Астролябия

Модератор: Velhan

Астролябия

Сообщение Dedal » 04 май 2006, 10:46

Посвящается знатокам математики и астрономии.

Минойская астролябия.

http://www.culture.gr/2/21/215/21505/21 ... 51254.html

http://www.fhw.gr/chronos/02/crete/en/s ... dex6c.html


Инкрустированная "игральная доска" размером 22х38 дюймов выполнена из слоновой кости, горного хрусталя, золота и голубого стекла.

Можно предположить:
Золото - Солнце
Голубой цвет - Венера
Слоновая кость - Луна
-------------------------------------
По периметру прямоугольника расположены 72 золотые розетки (цветы с 16 лепестками, на оригинале сердцевины всё-таки, по-моему, тоже золотые).

72х5=360
--------------------------------------
10 кругов в нижней части, окружности (внешняя и внутренняя) обозначены золотой зернью. Сектора инкрустированы голубым стеклом, в центре - слоновая кость.

10х30=300
---------------------------------------
В углах наверху размещено по две золотые спиралевидные раковины с серцевиной из голубого стекла, им же инкрустированы широкая полоса и 8 горизонтальных полосок внизу "доски".

Раковина - символ Венеры, другие названия планеты - Утренняя и Вечерняя звезда (периоды видимости длятся примерно 263 дня, полный период обращения Венеры - 584 дня).

5 циклов Венеры соответствуют 8 тропическим земным годам:
584х5=365х8
-----------------------------------------
В верхней половине пластины размещены также 4 большие розетки: серцевина (на оригинале сердцевины верхней и нижней розеток отсутствуют) и "лепестки" инкрустированы голубым стеклом, сектора золотые.

"Лепестки" обозначены змейкой с 32-мя изгибами тела, интересно что видимое движение Венеры на небе представляется тоже в виде петель.
------------------------------------------
И, наконец, середина "доски" инкрустирована хрусталём.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1616
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 04 май 2006, 10:52

(с) Analogopotom
-----------------------------------
Поль Кудер
"Университетская библиотека" "КАЛЕНДАРЬ",изд. АСТ Астель М. 2004г

Греческий календарь

Вначале греки пользовались лунным календарем.
Полагают, что месяцы у них, как и у древних египтян, длились тридцать суток. Позже стали чередоваться полные (тридцать суток) и пустые месяцы (двадцать девять суток). Это чередование более или менее привело календарь в соответствие с фазами Луны, но согласованность с временами года долгое время оставляла желать лучшего: во времена Гесиода (VIII век до нашей эры) полевые работы и возможность выпадения дождя или установления ясной погоды увязывались с гелиакическими восходами и заходами разных созвездий, которые были легко узнаваемы для земледельцев и мореходов.

Приведем (в изложении Скиапарелли) краткие отрывки из предназначенной для земледельцев поэмы Гесиода, в которой даются даты, соответствующие упоминаемым астрономическим явлениям (рассчитанные для VIII века по нашему календарю) (Brunet Pierre, Mieli Aldo. Histoire des Sciences (Payot)).

17 мая. Утренний восход Плеяд. Появляются улитки; натачивают серпы, начинается жатва.

1 июля. Утренний восход Пояса Ориона. Обмолачивают собранное зерно.

15 июля. Утром виден Сириус. Растет чертополох, поют цикады.

10 августа. Через пятьдесят дней после летнего солнцестояния начинается второе лето.
Сириус виден в течение части ночи. Погода благоприятствует мореходству. Стоит влажная и вредоносная жара.

28 октября. Утренний заход Плеяд.

11 ноября. Утренний заход Гиад.

9 ноября. Утренний заход Пояса Ориона.

Последние три даты: Появляются журавли. Приступают к вспашке. Корабли вытаскивают на сушу.

На протяжении веков эти календари, служившие для практических целей (парапегмы), были весьма популярны и широко распространены; случалось, в них даже указывались благоприятные и неблагоприятные для всяческих начинаний дни.
В работе над ними участвовали известные ученые (Метон, Евдокс, Калипп, Гиппарх, Птолемей). Вслед за древними греками этими календарями увлеклись латиняне: Виргилий, к примеру, в своих сельскохозяйственных трудах в общем и целом продолжает традицию греческих парапегм.

День у древних греков начинался на заходе солнца.
Во времена гомеровских поэм (IX—VIII вв до н.э.) и ночь и день разделялись на нечетко определённые отрезки (начало, середина, конец...).
Приблизительно за шестьсот лет до нашей эры в обиход вошли солнечные часы: говорят, познакомил с ними своих соотечественников Анаксимандр по образцам, которые с давних пор служили вавилонянам, а затем древним евреям.
Тем не менее разделение суток на две группы по двенадцать часов пришло в Грецию лишь с появлением в этой стране водяных часов (клепсидр) во II в. до н.э..
Как и в Древнем Египте, эти группы состояли из часов, продолжительность которых была разной в разные времена года (временные часы).

