Близнецы в мифах

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Близнецы в мифах

Сообщение tmt » 24 май 2007, 21:02

Близнечные мифы


Близнечные мифы -мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов, часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Б.м. можно разделить на мифы о

близнецах-братьях (соперниках или позднее - союзниках),
близнецах - брате и сестре,
близнецах-андрогинах и
зооморфные Б.м.
В мифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий (в частности, индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании), один из братьев связывается со всем хорошим или полезным, другой - со всем плохим или плохо сделанным. Между братьями-близнецами с самого их рождения начинается соперничество: в Б.м. североамериканского индейского племени кахуилла один из близнецов (Мукат, создавший людей и Луну) спорит за первенство с другим (Темайауитом), уходящим в подземный мир. В Б.м. ирокезов и гуронов Иоскеха - создатель Солнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон - создатель скал, вредных животных, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение. Тавискарон противодействует всем благим начинаниям Иоскехи, и в результате братья вступают в единоборство, после которого раненый Тавискарон спасается в подземном мире, а Иоскеха после сражения с братом удаляется на небо.

В некоторых дуалистических Б.м. братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а воплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половин племени. Таковы Возлюбленные близнецы у североамериканского индейского племени зуни, которые разделили племя на фратрии - людей зимы и людей лета. Оба Возлюбленных близнеца выступают в роли культурных героев, которые выводят людей из пещеры на солнце и дают им орудия и оружие. В Б.м. этого типа близнецы часто дублируют функции друг друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты их лечением (ср. Ашвины). Однако в Б.м. этого типа, как правило, обнаруживаются следы более архаических представлений о взаимной вражде близнецов.

Миф о близнецах - брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак, известен в почти одинаковой форме во многих древних культурах (египетский миф об Осирисе и Исиде, древнеиндийский миф о Яме и Ями). В индоевропейской мифологии близнецы-братья, называемые "детьми (сыновьями) бога неба" (Диоскуры, Ашвины, литовские и латышские "сыновья бога"), ухаживают за своей сестрой - дочерью Солнца. В некоторых индоевропейских традициях след этого мифа остался в представлении о кровосмесительном браке нескольких братьев с их сестрой (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцев) или об инцесте брата и сестры (в "Ригведе").

Представления о браке двух (или нескольких) близнецов - брата и сестры - является одной из форм символизации в Б.м. объединения двух мифологических противоположностей. В африканских обрядах, связанных с Б.м. и культом близнецов, распространено раскрашивание каждой стороны лица и тела в разные цвета. В африканском мифе ньоро близнец Мпуга Рукиди с одной стороны был белым, а с другой - чёрным (ср. Б.м. у кахуилла, где чёрный цвет связан с одним близнецом, а белый - с другим). Двойной цвет Мпуга Рукиди совпадает с символикой белого и чёрного цветов в близнечных обрядах (смена тёмного и белого времени). Особенностью многих африканских Б.м. является совмещение обоих рядов мифологических противоположностей в одном мифологическом образе, который включает в себя оба члена (близнечные существа - двуполые существа). У догонов герои Б.м. Лис и Номмо выступают одновременно и как близнецы и как андрогины. Такие же представления связаны с двумя демиургами Маву и Лиза в мифологии фон в Дагомее, выступающими как андрогин, одна часть которого (Маву) воплощает ночь, Луну, радость, другая (Лиза) - день, Солнце, труд. Другие боги в мифологии фон представляются в виде пар близнецов, а божественная сила - радуга - описывается и как андрогинное существо, и как близнечная пара. Египетские боги Гор и Сет иногда изображались в виде одной фигуры с двумя лицами, что позволяет дать гипотетическую андрогинную интерпретацию и первоначальному мифу о кровосмесительной их связи. Миф о двуполом существе, связанный с близнечным, отражается в древнегреческой орфической традиции и в диалогах об Атлантиде Платона.

Наиболее ранний пласт близнечных представлений прослеживается в зооморфных Б.м., предполагающих участие в близнечном рождении животных или родство между животными и близнецами. У многих народов был распространён обряд убийства близнецов после их рождения, которых обычно относят в воду болота или в лес, отправляют на съедение животным, как бы возвращая той нечеловеческой (часто - водной) среде, с которой связывают их рождение. Согласно представлениям догонов, у каждого человека есть свой близнец - животное (сами же близнецы у догонов состоят в "союзе" со скорпионом). В Древней Индии Ашвинов представляли в виде двух птиц или птиц-коней. Связь двух почитаемых близнецов с конями сохраняется в качестве пережитка и у древних германцев, и в балтийской мифологии. С конями связывали и Диоскуров.

Истоки Б.м. можно видеть в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым (а сами близнецы и их родители - страшными и опасными). Обычай отделения родителей близнецов от всего племени (часто с позднейшим переосмыслением в духе сакрализации близнецов и их родителей) известен у йоруба, тонга, басабеи и многих других народов Африки. Эти ритуальные представления находят параллели у многих народов мира, и их следует считать исключительно древними.

Переосмысление архаических форм Б.м. и соответствующих им обрядам происходит благодаря признанию сакрального характера как самих близнецов, так и их родителей, в особенности матери. Сами близнецы и их мать рассматривались как существа, соприкоснувшиеся со сверхъестественной силой, ставшие её носителями. На этом этапе развития близнечного культа суть ритуала отделения близнецов и их родителей от всего племени уже заключается не просто в избавлении племени от опасности, но и в осознанном обособлении носителей сверхъестественной силы (не только опасной, но часто и благодетельной) от коллектива, их почитающего.

Переосмысление близнечных обрядов и Б.м. в духе сакрализации происходит, в частности, с развитием представления о связи близнецов с плодородием. Поэтому в обществах, почитающих близнецов, обычны обряды, связывающие их культ с символикой плодородия, в частности, со священными мировыми деревьями (см. Древо мировое). Существенным растительным символом близнечного плодородия является сдвоенный плод растения. К примеру, на Фиджи близнечный ("двойной") плод хлебного дерева в мифологических песнях выступает в качестве символа безмерного изобилия.

Из других символов, связывающихся с культом близнецов, следует отметить символику красного цвета (с этим символом связана и красная нить на руке одного из близнецов, упоминаемая в Библии; Быт. 38:28-30). Близнецы часто считаются детьми грома (их бесчинство может вызвать гром). В мифах о происхождении племён (или городов) их часто возводят к двум близнецам-основателям: Ромул и Рем - в Риме, близнецы - сыновья Димука - в Северной Нигерии и т.д. Особую роль близнечный культ играет в религии обществ с ярко выраженными следами дуальной организации (например, у инков в Перу). В XIX в. в Дагомее традиция связывала дуальный характер царской власти с совместным правлением двух близнецов. В Египте "ка" (олицетворение жизненной силы, "душа") считался двойником-близнецом фараона.

По мере трансформации близнечных представлений, утрачивается антагонизм божественных близнецов, позднее из мифа устраняется один из близнецов (ср. явную несущественность Эпиметея по отношению к его близнецу Прометею). К раннему Б.м. английский исследователь Р.Харрис возводил комплекс представлений, связанных с Фомой в евангелической литературе и в апокрифах (имя Фомы восходит к общесемитскому названию близнеца).

Тема близнечества последующей культурной традиции связывается с темой двойника человека (или его тени; ср. европейскую романтическую литературную традицию от А.Шамиссо до Е.Шварца). В мифологическом истолковании с явными ссылками на античные представления тема близнецов продолжается в поэзии XX в.

Осмысление феномена Б.м. играет важную роль в осознании оккультного принципа дуализма и его роли в астрологии.
http://www.1astrolog.ru/articles/myths/ ... _miph.html


на фоне этого интересным кажется вот эти статуэтки из древней Анатолии - первый из Хаджилара -


Изображение
The oldest pottery comes from the site of Hacilar in Turkey. The pottery fertility idols from the site are 7000-8000 years old.
Hacilar twin-headed vessels. The one on the left is 7000 years old. The one on the right is a modern copy.


Изображение
Statuette féminine d'albâtre (5.2 cm) à corps circulaire et portant deux têtes sur deux longs cous. Le corps est orné de cercles et de motifs géométriques pour évoquer la féminité.
(Kültepe, début du 3ème millénaire).
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 25 май 2007, 01:24

Пелий (P e l i a z) · фессалийский герой, сын Посейдона и Тиро (дочери Салмонея, жены царя Иолка Кретея). Когда Тиро полюбила речного бога Энипея, Посейдон принял его облик, и от него она родила близнецов Пелия и Нелея (Hom. Od. XI 236 след.). Желая сохранить свой союз с Посейдоном в тайне, Тиро бросила детей. Пастухи в это время гнали табун, и кобылица наткнулась на близнецов, задев одного из них копытом, отчего на лице его осталось темное пятно (греч. ***, "темный"), поэтому мальчика назвали Пелий. Детей воспитали пастухи.

Когда братья выросли, то пришли на помощь своей матери, которую притесняла ненавидевшая ее мачеха Сидеро. Пелий заколол Сидеро в храме Геры у самого алтаря богини, чем навлек на себя ее гнев (Apollod. I 9, 8; Diod. IV 68). Впоследствии между братьями начались раздоры, и Нелей отправился в Мессению, где стал основателем Пилоса и родоначальником пилосских царей (Paus. IV 2, 5). Миф о Пелии и Нелее - типичный вариант близнечных мифов.

