Филэллин писал(а):Ещё о культах титанов...
Элиан упоминает, что в древности Дельфы были святилищем Геи и местом дислокации её оракула ("Пёстрые рассказы", III, 1):
"Здесь, как рассказывают фессалийцы, в давние времена, когда оракулом еще владела богиня Гея, пифийский Аполлон очистился по велению Зевса после крови змея Пифона, стража Дельф. Затем сын Зевса и Лето увенчал голову темпейским лавром и с лавровой веткой в руке, сорванной с этого же дерева, пришел в Дельфы и завладел оракулом."
К титанам, конечно, Гею отнести можно с натяжкой, но к "старым божествам", сродни титанам, вполне.
ТИТАНЫ (Τιτάνες), в греческой мифологии боги первого поколения, рождённые землёй Геей и небом Ураном; их шесть братьев (Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос) и шесть сестёр-титанид (Тефида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение богов: Прометей, Гелиос, музы. Лето и др. (Hes. Theog. 132-138). Имя Т., связанное, возможно, с сол-нечным жаром или владычеством, догреческого происхождения. Младший из Т. Кро-нос по наущению матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконеч-ную плодовитость (154- 182), и занял место верховного бога среди Т. Родившемуся от Кроноса и Реи Зевсу, в свою очередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколения богов - олимпийцев (453-457). Т. (кроме Океана) выступили с Офрийской горы; боги, рождённые Кроносом и Реей, - с Олимпа (отсюда их название олимпийцы); сражение (титаномахия) между Т. и олимпийцами длилось десять лет, пока на помощь Зевсу не пришли сторукие. Побеждённые Т. были низринуты в тар-тар, где их стражами стали сторукие (629- 735).
Т. - архаические боги, олицетворявшие стихии природы со всеми её катастрофами. Т. не ведают разумности, упорядоченности и меры, их орудие - грубая сила. Поэтому они не слушают советов Прометея и Геи-Фемиды, чтобы хитростью поладить с Зев-сом (Aeschyl. Prom. 199-213). Первобытная дикость Т. уступает место героизму и мудрой гармонии космоса олимпийского периода греческой мифологии; в этом про-цессе отразилась борьба догреческих богов балканского субстрата с новыми бо-гами, пришедшими с Востока, из Амареи через Крит.
Имена объясняются при помощи ъврита:
תתענה/титана – "вы (ж.р.) собьётесь с пути, заблудитесь". Корень תעי/תעה
Видимо, это обращение Геи к сёстрам-океанидам.
Дельфы
Священный город бога Аполлона. В нем находилась пифия. В городе Дельфы находился священный Кастальский ис-точник, вода которого считалась пана-цеей. דלוי פה/далуй (поднятый из глубины – о воде)+ пе (рот-речь). Название города Дельфы само описывает город и место. Корни דלי פה
Пифия
– предсказательница в Дельфах. Она сидела на тренож-нике над расселиной в Кастальской скале, откуда вы-ходят, просачиваются удушливые вулканические пары, под влиянием которых она бессвязно говорила слова, которые жрецы толковали.
פעפוע/пифуа "просачивание"
Пеласги
ПЕЛАСГ, Пелазг (Πελασγός), в греческой мифологии эпоним пе-ласгов (древнейшего на-селения Греции), рождён землёй (Hes. frg. 160); вариант мифа: сын Зевса и Ниобы, брат Аргоса (Apollod. II 1, 1), отец ца-ря Аркадии Ликаона (III 8, 1).
античные авторы сооб-щают нам, что язык пе-ласгов был не похож на древнегреческий: Загадочные люди, от которых пошла вся культура, вся цивилизация Эллады.
Может быть и так: פה לשגב/пэ лашегев – говорю для возвышенного (святого), а может быть и так:
פה להשגות/пелеашгот – "говорю и способствую ошибке". Скорее всего этот последний вариант предпочтителен: когда учителя с востока пришли на землю Балкан, они естественно встретили сопротивление местных жителей, не принимающих "правильное" учение о Свете.