Десять суток составляли декаду. В пустые месяцы третья декада продолжалась девять суток. Дни первых двух декад обозначались своим порядковым номером в декаде (за исключением первого дня, носившего название «неомения»).
В течение третьей декады Луна понемногу убывала, перед тем как исчезнуть, и дни называли «девятым до исчезновения» «восьмым до исчезновения» и т. д. вплоть до последнего дня именовавшегося «триакада» (что означает «тридцатый»).

Главной единицей в Древней Греции был месяц; говорят, один оракул предписал согласовывать торжества с фазами Луны; однако позже другой оракул предначертал также проводить сельскохозяйственные церемонии в одни и те же дни одних и тех же месяцев: пришлось лунный календарь приводить в соответствие со сбором урожая, с солнечным годом.

К двенадцати месяцам общей продолжительностью в триста пятьдесят четыре дня во времена Солона стал добавляться тринадцатый месяц каждые два года, и средний год оказался слишком длинным.
Во времена Геродота вставка делалась каждые три года: средний год получился слишком коротким.
Затем стали применять восьмилетний цикл, получивший название октаэтириды, в котором добавлялись три вставных месяца (в третьем, пятом, восьмом году).

Как утверждает Бигурдан (Bigourdan G. L'astronomie (Flammarion, 1911)), девяносто девять месяцев октаэтириды были попеременно полными и пустыми, не считая вставных месяцев, — они все были полными.
То есть восьмилетний период включал две тысячи девятьсот двадцать два дня, и на каждый год приходилось 365,25 суток.

Вероятно, октаэтирида была известна еще до эры олимпиад (775 год).
Иными словами, по меньшей мере в VIII веке в Греции знали, что продолжительность года составляет 365,25 суток. В этом нет ничего невозможного, поскольку, благодаря наблюдениям за сотическим периодом, древние египтяне наверняка уже с третьего тысячелетия знали, что солнечный год длится 365,25 суток, а Греция с Египтом поддерживали торговые и даже интеллектуальные связи.

По другой теории, число 365,25 узнал во время своих путешествий в Египет Фалес (или еще кто-то из философов-путешественников): если верить этой гипотезе, знакомство древних греков с величиной 365,25 восходит примерно к 600 году. Однако продолжим...

Продолжительность месяца в октаэтериде, состоящей из девяноста девяти синодических месяцев, или двух тысяч девятисот двадцати двух дней, оказалась короче, чем следовало, и Луна опаздывала по отношению к точке, которую она должна была занимать в соответствии с этим календарем: так, по истечении всего лишь десяти октаэтирид (восьмидесяти лет) опоздание достигало двух недель, и тогда, когда в календаре значилось новолуние, Луна была полной. Праздники более не соответствовали фазам Луны, с которыми они были увязаны изначально.

Сама эта ошибка указывала на способ ее исправления, и был предложен девятнадцатилетний цикл, известный под именем Метонова цикла.
Как гласит легенда, Метон признал, что девятнадцать солнечных лет состоят ровно из двухсот тридцати пяти синодических месяцев: с интервалом в девятнадцать лет фазы Луны совпадают с теми же числами тех же месяцев; это стало основополагающим открытием для календаря. Оно было опубликовано в 433 году, в век Перикла, по случаю Олимпийских игр. Восхищенные афиняне будто бы выгравировали цикл Метона золотыми буквами на колоннах храма Афины, и порядковый номер года в цикле получил название «золотого числа».

Следует ли верить в то, что греки действительно проявили такой энтузиазм?
Дело в том, что гражданский календарь еще долго был из рук вон плохо выверен и никаких следов применения девятнадцатилетнего цикла вплоть до 330 года, то есть столетие спустя, обнаружено не было.
Вот что по этому поводу думает Бигурдан: «Метонов цикл состоит из шести тысяч ста сорока дней, распределенных на двести тридцать пять месяцев, среди которых сто двадцать пять полных и сто десять пустых. Продолжительность года составляет 365 дней 5/19, а лунного месяца — 29 суток 25/47, в обоих случаях она слишком велика».

По мнению Диодора, в Афинах Метон ввел свой цикл в 433 году. Во «Введении в феномены» Геминус приписывает этот цикл Калиппу и даже не упоминает Метона. Но благодаря Калиппу, жившему в Афинах примерно в 335 году до н.э., мы подошли к великому греческому периоду.

Евдокс (Couderc Paul. Histiori de l'astronomie ("Presses Universitaires de France")) дал мощный толчок развитию астрономии, а Калипп вместе с Аристотелем, с которым он поддерживал тесные отношения, развил космогоническую систему Евдокса. Мы будем исходить из того, что во времена Калиппа правильный девятнадцатилетний цикл, содержащий шесть тысяч девятьсот сорок дней, был уже известен: найдено упоминание о его применении в 342 году до нашей эры.

Мы можем уточнить, что девятнадцать лет цикла включали тогда:

5 лет продолжительностью в 355 дней ................1775 дней

7 лет по 354 дней .............................................2478 дней

6 лет по 384 дня.................................................2304 дня

1 год продолжительностью в 382 дня......................383 дня

Итого.................................................................6940 дней

Впрочем, известно, что в конце своей жизни Калипп предложил усовершенствовать цикл Метона, сгруппировав четыре периода в один семидесятишестилетний: упразднив одни сутки за семьдесят шесть лет, он приводил продолжительность года к 365 суткам 1/4, а синодический месяц — к 29 суткам 499/940, что можно считать превосходным значением.

Предложение ввести этот семидесятишестилетний цикл было благосклонно встречено древнегреческими астрономами; так, Птолемей обычно относит свои наблюдения к годам Калипповых периодов: его данные позволяют датировать начало применения этих периодов 28 июня 330 года до нашей эры.

Мы видим, какой точности достигла астрономия при Калиппе.
Но следует признать также, что эти достижения не принесли никакой пользы календарю: официально они так и не вошли в гражданский обиход. Гражданский календарь оставался неточным: практически использовалась лишь октаэтирида.
Ни Метонов цикл, ни корректировка Калиппа, ни поправка Гиппарха, о которой мы расскажем ниже, не вошли в общественную жизнь, однако они продемонстрировали, какой импульс развитию астрономии дают исследования, касающиеся календаря.

По имеющимся данным, Гиппарх первым к 130 году до нашей эры открыл, что продолжительность года меньше 365,25 суток.
По его подсчетам, за триста лет в Калипповом цикле набежали бы лишние сутки. Он предложил упразднять одни сутки каждые триста четыре года, то есть четыре периода.
Таким образом, средний год составлял бы 365 суток 5 часов 55 минут (что опять же превышает продолжительность тропического года на шесть минут), а синодический месяц — 29 суток 12 часов 44 минуты 2 секунды, что отличается от ныне признанной величины менее чем на одну секунду.

Древнегреческая эра. — Вдобавок к неточному гражданскому календарю неразрешимой проблемой в Древней Греции был счет лет: год носил порядковый номер в правление того или иного монарха одного из многочисленных древнегреческих государств или имя глав исполнительной власти самых крупных республик.
Хронология стала ясной с III века, когда было введено летосчисление по олимпиадам, которым были присвоены номера, в том числе тем, что уже состоялись в прошлом — вплоть до 775 года.

Древнегреческие астрономы применяли также искусственную эру, именуемую эрой Набонассара (в 5 в. до н.э. греческие астрономы Гипарх и Клавдий Птолемей составили точную хронологию, восходящую к 746 т.н. эры Набонассара), целиком и полностью вымышленную ради того, чтобы использовать древние наблюдения вавилонян.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1616
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Младший » 04 май 2006, 16:57

Поль Кудер
"Университетская библиотека" "КАЛЕНДАРЬ",изд. АСТ Астель М. 2004г


Книжечка крохотная, но довольно познавательная.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dedal » 04 май 2006, 17:06

Младший писал(а):
Поль Кудер
"Университетская библиотека" "КАЛЕНДАРЬ",изд. АСТ Астель М. 2004г


Книжечка крохотная, но довольно познавательная.



А Вы откуда знаете? :)

Она же посвящена не гуманитарным вопросам :wink:
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1616
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Младший » 04 май 2006, 17:16

Dedal писал(а):А Вы откуда знаете? :)


То есть? :) Читал я ее. Это, кстати, было вскоре после нашей с Вами исторической битвы. :)
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dedal » 04 май 2006, 17:23

Ага заинтересовало :D
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1616
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Младший » 04 май 2006, 17:26

Dedal писал(а):Ага заинтересовало :D


"Да я это... с детства..." ((с) "Полосатый рейс") :D
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Dedal » 04 май 2006, 17:30

Жаль только все ограничиваются письменным периодом. :(

Хоть бы кто-нибудь из историков ковырнул бы микенскую эпоху.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1616
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Младший » 04 май 2006, 17:37

Dedal писал(а):Жаль только все ограничиваются письменным периодом. :(


Да, Ларичева там нема... :)

Хотя, в принципе, узость понятна: книжечка скорее замышлялсь как популярная.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение tmt » 10 май 2006, 23:17

Может в указанной ссылке 10 планет, а не календарь? у шумеров тоже было описано 10 планет - 10-ая нибиру...
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia


Вернуться в Древняя история Крита

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron