МЕГАЛИТЫ – МОЛЧАЛИВЫЕ СТРАЖИ ЕВРОПЫ

Литературные опыты участников форума

Модератор: Analogopotom

МЕГАЛИТЫ – МОЛЧАЛИВЫЕ СТРАЖИ ЕВРОПЫ

Сообщение Андрей Поляев » 24 янв 2005, 15:22

Журнал «Всемирный Следопыт», № 21, 2004
ТЕМА НОМЕРА: «МЕГАЛИТЫ – МОЛЧАЛИВЫЕ СТРАЖИ ЕВРОПЫ» (III тыс. – сер. II тыс. до н.э.)

Мегалиты – каменные великаны, хранящие печать тысячелетий. Они появились на Земле в эпоху перемен, во времена природных катаклизмов, смен культур и народов, идеологических революций.
Когда растаял ледник примечательные камни и скалы, отшлифованные льдом и песком, привлекли внимание первобытного человека-охотника. Они являлись не только пространственными ориентирами для бродячих племён, но и культовыми местами, где периодические встречались родовые кланы, проводились собрания старейшин, совершались религиозные обряды, заключались браки, вырастали родоплеменные кладбища.
Люди перешли к новому способу ведения хозяйства – превратились в оседлых земледельцев. Теперь огромные природные камни становились межевыми или своего рода маяками, вокруг которых жила земледельческая община.
Осваивая новые пространства, коллективы столбили свою территорию уже искусственными сооружениями из огромных камней – мегалитами…

Андрей ПОЛЯЕВ

КАМЕННЫЕ ГИГАНТЫ АТЛАНТИДЫ
(художественно-исторический рассказ)

«… И расположен этот благодатный остров далеко на севере, и населён гиперборейцами, которых так называют потому, что они находятся за теми краями, откуда дует северный ветер-Борей. Земля их плодородна: всё, что на ней сеют, даёт хороший урожай. Живут они в большом достатке, не зная печали и бед, и воздают хвалу богам, принося в святилища многочисленные пожертвования. Но больше всех гипербореи чтят Солнце (по-нашему Аполлона): говорят, что мать его Лето родилась на этом острове. И воздвигли богу прекрасный храм, сферический по форме, и каждый день жрецы восхваляют его в песнях и воздают великие почести; хранители святыни именуются Бореадами, и должности эти передаются в их роду из поколения в поколение».1) Стилос начертил последний знак, внимательный взгляд писца ещё раз пробежал по тексту, и мягкая глиняная табличка была отложена в сторону.

СУМЕРКИ БОГОВ
Пожилой, ещё крепкий мужчина, сидевший на треножнике, поднялся, разогнул уставшую спину и посмотрел вдаль, давая отдых глазам. Его лицо обрамляли седые волосы и борода, длинный хитон из выбеленной льняной ткани ниспадал до земли красивыми складками. С высокой скалы, где находился дворец-акрополь правителя Тиринфа, открывался чудесный вид на залив. Но знакомая с детства картина не радовала: пепельный небосвод сливался с таким же серым морем, сглаживая линию горизонта, и от этого казалось, что прямо за берегом распахнулась мировая бездна. В эту бездну уходили ахейские корабли. Литандр, жрец Аполлона и главный зодчий тиринфского царя-ванака, тяжело вздохнул и ещё раз мысленно послал своё благословение «сынам Света», идущим на войну с силами тьмы за освобождение… Солнца. Да-да, именно Солнца, проглоченного вечными сумерками!
Вот уже несколько лет, с тех пор как Литандр вернулся домой из далёких земель, лучи светила не могут пробиться сквозь густую пелену пыли и облаков, затянувших небо. Воздух стал прохладным, поля заливают дожди, гибнет урожай. «А всё зло от них, распутников и нечестивцев, критян! – Так возвестила прорицательница, жрица солнечного бога. – Своими мерзкими жертвоприношениями они вызвали из пучины змея Пифона, который сжёг остров в центре моря Эгея, выпустив в небо тучи адского пепла».
Молодой и энергичный царь Микен, основатель новой династии, бывший лавагет – главнокомандующий всеми микенскими вооружёнными силами, объявил поход на ненавистный Остров. Его поддержали ближайшие союзники – государи Тиринфа и Пилоса. За царями Пелопоннеса2) двинули свои войска и остальные правители материковой Греции. Местом сбора стал залив, на берегу которого, не без участия жреца-архитектора Литандра, выросли циклопические стены Тиринфской крепости.
Воинственные пришельцы ахейского племени – не чета исконному местному населению. Те безропотно платили дань критскому царю-миносу и золотом, и кровью: юношами и девушками, обречёнными в жертву подземному чудовищу Минотавру и жестокой богине-змее Медузе Горгоне. Когда-то на Крите поклонялись священному белому быку и прекрасной богине Матери-Земле. Но возгордились могучие правители Крита, совратились чуждыми знаниями жрецы, и светлые их боги обратились в подземных. Почитатели ада, внешне беззаботные и весёлые греки-критяне, должны получить по заслугам, а их пантеон мрачных, хтонических богов должен пасть пред светлыми, небесными богами Ахайи – так решили жрецы и старейшины греков-ахейцев.
Одним из ярых сторонников активной борьбы с Критом был и многомудрый жрец Литандр, познавший мир в скитаниях по Ойкумене. Сегодня он завершил свой долгий труд – составил путевые заметки, - осталось вручить их главному жрецу – царю Тиринфа. Когда-то молодой Литандр, сын придворного чиновника-гикета, отправился в просвещённый Египет для получения образования. Путешествие затянулось на долгие годы…

ЗА ГЕРКУЛЕСОВЫМИ СТОЛПАМИ
- Литандр, бросай свои камни за борт! А не то в море скоро полетят наши головы! – размахивая руками, кричал Диомед, капитан торгового тиринфского судна.
Молодой человек грустно кивнул головой - терять камни было жалко. Египетские обелиски, обломки колонн и статуи, каменные плиты с необычными рисунками, добытые на островах Средиземного моря, – годы собирательства, и всё напрасно! Но и Диомеда можно понять: третий день за ними гонятся рогатые критские корабли, и гальки, выпущенные меткими вражескими пращниками, уже булькают у кормы. Хорошо, что ветер встречный, тяжёлым военным кораблям даже с помощью 40 вёсел не настигнуть лёгкое судёнышко ахейцев. И всё же гребцы устали от бешеной гонки, дистанция сокращается, надо выбрасывать балласт…
К вечеру ветер усилился, и погоня отстала.
С тех пор как Греция прекратила платить дань критской морской державе, островитяне и их союзники-финикийцы в отместку топят чужие суда. Толкает их на это и стремление удержать монополию на торговлю во Внутреннем море. Чтобы попасть из Ахайи в Египет и обратно, приходится огибать Крит далеко с запада, плывя вдоль берегов Сицилии и Ливии. Тиринфский торговец Диомед, удачно обменяв свои товары на египетские, возвращался домой с берегов Нила, прихватив с собой земляка, обучавшегося у тамошних жрецов. Боги послали грекам лёгкий путь, но у Сицилии они встретили неприятельский крито-финикийский флот.
На исходе четвёртого дня берега Ливии и Иберии сблизились, впереди находился пролив и столпы Геркулеса, а за ними – неведомые морские просторы.
- Диомед, ты когда-нибудь выходил в Океан? – спросил молодой жрец.
- Нет, но слышал о том, что критские мореходы плавают за Геркулесовы столпы и далее идут на юг вдоль побережья. Оттуда они везут золото, слоновую кость и благовония. Ночью, когда минуем пролив, повернём на север и скроемся от преследователей.
Юго-западный ветер стал шквальным. К утру разразился шторм, какого не видал даже опытный морской волк Диомед. Неделю буря носила утлое судёнышко, но Посейдон, видимо, услышал мольбы моряков, и наконец ураган стих. Однако радости это не принесло – кругом враждебный океан, берег потерян. Как-то раз они увидели стаю птиц, летящих на северо-восток – значит там суша, туда и держать курс. Затем корабль попал в туман. Двигались с помощью лота, вслепую. И вот, после месяца скитаний от начала погони, показались прибрежные скалы. Бросили два тяжёлых якорных камня с продетыми в них деревянными зубцами. С опаской ступили путешественники на неизведанную землю.