Пелий захватил власть в Иолке, устранив своего брата (сына Тиро от царя Кретея) Эсона. Он женился на Анаксибии, дочери Бианта (вариант: Филомахе, дочери Амфиона) и стал отцом Акаста и четырех дочерей Алкестиды, Пейсидики, Педопии и Гиппотои (Apollod. I 9, 10).

Опасаясь сына Эсона Ясона и его претензий на престол царя Иолка, Пелий отправил его за золотым руном, пообещав вернуть власть в Иолке, если он добудет руно. За время отсутствия Ясона Пелий погубил его семью. Когда же Ясон вернулся с золотым руном, Пелий отказался выполнить обещание. Жена Ясона волшебница Медея решила покарать Пелия, по ее наущению дочери Пелия (Пелиады) зарезали отца и сварили его в котле, поверив Медее, что после этого он воскреснет омоложенным (Ovid. Met. VII 297 след.). Когда Пелий погиб, Медея и Ясон были изгнаны, а в Иолке воцарился его сын Акаст (Apollod. I 9, 27).

С Пелием связан миф о замужестве его дочери Алкестиды. Отец препятствовал Алкестиде выйти замуж, требуя, чтобы тот, кто захочет стать ее мужем, запряг в колесницу диких зверей - львов и вепрей. С помощью Аполлона это сделал Адмет (Hyg. Fab. 50).
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 25 май 2007, 01:36

РОМУЛ и РЕМ


РОМУЛ (Romulus), в римской мифологии основатель и эпоним Рима. О происхождении Ромула и его брата-близнеца Рема существовали различные версии: они — сыновья или внуки Энея; сыновья дочери или рабыни альбанского царя Тархетия и духа домашнего очага Лара; сыновья Реи Сильвии и Марса (Plut. Romulus 1—2; Serv. Verg. Aen. VI 774).

Рея Сильвия была дочерью Нумитора, царя города Альба-Лонги. Амулий, младший брат Нумитора, захватил альбанский престол, изгнал Нумитора, убил его сына, а Рею Сильвию, чтобы оставить бездетной, посвятил в весталки. Рожденных ею от Марса (по одной из версий — от самого Амулия в облике Марса) младенцев Ромула и Рема он приказал бросить в воды Тибра, а их мать за нарушение обета зарыть в землю. Однако Марс не допустил гибели своих детей. Речной поток вынес корзину с близнецами на берег, под смоковницей, посвящённой Румине, богине вскармливания новорождённых. Там их охраняли и кормили дятел и волчица, где вскормила их своим молоком волчица.
Через некоторое время младенцев обнаружил царский пастух Фаустул, который вместе со своей женой Аккой Ларентией воспитал близнецов. Близнецы выросли сильными и ловкими, смелыми и дерзкими перед лицом опасности. Со временем каждый из них стал предводителем отряда из пастухов, бродяг и даже беглых рабов. Во время одного из набегов на стада Нумитора его пастухи схватили Рема и привели к свергнутому царю. Выслушав ответ Рема на вопрос, кто он и откуда, Нумитор заподозрил, что Ромул и Рем — его внуки, которых он считал погибшими. Его подозрения превратились в полную уверенность, когда он увидел корзину, в которой младенцы были брошены в Тибр. Узнав от Нумитора тайну своего происхождения, близнецы убили Амулия и вернули альбанский престол своему деду.

Братья не остались в Альба-Лонге, а, чтобы быть независимыми и властвовать над собравшимися вокруг них и видевшими в них своих предводителей пастухами, бродягами и беглыми рабами, решили основать новый город в том самом месте, где их когда-то выбросили на берег волны Тибра. Дружные прежде, теперь они стали спорить, кто из них будет царем города и в каком именно месте начинать его постройку. После долгих пререканий они решили выяснить волю богов гаданием по птицам в небе. Рем с вершины Авентинского холма первым увидел в небе шесть коршунов, а спустя мгновение Ромул с вершины Палатинского — двенадцать. Спор возобновился: Рем считал, что царем должен быть он, поскольку увидел вестников божественной воли первым, а Ромул полагал, что преимущество на его стороне, ибо ему явилось вдвое больше птиц, чем Рему. Ни один из братьев не уступал другому. Желая настоять на своем, Ромул принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города. Раздосадованный упорством брата, Рем начал издеваться над ним, легко перепрыгивая через ров и насыпанный вдоль него вал и насмешливо приговаривая, что никогда не видел столь мощных укреплений. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, обрушил на брата страшный удар, от которого тот упал замертво. Согласно другой версии, Рем погиб в схватке, которую затеяли сторонники близнецов, чтобы силой решить, кому из их предводителей быть царем нового города.

http://ancientrome.ru/religia/rome/person/romul.htm
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение cheremis » 25 май 2007, 14:48

Незнаю , были ли они близнецами но всё же . Утка - прародительница богов. Юмо и Йын - братья-соперники

Когда-то не было еще земли, а только одно бескрайнее море. Прилетела на его поверхность утка и снесла два яйца. Из них в облике селезней вылупились братья - Юмо и Йын (имя Йына, как и имя верховного бога коми, Ена, восходит к финно-угорскому обозначению неба - "илма"; имена героев Калевалы - кузнеца Ильмаринена, старца-шамана Ейнемойнена (Эйнемойнена), удмуртского бога Инмара, по всей видимости, являются вариантами одного и того же древнего имени). Селезни стали попеременно нырять на дно моря и доставать оттуда ил: так была создана земля. На земле Юмо стал творить людей и животных, наделяя их судьбой, а Йын принялся мешать творению, за что был низвергнут своим старшим братом в преисподнюю.
Утка, Лудо, стала первой покровительницей человеческого рода. Говорят, в древние времена, когда большая часть земли была залита водой, люди долго плыли на лодках и не могли найти сухого места. Путь к берегу им указала утиная стая. С тех пор марийцы перестали звать утку "сож". Говорили о ней почтительно, так как будто кроме нее не было в мире других птиц. Лудо первоначально значило просто птица.
В другом варианте мифа Юмо своим дуновением творит землю с равнинами, пастбищами, лесами. Йын создает горы и овраги.

* * *

В мифах коми о сотворении мира бог Ен как творец хорошей и праведной части мира противостоит своему брату Омолю - прародителю всего плохого и злого. Теоним Омоль, по некоторым предположениям, возник из имени высшего бога Юмо-Юмала. Омоля еще называли Кулем, помимо пермяков и обских угров (хантов и манси), его имя было известно марийцам (во время весенних жертвоприношений Юмо и Йомшоэнеру, чучело Кульдемаша специальный человек обстреливал из лука).
Согласно одному их мифов, Ен и Омоль вылупились из двух яиц, снесенных уткой-чож в первичном океане, куда упали еще четыре яйца. Мать попросила детей достать яйца и расколоть их на ее теле; сама она поднялась в воздух и, бросившись вниз, разбилась о воду; ее разросшееся тело стало основанием земли. Из одной части яйца Ен сотворил землю на теле матери, а из другой создал солнце; из другого яйца он сделал себе помощников. Омоль создал луну, болота и озера и злых духов из двух других яиц.
По иным вариантам мифа, Ен и Омоль плавали по Мировому океану Саридз-Сарайас (Великом Водном Пространстве, которое, согласно верованиям обских угров, является мифическим озером у самого подножья вершины Реп - отсюда, кстати, происходит античное название Рифейских, т.е. Уральских гор) в образах лебедя и гагары. Лебедь был сильнее гагары - он поверг ее в ужас громовыми раскатами своего голоса: молния опалила бока гагары, и та в страхе нырнула в воду. Гагара по приказу Ена принесла со дна немного земли, и они создали Землю. Земля досталась Ену, но Омоль попросил себе места, достаточного для того, чтобы воткнуть в землю кол. Из отверстия в земле он выпустил злых духов, гадов. Ен сотворил небо (а также солнце, звезды, леса, реки). Тогда его соперник Омоль построил второе небо, Ен третье и т.д. до семи небес. Так возникли цвета радуги. По другому мифу, Омоль сотворил медное небо, чтобы отделить Ена от творения. Затем Ен громом и молнией низверг Омоля и злых духов на землю.
Еще один миф повествует о том, как Ен и Омоль сидели в первозданном болоте в виде двух лягушек, но Ен был слеп и глуп, а Омоль зряч и хитер. Спасаясь от комаров, Омоль решил залезть повыше на кочку, взяв с собой Ена; но комары преследовали их и там, так что рассердившийся Омоль сбросил вниз Ена и упал сам. Внизу лягушки превратились в людей, а Омоль выбил себе два зуба так, что они стали рожками. Из крови Омоля возникли животные. Самый красивый зверь превратился в женщину, Ань (Калтак, Му-килчин), которая стала женой Омоля. Ен хотел похитить женщину, но потерпел неудачу и решил отгородиться от Омоля, построив себе небесное жилище. В отсутствие Ена Омоль проник на небо и разжег пламя у входа в его обитель. Но Ань дала Ену волшебный лоскут: он отбросил пламя к жилищу Омоля, так, что тот упал на землю вместо со всеми своими тварями, оглохнув при падении.
В одном из мифов рассказывается, что светила были сотворены, когда на Земле уже жили люди и сеяли там хлеб: луна - творение Омоля - не давала тепла, и хлеб у людей стал вымерзать. Вот, что поется в рунах-песнях инкеров (прибалтийского финно-угорского народа) о временах, когда

Ощупью ходили люди,
Пальцами искали пашни,
След ноги мизинцем малым.
При свечах пахали землю,
Засевали при лучинах.

Тогда Ен создал солнце - Шонди. Рассказывают также, что луна появилась потому, что Омоль оторвал кусок от солнца, сотворенного Еном (пятна на луне, следы пальцев Омоля). Сначала светила пребывали рядом на небе, но потом солнце и луна, брат и сестра Толысь (Тылс) и Шонди (Ши, Кече) стали играть в прятки: с тех пор они и гоняются друг за другом.
Ен сотворил и ветер, но Омоль выпустил его на волю, и тот стал ломать дома и валить деревья. Люди взмолились, чтобы Ен смирил стихию, и он успокоил ветер. Однако Омолю иногда удается освободить ветер в виде вихря.
Соперничество Ена и Омоля продолжилось и при творении животных. Ен создал белку, чтобы охотники могли добывать мех; Омоль куницу, которая стала пожирать белок. Тогда Ен сотворил собаку. Чтобы она помогала человеку охотиться и стерегла его жилище. Ен сотворил полезных животных - тетерева, куропатку, рябчика и оленя, чтобы человек мог охотиться на них и добывать пищу. Омоль же создал хищных птиц и зверей - ястреба, филина, ворону и волка. По другой версии, Ен сотворил одну лишь лягушку. А Омоль создал прочих животных: лося, оленя, зайца, рыб, различных насекомых. Тогда Ен стал улучшать эти творения, лосю дал рога и велел есть траву и мох, окрасил кончики ушей зайца в черный цвет, чтобы его могли поймать люди. Омоль решил извести зайцев. Он погнал их к обрыву, - они могли спастись только в том случае, если найдутся твари более трусливые, чем зайцы. Тут лягушки испугались бегущих зайцев, и те уцелели. Когда кончики ушей зайца побелеют, наступит конец света.
С одну сторону черемиса , а с другой берегися.(древнерусская пословица)
Аватара пользователя
cheremis
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 06 май 2006, 22:42

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 25 май 2007, 16:22

Может быть, Диоскуры первоначально олицетворяли день и ночь?
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Analogopotom » 25 май 2007, 20:39

Дмитрий Лопаткин писал(а):Может быть, Диоскуры первоначально олицетворяли день и ночь?

И были первоначально не братьями, а сестрами?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение tmt » 25 май 2007, 21:09

Диоскуры — Кастор и Полидевк (Поллукс), близнецы, дети Леды. Участники похода аргонавтов и Калидонской охоты. В «Илиаде» имя Диоскуры не встречается. В «Одиссее» Кастор и Полидевк называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды. По обычному, распространенному после Гомера взгляду, отец Кастора — Тиндарей, а отец Полидевка — Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен.

Когда возникла ссора по поводу украденного Диоскурами, в сообществе с автаретидами, стада быков — или, по другому сказанию, по поводу похищенных Диоскурами у автаретидов (Ида и Ликка) дочерей Левкиппа, — то Кастор был убит Идом, а Полидевк одолел Ликка, и Зевс молнией убил Ида. Когда же Зевс, на просьбу Полидевка дать ему умереть вместе со братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными.

Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой — в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причём один был утренней, другой — вечерней звездой. Подобно индусским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему арийским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Греки видели Диоскуров с созвездии Близнецы. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Диоскуров чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе. Сказание говорит ещё об участии Диоскуров в предприятиях других героев — в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттике рассказывали о походе их против Тесея с целью вернуть похищенную им сестру их Елену.

Во время летнего солнцестояния Диоскуров приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нем. Диоскуры с древних времен символически изображались в Спарте двумя соединёнными балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Диоскуров, с конями, на Monte-Cavallo, против квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Полидевк — кулачным бойцом.

Оба божества пользовались в глубокой древности большим почтением у сицилийских и италийских греков, у этрусков и у римлян. Последнее доказывается специально для Поллукса чрезвычайно распространенной в народных устах божбой: Edepol (= е deus Pollux;). Поллукс — (Pollux, древн. форма Polloces) — латинская форма имени Полидевка. Иногда оба диоскура назывались Polluces, но чаще Castores.
http://myfhology.narod.ru/heroes/d/dioskurs.html



Диоскуры — братья Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Леды и спартанского царя Тиндарея (традиционно Полидевк считался сыном Зевса, в связи с чем Кастор считался смертным, а Полидевк бессмертным), братья Елены и Клитемнестры. Полидевк славился как кулачный боец, Кастор — как укротитель коней. Они вернули на родину похищенную Тесеем и Пирифоем Елену. Диоскуры — участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика, и Калидонской охоты. Диоскуры враждовали со своими родичами Афаретидами, у которых похитили невест — Фебу и Гилаиру — дочерей своего дяди Левкиппа. Кроме того Диоскуры и Афаретиды вступили в спор из-за дележа стада быков. В поединке Кастор пал от руки Линкея и бессмертный Полидевк убил Линкея. У Гомера Елена напрасно высматривает братьев на Троянской равнине, не зная об их уходе из мира жизни. Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к погибшему брату Полидевк уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе. В мифах о Диоскурах заметны элементы древнего индоевропейского почитания близнецов как помощников человека (особенно воинов и мореплавателей), а также архаической персонификации периодической смены жизни и смерти, света и мрака — поочередное пребывание в царстве мертвых и на Олимпе. Хотя Диоскуры считались дорийскими героями, их культ распространился далеко за пределы Спарты. Победа Диоскуров над Афаретидами является отзвуком победы спартанцев над мессенцами (VIII—VII вв. до н.э.)
http://mythology.sgu.ru/mythology/linc_ ... oskeri.htm



Изображение
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Гиви Чрелашвили » 26 май 2007, 06:31

Тамта, не слишком ли вы много близнецов в "Древнем мире" породила ?
Аж три пары. Ну, прямо мать-героиня.
Итак, Осирис и Исида.
Близнецы, которые полюбили друг друга в утробе матери Нут.
Они же муж и жена.
А знаете ли вы близнецкий гелиопольский миф до Осириса ?
Сначала появился Атум, сам себя воссоздав из хаоса Нун.
Затем Атум совершает то, что с точки зрения людей называется изощренным сексуальным извращением: он проглатывает свое собственное семя, беременит сам от себя и выплевывает брата и сестру близнецов: Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги.
И. конечно, они тоже становятся мужем и женой и порождают Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Тут мы поставим многоточие, потому что мнение судей разделилось: некоторые считают, что и Геб с Нут тоже были близнецы, а некоторые - нет. Но, скорей всего, да, ибо генеалогия продолжилась в том же ключе: Геб тоже сошелся со своей сестрой (возможно, близнецом). И как ! Породили они много звезд и бога солнца Ра, который в дальнейшем синкретизировался с Атумом и как бы поглотил его, вытеснив таким образом (или отождествился с ним).
Возникло синкретическое божество Ра-Атум.
Затем Ра синкретизировался с Хепри, а Хепри - с Атумом.
Таким образом возникло синкретическое божество Ра-Атум-Хепри, в котором Ра вытеснил обоих, слившись с ними (под вытеснением я имею в виду его культ, который вытеснил постепенно культ более древних Атума и Хепри.) Напомню, что они все трое - эти боги солнца, но раньше была разница: Хепри - бог утреннего (восходящего солнца), Атум - бог вечернего (заходящего солнца). Потом появился Ра, бог дневнего солнца, который поглотил обоих, и три солнца превратились в одно.
К чему я это ? А к тому, что Нут попеременно начала пожирать то звезды, то Ра, а потом заново их рождать. Ну, и мамаша ! Таким образом древние египтяне объяснили смену дня и ночи. Мотив пожирания своих детей до греческого Крона был в египетской мифологии, правда, с дальнейшим их возрождением. Ну, Гебу это не понравилась (дескать, не фиг моих детей пожирать !) и он поскандалил и поссорился с Нут.
Шу, не в силах терпеть их раздор, зашвырнул Нут на небо, Геба оставил на земле, разъединив их, а сам стал между ними (таким образом, Нут стала богиней неба, Геб - богом земли, а между ними оказался Шу, бог воздуха). Но до ссоры Нут и Геб породили, кроме звезд и Ра, опять-таки близнецов - Исиду и Осириса (они старшие), затем родили Сета, а последней - Нефтиду.
Вот такая вот близнецкая генеалогия.
На Исиде и Осирисе всё закончилось. Возможно, и они бы породили близнецов, но Сет им создал столь крученную жизнь, что не до близнецов было: Гора Исида родила от Осириса при весьма скорбных обстоятельствах, да и то потом с ним скрывалась, пока тот не вырос.
Скрываться с двумя детьми было бы значительно труднее.
Ну, а что греки ?
Есть ли у них еще близнецы, кроме Кастора и Полидевка ?
Сразу вспомнились Геракл и Ификл, причем, тот же фокус: один - сын Зевса, второй - нет.
А вот такой вопрос: а близнецов-сестер каких-нибудь вспомнить сможете ? Это не значит, что они обязательно есть, а я, дескать, проверяю как вы знаете этот предмет. Может быть, таковых и нет.
Я просто не знаю. Мне ничего на ум не идет.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Dona » 26 май 2007, 08:17

Однажды царь богов Зевс полюбил красавицу Лето и от этого союза родились божественные близнецы - золотоволосые Аполлон и Артемида. Ревнивая Гера наслала на соперницу чудовищного змея Пифона, причинившего той много страданий. Но когда сын Лето вырос, он из своего чудесного лука поразил страшилище. Аполлон стал одним из наиболее почитаемых богов Греции, воплощающим функцию охранителя мира от хаоса. Он прекрасно играет на лире и обладает даром предсказания. Его священное животное грифон (в виде крылатого льва с орлиной головой) является излюбленным украшением старых зданий Санкт-Петербурга. Сестра Аполлона, Артемида стала богиней охоты и покровительницей домашнего скота.

Аполлон и Артемида - близнецы.
Однако греческое происхождение Аполлона и Артемиды оспаривается.
Кстати, совместных изображений что-то маловато...
Вот два из них, древнее и не очень:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... e_G515.jpg
Artemis Bendis, Apollo, Hermes and a young warrior. Side A of an Apulian red-figure bell-shaped krater, ca. 380–370 BC.
Department of Greek, Etruscan and Roman Antiquities, Sully wing, Campana Gallery, Louvre

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... anach_d._Ä._003.jpg
Apollo und Diana in waldiger Landschaft; Cranach d. Ä., Lucas
Gemäldegalerie, Berlin
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Сообщение Dona » 26 май 2007, 08:45

Интересный материал!
профессор Черносвитов Евгений Васильевич -
www.deol.ru/users/chernosv/

Однояйцевые близнецы, природные клоны!

К Вам приковано внимание с древнейших времен. Зевс был отцом двух пар однояйцевых близнецов. Диоскуры или <Близнецы>(Gemini), созвездие Зодиака, с двумя рядом расположенными яркими звездами Кастором и Поллуксом (Полидевком), покровители воинов, всадников и моряков, светят нам с небес. Их сестры, прекраснейшая из женщин Елена, из-за которой была Троянская война, и Клитеместра, коварная и преступная жена, изменившая мужу с его братом, затем и убила мужа, также однояйцевые близнецы. Именно с них начинается Ваша загадка, однояцевые близнецы. Почему в каждой паре одного близнеца Полидевка и Елену, считают божественным созданием - сыном и дочерью Зевса и Леды, а второго близнеца - смертными людьми, ибо отцовство приписывается земному мужу Леды Тиндарею? Но, однояйцевые близнецы и ведут себя по отношению друг к другу, как наверняка поступаете и Вы, к кому мы обращаемся. То есть, бессмертные и божественные создания Полудевк и Елена делятся своей божественностью со своими клонами. Однояйцевыми близнецами были Аполлон и Артемида, дети Зевса и Лето. Если Аполлон носитель всего светлого прекрасного, то Артемида (Геката), характеризуется как жестокая, агрессивная, и убийца. В частности, к ней обращался Шекспировский Макбет в известном монологе, <Что вижу я перед собой? Кинжал! И, рукоять ко мне...>, готовясь к убийствам. Многие подвиги брат и сестра совершали вместе. Без Аполлона Артемида, как правило, творила зло, несправедливость и жестокость. Артемида покровительствовала и помогала убийцам, насильникам и грабителям.

Еще один яркий пример однояйцевых близнецов. Отец всех реформаторов, воспитатель и учитель самого Моисея, согласно утверждениям Зигмунда Фрейда, фараон Эхнатон (Аменхотеп 1V), был однояйцовым близнецом своей жены, великолепной Нефертити. Это не помешало им воспроизвести на свет красавца Тутанхамона. Можно привести еще массу интереснейших имен славных и великих однояйцевых близнецов, природных клонов.

Великие умы всех времен и народов пытались разгадать вас, интригующую тайну Природы. Эсхил, Шекспир, Сервантес, Лев Толстой и Достоевский!

Очарованный вами, как чудом, великий английский психолог и антрополог, Фрэнсис Гальтон создал генетику. Произвол и невежество власть имущих, свернуло эту науку с ее истинного пути. Вот почему от генетики, за 150 лет ее существования, так мало пользы практической медицине.

В наше время однояйцевых близнецов изучали такие могучие умы, как философ и врач Карл Ясперс, великий мыслитель Мишель Фуко, врач и философ Жак Лакан. Отечественные корифеи медицины много времени и сил отдали данной загадке. Это русский психиатр и психолог Владимир Федорович Чиж и Сергей Сергеевич Корсаков.

В советское время однояйцевых близнецов тайком, рискуя жизнью, исследовали Геннадий Иванович Сегалин и Иван Борисович (Иоганн Барух) Галант. Но, загадка ваша осталось загадкой!

В основе запрещения клонирования людей нет ни одного аргумента, которого не было бы в запрещении врачам изучать анатомию человека, вскрывая трупы, в Средневековье. А, ведь, клонирование помогло бы понять многие механизмы функционирования вашего организма, как в состоянии здоровья, так и в состоянии болезни. На сегодняшний день, единицы практикующих врачей во всем мире знают,

1. Если заболевает один из однояйцевых близнецов, лечить нужно всех.

2. Большинство современных лекарств от самых разных болезней, абсолютно не эффективно для лечения одного из однояйцевых близнецов. А. порой, просто опасно.

3. Один из двух однояйцевых близнецов может погибнуть от любого фрукта. Ибо, фруктоза для него - яд замедленного действия.

4. Когда умирает один из однояйцевых близнецов, у другого, во-первых, изменяется генотип. А, во - вторых, резко падает иммунная защита.

5. Дети однояйцевых близнецов, в младенчестве, как бы стоят перед выбором: безумие, убийство, самоубийство, или гениальность. Пока наука бессильна помочь сделать выбор вашим детям!

6. Браки однояйцевых близнецов должны основываться на расчете. Математическом расчете некоторых психосоматических параметров жениха и невесты. В противном случае, брак однояйцеваго близнеца, заключеный по любви, или другим мотивам, непременно распадется.

7. Почему так часто один из однояйцевых близнецов, во все времена и у всех народов становился на путь преступности.

И это лишь маленькая толика, того, что вам необходимо знать!

Бесчисленное множество беллетристики написано об однояйцевых близнецах. Много предрассудков о них хранит народная память всего человечества. Из необозримого числа художественных произведений, советуем прочитать лишь одно, написанное блестяще нашей современницей, англичанкой Judith Michael "A tangled web". First published in Great Britain in 1995 . A Warner Book. ( Джудиф Митчел. <Тугой узел>. Первое издание в Великобритании в 1995 году).
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 26 май 2007, 10:27

Агенор и Бел, Данай и Эгипт.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 26 май 2007, 10:43

Эрехфей, Эрехтей · афинский царь, сын Пандиона и Зевксиппы, внук Эрихтония. После смерти отца Эрехфей и его брат-близнец Бут поделили власть: первый стал царем, а второй - верховным жрецом. Их сестрами были Филомеда и Прокна. Эрехфей, возможно, ввел Панафинеи и привил в Аттике культуру пшеницы.

Имел от Праксифеи множество дочерей и сына Пандрея. Ради победы афинян в войне с Элевсином принес в жертву Посейдону дочь Хтонию, другие дочери сами принесли себя в жертву. Эрехфей был убит молнией Зевса по требованию Посейдона за то, что сам убил союзника элевсинцев и сына Посейдона и Хионы, своего внука Эвмолпа.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение tmt » 29 май 2007, 11:35

Вообще то интересно, когда близнецы попали на небо в качестве зодиака - какой миф и народ поместил их там?
Они всё таки близко находятся от известных нам созвездии Быка, Ориона, которые берут начало от древнейщих времён..
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Новый » 01 июн 2007, 09:28

Тут мелькнул вопрос о том, встречаются ли в мифах сестры-близнецы. Я тоже не припоминаю, и причина, мне думается, в том, что в таком сказании не было бы сюжетно-психологического зерна борьбы и конфликтности. Все сюжеты о близнецах (настоящих - Кастор и Полидевк всё-таки лишь "единоутробные") всегда содержали мотив оспаривания власти (от Ромула и Рема вплоть до французской "Железной Маски") либо первородства (библейские истории я лично не считаю "мифами", но это, так или иначе, "сказания"). Женщина же в древности ни первородства, ни власти не наследовала, поэтому "интриги", мне кажется, в таком предании не было бы. Только в новое время сюжет о сестрах, аналогичный, "Железной Маске", в принципе мог бы появиться в Англии или послепетровской России.
Правда, возможен ещё мотив "подмены" романтического характера. В этой связи интересно, имеется ли фольклорная основа у сюжета "Лебединого озера" (подмена Одетты Одилией). Я понимаю, что в опере между ними нет родства, но нет ли прототипной сказки, где их аналоги - сёстры? Заранее спасибо, если кто-нибудь прояснит этот вопрос.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 01 июн 2007, 10:20

Дико извиняюсь за "ОПЕРУ" в предыдущем посте. Ляпнулось машинально. Там же "Зигфрид", вот ассоциации и рванули к "Кольцу Нибелунгов" и "Валькирии".
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 40