К. Рыжов «Все монархи мира» (Прим. А. – ссылки и цитаты добавлены)
АНТИОХ IV ЭПИФАН
Царь Сирии в 175—164 гг. до Р.Х. Сын Антиоха III.
***
После поражения в войне с римлянами Антиох III отправил своего младшего сына Антиоха заложником в Рим. Позже Селевк IV освободил Антиоха из Рима, отправив вместо него заложником своего сына. Когда Антиох находился еще в Греции, Селевк был убит по тайному умыслу неким Гелиодором из числа придворных. Этого Гелиодора, хотевшего захватить власть, изгнали пергамские цари Эвмен и Аттал. Они возвели на престол Антиоха, желая быть его друзьями. Так Антиох получил власть над Сирией и прозвище «Эпифан» («со славой явленный»), потому что в глазах подданных он был законным государем той власти, которая была отнята у него чужими. Установив дружбу и союз с Эвменом, он твердо правил Сирией и племенами, лежащими около нее (Аппиан: 11; 45).
http://ancientrome.ru/antlitr/appian/hist-f10.htm
За свой образ жизни Антиох приобрел также и второе прозвище Эпимана (Безумного). И действительно, своей любовью ко всякого рода проделкам и чудачествам он приводил людей рассудительных в недоумение; одни видели в нем человека простодушного, другие — безумца. Иногда без ведома придворных он скрывался из дворца и бродил по городу на виду у всех в сопровождении одного-двух товарищей. Еще чаще можно было видеть его у серебряных и золотых дел мастеров: он болтал с резчиками и иными рабочими и расспрашивал их об их мастерстве. Потом он заводил знакомства и разговоры с первым встречным из простонародья и бражничал с беднейшими из чужеземцев. Бывало, прослышав, что где-нибудь собрались молодые люди на пирушку, он без всякого предупреждения являлся к ним в шумном обществе с чашей в руке и с музыкой; собравшиеся в смущении от такой неожиданности поднимались с мест и убегали. Нередко случалось, что он снимал с себя царское одеяние и в тоге соискателя на должность эдила или народного трибуна обходил рынок, пожимал руки одним, обнимал других, убеждая подавать голоса за него. По избрании на должность он, согласно обычаю римлян, садился в кресло из слоновой кости, выслушивал споры, какие происходили на рынке, и решал дела с большим вниманием и усердием.
Мыться Антиох ходил в народные бани, когда они бывали переполнены простонародьем, и всегда носил с собой кувшины с драгоценнейшими маслами. Однажды в бане кто-то сказал ему: «Хорошо вам, цари, что вы умащаете себя такими ароматными маслами». Антиох промолчал, но в другой раз подошел к тому человеку и велел вылить ему на голову наибольший кувшин превосходнейшего масла. Все купальщики при виде этого кинулись туда же, чтобы натереть себя маслом, но, смеясь, падали на скользком полу. Скользил и смеялся сам царь.
В щедрости своей Антиох также не знал меры. Часто при случайных встречах с людьми, которых раньше никогда не видел, он неожиданно предлагал подарки. А в жертвенных приношениях городам или в способах чествования богов он превосходил всех царей (Полибий: 26; 1).
Мегалополитанцам в Аркадии он пообещал окружить их город стеной и на большую ее часть дал денег; в Тегее решил построить великолепный мраморный театр; в Кизике в пританее — общественное здание, где на государственный счет кормятся удостоенные такой чести, — он обставил один стол золотой посудой. О его щедрости к богам свидетельствует храм Зевса Олимпийского в Афинах, хоть и не достроенный, но считающийся единственным на земле достойным этого бога; и Делос он разукрасил замечательными алтарями и множеством изваяний, и в Антиохии возвел великолепный храм Зевса Капитолийского, не только с наборным вызолоченным потолком, но и со стенами, сплошь обитыми золоченными листами. Он обещал и многое другое во многих местах и не выполнил своих обещаний только из-за краткости царствования. Также и пышностью зрелищ всякого рода он превзошел всех прежних царей; иные устраивались по греческим обычаям и со множеством греческих искусников, но гладиаторские битвы стал он устраивать по римскому образцу и добился того, что это зрелище стало обычным и приятным (Ливии: 41; 20).
http://ancientrome.ru/antlitr/livi/kn41-f.htm
20. (1) <...> Антиох61 правил суд, сидя на римский лад в кресле из слоновой кости, и разбирал все споры, вплоть до мельчайших. (2) И настолько переменчив он был в своем образе жизни, что ни сам о себе, ни другие о нем не могли понять, что он за человек. (3) С друзьями он не заговаривал, а едва знакомым дружески улыбался; несообразными щедротами он выставлял на смех и себя, и других: людям, весьма почтенным, полным самоуважения, дарил, как детям, игрушки и сласти, а других, ничего от него не ждавших, делал богачами. (4) Поэтому иным казалось, что он не знает и сам, чего хочет, иным — что он просто шутник, а иным — что он впрямь не в своем уме. (5) Однако в двух важных и достойнейших делах дух его был поистине царственным — в дарах городам и в почитании богов. (6) Мегалополитанцам в Аркадии он пообещал окружить их город стеной и на большую ее часть дал денег; в Тегее решил построить великолепный мраморный театр; (7) в Кизике62 в пританее — общественном здании, где на государственный счет кормятся удостоенные такой чести, — он обставил один стол золотой посудой; родосцам он подарил не диво какое-нибудь, а самые разные вещи, в которых они нуждались. (8 ) О его щедрости к богам свидетельствует храм Юпитера Олимпийского в Афинах, хоть и недостроенный, но единственный на земле достойный этого бога63; (9) и Делос он разукрасил замечательными алтарями и множеством изваяний, и в Антиохии возвел великолепный храм Юпитера Капитолийского, не только с наборным вызолоченным потолком, но и стенами, сплошь обитыми золоченым листом. Он обещал и другое многое во многих местах и не завершил только по краткости царствования64. (10) Также и пышностью зрелищ всякого рода он превзошел всех прежних царей; иные устраивались по местным обычаям и со множеством греческих искусников65, (11) но гладиаторские игры стал он устраивать по римскому образцу — сперва скорее к ужасу, чем к наслаждению непривычных зрителей, (12) но потом, частым повторением (и не только с ранениями, но и без пощады) добился того, что это зрелище стало привычным и приятным, и многих юношей приохотило к военному делу. (13) Поэтому если сначала он за большие деньги выписывал обученных гладиаторов из Рима, то потом <...>66 Сципиону — судебные дела с чужеземцами.
***
В 170 г. до Р.Х. Антиох узнал, что египетский царь Птолемей VI вынашивает планы начать с ним войну из-за Келесирии (Полибий: 27; 19).
Тогда Антиох сам решил предпринять поход на Египет и, прежде всего, вторгся в подвластную египтянам Иудею. Приверженцы Антиоха открыли перед ним ворота Иерусалима. Перебив здесь множество своих противников и награбив значительное количество денег, царь пошел дальше (Флавий: «Иудейские древности»; 12; 5; 3).
http://www.vehi.net/istoriya/israil/fla ... ti/12.html3. Вернувшись из Египта в страхе перед римлянами, царь Антиох пошел войною на город Иерусалим и, придя туда в сто сорок третьем году после воцарения селевкидской династии [36], взял город без боя, потому что приверженцы его [37] отворили ему ворота. Овладев таким образом Иерусалимом, он перебил множество противников своих и, награбив значительное количество денег, возвратился в Антиохию.
Птолемея Антиох одолел в морском сражении возле Пелусия, затем спешно навел мост через Нил и переправился по нему со всем войском (Ливии: 44; 19).
19. (1) В консульство Луция Эмилия Павла и Гая Лициния в мартовские иды, в начале нового года, когда отцы-сенаторы ожидали прежде всего, что доложит им о македонских делах консул, коему досталась эта провинция, Эмилий Павел сказал, что докладывать пока нечего, ибо послы еще не вернулись; (2) впрочем, они уж в Брундизии, (3) плыли долго — их дважды сносило назад к Диррахию. А теперь он, Эмилий Павел, как только узнает все, что надобно знать, доложит сенату, и ждать осталось совсем немного. (4) А чтобы не задержаться ему с выступлением из Города, уже назначен день Латинских празднеств — канун апрельских календ55, и оба они с Гнеем Октавием, исполнив обряд, готовы будут отправиться по первому слову сената; (5) а здесь в его отсутствие всем распорядится сотоварищ его Гай Лициний: он и подготовит, и отправит все, что надобно для войны; покуда же, сказал Эмилий Павел, послушаем иноземных послов.
(6) Первыми позвали послов из Александрии, от царей Птолемея и Клеопатры. (7) В скорбной одежде, с отпущенными бородами и волосами вступили послы в курию, держа в руках масличные ветки, и пали ниц, а речь их была еще жалостнее, чем вид. (8 ) В то время Антиох, царь Сирии, когда-то побывавший в Риме заложником56, под благовидным предлогом возвращения царства старшему Птолемею (9) вел войну с его младшим братом, владевшим тогда Александрией57, и, одолев его в морском сражении при Пелусии, спешно навел мост через Нил, переправился с войском и самой Александрии грозил осадой; вот-вот, казалось, богатейшее из царств окажется в его руках. (10) Жалуясь на это, александрийские послы молили сенат оказать помощь царству и царям, дружески расположенным к римской державе; (11) заслуги римского народа пред Антиохом, говорили они, столь велики и слово его столь веско для всех царей и народов, что стоит ему отправить послов к Антиоху и объявить, что неугодны сенату войны с царями — союзниками Рима, как он тотчас отступится от стен Александрии и уведет войско в Сирию; (12) а если промедлят римляне, то скоро явятся к ним сами Птолемей и Клеопатра, изгнанные из царства, и стыдно будет народу римскому, что ничем не помог он союзникам, когда судьба их висела на волоске. (13) Отцы-сенаторы, дрогнув сердцем, тотчас отправили послами Гая Попилия Лената, Гая Децимия и Гая Гостилия, дабы уладить дело миром58. (14) Велели им идти сначала к Антиоху, потом к Птолемею и объявить: кто станет препятствовать заключению мира, тот римскому народу впредь не друг и не союзник.
В Александрии после этого произошло восстание. Птолемей VI бежал, а царство принял его брат Птолемей VII (Павсаний: 1; 9; 2). есть
Антиох объявил себя защитником интересов старшего брата и при посредстве родосцев помирился с ним (Полибий: 28; 23).
Оставив тщетные попытки одолеть стены Александрии, сирийцы покорили весь Египет. В Мемфисе Антиох посадил царем Птолемея Старшего и затем ушел с войском в Сирию. Пелусий он, однако, оставил за собой, и таким образом мог вторгнуться в Египет в любой момент (169 г. до Р.Х.).
Братья немедленно завязали между собой переговоры и вскоре заключили мир. Старший Птолемей вновь водворился в Александрии, а к Антиоху отправил посольство с изъявлением благодарности за возвращение отцовского царства и мольбою блюсти этот дар. Если до этого Антиох оправдывал свои действия сначала тем, что вынужден защищаться, а потом тем, что отстаивает интересы законного царя, то теперь он отбросил всякое притворство и показал, к чему стремился на самом деле. Он отправил флот к Кипру, а сам пошел на Египет и к весне 168 г. до Р.Х. был с войском в Келесирии. Египетским послам он отвечал, что флот и войско отведет не иначе, как в обмен на Кипр, Пелусий и земли вокруг Пелусийского устья Нила.
Вслед за тем он во второй раз вторгся в Египет и был принят жителями Мемфиса, а также прочими египтянами, одними добровольно, а другими из страха. В четырех милях от Александрии он переправился через Нил и тут встретил римское посольство, возглавляемое Гаем Попилием. Антиох приветствовал послов и протянул было руку Попилию, которого хорошо знал еще со времен своего заложничества в Риме, но тот руки ему не подал, а вручил дощечки с сенатским постановлением (Ливии: 45; 11—12).
http://ancientrome.ru/antlitr/livi/kn44-f.htm11. (1) Ободренный таким подкреплением, претор решился идти на Кассандрию. (2) Этот город был построен царем Кассандром на самом перешейке, соединяющем Палленскую область с остальной Македонией, между морями Торонским и Македонским26: (3) тот полуостров, где расположена Кассандрия, вдается в море не меньше, чем знаменитая гора Афон, и обращен к Магнесии двумя мысами, из коих больший зовется Посидейским, а меньший — Канастрейским27.
(4) На Кассандрию пошли с двух сторон: у Клит, как их называют, претор провел укрепления от моря до моря, расставив и рогатки, чтобы отрезать путь врагу, а со стороны канала наступал Эвмен. (5) Труднее всего оказалось заполнить ров28, недавно проведенный Персеем. Когда претор осведомился, почему нигде не видно куч вырытой земли, ему показали на крытые ходы29, объяснив, что здесь стены не так толсты, как старые, а выложены только в один кирпич. (6) Тут претор и решил пробиться в город, а неприятеля обмануть — подвести к стенам лестницы совсем с другого боку и так, внеся сумятицу, отвлечь защитников города.
(7) Гарнизон Кассандрии составляли молодые горожане — немалый отряд, а кроме них — восемьсот агриан30 и две тысячи столь же воинственных иллирийских пенестов, присланных Плевратом31. (8 ) Покуда они обороняли городские стены, а римляне всею силою к ним подступались, стены крытых ходов были пробиты в мгновенье, и брешь открыла дорогу в город. Он был бы тотчас же взят, если бы в этом месте доставало людей при оружии. (9) Когда известие о таком успехе разлетелось по войску, все радостно зашумели, готовые немедля ворваться в город кто откуда.
12. (1) Вначале неприятель изумился, не понимая, что означает этот внезапный шум. (2) Когда же Пифон с Филиппом, начальники гарнизона, узнали, что город открыт, то бросились через брешь на вылазку с отрядом агриан и иллирийцев, решив, что дело обернется на пользу тем, кто первым ее захватит, и нестройная толпа римлян, (3) которые сходились и созывались отовсюду, чтобы ворваться здесь в город, была отогнана и в беспорядке бежала; их преследовали до самого рва, и, загнанные туда, они падали, заполняя ров своими телами. До шестисот было там убито, а ранены почти что все, кто был застигнут между стеною и рвом. (4) Так погубила претора собственная его затея, и он уже больше не мог ни на что решиться. Не двигалось дело и у Эвмена, приступавшего к Кассандрии сразу с моря и с суши. (5) А поэтому оба решили, раз не удался открытый натиск, расставить под стенами осадные орудия, но прежде усилить стражу, чтобы из Македонии не явилась никакая подмога. (6) Но пока они готовили осаду, десять Персеевых легких судов, присланных из Фессалоники с отборным отрядом галлов, увидев с моря вражеские корабли, дождались ночи и, выстроившись в ряд, самым берегом подошли к городу. (7) Весть о прибытии новых сил к неприятелю заставила и римлян, и Эвмена оставить мысль об осаде. Обогнув мыс, они пристали у Тороны32 (8 ) и уж готовы были напасть теперь на нее, но увидели, что город охраняется сильным отрядом, и, бросив пустую затею, двинулись к Деметриаде. Приблизившись, они увидели, что и тут на стенах полно воинов при оружии, а потому прошли мимо и причалили у Иолка с намереньем отсюда напасть на Деметриаду, опустошив прежде здешние места.
Постановление гласило: «Антиох не должен воевать с Птолемеями». Когда царь прочел приказ и сказал, что подумает, Попилий жезлом очертил вокруг него круг и сказал: «Думай здесь» (Аппиан: 11; 66).
http://ancientrome.ru/antlitr/appian/hist-f10.htm66. После Теоса царем Сирии был Селевк, сын “бога” и Лаодики, которому было прозвище Каллиник. За Селевком следовали один за другим два его сына по старшинству лет, Селевк и Антиох. Селевк был больной, немощный и не умевший держать в повиновении свое войско. Его приближенные устроили против него заговор и отравили его; царствовал он всего два года. Его брат — тот Антиох, который получил имя Великого, о войне которого с римлянами я рассказывал выше. Он царствовал 37 лет. О двух его сыновьях, царствовавших после него, Селевке и Антиохе, я уже говорил раньше. Селевк царствовал 12 лет бездеятельно и слабо вследствие несчастья с отцом. Антиох царствовал неполных 12 лет; за это время он взял в плен Артаксия, царя Армении, и ходил войной на шестого Птолемея, который, как сирота, со своим братом был под опекой. Когда он стоял лагерем под Александрией, к нему явился послом от римлян Попилий с письменным приказом, гласившим: “Антиох не должен воевать с Птолемеями”. Когда он прочел приказ и сказал, что подумает, Попилий жезлом очертил круг вокруг него и сказал: “Думай здесь”. Пораженный этим, царь снялся с лагеря. Он ограбил святилище Афродиты в Элимнах и умер от истощения, оставив 9-летнего сына, Антиоха Эвпатора, как мной рассказано и об этом.
Опешив от такого насилия, Антиох замешкался было с ответом, но ненадолго, и сказал: «Что сочли за благо в сенате, то я и сделаю». Лишь после этого Попилий подал ему руку как союзнику и другу. Таким образом, страна была спасена от неминуемого порабощения. Антиох же в назначенный день покинул пределы Египта и Кипра (Ливии: 45; 12). Но он сохранил за собой Келесирию и Иудею.
***
На обратном пути Антиох опять подступил к Иерусалиму и обманом овладел городом, выдав свой приход за совершенно мирный. Но на этот раз он не пощадил ни тех, кто его впустил за стены, ни самого города. Храм он ограбил совершенно, не оставив даже священной утвари, равным образом опустошил и тайную сокровищницу. Затем он разграбил город, причем часть жителей перебил, других же вместе с женами и детьми взял в плен, так что более 10 000 человек стали рабами. Лучшие здания города он предал пламени и, срыв городские стены, укрепил находившийся в нижней части города холм. Наконец, поставив на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь, Антиох заклал на нем свинью, то есть совершил с точки зрения иудеев ужасное святотатство.
Вместе с тем он принудил их отказаться от почитания своего Бога и навязал им его собственных богов, которым иудеи должны были в каждом городе и в каждом селении посвящать рощи и воздвигать алтари; на последних, по его приказанию, они обязаны были ежедневно приносить в жертву свиней. При этом царь запретил также иудеям совершать обряд обрезания над мальчиками и грозил наказанием всякому, кто решился бы ослушаться этого запрещения (Флавий: «Иудейские древности»; 12; 5; 4).
http://www.vehi.net/istoriya/israil/fla ... ti/12.html4. Два года позже, именно в сто сорок пятом году [селевкидской эры], в двадцать пятый день того месяца, который у нас называется кислевом, у македонян же апеллаем, в течение сто пятьдесят третьей олимпиады [38], царь во главе огромного войска вступил в Иерусалим и обманным образом овладел городом, выдав свой приход за совершенно мирный. Но на этот раз он не пощадил даже тех, которые впустили его в город, ввиду находившихся в храме богатств; побуждаемый своим корыстолюбием и намереваясь ограбить храм, в котором он заметил множество золота и прочие столь дорогие жертвенные приношения, он решился нарушить данное тем людям слово. Итак, он совершенно ограбил храм, не пощадив даже священной утвари, золотых светильников, золотого алтаря, трапезы и жертвенников, и даже не отказался от занавесей, вытканных из виссона и пурпура; равным образом опустошил он и тайную сокровищницу и тем вверг иудеев в большое горе. К тому же он запретил им совершение ежедневных жертвоприношений, которые они по закону приносили Господу Богу. Затем он совершенно разграбил город, причем часть жителей перебил, других же вместе с женами и детьми взял в плен, так что более десяти тысяч человек стало рабами. Лучшие здания города он предал пламени и, срыв городские стены, укрепил находившийся в нижней части города холм, называвшийся Акрою. Этот холм был высок и господствовал над храмом; поэтому-то царь и укрепил его высокими стенами и башнями и поместил тут македонский гарнизон. Кроме того, в этой крепости остались также безбожники из народа и все гнусные люди, которые причинили своим согражданам много бедствий. Затем царь поставил на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь и заклал на нем свинью, т. е. животное, которое как по божеским, так и по человеческим законам считалось у иудеев недозволенным.
Вместе с тем он принудил их отказаться от почитания своего Бога и навязал им его собственных богов, которым иудеи должны были в каждом городе и каждом селении посвящать рощи и воздвигать алтари; на последних, по его приказанию, они обязаны были ежедневно приносить в жертву свиней. При этом царь запретил также иудеям совершать обряд обрезания над мальчиками и грозил наказанием всякому, кто решился бы ослушаться этого запрещения. С этой же целью он назначил особых надзирателей, на обязанности которых лежало принуждать евреев к исполнению всех этих предписаний. И действительно, много иудеев, отчасти добровольно, отчасти из страха перед угрожающим наказанием, стали исполнять эти царские повеления. Однако наиболее выдающиеся и благородные из иудеев не обращали внимания на царя, ставя исполнение издревле установленных обычаев выше наказания, которым тот угрожал за ослушание, и потому ежедневно нескольким из них пришлось подвергаться пыткам и умирать в жестоких мучениях. Их бичевали, терзали и затем живьем пригвождали к крестам; женщин же и детей, которые были наперекор царскому велению обрезаны, подвергали казни через удушение и вешали затем тела их на шею пригвожденным к крестам мужьям и родителям. Если же у кого-либо находили книгу со священными законами, то она уничтожалась, и всякий, у которого таковая была найдена, должен был умирать жалкою смертью.
Иудеи ответили на эти притеснения мощным восстанием, во главе которого поначалу стал священник Маттафия, а затем его сыновья Симон и Иуда Маккавей (в 167 г. до Р.Х.). В нескольких сражениях они разгромили полководцев Антиоха, а затем захватили Иерусалим (Флавий: «Иудейские древности»; 12; 6— 7).
http://www.vehi.net/istoriya/israil/fla ... ti/12.html см. главы 6-7
О Маттафии и Маккавеях
Антиох между тем устроил в 165 г. до Р.Х. в Дафне великолепное празднество, на котором с безумной роскошью ублажал множество гостей. Распорядителем на празднестве был сам царь, державший себя унизительно и непристойно. Во время торжественной процессии он скакал на плохой лошади вдоль колонн, одних подгонял, других сдерживал. Во время пира он сам стоял у входа, пропуская гостей и рассаживая их по местам, а потом ходил от одного стола к другому, присаживаясь то к одним, то к другим, принимал здравницы и перекидывался шутками. Когда же пиршество подходило к концу, скоморохи внесли царя, закутанного с головы до ног, и положили на землю. При звуках музыки он вскочил нагишом и стал отплясывать смешные и непристойные танцы (Полибий: 31; 4).
Истратив на все это огромные деньги, Антиох стал стягивать войска для похода на Иудею, но тут оказалось, что у него нет денег на жалование воинам. Поручив пока ведение войны своим полководцам, царь отправился в Персию собирать подати. В Элимаиде он узнал про богатый храм, полный всевозможных жертвенных даров, и решил ограбить его. Но жители города не испугались ни его нападения, ни его осады, а напротив, оказали упорное сопротивление. Сделав вылазку, они даже нанесли сирийцам серьезное поражение и вынудили Антиоха отступить к Вавилону. Здесь царь впал в сильнейшее умственное расстройство, а затем и в тяжелую болезнь. Короткое время спустя Антиох скончался (в 163 г. до Р.Х.) (Флавий: «Иудейские древности»; 12; 9; 1).
http://www.vehi.net/istoriya/israil/fla ... ti/12.html1. Около того же самого времени и царь Антиох, отправляясь походом в нагорную страну, узнал, что в Персии находится город Элиманда [51], отличающийся своим богатством и великолепным храмом Артемиды [52], который полон всевозможных жертвенных даров; в числе последних будто бы также находятся оружие и панцирь, оставленные тут Александром, сыном македонского царя Филиппа. Побуждаемый последним обстоятельством, Антиох двинулся на Элиманду и занялся осадою ее. Но так как жители города не испугались ни его нападения, ни его осады, а, напротив, оказывали упорное сопротивление, царь ошибся в своих расчетах; жителям города даже удалось прогнать его из-под стен, сделав вылазку, обратить его в бегство и подвергнуть преследованию, так что ему пришлось спасаться в Вавилон и при этом потерять значительную часть своего войска. И вот, пока царь еще горевал об этой своей неудаче, ему доложили также о поражении его полководцев, которым он поручил вести войну с иудеями, и о возрастающем могуществе иудеев. При получении этого известия, в силу которого к прежним неудачам присоединялись еще новые, царь впал в сильное расстройство, а затем и в серьезную болезнь. Когда последняя стала затягиваться и страдания Антиоха все увеличивались, он понял, что наступает смерть, и потому созвал друзей своих, сообщил о безысходном положении своей болезни и заявил, что ему приходится страдать так оттого, что он обидел народ иудейский, разграбил его храм и глумился над Предвечным. С этими словами царь умер.
Я не могу не выразить здесь своего удивления по поводу того, что мегалополитанец Полибий, человек вообще вполне надежный, уверяет, будто Антиох умер вследствие желания своего разграбить храм персидской Артемиды; ведь человек, задумав что-либо, но не приведя этого в исполнение, еще недостоин за то наказания. Поэтому если Полибий желал именно в этом обстоятельстве видеть причину смерти Антиоха, то гораздо убедительнее будет принять, что он умер вследствие разграбления Иерусалимского храма. Впрочем, по этому поводу я не стану спорить с теми, кто признал бы мнение мегалополитанца более правильным, чем наше.
PS. При необходимости отсканирую фрагменты из книг Павсания и Полибия (в ин-те этих трудов нет).