Откуда пошла "нечистивость" свиньи

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение Гиви Чрелашвили » 12 янв 2008, 08:09

Прекрасно, Диггер.
С одной стороны Диггер, с другой - Плутарх.
Организовать опрос, кому народ больше верит ?
Ой, боюсь, Диггер, проиграете в пух и прах !
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Облезлый кот » 12 янв 2008, 12:23

Digger писал(а):В Вашей аналогии утопающий сознательно хватается за дельфина, чтобы спастись. Он не болтался в воде безразличный к жизни, а проплывавший мимо дельфин решил с ним позабавиться и так выкинул его на берег.


Именно так - он болтался, а дельфин его толкал. От утопающего в этой модели я не требую никаких действий, направленных на свое спасение. Я согласен с тем, что евреи не сидели посреди пустыни, и глядя на небо, не думали, как бы им сохранить нацию. Я тоже не требую от них икаких сознательных действий к запрещению ассимиляции.

Причина, по которой дельфин спас утопающего может быть любой, сколь угодно незначительной. То ли ему показалось забавнее толкать утопающего к берегу, чем в пучину, то ли у него дела были у берега. Эта причина в модели не имеет значения. (Другими словами, модель не имеет чуствительности к причине.) Нам кажется, что дельфины всегда токают топающих к берегу, потому что мы никогда не слышали свидетельств тех, которых они толкали в обратную сторону, поэтому у нас и возникает вопрос - почему дельфины всегда толкают утопающего к берегу.

Аналогично, не важно, почему появился запрет на свинину. То ли кому то стало плохо, когда он ее в первых раз попробовал, то ли возникли какие-то египетские ассоциации.

К вопросу о Египте. Мне кажется, что причину, по которой евреи не ели свинину, когда были кочевниками искать не нужно, она очевидна - свиньи не любят переездов. Важен период, когда кочевники становились оседлыми жителями Ханаана, и вопрос, на который нужно ответить - почему они не приобщились к этой славной традиции ханаанцев. В такой постановке мне не совсем понятно влияние Египта.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение Nik_Nikols » 12 янв 2008, 12:40

Digger писал(а):Небольшой остракон с надписью о том, как египтяне лакомятся свининой перевесит все тома Плутарха.


Строго говоря, артефакт без его истолкования еще ни о чем не говорит.
К каким выводам можно прийти, рассматривая вот такое изображение?
Изображение

(взято с http://static.oper.ru/data/gallery/l1008943703.jpg)

Прошу извинения у присутствующих на форуме мусульман и иудеев за публикацию этой картинки.
Последний раз редактировалось Nik_Nikols 12 янв 2008, 14:27, всего редактировалось 3 раз(а).
В поиске истины
Есть ли союзник?
Прыгнула лягушка.
Аватара пользователя
Nik_Nikols
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 06 окт 2007, 08:30
Откуда: Москва

Сообщение Nik_Nikols » 12 янв 2008, 13:17

Облезлый кот писал(а):
Digger писал(а):В Вашей аналогии утопающий сознательно хватается за дельфина, чтобы спастись. Он не болтался в воде безразличный к жизни, а проплывавший мимо дельфин решил с ним позабавиться и так выкинул его на берег.


Именно так - он болтался, а дельфин его толкал. От утопающего в этой модели я не требую никаких действий, направленных на свое спасение. Я согласен с тем, что евреи не сидели посреди пустыни, и глядя на небо, не думали, как бы им сохранить нацию. Я тоже не требую от них икаких сознательных действий к запрещению ассимиляции.

Причина, по которой дельфин спас утопающего может быть любой, сколь угодно незначительной. То ли ему показалось забавнее толкать утопающего к берегу, чем в пучину, то ли у него дела были у берега. Эта причина в модели не имеет значения. (Другими словами, модель не имеет чуствительности к причине.) Нам кажется, что дельфины всегда токают топающих к берегу, потому что мы никогда не слышали свидетельств тех, которых они толкали в обратную сторону, поэтому у нас и возникает вопрос - почему дельфины всегда толкают утопающего к берегу.

Аналогично, не важно, почему появился запрет на свинину. То ли кому то стало плохо, когда он ее в первых раз попробовал, то ли возникли какие-то египетские ассоциации.


К слову, понятие причинности - одно из самых неоднозначных в логике. Не существует ни одной общепринятой формальной модели причинно-следственных связей, хотя многие системы создавались в виду разрешения этой проблемы (теории сильной импликации, релевантная логика и пр.).
Разумной представляется точка зрения, состоящая в том, что понятие причины нельзя сформулировать без понятия воли: брошенный камень падает на землю потомучто это допустимо и бросающий так захотел.
Впрочем, тема "откуда пошла etc." предполагает, видимо, установление не причины, а временных рамок и совокупности причастных к явлению фактов, а также, по возможности, реконструкцию мировоззрения и психологии непосредственных участников процесса негативизации свиньи.
В поиске истины
Есть ли союзник?
Прыгнула лягушка.
Аватара пользователя
Nik_Nikols
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 06 окт 2007, 08:30
Откуда: Москва

Сообщение Analogopotom » 12 янв 2008, 15:31

Внесу свою лепту.

В пользу того, что запрет на свинину (или предпосылки для него) мог возникнуть в египетский период и связан с Сетом, возможно, свидетельствует то обстоятельство, что в категорию нечистых попал так же и осел, хотя это - копытное животное, а не парнокопытное.
Он-то, интересно, из каких соображений попал под запрет? Мне ничего не приходит в голову, кроме того, что осел – более пригоден для верховой езды и перевозки грузов, чем для еды. Возможно, табу связано с тем, что осел был тотемом колена Иссахара (об этом ниже).
Так же вероятно, что память о Египте сохранилась в запретах, относительно сокола и кошки, так как по египетским законам за убийство оных грозила смертная казнь.
Возможно, в стихе (Лев 11:27): «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера…» -, где «kaf» можно перевести, как «лапа»или «рука», содержится запрет на убийство павиана.

Но с другой стороны, евреи спокойно ели баранину. Египтяне даже разрушили храм в еврейской колонии на острове Элефантина, чтоб воспрепятствовать жертвоприношениям священного животного бога Амона. И опять же, у евреев был запрет на мясо пеликанов (Лев. 11:18: «… лебедя, пеликана и сипа»), которых разводили египтяне.

Диггер уже говорил, что свинина присутствовала в рационе ханаанеев, он не отметил, что свинья была не жирным животным. Ведь по основной версии считается, что запрет связан именно с тем, что в зоне жаркого климата вредно для здоровья есть жирное мясо. Но на самом деле, «сальная свинья» была выведена в условиях умеренного климата, путем отбора отдельных особей для откорма на сало, жир.

О свинье, как об источнике различных инфекций и болезней, опасных для человека, тоже много говорилось. Но странно, что евреи-номады об этом знали, а ханаанеи, которые по развитию были на порядок-два выше – не знали. Они, что, были враги своему здоровью?
Полагаю, что и те и другие перед употреблением в пищу подвергали мясо любого животного термической обработке, таким образом, снижая риск заразиться. Сырое мясо не ели вообще. И это было нормой.
Кстати, заглистованность (причем поголовная) тоже была нормой. Гельминты, блохи, вши являлись постоянными спутниками древнего человека. Причем последние являются переносчиками болезней похуже псориаза.

Кот заметил, что для кочевников свинья не самое подходящее животное. Она нуждается в кормах, то есть на пастбище ее не выгонишь, требует много воды. Но это скорее побочный фактор – не прямой, а косвенный – сказавшийся на оформлении и укреплении запрета.

В теме уже говорилось, что, возможно, запрет на свинину связан к ритуалом богоядства (по Фрейзеру?), имеющим египетское происхождение. Но здесь имеется такое возражение - ни свинья, ни кабан не являлись тотемом (первопредком) ни одного из народов Северной Африки.
И еще вопрос, когда свинья стала священным животным Сета – божества пустыни.

Хотя бесспорно, что в Законе часть табу по пище сохранилась с раннего политеистического периода. Под запрет попали тотемы: Иуды – лев, Дана – змея, Иссахара – осел. Но и здесь, не так все однозначно. Например, олень – тотем колена Неффалим, считается «чистым» животным.

Такие вот соображения по раннему периоду.

А в книге Иссаи – да! - неясного происхождения табу уже определенно оформилось в анти-ассимиляционный и анти-политеистический запрет.
65: 3 «К народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках...
4 Сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него...

66:17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо, и мерзость, и мышей, все погибнут, говорит Господь».
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение vovap » 12 янв 2008, 16:04

Облезлый кот писал(а):Аналогично, не важно, почему появился запрет на свинину.

Беда в том, что мы обсуждаем именно этот вопрос.