ОСТРОВ ГИПЕРБОРЕЙЦЕВ
Два десятка ахейцев выгрузили на каменистый пляж свой не хитрый скарб. Когда набравшие силу солнечные лучи рассеяли покров тумана, впереди открылась слегка холмистая зелёная равнина, поросшая дубовыми перелесками. Лёгкий тёплый ветерок донёс благоухание трав и цветов. Послышались звуки просыпающейся земли.
Литандр с двумя спутниками отправился на разведку, держа путь к ближайшей роще. Кроме огромных дубов, там росли стройные буки, тис и раскидистые вязы. Найдя на опушке леса родник, пробивавшийся из белых известняковых обрывов, решили устроить лагерь здесь.
Пока команда перетаскивала вещи, разведчики продолжали осмотр местности. Вдруг на вершине одного из холмов они увидели огромный каменный столб. При ближайшем рассмотрении это оказалась природная глыба с неправильными гранями. Но поднять и вертикально поставить её в яму могли только люди – край был обитаем. На самой ровной грани гиганта был высечен примитивный рисунок – обнажённая женщина с длинными волосами и ожерельем на груди. «Великая Мать, богиня земли и плодородия», – догадался Литандр. Ахейцы уже давно не покланялись ей, как главному божеству, только женщины тайно совершали по ночам какие-то обряды в честь царицы Земли. Большие, грубые её статуи встречал жрец-путешественник на островах между Сицилией и Ливией. Там же он увидел храмы, посвящённые Великой Матери, построенные из крупных каменных плит, врытых в землю. Когда Литандр обмерил и зарисовал их планы, он был удивлён – по форме святилища напоминали фигуру женщины. Говорят, что с этих островов на Крит пришли первые поселенцы и были они морским народом, прибывшим с Запада, с земли, ушедшей под воду, – Атлантиды.
- Литандр, смотри, что я нашёл! – крикнул один из спутников. – Пещеру в холме!
Сухой грот оказался творением рук человека – крытая галерея из каменных плит уходила в глубь холма и заканчивалась тупиком. Вход смотрел прямо на восток. Жрец понял – и здесь он нашёл святилище женского божества. Рукотворная пещера – это лоно Великой Матери, оплодотворяемое светом восходящего Солнца. Но, судя по внешнему виду, место было малопосещаемым …
Вечером, ужиная у костра, греки делились впечатлениями – открытая страна всем была хороша. Но где же её жители, кто они? Неизвестность пугала и настораживала. На всякий случай ахейцы осмотрели и приготовили оружие: бронзовые мечи, боевые топорики и короткие копья. Только командир отряда Диомед имел полное защитное вооружение: кожаный шлем-колпак, усиленный костяными пластинками, кованный бронзовый панцирь и круглый надлокотный щит, украшенный «солнечным крестом». Любимым оружием вожака был критский двулезвийный топор-лабрис, прилаженный к поясу, а в ножнах притаилось острое жало длинной рапиры. Защита остальных состояла из широких бронзовых поясов и боевых браслетов. Отряд не большой, но все люди бывалые, не раз участвовавшие в схватках. Даже жрец был вооружён кинжалом с рукояткой из слоновой кости; в дорогих ножнах – на перевязи – он висел слева. А справа - кожаный тубус с главными ценностями: папирусами, испещрёнными записями и рисунками; с ними Литандр не расставался. На шее учёного красовался атрибут священнослужителя – каменный нож для жертвоприношений. Острейшее лезвие из вулканического стекла-обсидиана Литандр изготовил сам – это было большим искусством, постепенно забывавшимся.
Увлечённые блеском оружия ахейцы образовали круг. Под ритмические звуки ударных и флейты они по очереди выходили в центр, и каждый исполнял свой неповторимый, импровизированный боевой танец, который посвящался солнечному богу. Воины стремительно вращали вокруг себя отполированные клинки и вертелись на месте, образуя сверкающий круг – символ солнца. Диомед выступил последним. Он показал совершенно другую боевую технику – критскую. Её движения походили на акробатику – уклонения, отскоки, нырки и прыжки в высоту; фехтование было «двойным» – лабрисом боец ставил блоки и сокрушал оборону противника, а рапирой молниеносно колол, иногда удары наносились одновременно двумя руками. В который раз, поразив соратников воинским искусством, капитан Диомед закончил «бой» эффектным сальто. Затем он приказал готовиться к ночлегу и выставить часовых.

