Гиви Чрелашвили писал(а):Рискну предположить, что дикие кабаны если и были в Египте, то в весьма незначительно количестве. Вепрям-то леса нужны.
sic!Neska писал(а): Нельзя присвоить статус нечестивого животному, которое не видишь. Если египтяне считали, что вепрь - животное бога Сета, стало быть с вепрями в Египте все было в порядке.
Если поверить исследованию М.А.Коростовцева, приводимого в его книге «Религии древнего Египта»
(М., Наука 1975), то до римских времён было сохранено
почитание доместикатов используемых в пище или имеющих отношение к жилищу (кошки). Упоминает этот автор и то, что в ДЕ обожествлялись или относились к носителям зла вообще невиданные никем животные «населяющие пустыню», навроде: грифонов, вот они-то неведомые и были по Коростовцеву преимущественно олицетворениями сил зла, впрочем, как и безобидная нильская черепаха упоминаемая в религиозных и миф-ских текстах как существо злобно-враждебное
(нашему) свет-путь-ясно-солнышку Ра.
По Коростовцеву же: Если изображения египетских богов окрашивались в чёрный цвет, это не связывалось с их отношением к царству мёртвых, а объясняется исключительно
редкостью чёрной масти обожествляемых животных в Египте
(основывая утверждение по H.Kees. "Der Gotterglaube im Alten Agupten". Berlin 1956, стр.27)В книге М.Э.Матье (
ИАН СССР, М-Л 1956), где приводятся переводы текстов ДЕ мифов, момент связанный с противостоянием Сета-Гора
(стр.119), так и обзывается: «Гор и
чёрная(!!!) свинья»:
*
…(Действительно), это Сет принял вид чёрной свиньи и нанёс жгучую рану глазу Гора. Тогда Ра сказал богам: «(Станет) свинья отвращением для Гора! Да, поправится он!». (Потому-то) свинья и есть отвращение для Гора. *
Однако, в примечаниях к этому тексту указано, что возможно часть диалога приписана лучезарному Богу Ра ошибочно.
Поэтому, учитывая локальность конфликта Гора-Сета, в ответ
Дедалу могу сказать, что мне ближе версия
Гиви Чрелашвили писал(а):Плутарх вообще пишет, что Сет охотился на кабанов, а потому, опять-таки по Плутарху, выходит, что кабан вовсе не животное Сета.
Произведение называется "Исида и Осирис".
В восьмой главе этого произведения есть такие строки:
"Также и свинью считают они нечистым животным, ибо имеется представление, что чаще всего она спаривается при убывающей луне и что у пьющего ее молоко тело покрывается проказой и накожными струпьями. 19"
Тут идет ссылка на античных авторов, с которыми это перекликается.
Так что, судя по всему, это и есть ответ на вопрос, который задан в начале теме.
19 Herod. II, 47; Aelian., De Nat. Anim. X,16; Tac., Hist. V, 4
Вторая версия такова (однако сам Плутарх не очень в нее верит):
"Историю же, которую они рассказывают тогда, когда раз в год, в полнолуние, приносят в жертву и едят свинью, и которая гласит, будто Тифон, преследуя при полной луне кабана, нашел деревянный гроб, где лежали останки Осириса, и разломал его, эту историю признают не все; некоторые считают ее, как и многое другое, пустыми россказнями".