Кносский дворец

Модератор: Velhan

Сообщение Юлли » 08 янв 2005, 15:40

Изображение
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 08 янв 2005, 15:40

Изображение
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 08 янв 2005, 15:45

"Покои царицы", или "Комната фрески с дельфинами"


Изображение
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 08 янв 2005, 15:49

Изображение


... а это так, маленькое хулиганство... фотография с раскопок "Тронного зала" до всяких реставраций и восстановлений... 8)
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Dedal » 09 янв 2005, 20:57

Постулаты минойской архитектуры.


История.

Первые поселенцы обосновавшиеся на Крите, сначала приспособили под жильё многочисленные природные пещеры.
Затем кое-где (например, в неолитическом поселении на территории Кносса) стали возводить прямоугольные в плане дома из обожённого кирпича. Однако эта строительная техника, занесённая на остров извне, не удержалась надолго в практике местных строителей. Её сменило возведение стен зданий из сырцового (высушенного на солнце) кирпича, достаточно прочного в климатических условиях острова.
Деревянные брусья-связи сообщали возводимым на каменных фундаментах стенам дополнительную прочность, столь необходимую при частых землетрясениях, которым подвержен Крит.
На первые века III тысячелетия до н.э. приходится переход на Крите от каменного века к бронзовому.
Важной чертой раннеминойского периода является быстрый рост населения, в частности за счёт постоянного притока на Крит новых переселенцев. Возникает множество новых поселений, которые отчётливо группируются по трём обособленным территориальным регионам, соответствующим наметившемуся ещё в неолите выделению на острове трёх областей с признаками локальных археологических культур - восточной, центральной и южной.
Многие населённые пункты в это время тяготеют к побережью, что несомненно связанно с развитием мореходства и рыболовства.
Заметно совершенствуется по сравнению с предшествующей неолитической эпохой архитектура жилых зданий. Хотя основные принципы планировки раннеминойских домов и унаследованы от поздненеолитических построек, она становится в целом намного сложнее. Дома имеют теперь большое количество прямоугольных комнат, часть внутренних помещений в них освещалась с помощью световых колодцев. Некоторые здания были двух- и даже трёхэтажными. Они ставились на прочные каменные основания. По-прежнему их стены, сложенные из сырцовых кирпичей, укреплялись дополнительно с помощью деревянных балок, штукатурились и покрывались цветной обмазкой.
С наступлением среднеминойского периода открывается новая глава в истории Крита, поскольку она знаменует собой возникновение на острове государственных образований с рабовладельческим строем, развитой письменностью, достаточно высоким уровнем экономики и культуры. В крупнейших критских городах - Кноссе, Фесте и некоторых других - строятся монументальные дворцы, ныне получившие в науке название "Старых дворцов", с множеством помещений - парадных жилых и хозяйственных. Самый крупный из них - Кносский - занимал, например, площадь более чем в в полтора гектара. Широкое распостранение бронзовых инструментов резко продвинуло вперёд технику обработки камня, а тем самым и каменное строительство, позволяя строить огромные каменные лестницы, ставшие одной из особенностей Кносского дворца. В это время в частности, появляются отдельно стоящие колонны (из сосновых стволов), играющие роль как несущих конструкций, так и важных элементов архитектурно-художественного облика зданий.
Большое развитие получила монументальная живопись. Искусство фрески (росписи разведёнными в воде минеральными красками по сырой штукатурке), родившееся на Крите именно в это время, успевает уже к концу среднеминойского периода дать несколько подлинных шедевров.
В конце среднеминойского периода трижды в течение одного столетия (около 1700,1660 и 1600гг. до н.э.) дворцы подвергаются разрушению (по воле стихии или человека). Но на развалинах Старых дворцов возникают ещё более грандиозные и величественные Новые дворцы.
Позднеминойский период (1580-1450гг. до н.э.) - расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, начало упадка которого связано со взрывом на острове Санторин.
Единое Критское государство со столицей в Кноссе продолжало существовать, но господствующее положение в нём занимали уже не коренные жители - минойцы, а поселившиеся среди них достаточно многочисленные пришельцы - греки-ахейцы. Кносс становится единственным дворцом на острове. Окончательно дворец подвергся разрешению около 1400г. до н.э.

Археологический словарь.

Неолитические слои с 1958г. исследовались Дж.Д.Эвансом. Долговременное поселение неолита представляло собой телль высотой по меньшей мере 7 метров. Отложения раннеминойского периода неизвестной мощности были уничтожены при строительстве дворца в начале среднеминойского периода (2000г. до н.э.).
Дворец занимал площадь около гектара, размеры центрального двора 26,5х53,1 метра. Вокруг него группировались основные помещения, в западной части - "тронный зал", приёмные залы, ритуальное помещения и склады, в восточной - жилые помещения, состоявшие по меньшей мере из трёх ярусов.
Внутреннее убранство позволяет говорить о высоком уровне комфорта и даже роскоши. Полы искусно выложены камнем, расположенная ниже система водостока далеко превосходила всё известное в древнем мире оборудование такого рода. Нижняя часть стен покрывалась гипсом, выше располагались фрески.
Следует помнить, что дворец был не единственным, но лишь крупнейшим зданием в городе. Меньшие по размеру, но также хорошо оборудованные особняки исследованы в его окрестностях, выявленны и более скромные дома. Необходимо упомянуть виадук и "караван-сарай",расположенные южнее, а также некрополь, состоящий из камерных гробниц, т.н. "храмовую гробницу".

История архитектуры.

Западный корпус дворца содержал многочисленные складские помещения в заглублённом первом этаже, культовые и парадные - на верхних этажах.
В восточном корпусе располагались жилые помещения врезанные в склон холма. К ним с берега реки вёл ступенчатый портик-лестница.
Архитектура дворца формировалась перистильными дворами, открытыми колонными залами, лоджиями, создававшими живописные сочетания пространств, игру света и тени.
В образовании форм критской архитектуры большую роль играли сейсмоустойчивые конструкции. Низ стен выкладывался из крупных каменных блоков - ортостатов, затем устанавливался деревянный каркас, заполняемый сырцовой кладкой или бутовым камнем на глиняном связующем. Каркасная система позволяла делать в стенах много проёмов и возводить 2-3 этажные ступенчатые здания на участках с уклоном (терассные постройки). Плоские крыши служили террасами.
В процессе совершенствования конструкций, где главное внимание уделялось жёсткости верхних связей строения при свободной постановке опор, складывается характерная для критской архитектуры ордерная система: приземистые колонны, утолщённые кверху, поставленны, как правило, на пьедестал (парапеты); широкая капитель обеспечивала большую устойчивость здания при землетрясениях; в тяжёлых перекрытиях откровенно выявлена конструкция накатной кровли из круглых балок.
Оштукатуренные стены зданий Кносского дворца украшались резным и штампованным рельефом, фресками.

Постулаты минойской архитектуры.

Внешний облик Кносского дворца можно представить по сохранившимся изображениям с острова Санторин, фаянсовым табличкам изображающим фасады минойских домов и по терракотовой модели минойской виллы. Последняя представляет редкую возможность увидеть двухэтажную постройку в трёхмерном пространстве, со всеми технологическими подробностями.
Характерными архитектурными элементами были прямоугольные здания с плоской крышей; с небольшим возвышением в центре, представляющем собой, в утилитарном смысле - дымоход для открытого очага; башни высотой 2-3 этажа; террасы с парапетом.

Дворец был результатом коллективного труда, представляя собой не только племеное святилище (аналогичное представленному на ритоне из дворца в Закросе), как могло быть на раннем этапе истории, но и резиденцию правителя и хозяйственный центр, функции добавившиеся в процессе развития государственности минойского общества.

На фресках Санторина "дворцы" окрашены в два основных цвета - синий и оранжевый(жёлтый), что является отражением их значения как святилища.
Синий - цвет планеты Венеры("Владычицы"), цвет правительниц Крита.
Оранжевый(Жёлтый) - цвет Солнца, цвет царей Крита.
Вероятно внешние стены отдельных помещений окрашивались в зависимости от назначения и как имеющие отношение к правителю или правительнице (а соответственно богине или божеству), что и предполагает пёструю цветовую гамму всего дворцового комплекса.
Дополнительно цветом выделялись силовые элементы конструкции - деревянные балки, колонны, рамы дверных и оконных проёмов.
Отдельные помещения декорировались сакральной (космогонической) символикой - розетками, "щитами-восьмёрками", подчёркивающими их особое, торжественное назначение.

Не смотря на кажущуюся бессистемность размеров построек и их расположения, дворец строился по чётким правилам.

Древние архитекторы создавали его ориентируясь на окружающий ланшафт (с учетом, например окружающих долину гор) и небесных явлений (сторон света, восходов и заходов планет и звёзд). В целом дворец должен был стать копией мироздания, одним большим храмовым комплексом.

Хозяйственное предназначение тоже предполагало деление внутренего пространства, однако опять же не на равные доли, например из-за неравноценности подвластных территорий (соответственно, требовалось большее или меньшее количество "чиновников"). Эта система была зафиксирована, в частности, на Фестском диске - как административном документе.
Сравнивая количество единиц административного деления в микенском и минойском обществах видно что в них действовал принцип подобия (11 правителей Крита (сторона А Фестского диска) сопоставимы с 11 гекветами Пилоского царства).
Соответственно можно предположить, что общее деление внутренних покоев Кносского дворца равнялось 16, общему количеству упомянутых на Фестском диске правителей.
Таким образом Кносский дворец являлся уменьшенным аналогом Критского государства, сосредоточенным в его административном центре.

Солярная символика.

Характерная особенность Кносского дворца - "бычьи рога", его визитная карточка.
Однако в египетском искусстве сходный по очертаниям символ связан с "Дверями Горизонта", являясь их основанием.
"Подземная долина Нила разделена двенадцатью вратами на двенадцать частей, "провинций", "номов", соответствующих двенадцати ночным часам. Все врата охраняются чудовищами и имеют свои названия."(Мифы древнего Египта)
В классической греческой мифологии "врата" также известны (начиная от эпитета "семивратные Фивы" и кончая известными Фермопилами).
Именно в этом контексте и надо понимать символ носящий условное название "бычьи рога". Только такая интерпретация позволяет связать воедино символику Кносса, название "Лабиринт" и сакральное значение дворцового комплекса, являющегося в этом смысле "Домом(храмом) Солнца".
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 10 янв 2005, 10:09

Итак, примерный вид Кносского дворца с учетом вышеизложенных соображений.

Изображение


Не хватает только городских построек, окружавшив когда-то дворец.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Сабина » 13 апр 2005, 14:50

Имеют ли какое-либо сакральное значение колонны и их цвет?

Например в середине этрусских гробницах колонна - это как бы символ связи земли и неба, также на неё вешались предметы, которые предназначались покойнику в загробной жизни. Правда некоторые изображения таких колонн с предметами мне показались похожими на печи посередине небольших жилищ, на которые с одной стороны, где у реальной печи топка, можно было повесить котелки, а с другой греться. В гробницах иберов тоже встречаются одиночные колонны, поддерживающие круглый свод. Но этруски и иберы отделены временем и культуры у них всё-таки сами по себе, хотя следы какого-то древнего влияния сохранились, или это только так кажется на первый взгляд?
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Velhan » 13 апр 2005, 17:00

Имеют ли какое-либо сакральное значение колонны и их цвет?


Колонны имеют очень большое сакральное значение - вероятно, минойцы представляли свое божество колонной, на которой держится мироздание.
Марио идет грабить банк! (с).
Аватара пользователя
Velhan
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 00:59
Откуда: Москва

Сообщение Сабина » 14 апр 2005, 16:15

Своеобразный вариант мирового древа?
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Сабина » 14 апр 2005, 16:20

Хотя что только не может быть прототипом божества в виде колонны - например, водяной смерч. Но всё-таки реальнее происхождение колонны от мегалитического столба для астрономических наблюдений.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Svin » 14 апр 2005, 20:07

... картинка очень интересна, но что дает ГИС метод вокруг для данной местности... :D
Я знаю, что ничего не знаю
Svin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1164
Зарегистрирован: 21 сен 2004, 12:57

Сообщение Сабина » 19 апр 2005, 16:00

По Платону цари Атлантиды, принося в жертву быка, окропляли его кровью колонну. Сам Кносский дворец похож на воспоминание о лабиринтах пещер, в которых жили первые кроманьонцы и рисовали на стенах пещер диких быков. И кто знает, может быть древние окропляли кровью забитых священных животных сросшиеся сталактиты и сталагмиты?

А Атлас, поддерживающий небесный свод, разве не поддерживает колонны, соединяющие небо и землю?
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Сообщение Velhan » 20 апр 2005, 02:55

По Платону цари Атлантиды, принося в жертву быка, окропляли его кровью колонну.

Насколько я помню, это была не колонна, а стела с законами. Возможно, такая форма колонны действительно возникла из сталактита, но у такой формы есть одно важнейшее предназначение - когда колонна из дерева, база остается сухой во время дождя и не гниет.
Марио идет грабить банк! (с).
Аватара пользователя
Velhan
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 00:59
Откуда: Москва

Сообщение shuric » 20 апр 2005, 09:50

Скажите я прочел в истории Греции (под редакцией Кузищина), что в Кносском дворце были найдены ванна и царский ватерклозет "весьма похожий на современный" (sic!). Этот ватерклозет - он что со сливным бачком?
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Velhan » 20 апр 2005, 10:29

Этот ватерклозет - он что со сливным бачком?

Насколько я знаю, нет. Кузищин поддался А. Эвансу и многое осовременивает.
Марио идет грабить банк! (с).
Аватара пользователя
Velhan
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 01 июн 2004, 00:59
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Древняя история Крита

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12