Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Вопросы и исторические объявления. Объявления на посторонние тему удаляются без предупреждений.

Модератор: Analogopotom

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 16 янв 2012, 11:22

Последние свидетели крывичского и мерянского двоеверия исчезают на наших глазах

Изображение

Виктор Ерохин, когда о чем ­то рассказывает, обычно ожесточенно жестикулирует – привычка профессионального лектора. И, говоря со мной, он продолжает убеждать какого­ то невидимого оппонента, хотя в этом нет никакой необходимости. Тема для него очень важная, и занимается он ею по движению души.

– Это хранится только в живой памяти, это уходит на глазах. Многое утрачено в пору сплошной мелиорации, когда погубили тысячи малых речек и старые поля, а теперь добивают. Мода пошла на «садики камней» у дачных домиков. Эти камни – «ошметки» старой языческой традиции. Кое­что мы знаем о ней, но пока мало, мало…

Виктор Ерохин – заместитель директора Угличского музея. В этом году здесь прошла выставка «Культовые камни Верхневолжья». Прошла довольно незаметно. Представлены были в основном фотографии, в силу чего турист не оценил значимость проекта, как и то, чего стоило собрать эти шесть с лишним десятков фотографий.

Как признается сам Ерохин, тема появилась давно, много лет назад, когда они с ярославским историком Светланой Чернецовой проводили сверку на местности: в каком состоянии находятся упоминаемые в дореволюционных источниках огромные камни-­валуны, почитавшиеся древними меря и кривичами, жившими на нынешнем Ярославско-­Тверском порубежье.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/poslednie_svideteli_kryvichskogo_i_merjanskogo_dvoeverija_ischezajut_na_nashikh_glazakh/2012-01-15-462
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 19 янв 2012, 13:02

Меря и Аркона. Еще раз о параллелях в истории

Изображение

Одним дождливым днем августа 2011 года мерянские этнофутуристы из Metsa Kunnta навестили знаменитую некогда Аркону на острове Руяне (Рюгене). Погрузившись на один из волшебных Синих камней и поднявшись по мерянским рекам-озерам до Балтики, меряне высадились прямо под утесом, на котором стоит древнее славянское святилище.

Изображение
Вид на городище Аркона

Не секрет, что вся Восточная Германия (к которой относится сейчас и остров Рюген с Арконой) буквально пестрит славянскими названиями: от явных Загарда и Шверина, Рибниц и Грибниц до менее очевидных Лейпцига (Липск) и Дрездена (Драждяны). Тем более удивительно, что кроме славянской топонимики (а сохранение топонимики указывает на непрерывность населения) в сознании восточно-немецкого обывателя от славянского наследия не осталось абсолютно ничего. Единственным исключением является анклав Лужица (Лузация) со столицей в Будишине (Бауцене), онемеченная еще не на 100%. Но безнадежность славянской идеи в Восточной Германии стала ясной слишком давно. Например, в 1945 году советское командование даже не стало создавать в регионе искусственную славянскую автономию, хотя политические плюсы от существования такого образования для победителей Германии были налицо.

Читать дальше » http://merjamaa.ru/news/
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 30 мар 2012, 14:39

Мерянская коллекция Дмитровского исторического музея

Изображение

В эпоху раннего железа на территории Дмитровского района Московской области проживали люди народа меря. Народ Меря относился к финно-угорским народам с незапамятных времен занимавшим все огромное пространство севера Европейской России от Уральских гор до Балтийского моря и от Белого моря до бассейна Оки и верховьев Дона.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/merjanskaja_kol ... -03-26-522
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 02 апр 2012, 16:33

Потаенная меря. Мерянские фамилии поселка Борисоглебский. Ономастика и антропология.

Изображение

В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов и Нерехта, а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 19 километров к северо-западу от Ростова, и предлагаем вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей поселка Борисоглебский. При переводе были использованы современные языки финской группы. Перечень фамилий современных борисоглебцев дополнен небольшой фото подборкой мерянских антропологических типажей взятой из открытых источников.

http://merjamaa.ru/news/potaennaja_merj ... -04-02-529
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 10 апр 2012, 17:06

Мурома и Муромская земля. История и топонимика.

