Колхи: абхазо-адыги или картвелы?

Модераторы: Tibaren, Aristoteles

Re: Колхи: абхазо-адыги или картвелы?

Сообщение Афонский » 16 июн 2011, 21:27

Геленджик
Гелен/гален-по мегр.внешний
джик/джиха-по мегр. крепость
Геленджик/галенджиха
Верхнее Джемете, Нижнее Джемете
джим-по мегр.соль
джемете/джимити
в близи г. Сочи хребет Сончтх ( Шьэуныч), что в переводе означает Хребет сванов
а про сочи уже много обсуждалось
Сочи (სოჭი)- на грузинском означает дерево –Пихта. Если все же этот топоним свяжем с Северо-Кавкзским происхождением, то тогда на адыгском языке Сочи называется –Сонч, что означает Сванский.
Базис. По сведениям анонимного географа V века, река Базис протекает между Зигами и Санигами.[1, 92]. Рекой Базис в античную эпоху называли Шахе. Гидроним Базис является фонетической разновидностью географического названия «Фазис», который имеет тот же корень, что и «Фасиани» - этноним, являющийся в античную эпоху названием одного из западно-грузинских племен.[18, 54,8, 35]. С этими же словами этимологически связаны грузинские топонимы Басиани, Фасис мта и Абаша. Этот последний, в свою очередь, происходит от древне-грузинского слова Пша/Пса (вода, речка)
Бага. В Перипле анонимного географа V века, в 160 стадиях к западу от реки Ахеунти (Шахе) располагалась крепость Бага.Топоним Бага явно грузинского происхождения, так как и в древне грузинском, и в современном грузинском, да и на сванском языках Бага обозначает - загон, скотный двор.[14, 90]. С этим же словом связаны географические названия в Грузии- Бага, Багеби
Лаб (Лаба) – самый крупный приток Кубани, в свою очередь принимающий в себя 4776 притоков. Вопрос об этимологии гидронима остается спорным. Один из притоков Малой Лабы берет начало с горы Лоуба (абазинское слово), а в сванском языке слово «лабна» означает «источник». Эти примеры, может быть, проливают некоторый свет на смысл гидронима, [10,108] отмечает адыгский ученный.
Западнее города Туапсе отмечен топоним Коцехур, о котором К. Мерекутов пишет: «Хребет в районе города Геленджика. Значение топонима не известно.» [10,82]. Неизвестный в адыгском языке топоним, также сванского происхождения. По- свански Кацх означает высоту, вершину, горную вершину. Таким образом, по- грузински он будет означать высокий хребет.

http://cyxymu.livejournal.com/666831.html это тоже кацхи в Чиатурском районе

В ста километрах к Северо – Востоку от города Краснодара, в нижнем течении р. Лаба находим местность, которую адыгейцы называют Сонэ Имез, что означает кустарники, «Лес Сонэ», т.е. «лес сванов [10,180]. Уважаемые читатели, это пишет не грузинский автор, а российский, адыгского происхождения.
так что не нужно околонаучные полемикы
Афонский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 102
Зарегистрирован: 01 май 2011, 11:51

Re: Колхи: абхазо-адыги или картвелы?

Сообщение kartlos » 18 июн 2011, 19:29

ЗАБЫТЫЙ ГЕНОЦИД СВАНОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ



В Никоновской летописи за 1563 г. повествуется: “И Темгрюк (Темрюк Идаров.— С. Б.) со государевыми людьми недругом своим недружбу довел и в свою волю их привел, а воевал Шепшуковы улусы… И воевали землю их одиннадцать дней, и взяли кабаков мшанских и сонских сто шестьдесят четыре, и людей многих побили и в полон имали”. Комментируя термин “сонские”, Е.Н. Кушева пишет: “Документы конца XVI и XVII вв. дают материал для определения Сонских кабаков. “Соны” русских источников — это сваны, для которых русские приняли грузинскую форму их названия; но термин Сонская земля употреблялся тогда в более широком смысле… Отсюда название перевальных путей из Кабарды в Грузию “Сонскими щелями”. Как видно, Соны (Сонэ), Суаны — это грузинская форма этнонима сван, распространенная и среди адыгов.

