Византия, христианство и античность

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение thor » 18 окт 2006, 13:47

shuric писал(а):Возрождение же результат внутренего развития западноевропейской цивилизации. Внешние воздействия тут ни при чем.


Ага Западная Европа - это отдельная планета, развивающаяся сама по себе без какого либо воздействия на нее со стороны. ТОрманс, одним словом, "робинзоны космоса"! "Несть глупости большия, яко глупость" ("История одного города" Салтыков-Щедрин)! :evil: Услышать такое в начале XXI века от человека, претендующего на знание истории и понимание сущности исторического процесса - нет. лучше я промолчу, слова здесь не нужны! :P :evil: :twisted: :?
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение shuric » 18 окт 2006, 13:53

Мдя мощная аргументация. Тогда вероятно Ньютонова революция в физике, является результатом контактов европейцев с турками - османами.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение thor » 18 окт 2006, 13:58

shuric писал(а):Мдя мощная аргументация. Тогда вероятно Ньютонова революция в физике, является результатом контактов европейцев с турками - османами.


Ну да, а Вы, видимо, всерьез полагаете, что концепция Ньютона родилась потому, что ему на голову упало яблоко! Еще более мощная аргументация - совершенно в Вашем стиле! :evil: Пойду, сяду под яблоню - авось, придумаю нечто более интересное и завлекательное, чем Эйнштейн! :evil:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Lusor » 18 окт 2006, 15:10

А кто заложил основы современной филологии - византийцы или гуманисты? Вы можете назвать византийца равного Рехлину, Эразму, Пико делла Мирандолле?


Имена Деметрия Триклиния, который был по общему признанию первым в истории европейской науки современным критиком текста (это не кто-то там сказал, а Виламовиц) или Максима Плануды Вам что-нибудь говорят? А патр. Фотия? Схолии Свиды? Евстафия Фессалоникийского? Все они научились видеть стиль и сопоставлять разнородные данные задолго до Рейхлина.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение shuric » 19 окт 2006, 11:12

Про Фотия, Свиду и Евстафия слышал, про Триклиния слышу впервые. Но первых трех упрекают в отсутствии творческого ума.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Lusor » 19 окт 2006, 14:29

А кто их в этом упрекает? Ну ладно, еще нассчет Евстафия можно поспорить - но Фотий, но Плануда... :roll:
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение shuric » 19 окт 2006, 15:10

Если я ничего не путаю, упрекала "Cambridge Medieval History". Но так вам видней, вы филолог.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение thor » 23 окт 2006, 08:35

Убийственный с точки зрения Shurik’a аргумент – противопоставление византийской иконописи и боттичелиевой «Рождения Венеры». Формально так он и представляется. Однако не стоит забывать о том, что, во-первых, что представляла бы собой «Венера», если бы ее неоднократно не подвергали бы реставрации, а во-вторых, Боттичелли, осмелюсь напомнить это Shurik’у, Алессандро ди Марьяно Филипепи родился во Флоренции в 1444 г. и умер там же 1510 г. Т.о., его творчество пришлось на то время, когда Византии уже не существовало, и потому сравнивать его творения с тем, что было создано в Византии столетием или более того ранее просто некорректно. Далее, интересный отзыв о нем: «Его (Боттичелли – Thor) занятия и знакомство с неоплатоническим эзотеризмом…, развивались под влиянием взглядов Марсилио Фичино (о нем немного ниже - Thor)… Однако художник, который во многом является символом итальянского Возрождения, загадочным образом отличается от своей эпохи. Он оставался почти равнодушным к проблемам объемности, перспективы и цвета, которыми были одержимые его современники. Пейзаж его не интересовал. Персонажи лишены малейшей связи с окружающим пространством, нередко оно изображается как фон на гобелене…» (Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург, 2006. С. 625-626). В-третьих, если уж на то д6ло пошло, то сравнивать нужно не живопись Ренессанса с византийской иконописью, а средневековую, к примеру, книжную миниатюру с византийской иконописью. Такое сравнение будет более корректным и правильным. И если мы проведем таковое сравнение, то, на мой взгляд, лучшие образцы византийской иконописи стоят на порядок выше лучших европейских книжных миниатюр.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 23 окт 2006, 08:36

Теперь о Марсилио Фичино, который родился в 1433 г. и умер в 1499 г. Считается специалистом по греческому языку и литературе, душой кружка неоплатоников при дворе Лоренцо Великолепного. Перевел на латынь «Диалоги» Платона, «Эннеады» Плотина, сочинения Дионисия Ареопагита и ряд других.
Я не случайно обратил внимание на даты рождения и смерти обоих выдающихся деятелей культуры Возрождения. Расцвет их творчества так или иначе приходится на время, когда Византии уже не существовало, она пала под натиском османов. Однако ее культурное наследие не пропало. Откуда мог взять у Марсилио интерес к Платону и неоплатонизму? Процитирую Ж. Делюмо (прошу прощения сразу за длинную выдержку): «Гуманисты…прилагали усилия…к тому, чтобы постичь подлинную Античность… Но Античность не была связана только с Римом; возник новый интерес к греческому языку, чему благоприятствовало появление в Италии, еще до падения Константинополя, византийских путешественников и изгнанников. Посланцы кардинала Виссариона прошли по всему средиземноморскому миру в поисках греческих рукописей. Иоанн Ласкарис участвовал в двух экспедициях на Восток, оплаченных Медичи, для того, чтобы искать там эллинистические произведения. В 1492 г. он возвратился из второй поездки с более чем 200 греческими рукописями. Ватиканская библиотека к моменту вступления на престол на папский престол в 1447 г. Николая V имела всего три составленных на греческом языке произведения; к концу жизни папы в 1455 г. в ней насчитывалось уже 350 манускриптов. Фома Аквинский хотел примирить Иисуса и Аристотеля, но он не знал греческого языка, этим его попрекнул в XV в. Лоренцо Валла, утонченный эрудит. Венецианский патриций Эрмолао Барбаро (1454-1493) отказывался от древних латинских переводов Аристотеля ради текстов н языке оригинала. Он таким образом противопоставил «более правильно истолкованного Аристотеля схоластическим сторонникам перипатетиков, основывавшимся на арабских и доминиканских средневековых версиях» (А. Реноде). Лефевр д’Этампль, ученик Барбаро, специализировался в конце XV – начале XVI в. на переводах Аристотеля. Для интеллектуалов Средних веков Платон был только именем. Его открытие гуманистами оказалось одной из главных заслуг Ренессанса… В 30-е годы XV столетия сицилиец Джованни Ауриспа, которому предстояло стать наставником Лоренцо Валлы, привез во Флоренцию все греческие рукописи, которые он приобрел в Константинополе. Среди них оказалось полное собрание произведений Платона. Спустя несколько лет на Флорентийский церковный собор (1439-1440) приехал в Италию византийский философ Гемист Плетон, преподаватель из Мистры. Это стало сенсацией, важным событием, с которого и начинается изучение «Диалогов» Платона, приведшее, в свою очередь, к началу великого спора между сторонниками Платона и сторонниками Аристотеля… Эта философская дискуссия породила философские течения той эпохи. Именно в этой атмосфере Козимо Старый, тонко чувствовавший устремления и вкусы флорентийской элиты, решает поддержать изучение Платона. Ему бы представлен молодой специалист по греческому языку Марсилио Фичино… Козимо высоко оценил его способнсоти и в 1462 г. отдал в его распоряжение свою виллу в Кареджи, доходы от нее и библиотеку. Взамен он просил молодого Фичино посвятить свою жизнь изучению платоновской философии. Именно так началась история Флорентийской Академии, которая в будущем получила авторитет в Италии и за ее пределами, причем в трех аспектах – философском, религиозном и художественном…» (С. 102-103). Вполне очевидно, что без византийского вливания свежей крови в философскую мысль Западной Европы в конце XIV – 1-й половине XV вв. Ренессанс, возможно, и состоялся бы, но приобрел бы иную, не такую, как нам известна, форму. В том же виде, в каком мы его знаем, он родился именно под влиянием близкого, тесного общения с византийской культурой.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 23 окт 2006, 08:36

И в самом конце хотелось бы отметить, что, сравнивая Италию времен Ренессанса с поздневизантийской культурой, цивилизацией, не стоит забывать, что то, что для Италии могло бы стать рассветом (но не стало из-за вторжения варваров с севера и запада – французов и испанцев), то для Византии было закатом, «золотой осенью». Мы не знаем, что могло бы произойти с византийцами в том случае, если бы не давление со стороны турок-османов, которые в конечном итоге поставили на Византии крест тогда, когда в Италии занималась заря Возрождения. По этому поводу К.А. Хвостова писала, что в том, что «… касается роли самой византийской цивилизации, то нельзя забывать, что она осталась незавершенной в связи с гибелью византийской государственности. Поэтому приобретает большой интерес проблема ее потенций, пока еще не поставленная в науке во всей полноте. В этом плане можно сказать, что, с точки зрения современной философии психологии, целостная картина мира византийцев содержит те принципы, которые определяют современно понимание экзистенции как целостного существования индивидуума… Восточно-христианский мировоззренческий опыт (особенно концепции исихазма) с его идеей единства мира, концепцией логосов, энергий и синергий как приобщения к благодати, в этой связи обнаруживает свое историческое значение, актуальное на современном этапе развития философской мысли…» (Хвостова К.В. Особенности византийской цивилизации. М., 2005. С. 195).
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение shuric » 23 окт 2006, 14:11

Ну вот русская деревня показала какие потенции содержит "восточно-христианский мировоззренческий опыт". Решительно никаких - это абсолютный тупик.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Lusor » 23 окт 2006, 17:17

Шурик, Вы в своем безбожнопятилеточном запале иногда изумительны. :lol: Что Вам известно, например, о византийской деревне? Ее основу составляет отдельная семья, а не славянская община - факт общеизвестный уже много десятилетий. И уровень обработки, несмотря на неблагоприятные условия, был очень высоким: во многих хозяйствах урожай в 13 - 14 столетиях был сам-двадцать, а в столь любимой Вами Италии обычный урожай - сам-три или сам-четыре (А. П. Каждан. Византийская культура. СПб., 2000, сс. 25).
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение thor » 24 окт 2006, 15:34

А Shurik таких книг принципиально читает - если факты не укладываются в нашу теорию, тем хуже для фактов! :evil:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение shuric » 24 окт 2006, 15:51

Lusor писал(а):Шурик, Вы в своем безбожнопятилеточном запале иногда изумительны. :lol: Что Вам известно, например, о византийской деревне? Ее основу составляет отдельная семья, а не славянская община - факт общеизвестный уже много десятилетий. И уровень обработки, несмотря на неблагоприятные условия, был очень высоким: во многих хозяйствах урожай в 13 - 14 столетиях был сам-двадцать, а в столь любимой Вами Италии обычный урожай - сам-три или сам-четыре (А. П. Каждан. Византийская культура. СПб., 2000, сс. 25).


Про деревню то я слышал (при оливках и винограде передельная община принципиально невозможна). Но я говорю о "мировозрении". В этом отношении русская деревня была живым продолжением Византии. То же самое иконодульское обрядоверие.
Про сравнение урожаев с Италией судить не компетентен, но отчего тогда Италия перехватила в XI веке экономическое первенство у Византии?
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Lusor » 25 окт 2006, 18:02

Но я говорю о "мировозрении". В этом отношении русская деревня была живым продолжением Византии. То же самое иконодульское обрядоверие.


А Вы полагаете, что византийский крестьянский фольклор и русский крестьянский же фольклор стоят в теснейшем генетическом родстве? Это совершенно различные вещи! Осмысление православного христианства происходило в совершенно различных условиях и дохристианское наследие было совершенно различным. Это во-первых. Но если даже и предположить существование "живого продолжения", все равно получается неувязочка: сельское хозяйство в Византии было, как уже указано выше весьма эффективным. Иконопочитание ничему не помешало.

Про сравнение урожаев с Италией судить не компетентен, но отчего тогда Италия перехватила в XI веке экономическое первенство у Византии?


Одно другому не мешает. Точно так же германская армия времен кайзера Вильгельма и времен третьего рейха была сильнее любого из своих противников, но проиграла. С Византией та же история. Комнины для осуществления своих антиисламских проектов раздавали торговые привелегии венецианцам и позже генуэзцам направо и налево. При последнем Комнине - Андронике - это даже спровоцировало погром в латинском квартале Константинополя. А с водворением европейцев в Палестине Константинополь потерял свой торговый приоритет - сместились торговые пути. Да и "перехватила" первенство Италия вовсе не сразу, скорее уже в 13-м столетии. А вот если Вы еще почитаете про сельское хозяйство Никейской империи... Тот же Иоанн Дука 3-й Ватац на государственной торговле одними только яйцами заработал на золотой венец императрице.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 79