ХРАМ СОЛНЦА
На следующий день, Диамед, во исполнение обета, предложил принести в жертву богам первых пойманных на охоте животных.
Всё утро вместе с подручными Литандр сооружал небольшой жертвенник. Неподалеку от родника нашлась заросшая травой известняковая глыба. Дёрн сняли, в плите выдолбили чашу с желобком для слива. Вокруг алтаря выложили белый круг из обломков известняка, рядом свалили кучу хвороста.
Вскоре с охоты вернулись добытчики. Они принесли зверьков похожих на зайцев, только более крупных и жирных. Они почти не боялись людей и легко дали себя поймать. Тех, чья шерсть носила тёмный оттенок, жрец посадил в мешок с камнями и бросил в море в дар Посейдону. Животных со светлыми шкурками принесли в жертву Аполлону на алтаре: кровь вернулась к Матери-Земле, а тушки были сожжены и вместе с огнём поднялись в небо к солнечному богу. После церемонии греки устроили пир - зажарили оставшуюся добычу, открыли амфоры с вином…
Когда из леса выбежали люди, а из-за холма выехала дюжина колесниц, отступать к кораблю было поздно. Высокие, белокожие, светловолосые незнакомцы в сияющих бронзовых доспехах обступили ахейцев. Грозный вид до зубов вооружённых воинов не обещал ничего хорошего. Кто-то из них увидел останки съеденных зверюшек и, потрясая необычным боевым топором, с закраинами на лезвии, стал что-то кричать. Лучники, стоящие в колесницах, натянули тетиву.
Литандр вышел вперёд, поднял вверх руки, показывая пустые ладони, и на всех известных ему языках начал произносить приветствия и мирные пожелания. На счастье греков, он сказал что-то понятное для местных жителей. Из рядов туземцев выступил богато одетый человек: на его груди красовалась большая ромбовидная пластина со спиралью, остальная часть одежды была расшита золотыми пластинками геометрической формы, на шее висело ожерелье в виде полумесяца из золотых и янтарных бус, длинные волосы заколоты булавками из драгоценного металла. Отделка его оружия по роскоши не уступала платью: ножны и рукоять длинного меча были усеяны золотыми гвоздиками, а ручка кинжала была целиком янтарной. Мужчина держал скипетр – деревянный жезл, украшенный костяными и золотыми накладками, с навершием из полированного жёлтого камня. Это оказался не только предводитель рода, тотемным животным, которого был кролик3) – вот почему так агрессивно хозяева встретили пришельцев, – но и один из жрецов Великого Совета. Золото и янтарь, белые и жёлтые камни, круглые валы из мела и окружности из каменных глыб – цвета и символы солнца; потом Литандр видел их повсюду на богатом острове гиперборейцев.
Вождь рода Кролика сразу обратил внимание на жертвенник Литандра и признал в нём сначала единоверца, а потом и дальнего собрата – все они были «сынами Света», поклонявшимися солнцу. Так первая встреча ахейцев и гиперборейцев, которая могла вылиться в кровопролитие, завершилась братанием…
Однако знакомство Литандра с удивительным островом только началось. Жрец остался у гостеприимных хозяев на долгие годы. Оказывается, эта земля являлась когда-то провинцией великой Атлантиды. Атланты издревле разрабатывали здесь оловянные рудники. О легендарной стране, ушедшей под воду во времена Великого потопа, путешественник много слышал от критян и египтян. Предки гиперборейцев – скотоводческие племена – прибыли сюда из южных степей. Они застали здесь остатки спасшихся из Атлантиды и многому у них научились. Гиперборейцы показали Литандру величественный храм Солнца, построенный с помощью опыта и техники мудрых атлантов. С ним могли сравниться только грандиозные пирамиды Египта, тоже созданные с участием зодчих погибшего острова. Предания говорят, что жители Атлантиды оставили колоссальные сооружения и далеко на западе – по ту сторону Океана. Давно уже нет чудесного острова, но остались знания, сбережённые окружающими народами, и каменные гиганты, которые веками будут охранять окраины канувшей в пучину страны…
Жрец Солнца, очнувшись от воспоминаний, с надеждой во взоре провожал стаю белых парусов, летящих в серую даль…
--------------------
Примечание:
1) Текст глиняной таблички скомпилирован из сообщений римского историка Диодора Сицилийского (I век до н.э.), опиравшегося в свою очередь на исторические труды древнегреческих историков. Многие английские учёные (Д. Вуд, Л. Гидли, Р. Ньюэлл), исследовавшие каменные кольца Стоунхенджа, знаменитого мегалитического сооружения Англии, давно обратили внимание на то, что вторичный диодоровский рассказ об острове гиперборейцев и их круглом храме, вероятно, сообщает реальные сведения о Древней Британии и уникальном сооружении, стоящем на Солсберийской равнине.
2) В качестве топонимов приходится использовать античные и современные географические названия, т.к. древнейшие – нам не известны.
3) Археологи установили, что именно на о. Британия в бронзовом веке был одомашнен кролик.
***

Андрей ПОЛЯЕВ

ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ МЕГАЛИТЫ
(популярно-исторический очерк)

Мегалиты (от греческих слов «мегас» - большой и «литос» - камень) – грандиозные сооружения из одного или многих блоков дикого или грубообработанного камня. Они появились в Западной Европы в позднем неолите (кон. V – нач. IV тыс. до н.э.); их строительство продлилось до середины бронзового века (сер. II тыс. до н.э).
Огромные размеры мегалитических монументов, внушительный вид и колоссальный объём работ, необходимый для их возведения, дают основания предположить, что по крайне мере некоторые из них играли важную роль в качестве ритуальных центров ранних земледельческих сообществ в Европе.
Мегалиты представлены двумя основными видами. Первый – это наземные сооружения, в большинстве своём культового назначения; к ним относятся кайрны (керны), менгиры и аллеи менгиров, кромлехи, определённые виды хенджей, чашевые камни. Вторым видом являются подземные и наземные каменные гробницы.
Началом использования камней в качестве знаков, созданных человеком, считают появление кернов. Это сооружения из кучи камней или одиночные валуны, поставленные на видных местах; встречаются они повсеместно, даже в Австралии.
За кернами исторически следуют менгиры (от бретонского «мен» - камень и «гир» - длинный) – продолговатые камни, поставленные вертикально. Основание менгиров часто вкопано в землю. Их высота колеблется от 1 до 12 м. О назначении менгиров есть разные точки зрения: одни считают их памятниками-стелами, изображающими предков, другие – примитивными идолами, вероятно женского рода, поскольку на некоторых из них встречаются грубовысеченные изображения женщин. Менгиры особенно распространены во французской провинции Бретань. Там в местечке Карнак поставлены длинные «ряды камней» - аллеи менгиров – где насчитывается около 3 тыс. камней.
Группы менгиров, образующие один или несколько концентрических кругов, называются кромлехами (от валлийского «кром» - кривой и «лех» - камень). Кромлехи достигают 100 м в диаметре. Часто к кромлехам примыкают ряды менгиров.
По одной из гипотез, кромлехи и аллеи менгиров являлись не просто культовыми сооружениями, а древними астрономическими обсерваториями.
Особым видом памятников, встречающихся только в Британии, являются хенджи. Конструкция хенджа представляет собой округлое пространство – от 50 до 500 м в поперечнике, - ограниченное рвом, с внешней стороны которого насыпан вал с одним или двумя проходами. Многие хенджи имеют дополнительные элементы, такие, как погребения, ямы, кольца из вертикально поставленных камней (Эвбюри, Стоунхендж), столбы.
Стоунхендж – единственное в своём роде мегалитическое сооружение, уникальное в архитектурном отношении, - является комбинацией хенджа и кромлеха. Оно расположено на территории Юго-Западной Англии, близ Эмсбюри (Уилтшир), в центре меловой Солсберийской равнины, и окружено целым комплексом курганных могильников. Сейчас памятник выглядит как множество беспорядочно стоящих и упавших камней, однако благодаря всестороннему изучению создана историческая реконструкция объекта. Выяснилось, что Стоунхендж – это три постройки, возведённые в период 2200-1500 гг. до н.э.
Первое сооружение относится к эпохе позднего неолита (2200-2000 гг. до н.э.) и состоит из кольцевого рва (диаметром 105 м) и 2 валов из мела – невысокого внешнего и внутреннего, выглядевшего в древности как ослепительно белая стена с идеально ровным верхом, высотой 2 м. С северо-восточной стороны в замкнутое пространство был сделан проход, ориентированный по солнцу. Ворота в древности отмечали менгиры, сейчас сохранился только один – так называемый «Пяточный камень», играющий роль визира. Вдоль внутренней стороны вала находится кольцо из 56 лунок, в одной из них при раскопках был найден меловой шар (символ солнца?); предполагают, что ямки служили для астрономических расчётов и шар перекладывался по кругу в соответствии с календарём.
Второе сооружение (2000-1700 гг. до н.э.) ныне не существует, от него остались только 4 опорных камня, образующих прямоугольник, вписанный во внутренний круг. К этому же периоду принадлежит постройка т.н. «авеню» - насыпная дорога, ограниченная двумя параллельными валами и рвами, которая тянется на 3,2 км от входа до р. Эйвон.
Третье сооружение (1700-1500 гг. до н.э.) – самое грандиозное. Оно состоит из большого сарсенового кольца, круга из голубых камней, подковы из трилитов, окружающей «алтарный камень». Сарсеновое кольцо из тёсанных песчаных камней представляло правильный круг (диаметром 30 мм), сооружённый из столбов (высотой 8,5 м и весом до 26 тонн) и положенных на них перемычек с использованием техники «шип-паз» – получалось 30 арок. Круг из голубых менгиров сохранилось плохо, но при раскопках выявлены два концентрических кольца ям, вырытых в центре памятника и предназначенных для установки 82 блоков голубого камня, доставленных с гор Уэльса, за 400 км от стройки. Внутри находится подкова из пяти трилитов («три камня» - конструкция из двух столбов и перемычки) – это самые массивные блоки весом до 50 тонн.
Завершающий этап строительства был выполнен носителями «уэссекской культуры» (разновидность общеевропейской «культуры кубков»), возможно имевшими торговые контакты с Микенами. Некоторые ученые усматривают в архитектуре Стоунхенджа заморское влияние (трилиты очень похожи на Львиные ворота Микен) и даже говорят чуть ли не об участии в строительстве иноземного архитектора. Однако план и замысел сооружения – местные: аналогичные каменные постройки неизвестны за пределами Британии. Рисунок т.н. «микенского кинжала», вырезанный на одном из блоков Стоунхенджа, в настоящее время не считается микенским, а топоры, изображенные на многих камнях, безусловно, местного типа. К тому же Стоунхендж оказался древнее микенской цивилизации. Возможно, схожесть мегалитических архитектурных форм и типов бронзового оружия Древней Британии и Древней Греции объясняются не только генетическим единством (принадлежность к индоевропейцам) и торговыми контактами (заимствования), а культурным влиянием на тот и другой регион какого-то одного народа (цивилизации). Какого? Может быть – легендарных атлантов?
Памятник имел, вероятно, религиозное назначение, но вопреки распространенным заблуждениям он никак не связан с друидами. Предполагают, что это был древний храм, связанный с культом солнца и символизирующий небесный круг. В самом деле, находясь на центральной площадке комплекса, наблюдатель может увидеть сквозь одну из арок сарсенового кольца, что в день летнего солнцестояния Солнце восходит как раз над менгиром. В 1964 г. палеоастроном Дж. Хокинс (ныне гарвардский профессор) с помощью ЭВМ произвёл расчёты и оказалось, что все генеральные направления в Стоунхендже сориентированы на определённые точки восхода и захода Солнца и Луны. Таким образом учёный доказал, что памятник был ещё и древней обсерваторией, а так же своего рода вычислительной машиной для астрономических предсказаний (определение сроков затмений).
Недавно на Юго-Восточном Урале, была открыта т.н. «синташтаская культура» (2000-1500 гг. до н.э.). Носителей этой культуры - земледельцы и скотоводы Великой степи - называют древнейшими индоарийцами. Интересно, что города и храмы этих ариев по планировке очень напоминают «солярную архитектуру» Стоунхенджа. Российские археологи предполагают, что уральские города и храмы тоже могли быть древними обсерваториями.
Второй вид мегалитических сооружений – каменные подземные и наземные гробницы. Возможно, что подземные гробницы – это просто рукотворные пещеры, ведь именно в пещерах были обнаружены первые захоронения людей.
Наиболее древние каменные гробницы, датируемые началом IV тыс. до н.э., обнаружены в Португалии (Анту ду Дилва) и Испании (Лос-Миларес). Самый грандиозный погребальный мегалитический комплекс Европы находится в Ирландии, в долине р. Бойн (3200 – 2500 гг. до н.э.). Он состоит из трёх «земляных пирамид» (Нью-Грейдж, Даут, Наут) и 37 курганов. Окружность земляного холма Наута, в котором спрятана гробница, составляет 914 м. На этом холме в Средние века был построен кельтский замок.
Наиболее распространённым видом мегалитических сооружений являются дольмены (от бретонского «дол» - стол и «мен» - камень) – наземные погребальные камеры. Ранние дольмены тоже связаны с Западной Европой, но встречаются гораздо шире: от Испании до Кореи, от Скандинавии до Мадагаскара. Огромное их количество сосредоточено на Северо-Западном Кавказе, отдельные дольмены можно встретить и в Горном Крыму. Наиболее древние, плиточные дольмены представляют собой прямоугольные «каменные домики» с круглым отверстием на фасаде, закрываемым каменной пробкой.
В мегалитическом строительстве лежат истоки как монументальной скульптуры, так и архитектурного искусства. Многовековой опыт возведения каменных построек имел свои последствия: был изучен строительный материал, испытаны новые орудия и технологии. Именно на этой технике развивались дальше циклопическая кладка крепостей, опор виадуков, мостов и башен. От мегалитов ведут своё начало многие погребальные, храмовые, общественные сооружения древности: пирамиды, толосы, мастабы, мавзолеи, цисты и т.п.
Возможно менгиры, кромлехи, дольмены – это священные камни, возводимые в память о предках, в честь героев и событий. Они служили нерушимыми вещественными знаками, узаконивающими право потомков на родную землю, отечество.
Но до сих пор мегалиты полностью не разгаданы, к тому же каменные гиганты, усеявшие ландшафты многих стран, стали окутываться тайной, обрастать легендами и фантазиями.
***
Андрей ПОЛЯЕВ

