pan писал(а):Гиви Чрелашвили писал(а):Чем меньше процент олова, тем более красного оттенка бронза (больше меди), чем больше процент олова, тем чернее оттенок бронзы.
Черная бронза - это пропорция в сплаве меди около 75% и олова около 25%....
Гиви, это не совсем так. Олово - серебристо-белое, медь – светло-красная, в изломе -розовая. Цвет бронзы, с увеличением процентного содержания олова, переходит из красного (90% — 99% меди) в желтый (85% меди), белый (50%) и стально-серый (до 35% меди). Черный цвет простым добавлением олова никак не получится. Необходимы или дополнительные примеси, или дополнительная обработка.
Да, Пан, наверно.
Я прочел, что черный цвет бронза получает при оксидировании (то есть, окислительно-восстановительной реакции). В современных условиях это делают быстро при помощи воды и разного рода химических веществ.
В древности таких химических веществ не было, но окисление вполне можно было провести в естественных условиях с помощью воды и воздуха, правда, это заняло бы значительно больше времени.
В этом случае никаких добавок не надо.
Однако вот здесь написано (линк ниже), что черный цвет бронза получает засчет добавки свинца.
http://gorod-musei.ru/konservatsiya-i-r ... -sp-4.html
Особо этой технологией, как я понял, владели в Китае.
Но если вернуться к нашим баранам, то бишь к античным странам, типа Греции и странам Анатолии, то наличие в них свинца в те времена у меня вызывает сомнение. Знали ли там тогда что такое свинец ?
То, что знание о свинце попало в те страны из Китая, я, подумав, вынужден отвергнуть. Древний Китай был весьма изолированной державой, как мне думается, он и других к себе не допускал, и сам к другим не рыпался. Впрочем, тут Дайчин может внести ясность.
Так что, получается, что черная бронза тогда была получена в результате окисления ? Зачем ? Смысл какой ?
Когда речь идет о художестве, тут ясно - зачем.
Но когда речь идет об оружии, получение черной бронзы должно иметь не художественный, а физический смысл, как то укрепление твердости материала или облегчение его обработки. Вряд ли это было сделано для художественных целей, если физические свойства не менялись.
Не всё ли равно, желтого цвета лезвие меча или черного, если по физическим свойствам это одно и то же ? Да и кто сказал, что черный цвет лучше желтого ?
Вот два главных вопроса.
Первый уже был задан: как получалась в древности черная бронза ?
Но второй вопрос, не менее важный: а зачем нужна была именно черная бронза и чем она лучше по физическим параметрам, чем все другие бронзы ?
P.S. Впрочем, вот тут написано, что свинец был известен издревле.
http://www.allmetals.ru/metals/lead/index.php?p=history
Видимо, первый вопрос отпадает, наличие черного цвета, вероятно, получали добавлением свинца к олову и меди.
Но второй вопрос остается: а зачем это нужно ?
Чем физические параметры бронзы со свинцом лучше, чем без свинца ?