В культурах доколумбовой Америки ягуар, самый мощный представитель фауны Южной Америки, пользовался особым вниманием и почестями. Ольмеки отождествляли себя с ягуаром; он являлся главным героем ольмекского культа и занимал в пантеоне богов центральное место. Изображение ягуара можно было найти на каменных скульптурах и алтарях этого народа. Майя, жившие в Центральной Америке, почитали ягуара (balam) как первопредка — трое из четверых первых людей носили имена B’alam K’itze (Ягуар-Кедр), B’alam Aq’ab (Ягуар-Ночь) и Ik’ib’alam (Тёмный Ягуар). Как символ власти, шкуры ягуаров и шлемы в форме их голов носили вожди. В культуре ацтеков бог Тескатлипока часто обращался ягуаром, чья пятнистая шкура олицетворяла узор звёздного неба.
На языке майя понятия
"ягуар", "оборотень", "маг" и "колдун" выражались одним словом - "балам", а сам
культ ягуара был тесно связан с темным ацтекским богом Тецкатлипокой. Поскольку
ягуар был символом этого божества, ацтеки описывали его так же, как и
Тецкатлипоку: "Он обитает в лесах, скалах, водах; благородный, знатный. Он царь,
правитель животных. Он осторожен, мудр, горд. Он не питается падалью. Он тот,
кто ненавидит и презирает, которого тошнит от всего грязного... И ночью он не
дремлет; он высматривает то, за чем охотится, что ест. Его зрение ясно. Он видит
хорошо, очень хорошо видит; он видит далеко. Даже если очень темно, очень
туманно, он видит".
Думаю культ леопарда и ягуара близки по смыслу
----------------------------------------------------------------
Чатал - Гуюк -
http://rec.gerodot.ru/chatal/gorod.htm
В. В. Бацалев
Город, в котором двери на крыше
Из книги "Тайны городов-призраков"
Однако чаще всего на фресках встречается изображение леопарда или его шкуры на участнике мистерий. Культ леопарда, связанный с убийством (будь то война или охота, очень древний, причем существует до сих пор. Только мало осведомленные европейцы могли посчитать льва царем зверей. Ни лев (который, кстати говоря, вообще не охотится, пищу ему добывают львицы), ни тигр не пользуются у первобытных народов такой зловещей славой и таким уважением, как леопард. Есть огромное количество свидетельств почитания леопарда, как самого могущественного зверя, из районов Передней Азии и Африки. В Египте эпохи фараонов жрецы носили мантии из шкур леопарда. Обошедшая весь мир статуэтка Тутанхамона, стоящего на леопарде, подчеркивает власть фараона над всеми живыми существами. Леопарды считались королевскими животными в Бенине, дочери королей Восточной Африки носили леопардовую шкуру как знак отличия. Почти все аборигены Западной Африки и по сей день верят, что некоторые люди способны превращаться в леопардов. Существует даже "общество леопардов", которое настолько засекречено, что европейцы узнали о нем всего сто лет назад. Обычный набор вещей члена секты - одежда из шкуры леопарда, нож с тремя лезвиями, формой напоминающими когти зверя, и магическая сумка борфима. В сумке постоянно лежали части человеческого тела, кровь петуха и немного риса. Для того чтобы сумка не теряла свойств охранять членов общества, ее следовало время от времени смазывать человеческой кровью и жиром. В таких случаях созывалось собрание, и посвящаемому предлагалось совершить ритуальное убийство для "насыщения борфима". После "насыщения" труп делился между членами общества. Предательство каралось лишением не только земной жизни, но и загробной.
Этих людей (в развитии своем недалеко ушедших, а в чем-то и не дошедших, от чатал-гуюкцев) в Сьерра-Леоне начали преследовать только в 1892 году. Размах их деятельности был столь широк, что по обвинению в убийствах задержали сразу более четырехсот человек, включая племенных вождей. Пять членов общества в 1912 году повесили, остальных приговорили к тюремному заключению. Однако дело это не поправило, и через сорок лет в нигерийском округе Калабр за короткий период было найдено более восьмидесяти жертв со вспоротыми яремными венами. Около каждого изувеченного трупа находили отпечатки лап леопарда. Были назначены крупные вознаграждения, введено осадное положение, после четырех часов дня запрещено выходить из хижин, но люди-леопарды все равно настигали свои жертвы под самым носом у патрулей и даже убили одного полицеского. Находили трупы с вырезанным сердцем и легкими и со следами когтей леопардов. Особенно много было детей. Власти, не находя адекватных мер борьбы, повесили восемнадцать человек, не имея сколь-нибудь серьезных доказательств: на предательство и контакт с законом члены общества не идут. Они считают, что между каждым членом общества и настоящим леопардом существует кровная свзяь, и когда умирает человек-леопард, находят и мертвого леопарда. Поэтому отказываясь от совершенных ими убийств, они не столько спасают свою жизнь, сколько жизнь существа, которое считают своим богом...
На одной из фресок Чатал-Гуюка можно видеть двух людей (мужчину и женщину), которые полностью копируют облик леопарда. Есть и рельефное изображение двух леопардов, упирающихся головами друг в друга. Удалось установить, что эта роспись ежегодно обновлялась. В другом храме изображения зверей в верхних слоях - лимонно-желтые, с черными пятнами и зеленой мордой, а в нижних - черные на белом фоне, с красными лапами. Объяснение этому не найдено. Перед изображением леопардов стояла каменная фигура женщины в окружении злаков. На другом рельефе изображена фигура женщины, стоящей за леопардом. Найдена и фигурка женщины с шейным платком из шкуры леопарда, восседающая на леопарде же. Но подлинной сенсацией, затмившей всех палеолитических венер сразу, стала статуэтка нагой толстой женщины, восседающей на троне с двумя леопардами по бокам. Ее ноги упираются в черепа (вероятно, предков), между ногами видна голова нарождающегося младенца. Статуэтку эту обнаружили в силосной яме, поэтому трактуют обычно так: роженица (она же богиня плодородия), вбирая силу предков и повелевая всем сущим миром, в силу своей плодовитости должна по законам магии подобия стимулировать плодоносность растений.
Мир построен по принципу аналогии.
"АВРОРА" тонет.