Б.Д. Газиков на основе анализа топонимики и осетинского и ингушского фольклора, приходит к выводу, что “под “Сонскими кабаками” подразумевались селения, лежащие в междуречье Сунжи и Терека и частично на левом берегу Терека”. Также, Б.Д. Газиков убедительно показывает, что сонами / санами в осетинском фольклоре назывался народ, живший на территории Осетии до прихода сюда иранцев. Л.И. Лавров считал, что боевые действия царских войск происходили в районе Верхнего Прикубанья. “…Взяли кабаков мшанских и сонских сто шестьдесят четыре…”, -говорится в документе о военных действиях на Кавказе в 1563 году. Лавров Л.И. выявил в районе Верхнего Прикубанья город Шоан и реку Шоану и христианский храм X в. Шоан. В официальном русском документе 1743 года он обнаружил в Верхнем Прикубанье народ “соны”. По мнению Лаврова, название “шоан” сопоставимо с названием неизвестного народа “мшаны” из документа, а “соны” с современными сванами, которых до сих пор кабардинцы называют “сонэ”, а чеченцы – “шоной”.

«Никоновская» летопись приводит интересное свидетельство о состоянии Центрального Кавказа в середине XVI в. Данная информация содержится в рассказе об отправке в Кабарду отряда (500 стрельцов и 500 казаков) Григория Плещеева. В сентябре 1562 г. эти «государевы люди» по приказу Ивана Грозного прибыли на Северный Кавказ с целью оказать помощь Темрюку Идарову. Отряд должен был содействовать укреплению власти Темрюка в борьбе с противниками, наиболее могущественным из которых являлся Пшеапшоку Кайтукин – Шепшук «Никоновской» летописи.

С помощью русских войск Темрюк «воевал Шепшуковы улусы, да воевал Татцкие земли близ Скиньских городков, и взяли три городка: Махонь, город Енгир, город Каван, и мирзу Телишку убили, и людей многих побили… И воевали землю их одиннадцать дней и взяли кабаков Мшанских и Сонских сто шестьдесят четыре, и людей многих побили и в полон имали, да взяли четырех мурз: Бурната, Ездноура, Бурнака и Дудыля»40.


В результате первого похода кабардинцев были разгромлены 164 кабака (поселений) мшанских и сонских и завоеваны их “города” Алагир, Кобань и Мохань (Степанцминда) (там же). Поэтому и говориться в преданиях осетин, что земли эти (Тагаурское, Куртатинское и Дарьяльское ущелья) были свободными и занимали они эти места мигрируя с запада на восток (Куртатинское и Тагаурское ущелья) в XVI-XVIIIвв. (там же).


То, что в результате боев было взято 164 кабака свидетельствует о том, что действия происходили на довольно значительной территории. Исследователи пытались определить местоположение топографических данных, приведенных выше. По нашему мнению, не вызывает сомнения то, что театр военных действий разворачивался в условном четырехугольнике Йоалхоте — устье реки Сунжи — Дарьял — Газалте.

Здесь течет река Сунжа — Сони русских источников. Также в русских документах 80-х гг. 16 в. под Сонской землей подразумевается территория, располагавшаяся южнее Дарьяла, а вместо Дарьяльского ущелья часто используется термин “сонские щели”. Возможно, что в 60-х годах 16 в. под Сонскими кабаками подразумевались селения, лежавшие на пути Сони (Казбеги) или к Дарьялу, т.е. в междуречье Терека и Сунжи в верхнем течении.

Как известно, боевые действия южнее Дарьяла не велись. Учитывая, что и населенный пункт Саниба лежит также к северу от Дарьяла, то мы можем утвердительно сказать, что под Сонскими кабаками подразумеваются селения, лежащие в междуречье.


Ф.Х. Гутнов пишет, что “Сонская земля расположена в высшей точке Дарьяльского прохода в районе Хеви, осетинам известного под названием Сана“. И добавляет, что “Сонские щели неоднократно упоминались за Ларсовым кабаком,.. сонские земли лежали недалеко от “дигоров да стигоров” на дороге в Грузию“. Т.е., как мы уже отметили, это земли, лежащие в районе Военно-Грузинской дороги.

