Десять рогов и Антиох Епифан.

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Десять рогов и Антиох Епифан.

Сообщение Atmel » 04 сен 2007, 16:20

"2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,
3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
4 Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.
5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!"
6 Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.
7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним
, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.
9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь.
<...>
19 Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами,
20 и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих.
21 Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их,
22 доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
23 Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
24 А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей
,
25 и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.
26 Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.
" (Дан. гл.7)

Совершенно очевидно, что речь в "пророчестве" идет о временах Антиоха Епифана. " зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный - это Александр Македонский, а "небольшой рог" - это Антиох Епифан, последний Селевкид, жестко преследовавший иудаизм и насаждавший железной рукой эллинизм. Но что это за три рога из десяти, которые будут "исторгнуты" (уничижены) "иным, отличным от первых" (Антиохом)?

Православная церковь имеет особое мнение и считает, что здесь говорится о временах римского владычества, а "десять рогов" - это десять германских государств, на которые распалась Римская империя, не принявших арианства, а "небольшой рог" - католический Рим. Естественно, что католики с таким предположением не согласны (их версию я еще не выяснил).

Но каков правильный ответ на этот вопрос? У меня есть версия, но я хочу послушать другие мнения.
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Analogopotom » 05 сен 2007, 23:48

Книга пророка Даниила, гл. 7:
3 И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
4 Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. (Прит. 30, 30. Иер. 48, 40. Иез. 17, 3.)
5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!»
6 Затем видел я, вот - еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.


Крылатый лев символизирует Халдею.
Медведь — Мидия.
Барс — Персия. Четыре головы барса — это четыре персидских царя.

Ахемениды

Кир II Великий - 559-530
Камбиз II - 530-522
Бардия - 522
Дарий I Великий - 522—486
Навуходоносор III - 522
Бардия - 522-521
Навуходоносор IV - 521
Ксеркс I - 486-465
Артаксеркс I - 465—424
Ксеркс II - 424
Секудиан - 423
Дарий II Ох - 423-404
Артаксеркс II Арсак - 404—359
Артаксеркс III Ох - 359-338
Арсак - 338—336
Дарий III Кодоман - 336—330
Артаксеркс IV Бесс - 330—329

Не знаю, каких именно царей имел в виду автор книги пророка Даниила. Возможно, самых прославленных - Кира Великого, Камбиса, Дария Великого, Ксеркса I (сына Дария). Но более вероятно, он говорил о четырех последних правителях (до Артаксеркса IV), то есть царей времени, предшествовавшего греческому периоду, с которым автор книги Даниила, судя по всему, лучше знаком, чем с событиями «периода плена».

Дан. 7:
7 После сего видел я в ночных видениях, и вот - зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него - большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. (Ис. 28, 3. Дан. 7, 19. Отк. 13, 1.)

Четвертый зверь из видения символизирует империю, основанную Александром Македонским, историческая фигура которого и завоевания, им осуществленные, не могут не поражать воображение. Что тут уж говорить о людях, живших спустя всего век-два.

Пророчество 7 главы как бы служит продолжением толкования сна Навуходоносора о «колосе на глиняных ногах» в главе 2.

Дан. 2: 31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой - то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.
32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его - медные,
33 Голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.
34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. (Мат. 21, 44. Лук. 20, 18.)
35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. (Пс. 1, 4. Лук. 20, 17-18. Еф. 4, 10.)
<…>
39 После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.
40 А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.
41 А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.
42 И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.
43 А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. (Дан. 11, 17.)
44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, (Дан. 4, 31; 6, 26; 7, 14. Мих. 4, 7. Лук. 1, 33.)


Традиционно эти слова трактуются следующим образом.
Империя Навуходоносора - голова из золота.
Вторые царство, «ниже твоего», вероятно, Мидия, существовавшая одновременно с Халдеей. При этом, хотя Мидия и занимала территорию больше, чем Халдея, она уступала по богатству, военной мощи и культурному уровню.
Третье царство, «которое будет владычествовать над всею землею» - Персия Ахеменидов, чьи цари сначала покорили Мидию, затем Халдею, и распространили свое влияние на огромную территорию.
Четвертое царство, «крепкое, как железо» (ср. аллегорию 2:40 с 7:7, очень много о «железном») империя Александра Македонского, возникшая через два с половиной века после Навуходоносора.
Две ноги – «ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа» - символизирует распад империи Александра Македонского, после его смерти, на части. Две «ноги», о которых идет речь – это Египет Птолемеев и Азия Селевкидов. Две эти империи конфликтовали между собой, не оставляя в стороне Иудею, которая сначала находилась под властью Птоломееев, а приблизительно со II века до н.э. оказалась под гнетом Селевкидов.
«Камень, ударивший в истукана» - более чем вероятно, восстание против Селевкидов, которое поначалу возглавлял Маттафи, а потом Маккавеи.

Поскольку считается, что автор книги пророка Даниила жил в период правления Антиоха IV Эпифана, следовательно, в т.н. «пророчествах» в аллегорической форме рассказывается об уже свершившихся и хорошо известных событиях.

Вернемся к рогам:

Дан. 7:
…он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. (Дан. 8, 9. Отк. 13, 5.)


Этот фрагмент можно трактовать так. Десять рогов – это династия Селевкидов, начиная от Селевка.

Селевкиды

Селевк I (306-281 гг. до Р.Х.)
Антиох I (280-261 гг. до Р.Х.)
Антиох II (261-247 гг. до Р.Х.)
Селевк II (247-226 гг. до Р.Х.)
Селевк III (226-223 гг. до Р.Х.)
Антиох III (223-187 гг. до Р.Х.)
Селевк IV (187-175 гг. до Р.Х.)
Антиох IV (175-164 гг. до Р.Х.)

Антиох IV Эпифан - восьмой правитель.
Если принять за условие, что «рога» - это представители династии Селевкидов или претенденты на сирийский трон, то речь идет – «три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним» - о событиях, связанных с воцарением Антиоха IV Эпифана. Можно предположить, что он пришел к власти в результате дворцового переворота или гражданской войны, устранив конкурентов и своего предшественника.
Насколько мне известно, подробности, связанные с приходом к власти Антиоха, содержатся только у Аппиана.

Аппиан «Сирийские дела»
http://ancientrome.ru/antlitr/appian/hist-f10.htm
45. Так римляне распределили то, что они приобрели силой оружия. Когда немного спустя умер царь Антиох Великий, преемником ему стал его сын Селевк. Он высвободил своего брата Антиоха от римлян, у которых он был заложником, вместо него дав своего сына Деметрия. Когда Антиох возвращался из своего заложничества и был еще около Афин, Селевк был убит по тайному умыслу неким Гелиодором из числа придворных. Этого Гелиодора, хотевшего захватить власть, Эвмен и Аттал изгоняют и возводят на престол Антиоха, желая быть его друзьями: из-за кое-каких недоразумений и они уже стали косо смотреть на римлян. Так Антиох, сын Антиоха Великого, получил власть над Сирией, у сирийцев он получил прозвище “Эпифан” (“с славой явленный”), потому что в глазах подданных он был законный государь той власти, которая была отнята у него чужими. Установив дружбу и союз с Эвменом, он твердо правил Сирией и племенами, лежащими около нее, имея своим наместником в Вавилоне Тимарха, а наблюдающим за своими доходами Гераклида; это были два брата, и оба были его любимцами. Ходил он походом и против армянского царя Артаксия. Немного времени спустя, как он победил его, он умер.

