Когда Восточная Римская империя превратилась в Византию?

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Когда Восточная Римская империя превратилась в Византию?

Сообщение Exactor » 13 авг 2005, 13:21

А заодно, когда варварские королевства на Западе из обломков классической цивилизации превратились в прообразы средневековых государств?

Традиционная дата падения Римской империи - 476 год - не может считаться удовлетворительной: для всех, кроме Одоакра, Ромула Августула и его отца Ореста, ничего не изменилось. Еще в VI веке на Востоке, а также в Италии, Африке и Испании жизнь продолжалась во вполне римском стиле и по римским же законам, независимо от власти варваров или Юстиниана. Однако в VII веке все это куда-то исчезло. На Западе началось темное средневековье, а на Востоке явно проступила средневековая же Византия. И если на Западе это явления можно обЪяснить физическим уничтожением античной цивилизации во время готто-византийской войны и нашествия лангобардов, то на Востоке (в той его части, что не подверглась арабскому завоеванию) такого обЪяснения нет. Тем не менее явление налицо: в V - VI в.в. еще явно есть Восточная Римская империя, а в конце VII века явно есть Византия. Когда же произошла метаморфоза, чем она была вызвана? И что можно считать гранью?
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Re: Когда Восточная Римская империя превратилась в Византию?

Сообщение Rhesos » 17 авг 2005, 01:05

Exactor писал(а): Тем не менее явление налицо: в V - VI в.в. еще явно есть Восточная Римская империя, а в конце VII века явно есть Византия.

Интересно для кого? Для Вас, уважаемый? Расскажите почему. Только ли потому, что не стало Западного крыла, или потому, что одно дело - Римская империя (И.Ромеев), а совсем другое - Византия (что все-таки не является самоназванием Византийской империи)?
Rhesos
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 08 авг 2005, 00:50

Сообщение Lusor » 17 авг 2005, 01:12

Кроме того, проблема состоит еще в том, что классического Средневековья в Византии-то и не было... Чем была Византия в тот же седьмой век: фемы со стратиотским ополчением. Стратиоты непохожи ни на феодалов, ни на зависимых крестьян. А императоры, будь они из трижды знатного семейства, первейшим долгом почитали прижать крупного землевладельца-дината и защитить стратиота.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Exactor » 17 авг 2005, 18:02

или потому, что одно дело - Римская империя (И.Ромеев), а совсем другое - Византия (что все-таки не является самоназванием Византийской империи)?


Именно поэтому. И дело не в самоназвании (я пользуюсь современными терминами), а в сущности. И не в том дело, что не было "классического средневековья". Было свое особое состояние, которое резко отличалось от состояния последнего периода существования Римской империи.
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Сообщение Rhesos » 18 авг 2005, 00:34

Exactor писал(а):
Именно поэтому.

Простите, почему? Выражайтесь все же яснее, прошу Вас.
Exactor писал(а):
(я пользуюсь современными терминами)

А я ято нет? "Византия" -это все-таки весьма условное понятие.. Я-то склонен полагать, что Византийская Империя не отличается в своей сущности от Римской. Ну, поменялось какие-то детали, приобрело все сие некий восточно-греческий христианский колорит, но император на месте, Римское право вообще кодифицируется в той же Византии, да и сами читают себя римлянами... Если Вы можете, то объясните мне особенности своего зрения, как это у Вас получается посмотреть, что Вам сразу видно , что "в V - VI в.в. еще явно есть Восточная Римская империя, а в конце VII века явно есть Византия". P.S. Но все же слово "Византия" в последней Вашей фразе не "понятие", а скорее некий субъективный образ Вашего представления. :)
Rhesos
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 08 авг 2005, 00:50

Сообщение Exactor » 19 авг 2005, 11:50

[[[Ну, поменялось какие-то детали, приобрело все сие некий восточно-греческий христианский колорит, но император на месте, Римское право вообще кодифицируется в той же Византии, да и сами читают себя римлянами...]]]

Поменялись буквально все детали. От основ экономики до бытового времяпрепровождения. Римское право кодифицировано еще Феодосием и Юстинианом, т.е. по "моей" (если вам так угодно) версии еще в Восточной Римской империи. После чего замерло и не развивалось. Наверно потому, что изменились и общественные идеалы, и вообще все условия жизни. Император, хоть и остался, но природа его власти была принципиально иной. В Римской империи, даже при доминате, существовала социальная и юридическая идея того, что император имеет власть потому, что "верховный суверен" - римский народ - доверил ему ее, так как из-за резкого увеличения количества граждан стало невозможно осуществлять эту власть непосредственно. На муниципальном уровне гражданское общество сохранялось до самого конца и даже чуть дольше кое-где. В средневековой Византии император был "помазанником Божьим", его власть основывалась на этом, народ перестал быть сувереном (что и неудивительно - никакого римского народа уже не было). И ни о каком гражданском обществе и речи не было. Максимум сельские общины, и то не везде.
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Сообщение Филэллин » 19 авг 2005, 13:50

Наверно потому, что изменились и общественные идеалы, и вообще все условия жизни. Император, хоть и остался, но природа его власти была принципиально иной. В Римской империи, даже при доминате, существовала социальная и юридическая идея того, что император имеет власть потому, что "верховный суверен" - римский народ - доверил ему ее, так как из-за резкого увеличения количества граждан стало невозможно осуществлять эту власть непосредственно.


При доминате? Это тогда, когда императора называли "Господин и Бог" (Imperator Deus et Dominus)? Или "Божественный Август" (Divus Augustus)? По моему, слияние божественных сил и императорской власти произошло несколько ранее VII в.

А. Коптев об эволюции принципата:

Идея архаического сакрального царя, от качеств которого зависело благополучие его народа, была близка провинциальному населению, значение которого в общественной жизни империи повысилось с начала III в. Вбиравшая в себя сакральные прилагательные (divus, pius, felix), титулатура императоров стала обрастать ими более целенаправленно. Все, связанное с императором, приобретало божественный (divinus) и сакральный (sacer) характер. Оформлялась особая атрибутика, окружавшая принцепса. В течение трех веков верные гражданским добродетелям принцепсы отказывались от шелковых одежд. В то же время "дурные" императоры почему-то особенно увлекались шелком. Гелиогабал пытался ввести adoratio, а Галлиен старательно изображал из себя "царя растительности". В III в. обычным для императоров становится эпитет invictus, которым, согласно Диону Хрисостому, могли именоваться только боги. Галлиеном вводился прижизненный культ Гения императора. Уже Ульпиан называл преступление, состоявшее в оскорблении величества, близким к святотатству. Сформировавшиеся ко времени Диоклетиана придворные обычаи представляли императора tamquam praesens et corporalis deus. Поэтому он "первым из всех... позволил открыто называть себя господином, поклоняться себе и обращаться к себе как к богу". Однако официально принцепс считался сыном бога — Jovius, Herculius, Apollonius.

И о христианском времени:

Христианская концепция императорской власти, выраженная Евсевием Кесарийским, развивала идею имитации ею власти бога. В христианской оболочке Евсевий удачно изложил римские представления о принцепсе, более теоретично и упрощенно соединив земной порядок с божественным небесным. Наподобие "отца небесного" император рассматривалсся им земным отцом своих подданных, возле которого каждый занимает место в соответствии со своим положением и заслугами. Как и в собственно римской политической идеологии, император рассматривался в качестве выразителя единства гражданского коллектива. Император у Евсевия ответственен перед богом за поддержание гармонии в обществе. Он такой же curator rei publicae, каким представлялся принцепс Цицерону. По-видимому, ответственность императора перед богом имеет истоком его ответственность перед римским народом в качестве первого его гражданина. "Ведь все принцепсы как и другие лучшие люди заслуживают себе бессмертие и прославляются людской молвой наподобие божества только на основании своей жизни, а не согласно захваченным или даже, по мере их удач, выдуманным ими титулам". Евсевий более рационально, чем в идеологии III в., разделил бога и императора. Этим он как бы вернул последнему статус гражданского принцепса, сохранив за ним право на сакральность в качестве отсвета сакральности бога. Христианский принцепс выступает первым (лучшим) из сыновей бога.

http://ancientrome.ru/publik/koptev/koptev04.htm
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Exactor » 19 авг 2005, 15:52

Коптев А.В.
КОДИФИКАЦИЯ ФЕОДОСИЯ II И ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
http://ancientrome.ru/publik/koptev/koptev02.htm

"...Согласно сохранившемуся в Дигестах Юстиниана фрагменту из Институций Ульпиана: "То, что угодно принцепсу, имеет силу закона. А именно с тех пор как царским законом, который был дан в отношении его империя, народ предоставил свой империй и власть ему и всему в нем"7. Эти слова указывают, что власть императора не была абстрактной и отoрванной от "народа" автократией. Император мыслился символом, персонификацией объединения римского гражданского коллектива. Последний постепенно передавал ему свои исконные атрибуты и полномочия. Император вместе с римским народом считался собственником всей земли в провинциях, то есть на территориях, завоеванных за пределами Италии8. Римский народ передавал императору принадлежавшее только ему право издания законов (leges). Естественно, что после реформ Диоклетиана законодательная власть сосредоточилась исключительно в руках императора, а единственной формой законодательства становятся императорские конституции, приобретавшие значение законов."

"...Римское гражданское право предполагало, что каждый гражданин помимо общеимперского гражданства обладал еще и гражданством в конкретной городской общине, где была его родина (origo)..."


Где вы видели нечто подобное в средневековой Византии?
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Сообщение Филэллин » 19 авг 2005, 16:57

А в Риме IV в. вы такое видите?
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Lusor » 19 авг 2005, 23:20

После чего замерло и не развивалось.


Хм, а как же Эклога Льва Исавра? Весьма значительный юридический документ. А потом еще были Прохирон и Исагога Василия 1 Македонянина.

И ни о каком гражданском обществе и речи не было. Максимум сельские общины, и то не везде.


Ну, это тоже не вполне верно... Из западных византинистов Диль, а из наших Каждан говорили о пульсации городской жизни в Империи: первый развитый городской период до середины седьмого века, а затем его возобновление уже в девятом.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Rhesos » 20 авг 2005, 00:05

Exactor писал(а):Поменялись буквально все детали. От основ экономики до бытового времяпрепровождения.

А Вам самому не кажется неверным полагать, что в Восточной Римской Империи (если таковая вообще была) вообще была Римская Империя.
Быт сего Востока и металитет его граждан отличался от исконно римских институций задолго до 4 в. по Р.Х... Graecia capta -это восточные провинции Рима, а для жителей ее император, как точно замечено уважаемым Филэллином, это бог в прямом и непосредственном смысле сего слова (да и римский народ эпохи Империи вероятно верил в богов, а не в "персонификации"). Посмотрите хотя бы у Диттенбергера греческие надписи этого периода (лучше, конечно, в OGIS, но можно и в Sylloge).
Восточная Римская империя - это изначально сплав восточно-греческой жизни и Римской императорской идеи власти. Быт здесь никогда, в сущности, исконно римским и не был... Зато Римская империя была до середины 15 века по Р.Х. :)
P.S. А я при желании смог бы насчитать несколько Российских Империй, дав, разумеется, этим империям иные названия, чтобы отличить их от истинной Российской Империи. :D
Rhesos
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 08 авг 2005, 00:50

Сообщение Exactor » 20 авг 2005, 12:28

Филэллин писал(а):А в Риме IV в. вы такое видите?


А вы не видете? Ну по крайней мере Коптев, Джонс и другие авторы видят...
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Сообщение Exactor » 20 авг 2005, 12:31

Lusor писал(а):
После чего замерло и не развивалось.


Хм, а как же Эклога Льва Исавра? Весьма значительный юридический документ. А потом еще были Прохирон и Исагога Василия 1 Македонянина..


Это было развитием римского права?


Lusor писал(а):
И ни о каком гражданском обществе и речи не было. Максимум сельские общины, и то не везде.


Ну, это тоже не вполне верно... Из западных византинистов Диль, а из наших Каждан говорили о пульсации городской жизни в Империи: первый развитый городской период до середины седьмого века, а затем его возобновление уже в девятом.


До середины седьмого - это еще римская инерция. Как я и предположил в начале ветки. А в девятом - разве это были гражданские общины типа полис/муниципий?? Насколько я знаю - нет.
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Сообщение Exactor » 20 авг 2005, 12:39

Rhesos писал(а):...Быт сего Востока и металитет его граждан отличался от исконно римских институций задолго до 4 в. по Р.Х... Восточная Римская империя - это изначально сплав восточно-греческой жизни и Римской императорской идеи власти. Быт здесь никогда, в сущности, исконно римским и не был... Зато Римская империя была до середины 15 века по Р.Х. :)...


Разумеется, были отличия. Полис отличался от муниципия, гимнасии отличались от терм, греческий язык отличался от латинского, тоги отличались от хламид, городские советы на Востоке часто сохраняли традиционные доримские названия и количество членов, отличное от 100, и т.д. и т.п. Но, как пишет тот же Джонс, за внешним разнообразием скрывалось фактическое единообразие. Практически во всем. А где-то к середине VII века все это куда-то "слиняло"...

P.S.
Римская империя в Константинополе до XV века - такая же фикция как Римская империя на Западе до 1806 года :wink:
Аватара пользователя
Exactor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 296
Зарегистрирован: 29 май 2004, 01:53

Сообщение Филэллин » 20 авг 2005, 12:41

Exactor писал(а):А вы не видете? Ну по крайней мере Коптев, Джонс и другие авторы видят...


Я не говорю, что не вижу, я не понимаю, почему вы этого не видите в VII в., если, как вы признались, видите это в IV.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

cron