Аристотель как раз таки и относится к заданному вами периоду 6-4 веках до н.э., и "Политика" произведения никак не медицинское, по вашему Аристотель не достаточно выдающаяся личность, чтоб по его словам судить об общих тенденциях в обществе. Кажется общая тенденция греческого самосознания уже тогда идет к идее превосходства эллинов.
Я все-таки говорил о НАЧАЛЕ четвертого века.
А Аристотель - это вторая половина четвертого века. Тогда в греческом мире существовали уже совсем другие течения. Кроме того, необходимо учитывать одну очень важную деталь: Аристотель жил в Стагирах, городе на Халкидском полуострове, в полуварварском (т. е. негреческом окружении). А затем связал свою судьбу с Македонией, государством эллинофильским, но все же этнически и культурно негреческим. Поэтому Аристотель как показатель общественных тенденций Эллады даже второй половины четвертого века - сомнительная фигура. Скорее он представитель промакедонской части греческого общества - далеко не самой многочисленной и влиятельной.
Возьмем для примера двух очень ярких представителей греческой литературы начала четвертого века - Ксенофонта и Исократа. Первый участвовал в походе Десяти тысяч, был ярым лаконофилом, еще и учеником Сократа. Весьма занимательная, одним словом, личность. "Анабасис" Ксенофонта проникнут "общегреческой идеей", это верно, но не в меньшей степени - уважением к персидской культуре, о чем свидетельствует "Киропедия" (ср. расхожее мнение, выраженное еще у Геродота, что персы-де "обучают детей трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости" - ничего, напоминающего идею о национальном превосходстве). Исократ в самой, кажется, "провокационной" речи - "Панегирике" - много рассуждает о том, какие белые и пушистые афиняне, но о персах, на территорию коих следовало перенести войну, ничего плохого и уничижительного не говорит. Грек на персидской государственной службе - вещь чрезвычайно распространенная и не осуждаемая со времен Фемистокла. Одно из самых распространенных обвинений в афинских тяжбах - т. н. "медисмос", т. е. в персофильстве. Так что, греки эпохи классики в большинстве своем все же не чувствовали - или последовательно не выражали - своего национального превосходства над варварами.
На пропорции и формы куросов можно взглянуть и по-иному: неумело выполненный египетский канон.
Шутка. Здесь я предпочитаю говорить не о прогрессе, а о вырабатывающемся национальном стиле.
когда и где территориально у греков появилось понятие "варвар" как общее обозначение для всех неэллинских народов?
Судя по словоупотреблению, прилагательное barbaros стало обычным для ионийских авторов пятого века (Корпус гиппократических сочинений, Геродот) и для представителей афинской драмы пятого века (Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан).
Общество куда более извращенческое, чем древнеримское. Узаконенная педофилия, двойной стандарт по отношению к женщинам...
Ну зачем же так резко... Во-первых, какое именно греческое общество Вы имеете в виду? Ведь эллинская культура - отнюдь не монолит, как это обычно представляется в наших учебниках. Аттическая, дорийская, фиванская, островная, ионийская культуры очень много имеют различий. Во-вторых. С педофилией еще много неясного. Тем более - с "узакониванием" ее. Скорее можно говорить о своеобразной "моде", начавшейся в пятом веке и сошедшей на нет к началу эллинизма. А гомосексуализм как ритуальный акт инициации в мужской союз - вещь весьма распространенная в архаических обществах. В-третьих, не вполне понимаю, что Вы понимаете под "двойным стандартом". Наконец, у римлян у самих было много "странного", что мы могли бы назвать "извращением".