КСТАТИ: ВЕЛИКИЙ ПОТОП, АТЛАНТИДА И МЕГАЛИТЫ.
(гипотезы)
По данным океанологов и гляциологов, во время последнего (вюрмского) оледенения, которому соответствовала культура верхнего палеолита, уровень Мирового океана был ниже нынешнего на 120-140 метров. С наступлением голоцена, современного тёплого периода, таяние ледников вызвало подъём воды примерно на 1 см в год. Огромные шельфовые пространства континентов, существовавшие в начале голоцена (ему соответствуют культуры мезолита и раннего неолита), стали затопляться.
В середине самой тёплой климатической фазы голоцена – «атлантический период», соответствующий эпохе позднего неолита – около 5-6 тыс. лет назад или в III - IV тыс. до н.э., «медленный потоп» превратился в катастрофический. Стремительное наводнение, носившее планетарный характер, сопровождалось землетрясениями и цунами. Поскольку атлантический период был теплее современного времени, уровень Мирового океана поднялся даже на 6 метров выше сегодняшней береговой линии. В Европе следы пика этого наводнения зафиксированы в бельгийской провинции Фландрия (т.н. «фландрская трансгрессия»), а также на берегах Средиземного моря.
Быть может, именно этот катаклизм нашёл отражение в мифах и преданиях, существующих у всего человечества. Ведь в ту пору уже появились первые земледельческие цивилизации эпохи неолита-энеолита, создавшие письменность. Вероятно, шумеро-вавилонское повествование о Всемирном Потопе, вошедшее затем в Библию, а также письменные свидетельства других народов – древнеиндийское сказание о пророке Ману, древнегреческий миф о Девкалионовом потопе, платоновский рассказ об исчезнувшей Атлантиде – имеют одну, вполне реальную, основу.
Ещё в 1988 г., в книге ленинградского учёного А.М. Кондратова «Атлантиды ищите на шельфе», выдвигалась следующая научная концепция: именно шельфовая зона - материковая отмель – есть тот «седьмой континент», где археологам надо искать древнейшие, затонувшие цивилизации. «Бессмысленно искать Атлантиду или другие легендарные затонувшие материки в пучинах пяти океанов планеты или на гребне срединно-океанических хребтов, ибо их кора принципиально отличается от коры, слагающие материки. Но можно и нужно искать «атлантиды на шельфе», который стал покрываться водой лишь после окончания последнего оледенения, около 10 тысяч лет назад, причём наступление Мирового океана на сушу продолжается и по сей день», - утверждает Александр Кондратов.
Во времена первых египетских фараонов (конец IV - начало III тыс. до н.э.) Северная Европа не существовала в современном виде: не было Британских островов, отсутствовал пролив Ла-Манш. Данные геологии и океанографии говорят о том, что на его месте текла мощная древняя река, притоками которой являлись Темза, Сена, Шельда, Маас, Рейн и другие современные реки, впадающие сейчас в Северное море. На месте отмели Доггер-Банка в центральной части Северного моря находился большой остров. Он был населён: со дна подняты каменные и костяные орудия первобытного человека, относящиеся к VIII тыс. до н.э. Только в III тыс. до н.э. Британия и Ирландия окончательно отделились от материка, а море затопило шельф Северо-Западной Европы.
Новейшие исследования свидетельствуют, что, по-видимому, Атлантида не являлась мифом. По данным Райнера Кюне, физика из Германии, спутниковая фотосъемка Южной Испании дает основания считать, что остров Атлантида – областью испанского побережья, исчезнувшая в результате наводнения. По словам учёного, расположение этой морской империи совпадает с распространением мегалитов в Юго-Западной Европе и Северной Африке, а на фотографиях из космоса видны прямоугольные структуры и концентрические кольца, подходящие под описание построек атлантов.
Ульф Эрлингссон, географ из Швеции, утверждает, что Платон соединил в описании своей утопии элементы разных времен и мест. Географическое же описание Атлантиды, считает исследователь, основывается на данных об острове, который существует и в наши дни – это Ирландия. В доказательство учёный приводит сходство размеров и рельефов легендарного и реального островов; по его мнению, из 50 крупнейших островов мира только Ирландия подходит под платоновское описание. Он полагает, что мегалитические памятники Ирландии, датируемые III тыс. до н.э., могут быть связаны со строительной деятельностью атлантов. Впрочем, У. Эрлингссон не исключает, что затонувшим островом могла быть и не сама Ирландия, а остров Доггер Банка, погрузившийся в море около 6100 года до н.э.
В книге «Атлантида была Западной Европой» немецкий ученый-языковед Ганс-Вильгельм Ратиен выдвигает свою версию: легендарная земля находилась на затопленной территории Западной Европы, а её центром был нынешний немецкий остров Хельголанд в Северном море. По мнению учёного, Атлантида включала шельфы Северного моря и территории вдоль современной Дании, германских земель Шлезвиг-Гольштейн, Нижней Саксонии и Мекленбурга-Передней Померании. Ратиен утверждает, что вокруг этой североевропейской Атлантиды существовала еще и «Конфедерация атлантов», которая простиралась от нынешнего испанского города Кадиса до норвежского Нордкапа – здесь повсюду прослеживаются мегалитические памятники. Он считает, что на территории Союза атлантов проживали 4,5 миллиона человек. Столкновение Земли с планетоидом, получившем название «Фаэтон», около 1200 года до н.э., привело к тому, что большая часть Атлантиды погрузилась в морские пучины.
Таким образом, многие атлантологи связывают между собой Великий Потоп, Атлантиду и мегалиты. Напомним, что самые древние мегалиты, датируемые IV тыс. до н.э., были обнаружены на западной оконечности Европы – это коридорные гробницы в Анту ду Дилва (Португалия) и Лос-Мильярес (Испания). Да и остальные мегалитические сооружения Европы, как правило, расположены вдоль морского побережья. Так что вполне возможно, что Западно-Европейская шельфовая зона – это то место, откуда по Древней Европе распространилась цивилизация.
***
КУНСТКАМЕРА I: ПЕРВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Минойская цивилизация.
В 1894 г. английский археолог Артур Эванс открыл на Крите древнейшую европейскую цивилизацию (нач. III тыс. – сер. II тыс. до н.э.) и назвал её минойской - по имени легендарного царя Миноса. Согласно древнегреческому мифу, Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского государя. Обратившись в быка, бог похитил ее и, посадив на спину, приплыл на Крит. От Зевса у Европы родился сын Минос – будущий царь острова. Его дворец располагался в Кноссе. Ученые полагают, что слово «минос» было титулом правителей Крита, подобно египетскому «фараон».

Лабиринт.
У минойцев существовало два священных символа, которые они использовали при украшении дворцов, храмов и гробниц. Бык считался священным животным, и его скульптурные рога высились по всему Криту. Другим излюбленным знаком являлся двусторонний топор – лабрис – атрибут богов. Его изображения украшали стены кносского дворца – вероятно, поэтому он стал называться Лабиринтом. Ориентироваться в этом огромном комплексе, состоявшем из сотен комнат и запутанных переходов, было очень сложно, и название «лабиринт» сделалось именем нарицательным.

Минотавр.
Как повествуется в греческом мифе, в Лабиринте на острове Крит жило чудовище Минотавр – полубык-получеловек, сын царя Миноса. Каждые 9 лет материковые греки-ахейцы были вынуждены посылать на съедение Минотавру лучших юношей и девушек. Но однажды сын афинского царя Эгея герой Тесей отправился на Крит, попал в Лабиринт и убил ужасное чудовище. Высказано предположение, что минойский царь, вероятно бывший и верховным жрецом, во время культовых ритуалов надевал маску священного быка и совершал жертвоприношения.

Жертвоприношения.
В начале 80-х гг. XX в. греческая чета археологов Сакелларакисов и англичанин П. Уоррен, независимо друг от друга, совершили сенсационные открытия, разрушившие традиционный образ минойцев как безмятежного и миролюбивого народа. Считалось, что миф о Минотавре всего лишь вымысел. Однако исследователи обнаружили подземные позднеминойские святилища, погибшие во время землетрясения, со «следами преступления». В них совершались не только человеческие жертвоприношения, но и обнаружены следы ритуального каннибализма.

Гибель минойцев – вулкан Фера
В сер. II тыс. до н.э., в центре Эгейского моря, на островке Фера произошло катастрофическое извержение вулкана. Взрыв разорвал остров на части (о. Санторин и о. Ферасия), лава взлетела на высоту 20 миль, огромное пепельное облако рассеялось в атмосфере и вызвало временное похолодание. Анализ древних образцов древесины от Ирландии до Калифорнии показал, что около 1620-х гг. до н.э. рост деревьев был приостановлен охлаждением Земли. Землетрясение и мощная приливная волна-цунами погубили крито-минойскую цивилизацию.

Микенцы.
В III тыс. до н.э. в Евразии произошли массовые миграции народов, связанные с глобальным изменением климата. Переселенцы принадлежали к двум языковым ветвям: индоевропейской и семитской. Вероятно, из Малой Азии в конце III тыс. до н.э. на Балканы вторглись племена древних индоевропейцев (ахейцы), говоривших на прагреческом языке. Археологи назвали их микенцами - по городу Микены, где были впервые обнаружены остатки культуры ахейцев. Расцвет микенской цивилизации пришёлся на период с 1600 по 1200 гг. до н.э., после падения Крита.

Циклопическая кладка.
В Микенах в XIV-XV вв. до н.э. была сооружена колоссальная крепость. Входом служили Львиные ворота, построенные из двух опорных и поперечной глыб -,по сути дела, это трилит, аналогичный стонхенджским. Крепостные стены были сложены из каменных блоков весом до 10 -12 т.
***
КУНСТКАМЕРА II: МЕГАЛИТЫ

Самый большой менгир.
Самый большой из ныне стоящих менгиров находится во французской провинции Бретань, в местечке Керлоас (у г. Плоарзель). Длинный необработанный камень, врытый в землю, вздымается на высоту 12 метров. Но неподалёку, в местечке Морбиган (мегалитическое святилище Карнак), когда-то красовался менгир, достигавший высоты почти 20 метров, вес которого составлял 350 тонн. Сейчас колосс повержен и разбит на куски.

Самый большой дольмен.
Самый большой из известных мегалитов-дольменов находится в Ирландии, в графстве Карлоу, – это так называемый Браунсхиллский дольмен. «Каменный стол» был сооружён из вертикально поставленных валунов, перекрытых сверху гигантской плитой. Предполагаемый вес каменной крышки - около 100 тонн. Со временем, две малые опоры рухнули, а остальные покосились, но огромный верхний камень до сих пор продолжает висеть над землёй.

Самый красивый дольмен.
Один из самых красивых дольменов находится во Франции, в местечке Ла Рош-о-Фе (Бретань). Он сложен из 41 плиты, самая лёгкая из которых весит около 50 тонн.

Самые древние мегалиты.
Самые древние мегалиты-гробницы, датированные IV тыс. до н.э., обнаружены на западной оконечности Европы - в Португалии (Анту ду Дилва) и Испании (Лос-Миларес). Таким образом первые образцы древнеевропейской монументальной архитектуры старше на тысячу лет древнеегипетских пирамид. Возможно, традиция сооружения мегалитических сооружений зародилась не на Востоке, а на Западе, в эпоху неолита.

Новейшие исследования Стоунхенджа.
В прошлом году английские рабочие прокладывавшие трубы на равнине Солсбери, недалеко от Стоунхенджа, случайно обнаружили погребение эпохи ранней бронзы. Могилы семи человек, раскопанные затем археологами, датируются 2300 г. до н.э. Впервые найдены останки людей, которые могли быть в числе строителей Стоунхенджа.
В раскопе были найдены кусочки медного купороса, принесенный с гор Присли, поэтому эксперты считают, что останки принадлежит людям, которые пришли в эти места с юго-запада Уэльса, из так называемого Озерного края.
Доктор Эндрю Фицпатрик, археолог из Уэссекса, который руководил раскопками, отмечает: «В средние века люди полагали, что эти камни, были собраны в Стоунхендже великим волшебником Мерлином. И вот впервые найдены бренные останки одной семьи, которая почти наверняка принимала участие в реализации чьей-то монументальной задачи».
Археологи назвали это семейство валлийцев «лучниками из Боскомба», потому что они были похоронены с наконечниками для стрел похожими на те, что были ранее найдены на поселении бронзового века Боскомб.

Крымская мегалитическая обсерватория.
В балке, расположенной к востоку от Бахчисарая, могла находиться настоящая древняя обсерватория - «мини-Стоунхендж». Может, и тайны-то никакой в ней нет, а просто оторвался обломок от скалы и воткнулся в землю...
Рассказывает старший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Александр Филиппович Лагутин: «... кто-то из археологов мне сказал, что это менгир, древний мегалитический памятник. И действительно, подумал я, непохоже, чтобы эта глыба встала здесь вертикально естественным образом. А потом обратил внимание на одно любопытное обстоятельство... В скале, к востоку от менгира, далеко на противоположной стороне обширной долины, светится сквозное отверстие - явление нередкое на Второй гряде Крымских гор. Но стоит отойти от менгира на несколько десятков метров в любую сторону - и просвет перекрывается. Менгир и далекое окно «являются как бы диоптрами колоссального оптического инструмента, они намертво фиксируют некую оптическую ось в направлении восток-запад, на которой может оказаться восходящее солнце только в определенные дни. Поверив в собственную версию, я много лет проводил наблюдения, встречая восход солнца у менгира. Начинал, естественно с дней равноденствия, наиболее выгодных в смысле точности работы «мегалитического инструмента», когда точка восхода солнца быстрее всего смещается по горизонту. Не всегда ночевки у менгира давали результат, нередко бывали утренние туманы или тучи, но в удачные дни зрелище было феерическое: на черном фоне далекой скалы вспыхивала ярчайшая точка с ослепительными лучами. Фиксированными оказались дни, немного смещенные от равноденствий в сторону лета. От этих двух точек в году наши далекие предки могли вести отсчет дней посредством нанесения зарубок, перекладывания камней и т.п. Таким образом, по сути, мы имеем дело с основой древнего календаря».
***

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ К ТЕМЕ НОМЕРА «МЕГАЛИТЫ»:

На вопросы «Всемирного Следопыта» отвечает Юрий ПИОТРОВСКИЙ, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке Отдела археологии Восточной Европы и Сибири, хранитель коллекции Кавказа.

- Уважаемый Юрий Юрьевич, расскажите, пожалуйста, когда учёные заинтересовались мегалитами и каковы проблемы их исследования?

- Истоки изучения мегалитов можно отнести к началу XIX века. Термин же «мегалит» (в переводе с греческого «большой камень») впервые был использован в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в его книге «Cyclops Christianus» и принят официально французскими археологами на конгрессе в Париже в 1867 году. Мегалиты встречаются по всему миру, и существуют различные классификации. Отсутствие единообразия в терминах при сходстве типов памятников создаёт определённую проблему. Но, конечно, более серьёзной проблемой является то, что учёным достаются неполноценные источники. Все эти сооружения до того, как ими занялись исследователи, были разграблены и разрушены. То есть отсутствует полная информация об объекте, что зачастую и порождает так называемые загадки мегалитов.

- Какие существуют направления исследований мегалитов, какие выдвигаются гипотезы?

- Мегалиты для учёных представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно, т.к. на одной территории однотипные постройки существовали в разное время, а наряду с этим разновременные – синхронно. Есть теория, что мегалиты – сооружения одного народа. Спорная мысль, подтвердить её невозможно. Интересно то, что в некоторых местностях мегалитические памятники изначально располагались на побережье. Например, в Западной Франции есть ряд сооружений, с одного из которых можно видеть другое, с другого – третье. Получается некая опознавательная, сигнальная система. Ведётся, например, дискуссия об ориентации дольменов, признавая главной частью фасадную плиту с отверстием или без него. Естественно, всех увлекают менгиры и их разнообразное расположение – то рядами на протяжении нескольких километров, то кругами. На эту тему существует множество разных гипотез.

- Какую функцию выполняли мегалиты?

- Мегалиты – явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением камням. Известно, что они появляются в V тыс. до н.э. Дошедшие до нас объекты, датируемые этим временем, - погребальные памятники, над которыми сооружались ступенчатые «насыпи», сложенные из плоских камней. Несомненно, что ступени как-то использовались. Было ли у них конструктивное назначение или другое – неизвестно.
Эти сооружения – за рубежом их называют кайрнами (cairn) - «каменные курганы» - появились намного раньше пирамид Египта. Несомненно, что такие крупные постройки являлись для того или иного коллектива местами ритуальными, связанными и с культом предков. Впоследствии, в процессе христианизации Европы, происходила трансформация: языческие памятники наполнялись христианским содержанием, происходила косвенная ассимиляция различными способами. На них устанавливались кресты, высекались распятия, иногда их использовали при строительстве христианских церквей.

- А сегодня существует культ камней?

- В Средние века запрещалось почитание камней, но в Англии в конце XIX века было заявлено о возрождении культа друидов. Друиды разводили костры и водили хороводы в честь Солнца, которое, как они верили, вставало из гроба. Европа, а в последнее время и Россия, переживают «мегалитоманию». Повышенный интерес к мегалитам связан с возрождением первобытных культов, что наблюдается «во времена общественных бедствий», когда люди, чувствуя некую неуверенность, готовы ухватиться за любую соломинку, создающую иллюзию защищённости.
На Западе возрождаются друидические обряды. Современные друиды регулярно съезжаются в Стоунхендж. Международное общество друидов насчитывает около 5 миллионов человек. Один из центров находится во Франции, в Бретани. В России поклонение камням проповедует секта анастасиевцев. Издаются книги о том, что дольмены – «информационный приёмник, прообраз египетских пирамид, восьмое чудо света, обладают колоссальной силой, объяснений которой нет, хранилище древних знаний». Прикоснувшись к ним, можно решить свои проблемы, получить ответ на все вопросы, научиться предсказывать будущее. В подобных опусах дольмены представляются как последняя возможность вернуть утраченное «тайное знание». Это привело к повышению интереса к дольменам и паломничеству к ним. К сожалению, этот ажиотаж не связан ни с исследованием дольменов, ни с изучением культа камней.

(А.К.: Возможно миф о «магии дольменов» сознательно подпитывается и некоторыми исследователями мегалитов (археологами и краеведами) с целью защиты исторических памятников от вандализма («не трогай, а то убьёт») и привлечения общественного внимания к проблемам охраны исторических памятников и финансирования археологических работ).

***
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИИМК РАН),
г. Санкт-Петербург,
бывшее Ленинградское Отделение Института Археологии (ЛОИА)

ТЕМА: «Дольмены Западного Кавказа в культурном, социальном и экологическом контексте».
Руководитель проекта: Трифонов Виктор Анатольевич, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук.
Научная задача проекта: Детальное исследование дольменов Западного Кавказа (IV-II тыс. до Р.Х.) и реконструкция культурного, социального и экологического контекста, в котором формировалась традиция строительства мегалитических погребально-культовых сооружений.
Цель проекта: Создание компьютерной базы данных по западнокавказским дольменам, соответствующей европейским стандартам инвентаризации и учета памятников культуры; разработка методов реставрации и музеефикации дольменов, а также организация природно-археологических заповедных зон.
Содержание проекта: Дольмены представляют собой уникальные памятники кавказской культовой архитектуры 4 – 2 тысячелетий до н.э. Построенные из огромных тщательно обработанных каменных плит, дольмены предназначались для погребений, а также служили святилищами древних народов Западного Кавказа. Происхождение этих памятников все еще остается загадочным. Благодаря элементам сходства между дольменами и широко известными мегалитами Европы и Азии, кавказские памятники остаются в центре внимания мировой доисторической археологии. На Кавказе от Тамани до Колхиды известно около 2000 дольменов. К сожалению, благодаря интенсивному строительству и эксплуатации лесных богатств Западного Кавказа каждый год повреждают или полностью уничтожают значительное количество уникальных памятников. Восстановление и обеспечение сохранности дольменов в комплексе с восстановлением видового состава широколиственного кавказского леса в условиях заповедного режима позволят сократить ущерб, причиняемый культурному и природному наследию края.
Проектом предусмотрена долгосрочная сбалансированная программа полевых и лабораторных исследований в различных районах Краснодарского края и республики Адыгея с детальным изучением специально выбранного района площадью около 750 кв. км. (в пределах Геленджикского района Краснодарского края).
В программу полевых исследований входит:
 Интенсивная поэтапная археологическая разведка и картирование дольменов с использованием системы спутниковой навигации (GPS);
 Создание серии крупномасштабных тематических карт (1:50000) по отдельным участкам Геленджикского района как основы для пространственного анализа связей между людьми, ландшафтом и ресурсами в различные культурно-исторические периоды;
 Выборочные археологические исследования дольменных групп и поселений;
 Фотофиксация и архитектурные обмеры дольменов, согласно унифицированной системе описания;
 Систематический сбор в ходе археологических работ палеоботанических, минеральных и прочих образцов, необходимых для реконструкции палеоклимата, палеоландшафтов и особенностей систем жизнеобеспечения древнего населения;
 Этно-археологические исследования для сбора сравнительного этнографического материала.
***
Дольмены Западного Кавказа в аспекте научном и туристическом

Пять лет в долине реки Жанэ (Краснодарский край, Черноморское побережье Кавказа) работает археологическая экспедиция Института Истории Материальной Культуры Российской Академии Наук (г. Санкт-Петербург). За это время проведена огромная исследовательская работа, результаты которой частично опубликованы в книге «Дольмены. Современники древних цивилизаций». Этот прекрасно иллюстрированный коллективный труд авторитетных ученых позволяет не только приоткрыть завесу таинственности над древней историей Западного Кавказа, но и лучше понять: кто мы такие и откуда. Книга издана в 2001 году по заказу Комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края. Она современна и очень интересна, доступна даже для неподготовленного читателя. Единственное, что вызывает досаду, - очень небольшой тираж. Один из авторов сборника – начальник Западно-Кавказской археологической экспедиции ИИМК РАН Виктор Анатольевич Трифонов – в гостях у редакции газеты «Прибой».

- Виктор Анатольевич, давайте наш разговор начнем с того, как начинался ваш путь в археологию?

- Как и у многих, все началось с хороших книг в детстве. Затем исторический факультет Ленинградского государственного университета, где я учился на кафедре археологии, потом аспирантура ИИМК РАН. Я родился и вырос в Ленинграде, но Кавказ люблю с детства, с первых поездок с родителями к Черному морю. Позднее я увидел и «некурортный» Кавказ. Два года службы в ВДВ Закавказского ВО только укрепили мой интерес к этому удивительному краю. Это уже потом были многочисленные экспедиции и командировки. Я ведь занимаюсь не только дольменами, область моих научных интересов значительно шире – археология Кавказа в эпоху бронзы. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию, работал во многих археологических экспедициях, в том числе за рубежом, где познакомился с современной методикой исследования мегалитических памятников. В 1994 –95 годах преподавал в Саутгемптском (Великобритания) и Калифорнийском (США) университетах. Сейчас работаю старшим научным сотрудником в ИИМК РАН (Санкт-Петербург).

- Я прочитала ваши статьи, и у меня первым возник вопрос: если возраст дольменов около 5000 лет, то почему так поздно появился к ним интерес? Ведь их изучают менее 200 лет.

- Это очень легко объяснить. До начала XIX века на Кавказе просто не было подготовленных людей, которые могли бы оценить древность этих памятников, а, главное, увидеть в них местное проявление универсального мирового явления – культового мегалитического строительства. Неудивительно, что первыми, кто открыл это, были иностранцы - выходцы из Западной Европы, где интерес к изучению мегалитов проявился еще в XV веке...

- Вы пишете, что дольмены открыты на всех континентах, где есть камень и постоянно живут люди, за исключением Австралии. Есть ли научное объяснение этому факту?

- Пока только одно. Мегалиты и, в частности, дольмены могут спонтанно возникать везде и в любое время, если в патриархальном обществе возникает необходимость в зримом воплощении сакральности власти, вечности рода и родо-племенных прав на землю предков. На Мадагаскаре, например, дольмены, очень похожие на кавказские, строили еще в XIX веке, но и в голову никому сейчас не придет серьезно говорить о какой-либо исторической связи между ними. Чтобы решить проблему происхождения дольменов на Кавказе, археологам предстоит ответить на более важный вопрос: как возникла и почему, спустя почти полторы тысячи лет, исчезла эта грандиозная культура, оставившая нам в наследие тысячи дольменов на огромной территории Западного Кавказа? Находясь на периферии древнего цивилизованного мира, эта культура, тем не менее, составляла его неотъемлемую часть. Какую именно, мы и пытаемся сегодня выяснить.

- В книге я заметила разнообразие терминов: мегалит, дольмен, склеп, гробница, культовое сооружение. Какой из них наиболее точен?

- В разной степени они все верны. Родовой склеп, видимо, самое подходящее название, так как первоначальная функция была все-таки погребальная. Названия, которым пользовались люди, построившие эти склепы, мы не знаем, поэтому и пользуемся условной терминологией, введенной в науку еще в середине XIX века.

- Что обычно археологи находят во время раскопок дольменов?

- Человеческие останки и погребальный инвентарь, то есть те предметы, в которых нуждался умерший согласно обрядам и представлениям о его потустороннем существовании. Этот набор чаще всего невелик и включает простые амулеты и украшения, а также глиняную посуду для напутственной пищи и напитков. Несмотря на внешнюю простоту этого инвентаря, он помог сделать археологам важный вывод о единстве культуры на всей территории распространения кавказских дольменов.

- И что испытываете вы, когда в процессе раскопок находите предмет, некогда принадлежавший древним людям?

- Волнение, конечно. Каждый из них, даже самый невзрачный на первый взгляд, может стать ключом к вопросу, ответ на который ищешь годами... И если этого не происходит сразу, утешает мысль, что позднее, когда этих находок станет больше, ты или твой более смышленый коллега ответ все-таки найдёт. Терпение – профессиональная черта археологов. Исследование дольменов – не исключение. Наши главные находки в витрину музея не положишь. Те, кто видел дольмены в долине Жанэ до начала археологических работ и после, подтвердят это.

- Многие дольмены окружены насыпями, некоторые - стенами. В чем назначение этих искусственных сооружений?

- Дольмены далеко не примитивные сооружения, а их строители и, не побоюсь этого слова, проектировщики, вероятно, были профессионалами почти в современном смысле этого слова. Последовательность и характер многих технологических операций по сооружению дольменов нам уже ясны сейчас. Здесь много изобретательности и сноровки и никакой мистики. Для людей, использовавших стандартные меры длины, предварительную разметку, водяной уровень, бронзовые инструменты и абразивы, рычаги, катки, тягловых животных и многое другое, из того, что можно было встретить в карьерах еще 100-200 лет назад, – постройка дольменов была вопросом времени и организации. Чем могущественнее заказчик, тем величественнее была постройка. По стандартам того времени, например, дольменная группа в долине Жанэ была сооружена, видимо, для рода племенного вождя или, как сказали бы в XIX веке, была княжеской усыпальницей. Здесь все обязательные архитектурные и строительные элементы дольмена – погребальная камера, контрфорсы, насыпь, двор и разделяющая их стена - составляют неразрывное целое, демонстрируя их функциональную взаимосвязь.

- Виктор Анатольевич, чем объясняется, что дольмены, как никакой другой памятник, так быстро «обросли» легендами и мифами?

- Мифотворчество – врожденная черта человеческой культуры, один из способов освоения человеком окружающего его мира. Мифы создавались всегда. И в советский период, и сегодня тоже. Мифы придают жизни иллюзорный смысл и комфорт, если хотите. Долгое время дольмены оставались вне сферы какой-либо культуры и только почти 200 лет назад, после прихода русских на Кавказ, они парадоксальным образом стали на наших глазах компонентом мифологизированного сюжета русской культуры вместе с какой-то Анастасией и ее бабушкой, 10000 лет назад якобы погребенной в дольмене... Случайный сюжет, растиражированный в малограмотных публикациях, прижился в поврежденном общественном сознании, материально воплощаясь в толпах самоспасающихся пилигримов, стекающихся со всей страны на поклон новым святыням...

- Тогда такой вопрос: что дает современному человеку изучение дольменов?

- Думаю, что в практическом плане – ничего. Археология относится к фундаментальным гуманитарным дисциплинам, то есть к той части науки, которая исследует основные закономерности развития человеческой культуры. Чтобы понять, как трудно разобраться в этих закономерностях, приведу банальный пример. Вместе с вами мы стали свидетелями потрясающей катастрофы с глобальными последствиями – на наших глазах рухнула цивилизация нового типа – Советский Союз. По археологическим меркам это был, конечно, скоротечный феномен – менее 100 лет, но со всеми атрибутами настоящей суперкультуры. Нравится это кому-то или нет, но был даже особый тип народа - советский народ. Если бы мне, как археологу, довелось в отдаленном будущем «копать» памятники этого катастрофического периода, я бы не без колебаний склонился к выводу, что, судя по материальным свидетельствам, советский народ и связанная с ним культура исчезли, уступив жизненное пространство "крещенным" туркам и китайцам...

- По каким признакам вы бы сделали такие выводы?

- Смотрите сами: чьи упаковки на помойках, товары в магазинах, что носим, в чем ходим...

- У меня тульский самовар есть.

- Обломок прежней цивилизации. Так и должно быть после катастрофы. А вот народ, вроде, исчез... Парадокс в том, что советский народ действительно почти исчез или, похоже, исчезает, а вот люди, мы с вами, остаются… Если так непросто с современной культурой, можете себе представить, как сложно открыть закономерности в развитии культур, исчезнувших 5000 лет назад. Как они возникли, почему исчезли и что стало с людьми, которые некогда к этим культурам принадлежали… Здесь, выходит, уже нет и разницы между современными и древними культурами. Вот вам и прикладная ценность археологии, если, конечно, пренебречь гуманитарными ценностями, которые археологи возвращают из небытия...

- Вы уже несколько лет работаете над осуществлением научной программы по изучению дольменов. Расскажите, пожалуйста, о ней.

- Эта программа под общим названием «Дольмены Западного Кавказа в культурном, социальном и экологическом контекстах» была разработана в 1995 году. Она предполагает решение ряда академических и прикладных задач, в том числе создание атласа кавказских дольменов, как необходимое условие обеспечения их сохранности.

- Создание археологического парка в долине Жанэ является частью этой программы?

- Совершенно верно. Мне уже приходилось неоднократно писать, что дольмены сегодня превращаются в компонент массовой культуры, объект экскурсионного бизнеса. Только через долину Жанэ в летний период проходит около 2000 экскурсантов ежедневно! У этого процесса есть очевидные положительные и негативные стороны. Именно для того, чтобы свести к минимуму негативные процессы, необходимо создание в долине Жанэ природно-археологического заповедника, а в его пределах - археологического парка. Режим заповедника обеспечит сохранность природно-исторического ландшафта, а археологический парк позволит представить публике уникальные памятники долины. Если взглянуть на дело шире, чем это пока принято, на мой взгляд, создание в Геленджикском районе археологического парка должно рассматриваться как компонент перспективного развития курорта. Вне всякого сомнения, в конечном итоге это прямо и косвенно благоприятно скажется на экономическом развитии района. Практика эксплуатации подобных парков за рубежом только подтверждает это. Знаю из собственного опыта. Календари и минеральную воду с фотографиями раскопанных и восстановленных дольменов долины Жанэ продают на каждом углу уже сейчас...
Археологических парков в России пока нет нигде, и значение ведущихся работ по его созданию хорошо понимают в Академии наук, Министерстве культуры, Комитете по охране историко-культурных ценностей Краснодарского края, зарубежных фондах, финансирующих работы. Президентский фонд, выделивший нам средства на продолжение работ в 2001 году, прямо назвал этот проект работой общенационального значения. Я думаю, именно таким он и является на самом деле.

- Виктор Анатольевич, большое спасибо за интересную беседу.

беседу вела корреспондент Лидия Шумская.
Источник: газета "Прибой" (Краснодарский край, г. Геленджик) от 13 ноября 2001, № 129
Копай глубже!
Андрей Поляев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 21 янв 2005, 15:29
Откуда: Санкт-Петербург

Вернуться в Литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron