Биографический очерк опубликован в журнале «Всемирный Следопыт», №20, 2004 г. - рубрика: «ПЕРСОНА», с. 36-43.
Инга СУХОВА
РЫЦАРЬ СВЯТОЙ ДЕВЫ
Тьма обступала его. Робкий лучик света из-под массивной двери не мог рассеять мрак. Здесь, в тюрьме святейшей инквизиции, сидели годами, теряя счет времени. Ломоть хлеба и кружку воды тюремщик принес уже давно, но узник не притронулся к ним. Он сидел на охапке соломы, обхватив худыми руками колени. Что делать заключенному, брошенному сюда по подозрению в ереси? Только вспоминать былое и думать о том, что колесо судьбы совершит очередной поворот, и он покинет страшный застенок.
Блестящий двор испанского короля Карла I готовился к войне. Предстояло захватить королевство Наварру – лакомый кусок, манивший и соседнюю Францию. Среди испанских офицеров выделялся красотой и безумной отвагой молодой баскский идальго Иньиго Лопес. Пылкий кабальеро, воспитанный на рыцарских романах, мечтал прославиться на поле боя и заслужить любовь прекрасной фрейлины. Вчера юная плутовка подарила ему поцелуй и, смеясь, ускользнула, обронив крошечную перчатку. Иньиго водрузил дар на свой начищенный шлем и поклялся умереть, или прославить имя возлюбленной…
«Увы, род мой хоть и знатен, но беден, и предстоит самому заслужить и богатство и почет», - думал молодой человек, отправляясь в поход под началом отдаленного родственника, герцога Антонио Манрик Нахара. Испанские войска, не встречая сопротивления, вторглись в Южную Наварру. Оборона цитадели в Памплоне, важнейшем городе захваченного края, была поручена молодому офицеру Лопесу.
Вскоре пришли тревожные вести, что, перейдя Пиренеи, к городу приближается большое войско французского генерала Фуа-Леспарра. Подойдя к твердыне, французы взяли её в кольцо. Началась изнурительная осада с яростными приступами, перестрелками и кровавыми стычками. Малочисленные испанцы готовы были сдаться, однако непреклонный комендант Лопес отвергал любые переговоры, решась держаться до конца против превосходящего противника.
Фуа-Леспарр со свитой приблизился к стенам цитадели. Юный паж усердно размахивал белым платком, а капрал зычным голосом крикнул:
- Эй, испанцы, генерал желает говорить с вашим командиром!
Спустя несколько минут между зубцами башни показался молодой человек в сверкающей кирасе и шлеме с пышным плюмажем. Изнурённое бледное лицо офицера хранило выражение гордости и упрямства.
- Кабальеро, - генерал вежливо снял шляпу и взмахнул ею в воздухе. – Обе армии убедились в вашем непревзойденном мужестве, мы отдаем должное отваге, но, прошу, смиритесь с неизбежным. Признайте поражение и прекратите ненужное кровопролитие. Обещаем, что сохраним жизнь вам и вашим соратникам! – И галантный француз приложил руку к сердцу, слегка склонив голову.
Краска гнева залила бледные щеки испанца, глубокие темные глаза сверкнули:
- Вы предлагаете мне сдаться? Пока жив хоть один защитник, цитадель не откроет ворота! Убирайтесь прочь, не то я велю аркебузирам открыть огонь.
Неистовый Лопес взмахнул блеснувшим в лучах солнца мечом и покинул башню, прервав переговоры.
Взбешенный Фуа-Леспарр отдал приказ к последнему штурму. Выстрелы из пушек пробили стену крепости, и часть её рухнула. Французы ринулись в пролом, но путь атакующим преградил отряд осажденных во главе с комендантом. Лопес яростно кричал: «Дева Мария, Сантьяго де Компостела!» - и его разящий клинок заставлял неприятельских солдат шарахаться от обезумевшего испанца. Внезапно отколовшийся от башни камень обрушился вниз, перебив коменданту левую ногу, но, охваченный горячкой боя, не чувствуя боли, тот продолжал сражаться, прислонившись к стене. Через мгновение шальная пуля пробила Лопесу правую ногу и отважный воин рухнул наземь, потеряв сознание.
Уважая доблесть коменданта, французы подняли полумертвого врага и оказали помощь раненому. Когда пленник пришел в себя, великодушный Фуа-Леспарр возвратил свободу испанцу и тот отправился в родовой замок Лойолу, что в горах Гипускоа. Шел 1521 год…
Потянулись долгие месяцы болезни. Левая нога плохо срослась, и хирурги вынесли заключение: её необходимо ломать снова, дабы Иньиго вновь обрел способность ходить. Можно себе представить, что перенес страдалец, подвергнутый страшной операции без анестезии. Но Лопес на удивление стойко всё вытерпел. Накануне рокового дня ему было видение: апостол Петр явился больному и обещал вылечить храброго солдата. Однако полного исцеления эскулапам добиться не удалось: одна нога рыцаря стала короче другой, и Иньиго на всю жизнь остался хромым.
Именно в томительные часы выздоровления больного начали посещать яркие видения и откровения, зовущие его к новой жизни во имя Христа. Иньиго решил бросить греховную светскую суету и стать проповедником Слова Божьего. Он объявил себя рыцарем Пресвятой Девы Марии и ночью тайно, дабы ему не помешали близкие, покинул родовой замок.
Первое испытание Лопес прошел близ города Манресы. Отыскав в скалах неприступную пещеру, идальго стал отшельником, питавшимся подаянием. Там написал он свой первый литературный труд, названный «Духовные упражнения». В феврале 1523 года Иньиго Лопес де Лойола решил отправиться на поклонение Гробу Господню в Иерусалим, а затем обратить в христианство тамошних сарацин.
На пути в Святую Землю его ожидали тяжелые испытания. Побираясь именем Христовым, брел он по дорогам Италии. В стране в ту пору свирепствовала чума. Паломник шел в Рим, где хотел получить благословение Папы перед далеким путешествием. Оттуда путь странника лежал в Венецию, где он собирался сесть на корабль, отплывающий в Палестину. Мор сделал людей подозрительными и негостеприимными. Повсюду лежали непогребенные тела жертв страшного поветрия, в каждом путнике крестьяне видели вестника губительной хвори. Близ Падуи измученный лишениями Лойола был близок к смерти от истощения. В Рим он не попал, но до Венеции ему удалось добраться. Здесь пилигрим, повстречал земляка, который устроил его на галеру, идущую в Яффу.
Посетив места, связанные с земной жизнью Спасителя, усердный рыцарь Святой Девы вознамерился просвещать мусульман. Однако попытка обратить агарян едва не стала роковой, и паломник возвратился в Европу. Лопес понял, что для успешного служения ему не хватает образования, и упорно учился: сначала – в школе в Барселоне, затем в университете кастильской Алкалы.
Он начал проповедовать и приобрел учеников, но внезапно был арестован инквизицией, давно и пристально следившей за рыцарем Святой Девы. Иньиго оказался в мрачном застенке, обвиненный в ереси иллюминатов – распространённой в то время религиозно-мистической секты.
… Железные створки дверей заскрипели и распахнулись. Узник поднял голову и закрыл глаза рукой, защищаясь от яркого света факела. Тюремщик рявкнул:
- Собирайся, еретик, тебя ожидает старший инквизитор и великий викарий доминиканцев отец Фигероа. Многовато чести для такого оборванца, как ты! – И стражник толкнул в спину едва переставлявшего ноги Лойолу.
Он предстал перед судьей. Инквизитор был полнотел и на вид добродушен. Маленькие глаза доминиканца внимательно изучали обвиняемого.
- Как посмел ты, не имеющий посвящения, учить паству Слову Божию, к тому же искаженному твоим невежеством? - Загремел низким басом судья. – Я изучил твои «Духовные упражнения» - это ересь, за которую можно легко угодить на костер. Покайся, недостойный, если хочешь выйти отсюда!
Исхудавший заключённый поднял голову и встретился пристальным взглядом с викарием. Инквизитор осекся, словно подавился бранными словами. А «еретик» кротко отвечал:
- Дозволь мне идти в Париж, чтобы учиться в тамошнем университете. Оттуда мой путь лежит в Рим – Папа давно ожидает меня.
И такая непоколебимая уверенность звучала в словах бродяги, что властный викарий смутился. У Святого престола всюду есть соглядатаи. Быть может, этот упрямый гасконец из их числа?
Когда Лойола вышел из тюрьмы, на площади его окружили немногочисленные ученики. Кто мог представить тогда, что этот нищий проповедник станет основателем и первым генералом всесильного Ордена иезуитов!
***
ДОСЬЕ: Иньиго (Игнатий) Лопес де Рекальде де Лойола (1491? – 1556 гг.)
Основатель Ордена иезуитов родился предположительно в 1491 году. Его отец, Бельтрам Лопес де Лойола, был знатным, но обедневшим дворянином. Иньиго стал тринадцатым ребенком в семье. Мальчика отдали на воспитание крестному – отставному королевскому казначею Хуану Веласко. Благодаря связям тот устроил крестника пажом в свиту короля Фердинанда III. Праздная жизнь при дворе сформировала из юноши поклонника воинской славы и прекрасных дам. Однако тяжелое ранение и вынужденное безделье в период болезни заставили его по-иному взглянуть на свою жизнь и круто её изменить.
Пережив беды и опасные приключения, Лойола собрал вокруг себя кружок верных учеников. Приняв монашество, Лойола отправился в Ватикан и сумел убедить Папу в необходимости создания Ордена иезуитов, задуманного как оружие понтифика в борьбе с ересями и врагами Церкви.
Эпоха Возрождения знаменовалась не только великими открытиями и изобретениями, но и освобождением человеческого духа из-под опеки католической церкви. Сомнение в правах Папы на всемирное господство стало проникать в общество. В 1517 году августинский монах немец Мартин Лютер обнародовал в Виттенберге знаменитые 95 тезисов против папской власти. Вскоре учение протестантов охватило многие страны Европы. Папский престол зашатался, и Ватикану потребовалось новое оружие для борьбы с ересями. Таким оружием явился Орден иезуитов, основателем которого и стал Иньиго (Игнатий) Лойола. Он встретился с Папой Павлом III и поведал ему свой проект. В 1540 году понтифик издал буллу, объявившую об учреждении Ордена.
Система, заложенная в основание организации, проста и гениальна. Образование, даваемое без строгого контроля, ведёт к вольнодумству и неповиновению. Потому оно должно быть доверено в надежные руки – иезуитам. С ростом могущества Ордена, создавшего мировую тайную державу, сам понтифик попал в зависимость от него. Братство противопоставило Папе своего, независимого генерала, ставшего, по сути теневым «Папой». Орден иезуитов пытались запретить, но всегда безуспешно.
Организация состоит из шести классов: послушники, ученики, светские кандидаты, духовные кандидаты, исповедники трех обетов и исповедники четырех обетов. Повышение зависит от способностей кандидата. Первые две степени допускают выход из организации, начиная с третьей – возврата в мир нет. В руках шестого класса находится судьба Ордена, из его состава Советом избирается пожизненный генерал. Число братьев, входящих в Совет, не превышает 50 человек. Все члены братства повинуются главе Ордена беспрекословно, слепо, без рассуждений. Кроме того, есть так называемые светские иезуиты, которые, состоя на государственной или общественной службе, ничем не выдают своей принадлежности к братьям, но активно действуют в пользу Ордена. Среди них люди разного положения и занятия: чиновники, военные, дипломаты, учёные, врачи, репортеры, мастеровые и т.д.
Первый генерал Ордена Игнатий Лойола умер в 1556 году в Риме. В 1622 году он был канонизирован как святой католической церковью.
***
КСТАТИ: Иезуиты
Созданный как меч для борьбы с еретиками, Орден иезуитов оказался оружием обоюдоострым. Вскоре иезуиты распространили своё влияние на всю Европу, утвердились в Америке (особенно в Южной, создав там целые иезуитские государства), проникли в Азию (даже в Японию). Помощники братства существовали и существуют практически во всех странах – власть Ордена не знает границ. По существу, иезуиты создали свою собственную тайную мировую державу. «Черный Папа» Ордена стал управлять Папой Римским. Понтифики не раз пытались запретить Орден иезуитов, напуганные его огромной, скрытой от глаз, силой. 21 июля 1773 года была обнародована булла Климента XIV об уничтожении детища Лойолы. Через год Папа умер… от яда. В 1800 году престол в Ватикане занял Пий VII, верный слуга иезуитов, и буллой от 14 марта восстановил существование Ордена.
***
В Европе членов новоучрежденного Ордена именовали по-разному. В Венецианской республике – театинцами; в Терра-ди-Лаворо – езуинами; в Романье – священниками святой Лючии, так как впервые они стали поучать в болонской церкви, посвященной этой святой. В герцогстве Феррарском их величали скофиотти, от названия головного убора, носимого проповедниками. В Испании они были иньигистами по имени основателя Ордена. И только во Франции и в Риме их сразу стали звать иезуитами.
***
В Россию иезуиты проникли благодаря своему покровителю - тайному католику, фавориту царевны Софьи князю Василию Голицыну. Придя к власти, Петр I изгнал их из страны. Но с разделом Польши Екатерина II получила Белоруссию, где среди населения было немало явных и тайных последователей Игнатия Лойолы. Появившись в Петербурге, иезуиты открыли школу. Разумеется, их не интересовали люди из простонародья. В пансионе обучались дети русской аристократии: Юсуповы, Толстые, Голицыны, Гагарины, Шуваловы, Растопчины и т.п. Одни из них открыто перешли в католичество, другие навсегда остались друзьями и тайными помощниками Ордена. Столь активная деятельность братьев привела к тому, что она стала угрожать государственным интересам, и в 1815 году император Александр I издал указ об изгнании иезуитов из России.