А.Д. Цагаева также приходит к выводу, что соны не являются осетинами. «Этнонимом такой же мифической народности, или какого-то древнего племени является сан/сон. Он также встречается в топонимии нагорной полосы Северной Осетии и Казбегского района Грузинской ССР. С этнонимом сан/сон мы имеем топонимы Сонайы къахыр «Сонов щербина», Сонайы Уастырджи «Сонов св. Георгий»… Этот же элемент имеем и в прежнем названии с. Казбеги и горы Казбек – Сана «Сана» и Санайы хох «Санов гора»… При этом нужно заметить, что саны/соны не были дружественны с предками осетин. Иначе бы не сохранились такие не разложимые словосочетания и концовки сказок в осетинском фольклоре, как рын, сонай хызт у «чтобы ты был оберегаем от болезней (эпидемии) и сон (врага)», ма сон кай, йе уонама цауад «кто мой враг, пусть к ним идет» местом обитания сванов, кроме собственно Сванетии был Северный Кавказ и территория Кубани. Именно поэтому в средние века встречается термин – Большая Сванетия. В описании путешествия русского посла Н. Толчанова (1650-1652 гг.) по Урухскому ущелью и на границе Осетии и Кабарды упомянута “сонская дорога”. Русские послы должны были перейти в Балкарию через Имеретию по сонской т.е. сванской дороге через владения Алибега. Как видно, в это время здесь по-прежнему проживали соны, отсюда и “сонская дорога”. Это общее название дороги от нижней Сванетии до Балкарии, так как проходила она на территории сонов. А осетины поселились на бывших землях сванов в Урухском ущелье значительно позже. Об этом также свидетельствует следующее: “Церковь Спасителя мулахского общества имеет в Осетии место, которым пользуются осетины, за что они должны поставлять церкви по семь быков, овец и коз в год. Мулахцы забивают скот и устраивают застолье. Если осетины не заплатят церкви эту подать, мулахцы нападают на их стада, уничтожают пастухов и перегоняют стада в свое село”.

Здесь речь идет о западной части Северной Осетии, которая лежит ближе к Сванетии. А дорога из Терека в Имеретию проходила именно по этой территории.kartlos
Логограф


Сообщения: 230
Зарегистрирован: 30 май 2009, 13:45
kartlos
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 30 май 2009, 13:45

Re: Колхи: абхазо-адыги или картвелы?

Сообщение kartlos » 12 сен 2011, 14:43

ZORA » 01 сен 2007, 13:36
У меня вопрос к оппонентам:
- Есть ли хоть одно лингвистическое исследование о языке колхов 3 тысячи лет назад и на какой источниковой базе?

Голословное утверждение, что язык колхов картвельский или абхазо-адыгский остается только голословным утверждением - письменных памятников колхов пока не найдено, на сколько мне известно и расшифровывать ФИЗИЧЕСКИ нечего.
Житие мое...


да лингвистических матерялов нет, но есть исторические документы.

Прокопий из Кесарий:
"VIII, 1. В моих прежних книгах изложено уже все то, что произошло до четвертого года того пятилетнего перемирия, которое было заключено между римлянами и персами.3 В следующем затем году большое полчище персидского войска вторглось в землю Колхиды... Когда это войско прибыло в область Лазики, которая называется Мохересис,4 оно остановилось, став лагерем на удобном месте. Протекает там также река Гиппис, небольшая и несудоходная... Тзаны, находясь очень далеко от берега моря, живут рядом с армянами в середине материка... Что же касается лазов, то невозможно, чтобы они не были колхами, так как они живут по берегу реки Фазиса: как это бывает и у многих других племен, они только имя колхов переменили на имя лазов. Но помимо этого, многие века, которые протекли со времени тех, кто раньше писал об этих вопросах, внеся новое в положение дел, могли изменить то, что было прежде в силу ли переселения племен, в силу ли следовавшей одна за другой перемены властей и названий; поэтому я счел крайне важным, все это точно расследовать и изложить..."

Агафий Схоластик:

"В том, что в древности лазы назывались колхами и как раз являются ими, никто не будет сомневаться, если он ознакомится с населением Фазиса, Кавказа и стран, находящихся вокруг них. Говорят, что колхи переселены из Египта (док. №5 - сост.).

Лазы сильное и храброе племя. Они властвуют и над другими -сильными племенами, гордятся старым именем колхов и, быть может, не без основания, чрезмерно себя возвеличивают. Среди племен, подчиненных чужой стране, я не видел другого столь знаменитого и могущественного как избытком своего богатства, так и множеством подданных, как обширностью территорий и изобилием урожая, так и красотой нравов и проворством... Они уже и не варвары, и не варварский образ жизни ведут, а благодаря союзу с римлянами, придали своей жизни государственно-законный вид..."
kartlos
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 265
Зарегистрирован: 30 май 2009, 13:45

Пред.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron