vovap
А я и не утверждаю, что моя - и чья угодно, - классификация общностей (цивилизованные-доцивилизованные) точна и совершенна. В истории или культурологии, в отличие от естественных наук, установить точные градации крайне трудно, о чем свидетельствует сам факт нашей дискуссии на эту тему. Но ведь культуры отличаются одна от другой и по уровню, и по типу; и для того, чтобы осмыслить особенности их развития, классификация всё-таки была бы очень желательна. Вы упомянули первобытные общества; так вот, существует отличная книга английского антрополога Э. Б. Тайлора "Первобытная культура" (Москва, изд-во политической литературы, 1989), в которой он приводит множество признаков, наличие которых характерно для общностей, относящихся, по его мнению, к этой категории. У него имеются, по-моему, спорные моменты, но его книга помогает уяснить огромную разницу между тем, что иногда внешне похоже: между укладом и культурой первобытного племени и, скажем, глухой и полудикой по облику деревушки в Сицилии или Ирландии. Похоже, да не то... И я думаю, есть качественная разница между обществом, достигшим цивилизованной стадии, и тем, которое, уже освоив многие технические навыки, к этому рубежу ещё не подошло. Между, скажем, древними греками и римлянами с одной стороны и скифами, кельтами, германцами - с другой (при том, что римляне заимствовали у галлов некоторые детали боевого снаряжения, - в том числе длинный меч, если не ошибаюсь), а у скифов были замечательные золотые украшения. Кстати, вот ещё что: о мегалитах ничего сказать не могу - о них подробно не читал, - но факт, что в районе Поволжья (среднего, или даже верхнего) были обнаружены в 20-ом веке обломки БОЕВЫХ КОЛЕСНИЦ 2-го тысячелетия до н. э. (!). Что за этнос там жил - неизвестно: документированных свидетельств о себе он не оставил. Тоже - цивилизация ли это?... Материал к размышлению нам всем.
Что касается личной нужности или ненужности тех или иных сооружений, то египетские пирамиды, несомненно, не нужны были тем, кого гнали на их строительство. Чтобы заставить массы людей надрываться и волочь каменные глыбы на верхотуру, возводя усыпальницу для одного - и совершенно чужого им, - человека, нужна система принуждения и контроля. А значит, бюрократия. А её трудно вообразить без письма.