Таким образом, в 175 г до н.э. соперниками Антиоха являлись как раз три человека – его старший брат Селевк, на тот момент законный правитель Сирии, сын Селевка и некий Гелиодор. Если Селевк и Гелиодор – это явные соперники, то Деметрий, сын Селевка – потенциальный.
Но, как следует из приведенного свидетельства, Антиоха никто не обвинял в отравлении брата. Так же остается неизвестным, что стало в дальнейшем с Деметрием.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 06 сен 2007, 12:07

К. Рыжов «Все монархи мира» (Прим. А. – ссылки и цитаты добавлены)

АНТИОХ IV ЭПИФАН
Царь Сирии в 175—164 гг. до Р.Х. Сын Антиоха III.

***

После поражения в войне с римлянами Антиох III отправил своего младшего сына Антиоха заложником в Рим. Позже Селевк IV освободил Антиоха из Рима, отправив вместо него заложником своего сына. Когда Антиох находился еще в Греции, Селевк был убит по тайному умыслу неким Гелиодором из числа придворных. Этого Гелиодора, хотевшего захватить власть, изгнали пергамские цари Эвмен и Аттал. Они возвели на престол Антиоха, желая быть его друзьями. Так Антиох получил власть над Сирией и прозвище «Эпифан» («со славой явленный»), потому что в глазах подданных он был законным государем той власти, которая была отнята у него чужими. Установив дружбу и союз с Эвменом, он твердо правил Сирией и племенами, лежащими около нее (Аппиан: 11; 45).
http://ancientrome.ru/antlitr/appian/hist-f10.htm

За свой образ жизни Антиох приобрел также и второе прозвище Эпимана (Безумного). И действительно, своей любовью ко всякого рода проделкам и чудачествам он приводил людей рассудительных в недоумение; одни видели в нем человека простодушного, другие — безумца. Иногда без ведома придворных он скрывался из дворца и бродил по городу на виду у всех в сопровождении одного-двух товарищей. Еще чаще можно было видеть его у серебряных и золотых дел мастеров: он болтал с резчиками и иными рабочими и расспрашивал их об их мастерстве. Потом он заводил знакомства и разговоры с первым встречным из простонародья и бражничал с беднейшими из чужеземцев. Бывало, прослышав, что где-нибудь собрались молодые люди на пирушку, он без всякого предупреждения являлся к ним в шумном обществе с чашей в руке и с музыкой; собравшиеся в смущении от такой неожиданности поднимались с мест и убегали. Нередко случалось, что он снимал с себя царское одеяние и в тоге соискателя на должность эдила или народного трибуна обходил рынок, пожимал руки одним, обнимал других, убеждая подавать голоса за него. По избрании на должность он, согласно обычаю римлян, садился в кресло из слоновой кости, выслушивал споры, какие происходили на рынке, и решал дела с большим вниманием и усердием.

Мыться Антиох ходил в народные бани, когда они бывали переполнены простонародьем, и всегда носил с собой кувшины с драгоценнейшими маслами. Однажды в бане кто-то сказал ему: «Хорошо вам, цари, что вы умащаете себя такими ароматными маслами». Антиох промолчал, но в другой раз подошел к тому человеку и велел вылить ему на голову наибольший кувшин превосходнейшего масла. Все купальщики при виде этого кинулись туда же, чтобы натереть себя маслом, но, смеясь, падали на скользком полу. Скользил и смеялся сам царь.
В щедрости своей Антиох также не знал меры. Часто при случайных встречах с людьми, которых раньше никогда не видел, он неожиданно предлагал подарки. А в жертвенных приношениях городам или в способах чествования богов он превосходил всех царей (Полибий: 26; 1).

Мегалополитанцам в Аркадии он пообещал окружить их город стеной и на большую ее часть дал денег; в Тегее решил построить великолепный мраморный театр; в Кизике в пританее — общественное здание, где на государственный счет кормятся удостоенные такой чести, — он обставил один стол золотой посудой. О его щедрости к богам свидетельствует храм Зевса Олимпийского в Афинах, хоть и не достроенный, но считающийся единственным на земле достойным этого бога; и Делос он разукрасил замечательными алтарями и множеством изваяний, и в Антиохии возвел великолепный храм Зевса Капитолийского, не только с наборным вызолоченным потолком, но и со стенами, сплошь обитыми золоченными листами. Он обещал и многое другое во многих местах и не выполнил своих обещаний только из-за краткости царствования. Также и пышностью зрелищ всякого рода он превзошел всех прежних царей; иные устраивались по греческим обычаям и со множеством греческих искусников, но гладиаторские битвы стал он устраивать по римскому образцу и добился того, что это зрелище стало обычным и приятным (Ливии: 41; 20).
http://ancientrome.ru/antlitr/livi/kn41-f.htm

20. (1) <...> Антиох61 правил суд, сидя на римский лад в кресле из слоновой кости, и разбирал все споры, вплоть до мельчайших. (2) И настолько переменчив он был в своем образе жизни, что ни сам о себе, ни другие о нем не могли понять, что он за человек. (3) С друзьями он не заговаривал, а едва знакомым дружески улыбался; несообразными щедротами он выставлял на смех и себя, и других: людям, весьма почтенным, полным самоуважения, дарил, как детям, игрушки и сласти, а других, ничего от него не ждавших, делал богачами. (4) Поэтому иным казалось, что он не знает и сам, чего хочет, иным — что он просто шутник, а иным — что он впрямь не в своем уме. (5) Однако в двух важных и достойнейших делах дух его был поистине царственным — в дарах городам и в почитании богов. (6) Мегалополитанцам в Аркадии он пообещал окружить их город стеной и на большую ее часть дал денег; в Тегее решил построить великолепный мраморный театр; (7) в Кизике62 в пританее — общественном здании, где на государственный счет кормятся удостоенные такой чести, — он обставил один стол золотой посудой; родосцам он подарил не диво какое-нибудь, а самые разные вещи, в которых они нуждались. (8 ) О его щедрости к богам свидетельствует храм Юпитера Олимпийского в Афинах, хоть и недостроенный, но единственный на земле достойный этого бога63; (9) и Делос он разукрасил замечательными алтарями и множеством изваяний, и в Антиохии возвел великолепный храм Юпитера Капитолийского, не только с наборным вызолоченным потолком, но и стенами, сплошь обитыми золоченым листом. Он обещал и другое многое во многих местах и не завершил только по краткости царствования64. (10) Также и пышностью зрелищ всякого рода он превзошел всех прежних царей; иные устраивались по местным обычаям и со множеством греческих искусников65, (11) но гладиаторские игры стал он устраивать по римскому образцу — сперва скорее к ужасу, чем к наслаждению непривычных зрителей, (12) но потом, частым повторением (и не только с ранениями, но и без пощады) добился того, что это зрелище стало привычным и приятным, и многих юношей приохотило к военному делу. (13) Поэтому если сначала он за большие деньги выписывал обученных гладиаторов из Рима, то потом <...>66 Сципиону — судебные дела с чужеземцами.

***
В 170 г. до Р.Х. Антиох узнал, что египетский царь Птолемей VI вынашивает планы начать с ним войну из-за Келесирии (Полибий: 27; 19).

Тогда Антиох сам решил предпринять поход на Египет и, прежде всего, вторгся в подвластную египтянам Иудею. Приверженцы Антиоха открыли перед ним ворота Иерусалима. Перебив здесь множество своих противников и награбив значительное количество денег, царь пошел дальше (Флавий: «Иудейские древности»; 12; 5; 3).
http://www.vehi.net/istoriya/israil/fla ... ti/12.html

3. Вернувшись из Египта в страхе перед римлянами, царь Антиох пошел войною на город Иерусалим и, придя туда в сто сорок третьем году после воцарения селевкидской династии [36], взял город без боя, потому что приверженцы его [37] отворили ему ворота. Овладев таким образом Иерусалимом, он перебил множество противников своих и, награбив значительное количество денег, возвратился в Антиохию.


Птолемея Антиох одолел в морском сражении возле Пелусия, затем спешно навел мост через Нил и переправился по нему со всем войском (Ливии: 44; 19).

19. (1) В консульство Луция Эмилия Павла и Гая Лициния в мартовские иды, в начале нового года, когда отцы-сенаторы ожидали прежде всего, что доложит им о македонских делах консул, коему досталась эта провинция, Эмилий Павел сказал, что докладывать пока нечего, ибо послы еще не вернулись; (2) впрочем, они уж в Брундизии, (3) плыли долго — их дважды сносило назад к Диррахию. А теперь он, Эмилий Павел, как только узнает все, что надобно знать, доложит сенату, и ждать осталось совсем немного. (4) А чтобы не задержаться ему с выступлением из Города, уже назначен день Латинских празднеств — канун апрельских календ55, и оба они с Гнеем Октавием, исполнив обряд, готовы будут отправиться по первому слову сената; (5) а здесь в его отсутствие всем распорядится сотоварищ его Гай Лициний: он и подготовит, и отправит все, что надобно для войны; покуда же, сказал Эмилий Павел, послушаем иноземных послов.
(6) Первыми позвали послов из Александрии, от царей Птолемея и Клеопатры. (7) В скорбной одежде, с отпущенными бородами и волосами вступили послы в курию, держа в руках масличные ветки, и пали ниц, а речь их была еще жалостнее, чем вид. (8 ) В то время Антиох, царь Сирии, когда-то побывавший в Риме заложником56, под благовидным предлогом возвращения царства старшему Птолемею (9) вел войну с его младшим братом, владевшим тогда Александрией57, и, одолев его в морском сражении при Пелусии, спешно навел мост через Нил, переправился с войском и самой Александрии грозил осадой; вот-вот, казалось, богатейшее из царств окажется в его руках. (10) Жалуясь на это, александрийские послы молили сенат оказать помощь царству и царям, дружески расположенным к римской державе; (11) заслуги римского народа пред Антиохом, говорили они, столь велики и слово его столь веско для всех царей и народов, что стоит ему отправить послов к Антиоху и объявить, что неугодны сенату войны с царями — союзниками Рима, как он тотчас отступится от стен Александрии и уведет войско в Сирию; (12) а если промедлят римляне, то скоро явятся к ним сами Птолемей и Клеопатра, изгнанные из царства, и стыдно будет народу римскому, что ничем не помог он союзникам, когда судьба их висела на волоске. (13) Отцы-сенаторы, дрогнув сердцем, тотчас отправили послами Гая Попилия Лената, Гая Децимия и Гая Гостилия, дабы уладить дело миром58. (14) Велели им идти сначала к Антиоху, потом к Птолемею и объявить: кто станет препятствовать заключению мира, тот римскому народу впредь не друг и не союзник.
В Александрии после этого произошло восстание. Птолемей VI бежал, а царство принял его брат Птолемей VII (Павсаний: 1; 9; 2). есть

Антиох объявил себя защитником интересов старшего брата и при посредстве родосцев помирился с ним (Полибий: 28; 23).

Оставив тщетные попытки одолеть стены Александрии, сирийцы покорили весь Египет. В Мемфисе Антиох посадил царем Птолемея Старшего и затем ушел с войском в Сирию. Пелусий он, однако, оставил за собой, и таким образом мог вторгнуться в Египет в любой момент (169 г. до Р.Х.).
Братья немедленно завязали между собой переговоры и вскоре заключили мир. Старший Птолемей вновь водворился в Александрии, а к Антиоху отправил посольство с изъявлением благодарности за возвращение отцовского царства и мольбою блюсти этот дар. Если до этого Антиох оправдывал свои действия сначала тем, что вынужден защищаться, а потом тем, что отстаивает интересы законного царя, то теперь он отбросил всякое притворство и показал, к чему стремился на самом деле. Он отправил флот к Кипру, а сам пошел на Египет и к весне 168 г. до Р.Х. был с войском в Келесирии. Египетским послам он отвечал, что флот и войско отведет не иначе, как в обмен на Кипр, Пелусий и земли вокруг Пелусийского устья Нила.

Вслед за тем он во второй раз вторгся в Египет и был принят жителями Мемфиса, а также прочими египтянами, одними добровольно, а другими из страха. В четырех милях от Александрии он переправился через Нил и тут встретил римское посольство, возглавляемое Гаем Попилием. Антиох приветствовал послов и протянул было руку Попилию, которого хорошо знал еще со времен своего заложничества в Риме, но тот руки ему не подал, а вручил дощечки с сенатским постановлением (Ливии: 45; 11—12).
http://ancientrome.ru/antlitr/livi/kn44-f.htm
11. (1) Ободренный таким подкреплением, претор решился идти на Кассандрию. (2) Этот город был построен царем Кассандром на самом перешейке, соединяющем Палленскую область с остальной Македонией, между морями Торонским и Македонским26: (3) тот полуостров, где расположена Кассандрия, вдается в море не меньше, чем знаменитая гора Афон, и обращен к Магнесии двумя мысами, из коих больший зовется Посидейским, а меньший — Канастрейским27.
(4) На Кассандрию пошли с двух сторон: у Клит, как их называют, претор провел укрепления от моря до моря, расставив и рогатки, чтобы отрезать путь врагу, а со стороны канала наступал Эвмен. (5) Труднее всего оказалось заполнить ров28, недавно проведенный Персеем. Когда претор осведомился, почему нигде не видно куч вырытой земли, ему показали на крытые ходы29, объяснив, что здесь стены не так толсты, как старые, а выложены только в один кирпич. (6) Тут претор и решил пробиться в город, а неприятеля обмануть — подвести к стенам лестницы совсем с другого боку и так, внеся сумятицу, отвлечь защитников города.
(7) Гарнизон Кассандрии составляли молодые горожане — немалый отряд, а кроме них — восемьсот агриан30 и две тысячи столь же воинственных иллирийских пенестов, присланных Плевратом31. (8 ) Покуда они обороняли городские стены, а римляне всею силою к ним подступались, стены крытых ходов были пробиты в мгновенье, и брешь открыла дорогу в город. Он был бы тотчас же взят, если бы в этом месте доставало людей при оружии. (9) Когда известие о таком успехе разлетелось по войску, все радостно зашумели, готовые немедля ворваться в город кто откуда.
12. (1) Вначале неприятель изумился, не понимая, что означает этот внезапный шум. (2) Когда же Пифон с Филиппом, начальники гарнизона, узнали, что город открыт, то бросились через брешь на вылазку с отрядом агриан и иллирийцев, решив, что дело обернется на пользу тем, кто первым ее захватит, и нестройная толпа римлян, (3) которые сходились и созывались отовсюду, чтобы ворваться здесь в город, была отогнана и в беспорядке бежала; их преследовали до самого рва, и, загнанные туда, они падали, заполняя ров своими телами. До шестисот было там убито, а ранены почти что все, кто был застигнут между стеною и рвом. (4) Так погубила претора собственная его затея, и он уже больше не мог ни на что решиться. Не двигалось дело и у Эвмена, приступавшего к Кассандрии сразу с моря и с суши. (5) А поэтому оба решили, раз не удался открытый натиск, расставить под стенами осадные орудия, но прежде усилить стражу, чтобы из Македонии не явилась никакая подмога. (6) Но пока они готовили осаду, десять Персеевых легких судов, присланных из Фессалоники с отборным отрядом галлов, увидев с моря вражеские корабли, дождались ночи и, выстроившись в ряд, самым берегом подошли к городу. (7) Весть о прибытии новых сил к неприятелю заставила и римлян, и Эвмена оставить мысль об осаде. Обогнув мыс, они пристали у Тороны32 (8 ) и уж готовы были напасть теперь на нее, но увидели, что город охраняется сильным отрядом, и, бросив пустую затею, двинулись к Деметриаде. Приблизившись, они увидели, что и тут на стенах полно воинов при оружии, а потому прошли мимо и причалили у Иолка с намереньем отсюда напасть на Деметриаду, опустошив прежде здешние места.


Постановление гласило: «Антиох не должен воевать с Птолемеями». Когда царь прочел приказ и сказал, что подумает, Попилий жезлом очертил вокруг него круг и сказал: «Думай здесь» (Аппиан: 11; 66).
http://ancientrome.ru/antlitr/appian/hist-f10.htm
66. После Теоса царем Сирии был Селевк, сын “бога” и Лаодики, которому было прозвище Каллиник. За Селевком следовали один за другим два его сына по старшинству лет, Селевк и Антиох. Селевк был больной, немощный и не умевший держать в повиновении свое войско. Его приближенные устроили против него заговор и отравили его; царствовал он всего два года. Его брат — тот Антиох, который получил имя Великого, о войне которого с римлянами я рассказывал выше. Он царствовал 37 лет. О двух его сыновьях, царствовавших после него, Селевке и Антиохе, я уже говорил раньше. Селевк царствовал 12 лет бездеятельно и слабо вследствие несчастья с отцом. Антиох царствовал неполных 12 лет; за это время он взял в плен Артаксия, царя Армении, и ходил войной на шестого Птолемея, который, как сирота, со своим братом был под опекой. Когда он стоял лагерем под Александрией, к нему явился послом от римлян Попилий с письменным приказом, гласившим: “Антиох не должен воевать с Птолемеями”. Когда он прочел приказ и сказал, что подумает, Попилий жезлом очертил круг вокруг него и сказал: “Думай здесь”. Пораженный этим, царь снялся с лагеря. Он ограбил святилище Афродиты в Элимнах и умер от истощения, оставив 9-летнего сына, Антиоха Эвпатора, как мной рассказано и об этом.

Опешив от такого насилия, Антиох замешкался было с ответом, но ненадолго, и сказал: «Что сочли за благо в сенате, то я и сделаю». Лишь после этого Попилий подал ему руку как союзнику и другу. Таким образом, страна была спасена от неминуемого порабощения. Антиох же в назначенный день покинул пределы Египта и Кипра (Ливии: 45; 12). Но он сохранил за собой Келесирию и Иудею.

***
На обратном пути Антиох опять подступил к Иерусалиму и обманом овладел городом, выдав свой приход за совершенно мирный. Но на этот раз он не пощадил ни тех, кто его впустил за стены, ни самого города. Храм он ограбил совершенно, не оставив даже священной утвари, равным образом опустошил и тайную сокровищницу. Затем он разграбил город, причем часть жителей перебил, других же вместе с женами и детьми взял в плен, так что более 10 000 человек стали рабами. Лучшие здания города он предал пламени и, срыв городские стены, укрепил находившийся в нижней части города холм. Наконец, поставив на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь, Антиох заклал на нем свинью, то есть совершил с точки зрения иудеев ужасное святотатство.
Вместе с тем он принудил их отказаться от почитания своего Бога и навязал им его собственных богов, которым иудеи должны были в каждом городе и в каждом селении посвящать рощи и воздвигать алтари; на последних, по его приказанию, они обязаны были ежедневно приносить в жертву свиней. При этом царь запретил также иудеям совершать обряд обрезания над мальчиками и грозил наказанием всякому, кто решился бы ослушаться этого запрещения (Флавий: «Иудейские древности»; 12; 5; 4).
http://www.vehi.net/istoriya/israil/fla ... ti/12.html

4. Два года позже, именно в сто сорок пятом году [селевкидской эры], в двадцать пятый день того месяца, который у нас называется кислевом, у македонян же апеллаем, в течение сто пятьдесят третьей олимпиады [38], царь во главе огромного войска вступил в Иерусалим и обманным образом овладел городом, выдав свой приход за совершенно мирный. Но на этот раз он не пощадил даже тех, которые впустили его в город, ввиду находившихся в храме богатств; побуждаемый своим корыстолюбием и намереваясь ограбить храм, в котором он заметил множество золота и прочие столь дорогие жертвенные приношения, он решился нарушить данное тем людям слово. Итак, он совершенно ограбил храм, не пощадив даже священной утвари, золотых светильников, золотого алтаря, трапезы и жертвенников, и даже не отказался от занавесей, вытканных из виссона и пурпура; равным образом опустошил он и тайную сокровищницу и тем вверг иудеев в большое горе. К тому же он запретил им совершение ежедневных жертвоприношений, которые они по закону приносили Господу Богу. Затем он совершенно разграбил город, причем часть жителей перебил, других же вместе с женами и детьми взял в плен, так что более десяти тысяч человек стало рабами. Лучшие здания города он предал пламени и, срыв городские стены, укрепил находившийся в нижней части города холм, называвшийся Акрою. Этот холм был высок и господствовал над храмом; поэтому-то царь и укрепил его высокими стенами и башнями и поместил тут македонский гарнизон. Кроме того, в этой крепости остались также безбожники из народа и все гнусные люди, которые причинили своим согражданам много бедствий. Затем царь поставил на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь и заклал на нем свинью, т. е. животное, которое как по божеским, так и по человеческим законам считалось у иудеев недозволенным.
Вместе с тем он принудил их отказаться от почитания своего Бога и навязал им его собственных богов, которым иудеи должны были в каждом городе и каждом селении посвящать рощи и воздвигать алтари; на последних, по его приказанию, они обязаны были ежедневно приносить в жертву свиней. При этом царь запретил также иудеям совершать обряд обрезания над мальчиками и грозил наказанием всякому, кто решился бы ослушаться этого запрещения. С этой же целью он назначил особых надзирателей, на обязанности которых лежало принуждать евреев к исполнению всех этих предписаний. И действительно, много иудеев, отчасти добровольно, отчасти из страха перед угрожающим наказанием, стали исполнять эти царские повеления. Однако наиболее выдающиеся и благородные из иудеев не обращали внимания на царя, ставя исполнение издревле установленных обычаев выше наказания, которым тот угрожал за ослушание, и потому ежедневно нескольким из них пришлось подвергаться пыткам и умирать в жестоких мучениях. Их бичевали, терзали и затем живьем пригвождали к крестам; женщин же и детей, которые были наперекор царскому велению обрезаны, подвергали казни через удушение и вешали затем тела их на шею пригвожденным к крестам мужьям и родителям. Если же у кого-либо находили книгу со священными законами, то она уничтожалась, и всякий, у которого таковая была найдена, должен был умирать жалкою смертью.

Иудеи ответили на эти притеснения мощным восстанием, во главе которого поначалу стал священник Маттафия, а затем его сыновья Симон и Иуда Маккавей (в 167 г. до Р.Х.). В нескольких сражениях они разгромили полководцев Антиоха, а затем захватили Иерусалим (Флавий: «Иудейские древности»; 12; 6— 7).
http://www.vehi.net/istoriya/israil/fla ... ti/12.html
см. главы 6-7
О Маттафии и Маккавеях

Антиох между тем устроил в 165 г. до Р.Х. в Дафне великолепное празднество, на котором с безумной роскошью ублажал множество гостей. Распорядителем на празднестве был сам царь, державший себя унизительно и непристойно. Во время торжественной процессии он скакал на плохой лошади вдоль колонн, одних подгонял, других сдерживал. Во время пира он сам стоял у входа, пропуская гостей и рассаживая их по местам, а потом ходил от одного стола к другому, присаживаясь то к одним, то к другим, принимал здравницы и перекидывался шутками. Когда же пиршество подходило к концу, скоморохи внесли царя, закутанного с головы до ног, и положили на землю. При звуках музыки он вскочил нагишом и стал отплясывать смешные и непристойные танцы (Полибий: 31; 4).

Истратив на все это огромные деньги, Антиох стал стягивать войска для похода на Иудею, но тут оказалось, что у него нет денег на жалование воинам. Поручив пока ведение войны своим полководцам, царь отправился в Персию собирать подати. В Элимаиде он узнал про богатый храм, полный всевозможных жертвенных даров, и решил ограбить его. Но жители города не испугались ни его нападения, ни его осады, а напротив, оказали упорное сопротивление. Сделав вылазку, они даже нанесли сирийцам серьезное поражение и вынудили Антиоха отступить к Вавилону. Здесь царь впал в сильнейшее умственное расстройство, а затем и в тяжелую болезнь. Короткое время спустя Антиох скончался (в 163 г. до Р.Х.) (Флавий: «Иудейские древности»; 12; 9; 1).
http://www.vehi.net/istoriya/israil/fla ... ti/12.html

1. Около того же самого времени и царь Антиох, отправляясь походом в нагорную страну, узнал, что в Персии находится город Элиманда [51], отличающийся своим богатством и великолепным храмом Артемиды [52], который полон всевозможных жертвенных даров; в числе последних будто бы также находятся оружие и панцирь, оставленные тут Александром, сыном македонского царя Филиппа. Побуждаемый последним обстоятельством, Антиох двинулся на Элиманду и занялся осадою ее. Но так как жители города не испугались ни его нападения, ни его осады, а, напротив, оказывали упорное сопротивление, царь ошибся в своих расчетах; жителям города даже удалось прогнать его из-под стен, сделав вылазку, обратить его в бегство и подвергнуть преследованию, так что ему пришлось спасаться в Вавилон и при этом потерять значительную часть своего войска. И вот, пока царь еще горевал об этой своей неудаче, ему доложили также о поражении его полководцев, которым он поручил вести войну с иудеями, и о возрастающем могуществе иудеев. При получении этого известия, в силу которого к прежним неудачам присоединялись еще новые, царь впал в сильное расстройство, а затем и в серьезную болезнь. Когда последняя стала затягиваться и страдания Антиоха все увеличивались, он понял, что наступает смерть, и потому созвал друзей своих, сообщил о безысходном положении своей болезни и заявил, что ему приходится страдать так оттого, что он обидел народ иудейский, разграбил его храм и глумился над Предвечным. С этими словами царь умер.
Я не могу не выразить здесь своего удивления по поводу того, что мегалополитанец Полибий, человек вообще вполне надежный, уверяет, будто Антиох умер вследствие желания своего разграбить храм персидской Артемиды; ведь человек, задумав что-либо, но не приведя этого в исполнение, еще недостоин за то наказания. Поэтому если Полибий желал именно в этом обстоятельстве видеть причину смерти Антиоха, то гораздо убедительнее будет принять, что он умер вследствие разграбления Иерусалимского храма. Впрочем, по этому поводу я не стану спорить с теми, кто признал бы мнение мегалополитанца более правильным, чем наше.


PS. При необходимости отсканирую фрагменты из книг Павсания и Полибия (в ин-те этих трудов нет).
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Atmel » 06 сен 2007, 14:57

Спасибо, Татьяна! Я уже успел воспользоваться Вашей информацией насчет сравнения Второзакония и Левит, и теперь снова черпаю немало интересного из Ваших сообщений :). Я надеюсь, что Вы не будете против того, чтобы я цитировал из Ваших постингов. :)

Analogopotom писал(а):Вторые царство, «ниже твоего», вероятно, Мидия, существовавшая одновременно с Халдеей. При этом, хотя Мидия и занимала территорию больше, чем Халдея, она уступала по богатству, военной мощи и культурному уровню.
Я думаю, что под "царством ниже твоего" подразумевается Мидия не по причине одновременного сосуществования с Вавилонией, а в связи с неправильной последовательностью воцарившихся, излалаемой автором второй, "пророческой" частью Книги. После Валтасара он воцаряет некоего "Дария Мидянина" (которому верующие долго пытались найти историческое соответствие). Автор также путает Набонида и Навуходоносора (как известно, не Навуходоносор болел, удалившись от дворца, как рассказывается в "пророчестве", а Набонид, к тому же автор называет Валтасара "сыном Навуходоносора").


Analogopotom писал(а):Две ноги – «ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа» - символизирует распад империи Александра Македонского, после его смерти, на части. Две «ноги», о которых идет речь – это Египет Птолемеев и Азия Селевкидов. Две эти империи конфликтовали между собой, не оставляя в стороне Иудею, которая сначала находилась под властью Птоломееев, а приблизительно со II века до н.э. оказалась под гнетом Селевкидов.
«Камень, ударивший в истукана» - более чем вероятно, восстание против Селевкидов, которое поначалу возглавлял Маттафи, а потом Маккавеи.
Очень интересная информация! Здесь стоит вспомнить и то, что "Маккавеи" происходит от слова "молот" (маккаби) - это резонирует с образом "камня".

Analogopotom писал(а):Таким образом, в 175 г до н.э. соперниками Антиоха являлись как раз три человека – его старший брат Селевк, на тот момент законный правитель Сирии, сын Селевка и некий Гелиодор. Если Селевк и Гелиодор – это явные соперники, то Деметрий, сын Селевка – потенциальный.
Но, как следует из приведенного свидетельства, Антиоха никто не обвинял в отравлении брата. Так же остается неизвестным, что стало в дальнейшем с Деметрием.
Ага! Кроме двух "рогов" - Антиох хитростью устранил законного наследника престола — сына Селевка Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме,и предотвратил происки на тот же престол государственного казначея Илиодора, - есть предположение еще одной кандидатуры на роль "третьего рога" - его сестры, египетской царицы Клеопатры, в пользу ее малолетнего сына, египетского царя Птоломея Филометора. Какое предположение более реально?

Кстати, в "пророчестве" Антиоха Епифана называют "иной, отличный от прежних", вероятно, по причине агрессивной внутренней политики по отношению к иудейской вере, отличающейся крайней нетерпимостью к иудаизму (предыдущие Селевкиды, а также вавилонские и персидские цари, в целом проводили умеренную и терпимую политику в этом отношении).
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51

Сообщение Analogopotom » 07 сен 2007, 12:55

Atmel писал(а): Ага! Кроме двух "рогов" - Антиох хитростью устранил законного наследника престола — сына Селевка Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме, и предотвратил происки на тот же престол государственного казначея Илиодора, - есть предположение еще одной кандидатуры на роль "третьего рога" - его сестры, египетской царицы Клеопатры, в пользу ее малолетнего сына, египетского царя Птоломея Филометора. Какое предположение более реально?


Тогда уж можно считать «рогом», не царицу, а самого Птоломея Филометра, с его территориальными притязаниями. В 170 г. до н.э. между Атниохом и Птоломеем началась война из-за Келесирии. Эта земля была «аннексирована» сирийцами после победы Антиоха III над египтянами в битве при Пании. Птоломей же считал Келесирию, землей, которая отошла Египту в качестве приданного его матери Клеопатры.
Полибий (28: 20)
20. Птолемеевы послы из эллинов у Антиоха__В то время, когда Антиох завладел Египтом, явились к нему послы, отправленные из Эллады для мирных переговоров48. Он принял их ласково и в первый же день позвал на великолепное пиршество, а на следующий допустил к переговорам и предложил им объяснить цель посольства. Первыми говорили послы от ахейцев, за ними Демарат от афинян, за Демаратом милетец Эвдем. Так как все посольства отправлены были при одинаковых обстоятельствах и имели одинаковое поручение, то речи послов были сходны между собою даже в подробностях. Виновниками событий все послы называли Эвлея49 и его друзей, а гнев царя против Птолемея старались смягчить напоминанием об узах родства и о молодости Птолемея. Никому из послов царь не возражал и, добавив еще кое-что от себя в том же направлении, перешел к защите своих исконных прав для доказательства того, что царям Сирии принадлежит право владения также Келесирией. Он опирался при этом на завоевания Антигона, первого царя Сирии, потом напомнил об уступках, какие были сделаны Селевку царями Македонии по смерти Антигона; вслед за тем сослался на последнее военное приобретение отца своего Антиоха; в заключение он отвергал состоявшееся, по словам александрийцев, соглашение между недавно умершим Птолемеем* (* Птолемей Эпифан.) и Антиохом, отцом теперешнего Антиоха, по которому Птолемей должен был получить в приданое Келесирию, когда брал в замужество Клеопатру, мать нынешнего царя. Этою речью Антиох убедил собеседников в правоте своих требований, в чем и сам был убежден, и затем отплыл в Навкратис. Там он милостиво обошелся с жителями, дав каждому из тамошних эллинов по золотому, и продолжал путь в Александрию. Дать ответ послам царь обещал по возвращении к нему Аристида и Ферида, которых он отправил к Птолемею, послов же от Эллады он желал бы, говорил царь, иметь свидетелями и очевидцами всех своих действий.

Примечания:
48 В то время... переговоров... Из нижеследующего ясно, что к Ан-тиоху явились те самые послы, о которых шла речь в 19-й главе, но они отправлены были из Эллады не с целью примирения воюющих царей.
49 Эвлея... Евнух Птолемея Эвлей и келесириец Леней накопили в казне много денег и, совершенно неопытные в военном деле, начали войну против Антиоха IV. Птолемей Эпифан женился на дочери Антиоха Великого, Клеопатре, родной сестре Антиоха IV; в приданое за Клеопатрой отошли к Египту Финикия, Палестина и Келесирия. Птолемей Филометор приходился, значит, племянником Антиоху IV, отсюда ссылка на узы родства (§ 9). Ср. Appian. Syr. 5.


