:11
Да, Тибарен, с островом Эя мы с вами фраернулись оба.
Я - с тем, что считал, что-де остров чисто мифологический и у него не было прототипов, вы же - с тем, что поместили его в Черное море (Понт Эвксинский). А меж тем, могли бы вспомнить, как было дело в "Одиссее".
К острову Эя Одиссея занесла буря, бушевавшая несколько дней.
Не странно ли вам, что она, застав Одиссея в Эгейском море (ибо он возвращался домой), ровнехонько протащила его через узкий пролив Геллеспонт (Дарданеллы), затем через Мраморное море и еще более узкий пролив Босфор ? При этом, проходя во время бури на неуправляемом корабле через узкие проливы, Одиссей умудрился не разбиться о скалы ?
А на самом деле, если вспомните многих античных авторов, которые по следам Гомера писали об Одиссее, то буря потащила корабль Одиссея не на север от Эгейского моря в Геллеспонт, а наоборот, на юг.
По широкому Эгейскому морю она его протащила до южной оконечности Греции, затем во Внутреннее (Средиземное) море, затем по нему на запад мимо Сицилии и, наконец, на север в Адриатическое море к берегам Лация в Авзонии (Италии).
Так вот, этот остров Эя реально существовал и находился возле самых берегов Лация в Адриатическом море, и Гомеру было это известно.
Каюсь, последнее время у меня было мало времени на исследование.
Как только оно немного появилось, я поднял все доступные мне источники и довольно быстро это определил.
Итак, начнем с Роберта Грейвса (помните, Грейвс всегда приводит ссылки на античных авторов, за это я его и люблю), с его "Мифов Древней Греции" (по идее, им можно было бы и закончить, но я дам на закуску еще кое-что).
Небесные боги. Гелиос.
Комментарии к главе Грейвса.
Пункт 3.
3. Черные тополя были священными деревьями Гекаты, а белые тополя символизировали надежду на воскресение (см. 31.5 и 134.f). Поэтому превращение сестер Фаэтона в тополей указывает на наличие острова-усыпальницы, где жрицы исполняли обряды у прорицалища родового царя. Такая точка зрения подтверждается еще и тем, что сестры Фаэтона превратились также в заросли ольхи, а ольха росла по берегам принадлежавшего Кирке острова Эя. Это остров-усыпальница, расположенный в Адриатическом море, недалеко от впадения в него реки По (Гомер, Одиссея V.64 и 239) .
В принципе, этого достаточно.
Но я решил проверить и полез в Гомера.
У меня довольно много изданий и разных переводов Гомера.
По счастью, я полез именно в издание, подготовленное Дзюбенко ("Илиада" в переводе Гнедича, "Одиссея" в переводе Жуковского).
И, кроме строк Гомера, вот такие интересные строки я нашел в примечаниях по именам собственным, встречающихся у Гомера (кроме того, что это полностью согласуется с Грейвсом, там есть еще и дополнительная, крайне интересная информация).
Цитирую полностью.
Эея (Эя) - остров, на котором живет Цирцея. Древние не сомневались в его местонахождении: это небольшой скалистый островок у самых берегов Лация (в Италии). Теперь этот островок благодаря речным наносам соединился с сушей, но до сих пор еще называется Монте Чирчео - Гора Цирцеи.
Как видите, место в Черном море этому острову нет совсем.
Так что в одном я был прав: единственное, что связывает этот остров с Колхидой, так это то, что царем Колхиды был Ээт, а повелительницей острова Эя - его сестра Кирка (Цирцея), то есть, то, что этими двумя весьма удаленными друг от друга землями владели брат и сестра.