Изображение

Представляем вашему вниманию отрывок из книги Стефана Кировича Кузнецова ( 30.07.1854 - 13.08.1913 ) - русского классика, археолога и этнографа, родившегося 30 июля 1854 в крестьянской семье в Ильинской слободе, Малмыжского уезда, Вятской губернии, профессора-доцента Казанского университета, преподователя Московского археологического института.

Казалось бы, о муроме можно очень много говорить, по­тому что г. Муром, наряду с Новгородом, Киевом, Росто­вом, Суздалем, принадлежит к числу древнейших городов Русской земли и далеко старше Москвы; но беда в том, что летописи дают нам одно лишь название города Мурома; мы решительно ничего не знаем ни о пространстве Муромской земли, ни о том, велико ли было её население, хотя уже в 864 г.

Изображение
Муромский район, Чаадаевское городище.

Муром подчиняется Рюрику, который ставит там свое­го правителя. Решая вопрос о происхождении имени самого города и племени муромы, мудрствовали различно при объяснении этого племенного названия. Так, Повесть о водворении хрис­тианства в Муроме говорит: «создание града им стены каменны и мрамарны, и оттого нарицается Муром»; Энцикло­педический Лексикон Брокгауза и Эфрона переводит слово мурома по-русски «люди на суше», благоразумно умалчивая, из какого именно финского языка происходит это слово.

Изображение
Реконструкция женского костюма народа мурома. Автор: Наталья Герасимова. Уфа.

Слово мурома всего проще производить или от мерянско-черемисского глагола мурам — «пою», от которого страдатель­ное причастие наст, врем, муромо будет значит по-русски «вое­певаемое, поемое», то что поется, т.е. песня; более распрост­ранительное толкование, сообразно с духом языка, дает воз­можность перевести это слово, как «место пения» или «место веселия».

На эрзянском наречии мордовского языка слово морамо значит «пение», а также музыкальный инструмент вроде гуслей, от глагола морамс — «петь, играть». Что касается эти­мологии Энциклопедического Лексикона, то она несостоя­тельна уже потому, что в чисто финском языке (suomi) нет слова muro или mur, в значении «человек», хотя шаа и значить «земля», стало быть, автор заметки словаря для объяснения слова мурома взял вотско-зырянское слово мурт — «человек» и финское слово шаа — «земля»; одно непонятно, каким обра­зом из фантастического и лингвистически недопустимого murtmaa получилось «мурома»?

Точно также непонятно, ка­ким образом мурома можно переводить «человек на суше», когда это должно значить по-русски — «человеческая земля».

Далее читать здесь - http://merjamaa.ru/news/muroma_i_muroms ... -04-10-541
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 16 апр 2012, 12:01

Меряно-крывицкая коллекция Кимрского исторического музея

Изображение

"Этническая история всегда сложна и узловата. Не вернуть того, что было 1000 лет назад. Не вернуть и того, что оставалось 400 лет назад. Теперь и в бывших мерьских станах мало кто вспомнит, что он - потомок меря.

Изображение

Так бы всё может и кануло... Но парадокс в том, что маргинализация мегаполисов всё равно опережает забывчивость глубинки. И что-то остаётся, что утрачено в столицах, но что сохранили стоящие у корней. И, как выясняется, потомки меря (и вместе с ними кривов) оказались сравнительно памятливее многих других."
Мы современные меря и кривичи не отделяем себя от русского народа. Мы даём возможность остальным вспомнить часть своей родной истории (ведь 50-70% жителей Верхневолжья ниже по течению от Кимр - потомки меря, а выше по течению Волги - потомки кривичей. Тем самым - мы идём в авангарде этно-культурного Ренессанса нашего народа.

Держитесь своих Корней друзья!

http://merjamaa.ru/news/merjano_kryvick ... 546?ljN5TI
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 14 май 2012, 11:40

Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси:

К истории славяно-финских этнокультурных связей: Историко-археологические очерки. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1997. - 260 с. ISBN 5-288-01635-6

Изображение

Монография подводит итоги многолетних исследований автора по проблеме славяно-русского освоения северных областей Восточной Европы и взаимодействия пришлого населения и аборигенных финно-угорских народов. В ней детально рассмотрены крупные регионы Древней Руси, население которых (летописные водь, ижора, весь, чудь заволочская, меря, мурома, мещера) подверглось полной или частичной ассимиляции.

Читать далее - http://merjamaa.ru/news/rjabinin_e_a_fi ... -05-12-565
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 18 май 2012, 11:28

Потаенная меря. Мерянские фамилии Гаврилова-яма (Ярославская область).

Изображение

Общество "Metsa Kunnta" продолжает свои ономастические изыскания. В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов, Нерехта и поселка Борисоглебский , а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 63 километра к северо-востоку от поселка Борисоглебский, и предлагаем вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей города Гаврилов-Ям. При переводе были использованы современные языки финской группы, в частности марийский. Перечень фамилий современных гаврило-ямцев дополнен небольшой фото подборкой мерянских антропологических типажей взятой из открытых источников.

Изображение

Читать дальше - http://merjamaa.ru/news/potaennaja_merj ... -05-15-569
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 24 май 2012, 12:29

Дорога к Предкам. Некрополь мерянского Плёса.

Изображение
Холодная гора. Автор: Шубкин Сергей

Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день оказался практически единственным источником по погребальному обряду жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья. Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и, таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой вдоль берега Волги.

Изображение
(рис.1) Топосъемка некрополя домонгольского Плёса. (по П.Н. Травкину)

Холодная гора представляет собой мыс коренного правого берега между двумя открывающимися в долину реки оврагами. Границей площадки, занятой курганными насыпями, с запада и востока служат крутые склоны, а с юга - группы больших ям, оставшихся здесь, по некоторым данным, после забора глины для гончарных работ ещё в недавние времена. Непосредственно между ямами и курганными насыпями хорошо прослеживается серповидныой формы канава, идущая от одного оврага до другого. Канава имеет ширину 1,5 - 2 м и изогнута в противоположную от курганов сторону (рис.1).

Читать далее - http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predka ... -05-22-572
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 13 июн 2012, 17:46

ШУНГА - костромской мерянский угол

Изображение
Костромка: безмолвие

Шунгá – удивительный уголок Костромского края с неповторимым ландшафтом и непростой своеобычной судьбой. Старинный мерянский клин на наиболее удобных и плодородных землях возле самой Костромы. Свидетель и участник ключевых моментов духовной и политической жизни России. Оплот и убежище людей независимых, трудолюбивых, домовитых. Крепких сохранением традиций. Местные жители в названии села делают ударение на второй слог. Хотя, в форме прилагательного - "Шунгенский" подразумевается ударение на первый слог...

Изображение

Название "Шунга" можно интерпретировать с помощью близкого к мерянскому марийского языка: от "шун" - глина + гидроформант "-га".
Однако, хотя в округе глины достаточно, сама Шунга расположена на оставшемся от приледниковых водных потоков дюнно-наносном песчаном всхолмлении.

К окружающим Шунгу условиям ландшафта более подходят саамские лексемы:
suenn - заливные покосы на болоте, уголок болота;
sunka - угол; потайное место;
sonkkelo - угол; окраина;
*soann'k, *sang - крайняя часть озера, залива.

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/shunga_kostroms ... -06-10-580
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 17 июл 2012, 11:58

Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.

Изображение
Д. Зманово Борисоглебского района Ярославской области. Крест и развешанная одежда у источника Преподобного Иринарха. 2002. Фото автора.

Неотъемлемым элементом меряно-русских народных верований выступает культ деревенских святынь. Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко, введший в научный оборот термин «деревенские святыни», объединял этим определением искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено каноническим церковным обиходом. В настоящем сообщении мы попытаемся изучить данное явление в контексте традиционной культуры южных районов Ярославской Мерянии – Борисоглебского, Переславского, Ростовского и Угличского. В XIX – начале XX вв. здесь располагались Переславль-Залесский уезд Владимирской губернии, Ростовский и Угличский уезды Ярославской губернии.

Тема культа местно-чтимых святынь в Ярославском крае неоднократно привлекала внимание исследователей. В то же время многие источники по данной проблеме до сих пор не опубликованы и требуют дальнейшего изучения. Цель настоящего сообщения – ввести в оборот новые данные по названной теме и проанализировать их.

Изображение

Подробнее - http://merjamaa.ru/news/derevenskie_svj ... -07-16-599
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 14 авг 2012, 14:09

Массированной славянской колонизации Ростовской земли не было

Изображение

Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке. Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов.