К вопросу о Египте. Мне кажется, что причину, по которой евреи не ели свинину, когда были кочевниками искать не нужно, она очевидна - свиньи не любят переездов. Важен период, когда кочевники становились оседлыми жителями Ханаана, и вопрос, на который нужно ответить - почему они не приобщились к этой славной традиции ханаанцев.
А до того они были более- менее оседлямы жителями Египта. А до того - Ура. Т.е. не бог весть какие сильно кочевые кочевники они были :)
vovap
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: 06 май 2007, 23:44

Сообщение vovap » 12 янв 2008, 16:19

Nik_Nikols писал(а):К слову, понятие причинности - одно из самых неоднозначных в логике. Не существует ни одной общепринятой формальной модели причинно-следственных связей, хотя многие системы создавались в виду разрешения этой проблемы (теории сильной импликации, релевантная логика и пр.).

Ну причем тут понятие причинности. Уважаемый Облезлый кот толкает нам антропный принцип. Который в полной формулировке звучит примерно так: невозможно судить о вероятности исхода события если один или более вариант исхода является необходимым условием наблюдения.
Т.е. мы имеем видеть только тех евреев, что не смешивались а тех что смешивались не имеем понеже они смешались.
vovap
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: 06 май 2007, 23:44

Сообщение vovap » 12 янв 2008, 16:26

Analogopotom писал(а):Но странно, что евреи-номады об этом знали, а ханаанеи, которые по развитию были на порядок-два выше – не знали. Они, что, были враги своему здоровью?
Полагаю, что и те и другие перед употреблением в пищу подвергали мясо любого животного термической обработке, таким образом, снижая риск заразиться.

Можно спекулировать, что ханаанеи мясо просто варили. В отличии от более кочевых евреев, которые его больше жарили типа на вертеле. Что с точки зрения термообработки конечно не фонтан. Во всяком случае заболевания эти передаются с мясом по сей день. И список с гигиенической точки зрения осмысленный - кроме осла и верблюда. Но те вероятно проходили как транспортные животные - чтоб не сожрали с голодухи.
vovap
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: 06 май 2007, 23:44

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 12 янв 2008, 16:35

На мой взгляд, попытки придумать рациональное обьяснение, для древних обычаев, уводят от правильного понимания вопроса.
Поддерживаю мнение Analogopotom.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение vovap » 12 янв 2008, 16:39

Дмитрий Лопаткин писал(а):Поддерживаю мнение Analogopotom.

Э-э - какое?
vovap
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: 06 май 2007, 23:44

Сообщение vovap » 12 янв 2008, 16:42

Я бы предложил благородным донам все-таки задуматься над списком. Представляется вероятным, что свинья была выделена из него позднее в силу ее широкого потребления в среде (при том что никто массово не жрал ослов, верблюдов и прочих соколов с лебедями)
vovap
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1039
Зарегистрирован: 06 май 2007, 23:44

Сообщение Digger » 12 янв 2008, 17:15

Гиви Чрелашвили писал(а):Прекрасно, Диггер.
С одной стороны Диггер, с другой - Плутарх.
Организовать опрос, кому народ больше верит ?
Ой, боюсь, Диггер, проиграете в пух и прах !


Ну и что?

К тому же не я с одной стороны, а египтянин. Плутарх говорит - египтяне не любят свинину. А рядом стоит египтянин и жуёт окорок. Ему даже ничего и говорить не надо. А за спиной у Плутарха другой египтянин гонит целое стадо свиней. А с другого бока от Плутарха египетский врач присыпает ранки толчёными свиными зубамим. И в самом деле, кому же тут верить? :lol:
С уважением.
Аватара пользователя
Digger
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 22 май 2004, 12:32

Сообщение Digger » 12 янв 2008, 17:39

Важен период, когда кочевники становились оседлыми жителями Ханаана, и вопрос, на который нужно ответить - почему они не приобщились к этой славной традиции ханаанцев. В такой постановке мне не совсем понятно влияние Египта.


Так именно этот период мы и обсуждаем. И в этом ключе, повторюсь, мне не кажется объяснение запрета на свинину, тем чтобы отгородиться от осёдлых жителей, достаточно обоснованым. Оно оставляет много вопросов, которые я уже озвучил.
С уважением.
Аватара пользователя
Digger
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 22 май 2004, 12:32

Сообщение Digger » 12 янв 2008, 17:45

Строго говоря, артефакт без его истолкования еще ни о чем не говорит.
К каким выводам можно прийти, рассматривая вот такое изображение?


Не знаю. Изображения не видно.
А интерпретировать артефакт, действительно, можно по разному. Предложите свою интерпретацию.
С уважением.
Аватара пользователя
Digger
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 22 май 2004, 12:32

Сообщение Nik_Nikols » 12 янв 2008, 18:19

Думаю, нижеприведенный длинный текст с www.yehudim.am будет небезынтересен.

Традиционная пища евреев
Некоторые понятия. Пища представляет собой главную биологическую потребность человека. Характер и способы приготовления пищи, а также и способы ее получения - это основные параметры, обусловленные основными хозяйственно-культурными типами различных человеческих обществ. Первоначально пища первобытных человеческих коллективов была по преимуществу растительной с небольшими добавками животного белка. С дальнейшим развитием орудий охоты доля животного белка в рационе человека сильно возросла. В результате применения огня выделилось три типа обработки и потребления пищи: в сыром виде, в термически обработанном (печеном, вареном) и ферментированном (квашеном). После появления производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) в производстве и обработке пищи произошел подлинный переворот. У всех народов (за исключением скотоводов холодной зоны) основным источником калорий стал растительный крахмал, содержащийся в зернах злаков и корнеплодах. Кроме того, на огромных просторах Евразии и Африки широко распространилось потребление молока и ферментированных молочных продуктов. Пища является самым устойчивым элементом материальной культуры того или иного этноса. Но и в пищу активно проникают иноэтничные заимствования. Но хотя пища воспринимается как символ этничности представителями отдельных этносов, реально ее этническая специфика носит не столько этнический, сколько региональный характер. Так, можно назвать много общих для переднеазиатского региона видов пищи. Помимо своей роли в удовлетворении важнейшей жизненной потребности человеческого организма, пища играет также огромную знаковую роль. Любое совместное принятие или непринятие пищи, способы ее принятия выражают уровень взаимной близости или отчужденности людей. Кроме того, уже на ранних этапах развития культуры происходит особое различие между повседневной и праздничной кухней. Последняя характеризуется, с одной стороны, включением дорогих компонентов, прежде всего мяса, сладостей, дорогих приправ. С другой стороны, в ряде случаев праздничная пища не всегда могла рассматриваться как вкусная, но служить напоминанием об определенных событиях сакральной истории мира или народа (маца у евреев, кутья у некоторых славянских народов, панспермия в древней Греции и пр.). Совместная трапеза и определенная пища – почти непременный признак любого празднества и события жизненного цикла. Пища бывает ритуальная, праздничная, жертвенная, похоронно-поминальная, престижная и непрестижная. Любая религиозная система включает в себя более или менее сложную систему пищевых предписаний и запретов. Кроме религиозных, существуют бытовые представления об уместности или неуместности тех или иных видов пищи, о ее совместимости или несовместимости, полезности или вредности – это в значительной степени объясняется климатическими условиями, первоначальным типом хозяйства.
Основные компоненты пищи в Передней Азии. Если представить себе карту Евразии, то можно видеть, что в центральной ее части пища была наиболее бедной по составу компонентов. По мере отдаления от центра материка к его краям состав пищи все более усложняется (Испания и Франция на западе, Китай и Корея на востоке; сюда не входит Чукотка, Камчатка и другие области полярного и циркумполярного региона, где рацион питания был всецело обусловлен климатическими условиями, а производящее хозяйство не получило большого развития). Именно на западных окраинах материка пища была наиболее разнообразной по своему составу. Передняя Азия (и, следовательно, сиро-палестинский регион) в этом отношении занимали промежуточное положение. Основным источником крахмала здесь были злаки – пшеница и ячмень, а белка – молоко (сырое и ферментированное) и молочные продукты – источники животного белка, а также бобовые (бобы, горох и чечевица) – источники растительного белка. Именно они составляли основу рациона древнейшего населения Передней Азии. С развитием цивилизации расширилось потребление овощей и фруктов в данном регионе, прежде всего маслин и винограда. По мере усиления имущественного неравенства все большее различие развивается между народной и господской кухней. Последняя все более усложняется, блюда в ней готовятся из дорогостоящих, нередко привозных продуктов, с применением различных приправ.
Пища в библейский период. В библейский период население Палестины потребляло местные продукты земледелия и скотоводства. Пища носила по преимуществу вегетарианский характер. Основой пищи, как и повсюду в переднеазиатском регионе были блюда из злаков (прежде всего ячменя и пшеницы) – пресный и дрожжевой хлеб, а также каши. Причем, из ячменя пекли по преимуществу пресный хлеб или ели поджаренные зерна (древнейший способ приготовления злаков), а из пшеницы делали по преимуществу дрожжевой хлеб. Овощи в основном были дикорастущими – лук – порей и репчатый, чеснок, арбуз, тыква или кабачок. Молоко употребляли как в сыром, так и чаще в ферментированном виде. Использовалось молоко в основном овец и коз, реже – коров. Из него изготовляли масло и различные сыры, но часто их употребляли только зажиточные люди. Мясо употребляли в пищу редко, это была праздничная и престижная пища. Потребности в белке восполнялись также за счет бобовых (чечевица, горох, бобы), из которых варили похлебки типа каш. Употребляли также дикорастущие растения, занимались охотой и рыболовством (рыбу ловили по преимуществу в прибрежных районах), но продукты охоты и собирательства в библейскую эпоху составляли дополнительную часть рациона. Кроме того, в Палестине, как и почти повсеместно в средиземноморском регионе, широкое распространение получили маслины и оливковое масло, а также виноград. Виноград широко употребляли в свежем виде, использовали для изготовления изюма и вина, а также сладкого медово-виноградного напитка – дваш-анавим. Мед использовали только от диких пчел. Известно было также пиво, но его употребляли редко. Собирали также кунжут и некоторые другие масличные культуры. Из фруктов употребляли фиги и финики, в том числе и в сушеном виде, а также в виде приготовленном из них сладкого напитка. Вообще под словом дваш – мед в Ветхом Завете обычно подразумевают не пчелиный мед, а приготовленные из фруктов напитки. Ели также гранаты, яблоки, различные орехи. В качестве приправ использовали соль, чеснок, лук, кориандр, тмин. Были и привозные специи – перец, имбирь и др., которые импортировались из Индии или Аравии и считались роскошью. Основными способами приготовления пищи в библейский период были варка, печение на углях и жарение. Зерна злаков жарили или мололи в муку для выпечки хлеба. Варили в основном жидкие каши или похлебки – из чечевицы или бобов, а также из мяса с овощами. Мясо готовили на вертеле или жарили в кипящем масле. Употребляли в основном баранину, а также козлятину, реже говядину и птицу, а также рыбу, иногда некоторых насекомых типа саранчи. Законы кашрута строго регламентируют употребление животной пищи, а также в позднем расширительном толковании запрещают смешивать молочные и мясные продукты. В Торе имеется несколько терминов для обозначения трапезы, в основном они обозначают функционально различные виды потребления пищи. Так, словом лехем обозначали нередко пищу вообще. Бытовало также слово аруха – обычное принятие пищи. Термином завах (от глагола збх – приносить в жертву) обозначали мясную трапезу при жертвоприношении или во время праздника. Словом кера обозначали званое пиршество, также часто связанное с празднеством и потреблением мясной пищи. Повседневную пищу готовили женщины, в то время как праздничную зевах, кера готовили и мужчины, и женщины.
Кашрут – дозволенность (с точки зрения Галахи), т.е. соответствие нормам ритуальной чистоты. Это понятие относится к широкому кругу ритуальных проблем – одежде, ритуальной чистоте и соответственно «дозволенность» женщины, поведения в тех или иных случаях. Чаще всего кашрут связывают с пищей. Законы кашрута относятся прежде всего к пище животного происхождения, способам ее приготовления и правилам ее употребления. Различие между чистыми (тагор) и нечистыми (ло тагор) в Торе содержится в книгах Левит (11) и Второзаконие (14). Чистые млекопитающие – это жвачные парнокопытные – дикие и домашние. Если имеется лишь один признак, то животное рассматривается как нечистое. Поскольку ритуально нечисто все, исходящее от нечистого, то запрещено употреблять в пищу и молоко нечистых животных. Соответственно, нечистыми считаются все хищные животные, а также хищные птицы. Нечистыми считаются все болотные и водоплавающие птицы, кроме гуся и утки. Согласно Мишне (Хул. 3:6), чистая птица должна иметь шпоры, зоб и мускульный желудок с легко снимающейся внутренней оболочкой. Из рыб чистыми считаются те, которые имеют хотя бы один плавник и легко отделяемую чешую. В книге Левит нечистыми названы все пресмыкающиеся и насекомые (кроме 4 видов саранчи), но пчелиный мед разрешен к употреблению. Правила кашрута не распространяются на растительную пищу, т.е. любая растительная пища – овощи и фрукты – кошерна. Ограничения касаются лишь того, как выращивать и собирать некоторые виды плодов, отделять десятины и пр. Исследователи обращали внимание также на то, что согласно книге Бытие (1:29), человеческая диета должна быть вегетарианской, так как Б-г даровал человеку в пищу травы и плоды с деревьев. Что же касается мясной пищи, то она первоначально предназначалась Б-гу в виде жертвоприношений. Некоторые Отцы церкви тоже полагали, что до грехопадения пища человека была исключительно вегетарианской, и не существовало плотоядных животных. Законоучители талмудической и более поздней эпох разработали систему правил ритуального убоя скота – шхита. Его может производить только специально обученный резник (шохет). Мясо падшего, растерзанного дикими зверями или убитого не по правилам животного считалось невела – падалью и было ритуально нечистым. Поскольку, согласно Торе, кровь – это нефеш, т.е. вместилище жизненной силы, которую позднее стали понимать как душа, то употребление крови в пищу было строжайше запрещено. Кровь должна быть обязательно удалена из мяса, которое в противном случае трефа. Зарезанное животное подвешивается вниз головой, а остатки крови удаляются посредством посыпания мяса крупной солью, реже – обжаривания на открытом пламени. Мясо сначала погружают на 30 минут в чистую холодную воду в специальной посуде, потом кладут на наклонную доску с продольными желобками или дырочками и посыпают крупной или средней солью и через час промывают 2-3 раза в холодной воде. Печень еще и прокалывают и держат на открытом пламени, пока не образуется корка. Не все части кошерного животного можно употреблять в пищу – так, запрещено нутряное сало вокруг кишечника и желудка, седалищный нерв из бедра млекопитающего. Из заповеди «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх, 24, 19, 34: Втор 14:21) законоучители эпохи Талмуда вывели запрет смешивать мясную и молочную пищу. Разделение мясных и молочных продуктов должно быть максимально полным, так как их соприкосновение делает их трефными. Это распространялось на кухонную посуду и утварь. В Талмуде не оговорено, сколько должно пройти времени между приемами этих видов пищи, но наиболее строгая традиция предусматривает шестичасовой перерыв после мясной пищи и двухчасовой – после молочной. Иногда после молочного разрешается есть мясное, предварительно прополоскав рот. Порицание нарушения законов о пище встречается уже в пророческой литературе, агиографах и апокрифах. В книгах Маккавеев и у Иосифа Флавия имеются сообщения о добровольной смерти – Киддуш га-Шем (букв. «освящение Б-жьего имени»), принятой отдельными лицами или общинами, чтобы не оскверниться трефной пищей.
Объяснения законов кашрута. Согласно Торе, законы кашрута – даны Б-гом, поэтому они не нуждаются в объяснениях. Смысл запретов на употребление тех или иных видов пищи в Торе не объясняется, хотя очевидна связь этих запретов с понятием «святости». Религиозные авторитеты настаивают на гуманистических, психологических или гигиенических аспектах объяснения законов кашрута. Нередко объяснения, даваемые законам кашрута, коренились в магических представлениях (согласно некоторым магическим представлениям, подобное порождается подобным, например, мясо нечистого животного загрязняет организм, и т.д.). Так, Филон Александрийский полагал, что употребление в пищу мяса хищных животных запрещено, чтобы не пробуждать в людях хищнические инстинкты, чтобы они не уподобились хищникам. Талмудисты пытались дать этим законам рациональное и моралистическое объяснение. Каббалисты давали мистические объяснения, полагая, что те или иные виды пищи могут воздействовать не только на тело, но и на душу. Средневековые философы – Рамбам, Нахманид и пр. – пытались дать рационально-гигиенические толкования правил кашрута. Например, Маймонид писал, что свинья – нечистое, грязное животное, питающееся чем попало, поэтому употребление ее мяса загрязняет организм; мясо, сваренное в молоке – тяжелая пища, она затрудняет пищеварение, и пр. Нахманид полагал, что рыба без чешуи живет слишком глубоко в воде, она слишком влажная, что вредно для человеческого организма. Научное объяснение многим пищевым запретам и предписаниям до сих пор не дано. Даже запрет употреблять в пищу кровь плохо поддается объяснению лишь на том основании, что кровь – это вместилище души. Такое понимание – довольно позднее, первоначально кровь считалась вместилищем жизненной силы, совокупности витальных качеств человека или скота, исчезавших после смерти тела (эта жизненная сила обозначалась термином нефеш). Жизненная сила могла быть, согласно многим древним поверьям, источником как силы, так и опасности для живых. Поэтому, с одной стороны, кровь могли опасаться употреблять в пищу, но с другой стороны – кровь могла быть средством, защищающим от злых духов и очищающим от ритуальной нечистоты (как в древних ритуалах праздников Песах и Йом Кипур). Еще хуже поддается объяснению запрет смешивать мясную и молочную пищу. Собственно, первоначально запрет распространялся только на мясо козленка, сваренное в козьем же молоке, и лишь впоследствии талмудисты стали толковать этот запрет чрезвычайно расширительно. Дж. Фрэзер пытался объяснить запрет на такое смешение у многих народов мира, опираясь на свою теорию симпатической магии (т.е. «навредишь овечьему молоку, значит навредишь и овце»), но это объяснение само требует объяснения. С. А. Токарев пытался дать объяснение этому запрету, а также запрету на мясо тех или иных животных взаимоотчуждением разных типов хозяйства, сталкиванием кочевников и земледельцев в древней Палестине, что также мало дает для понимания многих запретов и предписаний кашрута.
Не более убедительной выглядит попытка У. Робертсона Смита и других исследователей объяснить законы кашрута, исходя из тотемистической теории на том основании, что у многих первобытных народов запрещалось употреблять в пищу мясо тех животных, которые считались тотемом данной группы. Однако в Торе названо слишком много животных, птиц и рыб, мясо которых не позволялось есть; кроме того, это объяснение не проливает свет на многие другие запреты – в частности, на запрет смешения мясной и молочной пищи. Существует также структуралистский подход к объяснению законов кашрута. Приверженцем такого подхода является, в частности, известный американский антрополог М. Дуглас, которая в своем объяснении исходит из существования оппозиции «чистое – нечистое». Она подчеркивает, что в тех пассажах Торы, где идет речь о допустимых в пищу продуктах, они соотносятся с понятием «святости». М. Дуглас также отмечает, что понятие святости требует, чтобы индивидуум строго соответствовал тому классу предметов, к которому он принадлежит. И святость требует, чтобы разные классы не смешивались. При этом народ Израиля, как избранный и святой народ должен был особенно строго соблюдать ритуальную чистоту, в том числе в пище. Быть священным означало быть целым, единым. То есть ситуация с народом Израиля отличается от положения, существовавшего у многих других народов, например, у древних египтян, у которых определенные диетарные ограничения распространялись только на представителей жреческого сословия. Но и эта интересная гипотеза до конца не объясняет, почему те или иные виды пищи считались нечистыми. Другой подход к объяснению кашрута – экономический. Согласно последователям этого подхода, например, Д. Харрису, многие государства в древности отдавали приоритет производству зерновых и овощей, поскольку отдача энергии, калорий от них была в десять раз выше, чем от мясной пищи. Табу на употребление свинины сторонники такого подхода объясняют тем, что в условиях Палестины выращивать ее было дорого. Критики этой гипотезы подчеркивают, что при раскопках в Северной Месопотамии и Харране находили многочисленные костные останки диких и домашних животных, в том числе свиней, что опровергает тезис о приоритете зернового хозяйства и трудности выращивания свиней в древности. Однако с приходом семитов ситуация изменилась. Иногда подчеркивают, что подобно монгольским правителям, запретившим своим подданным потреблять свинину и рыбу, чтобы не быть поглощенными более многочисленными китайцами, семиты также ввели ряд пищевых запретов, чтобы не смешаться и отличаться от окружавшего их населения.
Поскольку различные и многообразные пищевые табу существовали практически у всех древних народов, то законы кашрута не являются чем-то исключительным. Природа же многих таких табу в настоящее время остается неясной. Однако их объяснение, по-видимому, все же следует искать в культурных, а не в экономических или медицинских факторах.
Ашкеназский и сефардский пищевые комплексы. Впоследствии в странах диаспоры евреи заимствовали у окружающих народов многие кушанья. Кроме того, отход от занятий сельским хозяйством и проживание в иных, нежели прежде, климатических условиях обусловили и потребление других компонентов пищи, которые так или иначе вписывались в законы кашрута. Великие географические открытия и ознакомление народов Старого и Нового Света с новыми сельскохозяйственными культурами и животными резко изменило структуру питания многих народов Старого Света, в том числе и евреев. В частности, в пищевой рацион евреев постепенно прочно вошли картофель, томаты, подсолнечник, кукуруза, красный перец и др.
С течением времени в эпоху позднего средневековья сложилось два пищевых комплекса – ашкеназский (который еще называют западным) и сефардский (восточный). Для западного комплекса характерно употребление говядины и овощей, приправленных животным жиром, сахаром, луком. Восточный комплекс характеризуется применением баранины, а также риса и овощей.
Западный тип еврейской кухни сложился в эпоху средневековья в странах Западной и Центральной Европы, поэтому этот пищевой комплекс вобрал в себя ряд итальянских, немецких и славянских заимствований. Позднее этот комплекс переместился далее, на восток Европы. Возможно, к эпохе позднего средневековья относится распространение различных пирогов (флоден, флудн), в том числе с мясом и с сыром; креплех, прообразом которых считают различные итальянские макаронные изделия или старофранцузское блюдо из теста типа оладий или немецких пышек, и различные соусы.
Пища восточноевропейских евреев. Повседневная еда восточноевропейских евреев – грубый хлеб, бобы и овощи, в том числе соленые (редька, морковь, огурцы, свекла, лук, чеснок), бобовые. С середины XIX в. широчайшее распространение получил картофель. Картофель местами совершенно вытеснил бобовые и различные похлебки, его ели по 2-3 раза в день в разных видах – пекли, варили, жарили на курином жире, делали картофельные оладьи – латкес и пр. В некоторых блюдах картофель полностью или частично вытеснил такие компоненты, как бобовые или лапшу – например, в чолнте, кугеле (род запеканки). Некоторые исследователи считают, что без картофеля не было бы феномена демографического взрыва среди еврейского населения в Восточной Европе. Зависимость евреев от картофельного рациона можно сравнить только с ирландской. У евреев Восточной Европы в будни были довольно широко распространены молочные продукты, в том числе молочная лапша, но бедные слои населения молоко пили редко, в основном козье, но в Литве иногда держали и коров. Широко использовали макаронные изделия – лапшу (локшн) и мучные продукты. Большое значение имела сельдь и блюда из нее. Яйца считались роскошью. Мясо употребляли в основном по Субботам и в праздники.
По праздникам готовили мясные и рыбные блюда, пекли сдобный хлеб, выпечку (флуден, штрудл или струдель – рулет с яблоками и изюмом), различное печенье. Широкое распространение получили креплех – сначала клецки, которые не только варили, но также пекли, жарили, в том числе и начиняли мясом, сыром, фруктами (наподобие вареников). Из Германии пришел обычай подавать их с супом. В Италии их готовили с миндалем, медом, сахаром, так что они превращались в род марципана.
Проследить эволюцию каждого еврейского блюда довольно трудно, иногда даже невозможно. Многие из них употребляли еще в древности, и в сильно видоизмененном виде они сохранялись на протяжении веков.
Пища сефардов и восточных евреев. Характерные особенности восточного комплекса – широкое использование баранины (в праздничных блюдах), риса, бобовых (чечевицы, бобов, позднее – фасоли), сыра, специй, и оливкового масла. На стол всегда подавали блюдо из риса. В отличие от ашкеназов лука и чеснока ели сравнительно немного, но употребляли большое количество других овощей. Для сефардской кухни характерны также блюда из баранины или козлятины, овощи, фаршированные мясом, мучные изделия, приготовленные в кипящем масле. В отличие от ашкеназов молоко пили довольно редко. Так, иерусалимские сефарды давали молоко только больным, а также беременным женщинам. Кроме того, сефарды избегали, в отличие от ашкеназов есть сельдь, но употребляли в пищу сардины в оливковом масле. Сефарды также употребляли много фруктов и варили разнообразные джемы и мармелады.
Сефардские и восточные общины, сохранившие больше архаических элементов в своей традиционной культуре, длительное время продолжали широко использовать многие компоненты пищи, упоминаемые в Торе – прежде всего бобы, чечевицу, дробленую пшеницу и полбу. В ряде сефардских общин были широко популярны супы из чечевицы или позднее – фасоли. Хлеб выпекали в форме лепешек.
В обоих комплексах имеются и сходно приготовляемые блюда, особенно для ритуальных целей и праздничных трапез.
В поиске истины
Есть ли союзник?
Прыгнула лягушка.
Аватара пользователя
Nik_Nikols
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 06 окт 2007, 08:30
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33

cron