Птоломея Филомерт поступил глупо, начав войну с Антиохом, который имел более сильную армию. Развязка подобной авантюры была предсказуема – в результате Антиох покорил большую часть Египта.
О Деметрии. Создается впечатление, что Вы его похоронили раньше времени. А ведь он оставался заложником Рима все то время, пока в Сирии царствовал его дядя Антиох.

http://ancientrome.ru/antlitr/appian/hist-f10.htm
46. Антиох оставил девятилетнего сына Антиоха, которому сирийцы дали имя Эвпатора за высокие достоинства его отца. Воспитателем мальчика был Лисий. Сенат был доволен, что этот новоявленный воинственный Антиох так скоро умер, Деметрия же, который был сыном Селевка, племянником Антиоха Эпифана и внуком Антиоха Великого, бывшего ближайшим родственником этому мальчику, находившегося все еще заложником в Риме, 23 лет от роду, просившегося уехать в свое царство, на которое он имел, по его словам, наибольшее право, сенат не отпустил, считая невыгодным для римлян, чтобы правил Сирией зрелый, в расцвете сил человек вместо еще незрелого мальчика. Услыхав, что в Сирии есть целый отряд слонов, и кораблей больше, чем это было установлено для Антиоха, они отправили послов, которые должны были слонов убить, а корабли сжечь. Грустное зрелище представляло избиение ручных и редких животных и сожжение кораблей. Некий Лептин в Лаодикее, не выдержав этого зрелища, убил Гнея Октавия, главу этого посольства, когда он умащался в гимнасии. Лисий устроил похороны Октавию.

47. В это время вторично Деметрий обратился в сенат с просьбой по крайней мере не считать его больше заложником, так как ведь он был дан вместо Антиоха, а Антиох умер. Но не добившись даже этого, он тайно отплыл, сирийцы радостно приняли его, и он, вступив на престол, погубил Лисия и мальчика, изгнал Гераклида, а Тимарха, восставшего против него, уничтожил, так как Тимарх вообще плохо управлял Вавилоном; поэтому Деметрий, по почину вавилонян, был назван Сотером (“Спасителем”). Укрепившись на престоле, Деметрий послал римлянам в знак благодарности за обращение с ним во время его заложничества золотой венок, ценою в 10 000 золотых, и Лептина, убийцу Октавия. Римляне венок приняли, Лептина же не взяли, конечно, как бы сохраняя для подходящего случая это обвинение против сирийцев. Деметрий же сверг также с престола Каппадокии Ариарата и вместо него за 1000 талантов возвел на престол Олоферна, считавшегося братом Ариарата. Но римляне решили, чтобы Ариарат и Олоферн, как братья, царствовали вместе.


Atmel писал(а): Кстати, в "пророчестве" Антиоха Епифана называют "иной, отличный от прежних ", вероятно, по причине агрессивной внутренней политики по отношению к иудейской вере, отличающейся крайней нетерпимостью к иудаизму (предыдущие Селевкиды, а также вавилонские и персидские цари, в целом проводили умеренную и терпимую политику в этом отношении)

«Иной, отличный от прежних», в худшую сторону. Он запретил исповедовать иудаизм.

Флавий, «Иудейские древности»; 12; 5; 4.
http://www.vehi.net/istoriya/israil/fla ... ti/12.html
4. Два года позже, именно в сто сорок пятом году [селевкидской эры], в двадцать пятый день того месяца, который у нас называется кислевом, у македонян же апеллаем, в течение сто пятьдесят третьей олимпиады [38], царь во главе огромного войска вступил в Иерусалим и обманным образом овладел городом, выдав свой приход за совершенно мирный. Но на этот раз он не пощадил даже тех, которые впустили его в город, ввиду находившихся в храме богатств; побуждаемый своим корыстолюбием и намереваясь ограбить храм, в котором он заметил множество золота и прочие столь дорогие жертвенные приношения, он решился нарушить данное тем людям слово. Итак, он совершенно ограбил храм, не пощадив даже священной утвари, золотых светильников, золотого алтаря, трапезы и жертвенников, и даже не отказался от занавесей, вытканных из виссона и пурпура; равным образом опустошил он и тайную сокровищницу и тем вверг иудеев в большое горе. К тому же он запретил им совершение ежедневных жертвоприношений, которые они по закону приносили Господу Богу. Затем он совершенно разграбил город, причем часть жителей перебил, других же вместе с женами и детьми взял в плен, так что более десяти тысяч человек стало рабами. Лучшие здания города он предал пламени и, срыв городские стены, укрепил находившийся в нижней части города холм, называвшийся Акрою. Этот холм был высок и господствовал над храмом; поэтому-то царь и укрепил его высокими стенами и башнями и поместил тут македонский гарнизон. Кроме того, в этой крепости остались также безбожники из народа и все гнусные люди, которые причинили своим согражданам много бедствий. Затем царь поставил на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь и заклал на нем свинью, т. е. животное, которое как по божеским, так и по человеческим законам считалось у иудеев недозволенным.
Вместе с тем он принудил их отказаться от почитания своего Бога и навязал им его собственных богов, которым иудеи должны были в каждом городе и каждом селении посвящать рощи и воздвигать алтари; на последних, по его приказанию, они обязаны были ежедневно приносить в жертву свиней. При этом царь запретил также иудеям совершать обряд обрезания над мальчиками и грозил наказанием всякому, кто решился бы ослушаться этого запрещения. С этой же целью он назначил особых надзирателей, на обязанности которых лежало принуждать евреев к исполнению всех этих предписаний. И действительно, много иудеев, отчасти добровольно, отчасти из страха перед угрожающим наказанием, стали исполнять эти царские повеления. Однако наиболее выдающиеся и благородные из иудеев не обращали внимания на царя, ставя исполнение издревле установленных обычаев выше наказания, которым тот угрожал за ослушание, и потому ежедневно нескольким из них пришлось подвергаться пыткам и умирать в жестоких мучениях. Их бичевали, терзали и затем живьем пригвождали к крестам; женщин же и детей, которые были наперекор царскому велению обрезаны, подвергали казни через удушение и вешали затем тела их на шею пригвожденным к крестам мужьям и родителям. Если же у кого-либо находили книгу со священными законами, то она уничтожалась, и всякий, у которого таковая была найдена, должен был умирать жалкою смертью.


Гонения на иудеев во время правления Антиоха Эпифана были беспрецедентными, по сравнению с предыдущими периодами.

Atmel писал(а): Я надеюсь, что Вы не будете против того, чтобы я цитировал из Ваших постингов.
Не против.
Я тоже в Ваших постах почерпнула для себя много интересного.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 10 сен 2007, 16:08

О времени сознания Книги пророка Даниила. Точная датировка устанавливается как раз по фрагменту о «десяти рогах» .

Из «Книги об Антихристе» ( http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?p=72343#72343 ) стр. 46:

«НЕБОЛЬШОЙ РОГ» И «НАГЛЫЙ ЦАРЬ» КНИГИ ПРОРОКА ДАНИИЛА

Книга пророка Даниила в православной традиции относится к числу писаний четырех «великих пророков» (Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила) и занимает основополагающее место в христианской эсхатологии. По сути же это один из первых еврейских апокалипсисов («откровений»), заложивший основы этого своеобразного жанра в межзаветной литературе и открывший целую серию подобных сочинений. Именно на основе пророчеств Даниила возникли и развились представления о «конце времен», «последнем времени», а также об испытаниях, которые ожидают людей в этот период. В канонических Евангелиях Иисус начинает свою знаменитую речь о конце света, ссылаясь на «речения Даниила» (Мф 24:15; Мк 13:14). Само название его «Сын Человеческий» заимствовано из этого произведения.

Исследователи выявляют несколько частей Книги Даниила, написанных, по-видимому, в разное время разными авторами.

К фольклорно-историческим легендам (главы 1—6) прибавлены пророческие главы (7—12). Эта последняя часть книги создана на переломном этапе иудейской истории, в разгар национально-освободительного движения против Селевкидов, и отличается столь же страстным, сколь и таинственным, зашифрованным языком. Автор этой части, участвовавший, вероятно, в восстании, облек свой рассказ о прошедших событиях в форму пророчеств о будущем (vaticinum post eventum), вложив его в уста малоизвестного до тех пор пророка Даниила, будто бы жившего во времена Навуходоносора и Дария (кон. VII — нач. VI в. до н. э.). Точно не установлено, был ли такой пророк в действительности. У Иезекииля в числе трех «праведных мужей» древней еврейской истории упоминается некий мудрец Даниил (14:14, 20; 28:3), но это и все, что мы можем узнать об этом лице из подлинных книг пророков (Прим. - На раскопках в Рас-Шамре в 1929 г. был найден фрагмент угаритской поэмы середины II тыс. до н. э., где упоминается мудрый правитель по имени Данниилу, отец героя Акхиты. Ученые отождествляют этого Данниилу с Даниилом, упомянутым Иезекиилем.)

Хотя Книга Даниила пользовалась чрезвычайной популярностью, официальный иудаизм долгое время не включал ее в канон, считая не подлинной. Когда Иисус ссылался на Даниила, этого произведения еще не было в Священном Писании (Танахе). Но и после разрушения Второго Храма (70 г. н. э.), когда раввины признали эту книгу канонической, они все же не включили ее в состав пророческих книг, но отнесли в последний раздел Танаха — Кетубим («Писания»). Любопытно также, что в сохранившемся виде часть произведения (2:4—7:28 ) написана не на древнееврейском, а на арамейском языке. Только в 9-й главе встречается характерное для Ветхого Завета обозначения Бога как Иахве (YHWH); обычно Бог называется либо Адонай («Господь»), либо Эль («Бог» в единственном числе), либо Элохим («Бог» во множественном числе). Такое словоупотребление установилось в эпоху Второго Храма, когда было табуировано произношение и написание Йахве. В 9-й главе же, где стоит YHWH, автор подражает ветхозаветным пророкам, в частности Иеремии, на которого здесь имеется прямая ссылка. Отсутствуют также характерные для Ветхого Завета выражения «было слово Господне», «так говорит Господь». Автор Книги Даниила общается с Всевышним не иначе как через посредников-ангелов. Бог для него — абсолютно закрытое, недоступное существо. Так мог мыслить иерусалимлянин III—II вв. до н. э., но никак не классический израильский пророк. В защиту ветхозаветной принадлежности Книги Даниила церковные писатели указывают на сходство в употреблении редких еврейских и арамейских слов у Даниила и у пророков Иеремии, Иезекииля и др. Однако такое совпадение объясняется тем, что автор (или авторы) апокалипсиса широко заимствовал образы, стиль и язык у ветхозаветных пророков. Напротив, имеющиеся в Книге Даниила эллинизмы, то есть греческие термины, написанные еврейскими буквами, определенно относят ее к эпохе Птолемеев и Селевкидов. У подлинно ветхозаветных пророков никаких эллинизмов нет.

Анализируя текст пророческих глав книги, можно с большой долей вероятности установить время создания этой части. В 7-й главе под именем «десяти рогов» фигурируют цари династии Селевкидов, правление которых описывается в 11-й главе, причем хроника доходит до времени воцарения «презренного» Антиоха IV Эпифана (175—163 до н. э.). Далее говорится о гибели «вождя завета» — первосвященника Онии III, убитого в 171 г., а также об осквернении Антиохом IV Иерусалимского святилища в конце 167 г. и начале восстания Маккавеев в 166 г. Начиная со стиха 40 автор действительно пророчествует о будущем (впрочем, недалеком, на год-полтора вперед), и здесь рассказ заметно расходится с тем, что произошло на самом деле. Обстоятельства смерти Антиоха IV в 163 г. автору еще не известны. Следовательно, пророческая часть Книги Даниила появилась в промежутке между 166 и 163 г. до н. э. Примечательно, что в Кумране найдено восемь неполных списков этого сочинения и самый древний из них датируется последней четвертью II в. до н. э. Сама манера пророчествовать post eventum и приписывать пророчества кому-нибудь из древних берет начало именно в Книге Даниила. По такому же принципу были созданы впоследствии Книга Еноха, Сивиллины книги, Заветы двенадцати патриархов, Вознесение Моисея, Апокалипсис Баруха и прочие еврейские апокалипсисы.

Пророчество о десяти «рогах-царях» стало широко известным и попало в различные оракулы. В Сивиллиных книгах так говорится о жестоких и кровавых азиатских властителях. 3-й Ездра заимствовал некоторые черты этих «рогов» при описании двенадцати римских императоров. «Зверь с семью головами и десятью рогами» в Откровении Иоанна Богослова также возник под влиянием «четвертого зверя» Книги Даниила. Что же касается Антиоха IV Эпифана, выступающего в видениях под обозначениями: «рог», «небольшой рог», «царь наглый и искусный в коварстве», то образ этого неутомимого преследователя еврейской религии приобрел совершенно самостоятельное значение. Как последующие поколения евреев, так и христиане находили в этом образе черты современных им и будущих насильников и угнетателей. Описанные в Книге Даниила надменность и коварство этого царя, его богоборчество и гонение на «святых» в христианской экзегетике были отнесены к грядущему Антихристу.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Atmel » 10 сен 2007, 20:41

Analogopotom писал(а):...Точно не установлено, был ли такой пророк в действительности. У Иезекииля в числе трех «праведных мужей» древней еврейской истории упоминается некий мудрец Даниил (14:14, 20; 28:3), но это и все, что мы можем узнать об этом лице из подлинных книг пророков (Прим. - На раскопках в Рас-Шамре в 1929 г. был найден фрагмент угаритской поэмы середины II тыс. до н. э., где упоминается мудрый правитель по имени Данниилу, отец героя Акхиты. Ученые отождествляют этого Данниилу с Даниилом, упомянутым Иезекиилем.)...
В Иез. 14:12-20 имеется в виду не пророк, а древний финикийский царь Данэл. Имя его пишется не так, как имя пророка Даниила (не хватает одной согласной, что не влияет на произношение - см. "Библейский словарь" В. П. Вихлянцев и др.). Место в Иез 28:3, где обращаются к начальствующему в Тире, также ясно дает понять, что подразумевается некая особа, известная и в финикийской традиции (см. "Библейский словарь Брокгауза, Даниил" ).
Atmel
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 29 июн 2007, 20:51


Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 100