Мнение сложилось после массовых археологических раскопок графа А.С. Уварова в середине XIX века, когда во Владимирской и Ярославской губерниях было исследовано около 7500 курганов. В дальнейшем материалы владимирских курганов привлекались при решении вопросов о появлении славян в Волго-Клязьминском междуречье и их взаимодействии с субстратным финским населением - мерей (так как мерянские украшения в этих курганах были достаточно многочисленны). Возникла гипотеза о массовой колонизации региона славянами из Новгорода в IX-X вв. (а то и раньше), господствовавшая почти весь ХХ в.

Первые проблемы для этой идеи возникают в 1980-х гг., когда исследования В.А. Лапшина показали: самые первые и очень немногочисленные следы славян появляются лишь со второй четверти X в., а уверенно говорить о появлении в регионе славянского населения можно лишь в XI в.

Одновременно выясняется, что курганы с сожжениями - т.е. курганы раннего периода (IX - перв. пол. Х вв.) в могильнике Тимерево содержат материалы скандинавского и финского (прибалтийского и поволжского) происхождения, но говорить о "славянском комплексе" в них трудно. А это - уникальный памятник для региона, других ранних курганов тут нет.

Тогда же появились работы Е.А. Рябинина, показывающие отсутствие в Ярославском и Костромском Поволжье следов новгородских словен - сопок, ромбощитковых височных колец, каменных обкладок курганов. Гипотеза XIX века о словенах как колонизаторах региона в итоге отметается как безосновательная.

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/massirovannoj_s ... -08-14-620
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 28 авг 2012, 10:59

О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 2

Изображение

Ель в рыболовных и охотничьих обрядах

Связь ели с иным миром и миром духов леса определила ее место в охотничьей и гадательной магии. Н.А. Лаванен пишет, что в Карелии и Финляндии ель использовалась в качестве своеобразного жертвенного алтаря: охотник выбирал в лесу невысокую, густую ель, ветви которой смотрят вниз, в землю(23), на ветви клал ольховую щепку - это была столешница, и на этот алтарь-стол Тапио (Tapion kammen – ладонь Тапио) охотник приносил бескровную жертву - воду, пиво, вино, муку, колосья. Перед началом охоты у стола Тапио он обращался к духу с заговором:

Наведи охотника на тот остров,
На тот пригорок приведи,
Где ели с цветущими вершинами,
Осины со звенящими поясами(23).

Продолжение - http://merjamaa.ru/news/o_chem_molchat_ ... -08-20-621
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin2 » 02 окт 2012, 11:36

Ростов реальный и легендарный. К 1150 летию города.

Изображение

В начале сентября Ростов Великий отметил свой юбилей - 1150 лет. Представляем вашему вниманию виртуальную выставку художников из Карабихи Наталии и Владимира Бутусовых "Путешествие по Ростовской земле". Это этюды, зарисовки, картины по сказаниям Ростова Великого. Приятного просмота и мысленного путешествия по сказочной Ростовской земле!

http://merjamaa.ru/news/rostov_realnyj_ ... -10-01-642
merjanin2
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 16:22

Re: Открылся портал Меряния - посвященный народу Меря

Сообщение merjanin » 21 сен 2013, 16:21

Места Силы. Нурма. Святыни народной веры

Изображение

В конце августа краеведы московского и костромского отделения "Братства Леса" посетили древнюю святыню народного православия - священную рощу близ Троицкого монастыря Павла Обнорского. Место, о котором пойдет речь, находится вовсе не на реке Обноре, а на ее притоке с мерянским названием Нурма. Ну́рма переводится как Луговая река, от мерянского "нур" - луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi - "лужайка, луг", эст. nuŕm - "возвышенность, поле", марийскому нур - "поле на возвышенности".

Изображение

Преподобный Павел спасается в дупле липы(клеймо иконы XVII века)

Река, поляны и холмы вокруг неё находятся на территории древнего Комельского леса, который получил своё имя по реке Комеле, вытекающей из Никольского озера.

http://merjamaa.ru/news/mesta_sily_nurm ... -09-01-797
merjanin
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 07 дек 2010, 11:23

Пред.След.

Вернуться в Объявления участников

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron